Конституционно-правовая ответственность членов правительства в ЦВЕ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая ответственность членов правительства в ЦВЕ.



Конституционно-правовая ответственность членов правительства в ЦВЕ.

· По общему правилу, члены правительства несут коллективную (солидарную) ответственность за действия правительства и персональную ответственность за дела, подлежащие их компетенции или порученные им, а также за действия подчиненных им органов (ст.157 Конституции Польши, с. 108 Конституции Румынии и др.) Так, согласно статье 114 Конституции Словении, министры несут солидарную ответственность за деятельность Правительства, а каждый министр несет ответственность за деятельность своего министерства.

· Принцип коллективной (солидарной) ответственности членов правительства занимает особое место при парламентарных и смешанных формах правления. Он означает, что все члены правительства несут ответственность за политику и решения правительства независимо от их позиции при принятии правительством того или иного решения (и даже если какой-либо министр формально не участвовал в принятии того или иного решения, но не заявил свое го протеста).

· Коллективная (солидарная) ответственность министров не исключает индивидуальную ответственность последних за вверенную им сферу. Отдельные члены правительства самостоятельны в пределах своих полномочий и несут ответственность за свои действия (ст. 108 Конституции Болгарии, ст. 11 Конституции Словении) В ряде стран парламент вправе отказать в доверии не только правительству в целом, но и отдельным министрам (ст.116 Конституции Словакии).

 

Механизм индивидуальной ответственности министров перед парламентом, однако, зачастую работает лишь в случае, если соответствующее решение парламента опосредовано решением главы правительства (государства) об отстранении министра от должности.

Инстанциями конституционно-правовой ответственности в отношении членов правительства может быть

· Во-первых, парламент, его палата (116 Конституции Словакии), часть депутатского корпуса (Польша)

· Во-вторых, глава государства (с предложением выступает Президент, Польша)

· В-третьих, само правительство или его глава (параграф 39 Конституции Венгрии, согласно которому члены Правительства за свою деятельность ответственны перед правительством и обязаны отчитываться перед ним)

· В-четвертых, судебные и специальные квазисудебные органы (Государственный Трибунал в Польше).

· Основаниями ответственности могут являться

Нарушение конституции или закона.

Согласно статье 156 Конституции Польши, члены Совета Министров несут ответственность за нарушение Конституции или законов. Сейм принимает постановление о привлечении членов Совета Министров к конституционно-правовой ответственности перед Государственным Трибуналом по предложению 115 депутатов или Президента.

· Отзыв.

Члены правительства могут быть отозваны. Отзыв, как правило, следует за другой мерой конституционно-правовой ответственности – выражением недоверия (порицания).

В соответствии со статьей 116 Конституции Словакии Национальный совет может выразить недоверие отдельному члену Правительства, в этом случае Президент отзывает члена Правительства (поскольку он его назначает); предложение об отзыве члена Правительства может внести Президенту и председатель Правительства (при этом если Президент примет отставку или отзовет члена Правительства он определяет, кто из членов Правительства будет временно осуществлять функции члена Правительства, чью отставку он принял) Аналогично регулируется вопрос и в статье 159 Конституции Польши.

· Отмена не соответствующих конституции (закону) актов министров.

Согласно статье 107 Конституции Болгарии, Совет министров отменяет не соответствующие закону или «неправильные акты» министров. Статья 149 Конституции Польши предусматривает, что Совет Министров может отменить распоряжение или приказ министра.

· Особенности положения главы правительства

Как субъекта конституционно-правовой ответственности имеет, как правило, некоторые особенности. Это связано, в частности, с тем, что он координирует деятельность правительства, определяет основные направления общей политики и несет ответственность за них, а также за некоторые отдельные сферы (ст.108 Конституции Болгарии). Если Президент отзывает председателя Правительства, то ето влечет за собой отставку всего Правительства (Словакия).

 

Венгрия. Государственные органы. Выборы. Партии.

Президент – бывший председатель Конституционного Суда Ласло Шойом. Избран на 5 лет. Набрал большинство голосов в результате третьего тура голосования, проведенного в венгерском парламенте. Первый и второй туры не принесли результата, поскольку для победы кандидату требовались две трети голосов депутатов. В последнем туре Президент был избран на основе простого большинства голосов депутатов, участвовавших в голосовании

Полномочия Президента Венгрии [1]

Не требуют контрасигнатуры

1. представляет венгерское государство

2. назначает выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления

Может принимать участие в заседаниях Государственного Собрания и комиссий

Может вносить предложения относительно мероприятий Государственного собрания

Государственное собрание. Венгерский парламент. Срок полномочий 4 года.386 мест.

176 – мажоритарная, одномандатные округа.

152 – по спискам партий в территориальных округах – пропорциональная

58 – пропорциональная в общенациональном округе.

 

Партии, представленные в парламенте. Их 5.

Венгерская Социалистическая партия (основа правительства – ее представители) 190 мест

Венгерская Гражданская партия – 141(ФИДЕС)

Христианско-демократическая Народная партия- 23

Союз Свободных Демократов – Венгерская Либеральная Партия- 20

Венгерский Демократический Форум (христианские демократы)- 11.

 

Чехия. Государственные органы, партии.

 

О двухпалатной структуре Парламента

В структуре Парламента, созданного по действующей Конституции Чешской республики, прослеживается преемственность с парламентской структурой Национального собрания периода 1920-1938 г.г. В основу построения Парламента того времени и нынешнего Парламента заложена фактически одна идея. Сенат (верхняя палата) создан как определенный противовес Палате депутатов, своего рода фильтр для законопроектов (если они слишком поспешно принимаются Палатой депутатов). Кроме того – это еще и институт, позволяющий продолжать Парламенту деятельность в случае роспуска Палаты депутатов.

Сенат, по мнению чешских авторов, должен быть органом политической стабильности, который будет корректировать недостатки в законодательной деятельности Палаты депутатов. Но в Чехии традиционной является и слабость Сената в сравнении с нижней палатой. Косвенным свидетельством такого положения верхней палаты является тот факт, что Сенат на протяжении почти трех лет с момента своего формирования (1996 г.) не мог принять Регламента, а руководствовался Регламентом Палаты депутатов, выбирая из него наиболее приемлемые положения. Регламент Сената был принят лишь в 1999 году.

Типично для парламентской республики (которой является Чехия) то, что депутаты Палаты депутатов могут быть членами Правительства.

Право роспуска Президентом Палаты депутатов

Предусмотрено ч.1 ст 35 Конституции.

В следующих случаях:

- если она не выразила доверия вновь созданному Правительству, председателя которого назначил Президент республики по предложению председателя Палаты депутатов;

-если она в течение трех месяцев не приняла постановление по правительственном законопроекту, с обсуждением которого Правительство связывает вопрос о доверии;

- если заседание Палаты депутатов было прервано на более длительный срок, чем 120 дней в году,

- Если Палата депутатов в течение более трех месяцев была неспособна принимать решения, хотя ее заседание не было прервано, и в это время она повторно созывалась.

 

Партии Чехии (результаты выборов)

 

Парламентские выборы (2006)

 

Нижняя палата чешского парламента – основной законодательный орган (роль верхней платы незначительна). Всего в ней 200 мест. 5% барьер.

Основные соперники на выборах – Чешская социал-демократическая партия и Гражданская демократическая партия. Предвыборная кампания – самая скандальная за всю историю посткоммунистической Чехии. В голосовании приняли участи 64,5 % избирателей. Это на 6% больше, чем дна предыдущих выборах в нижнюю палату в 2002 году.

По итогам голосования в палату вошли 5 партий.

Гражданская демократическая партия (ГДП) – 35% голосов

Существует с 1991 г. (на предыдущих выборах составила вторую по численности фракцию в нижней палате).

Основатель - нынешний Президент Чехии Вацлав Клаус. Он считается наиболее популярным чешским политиком, (но не является главой партии).

Электорат: средний класс, предпринимательские круги, жители крупных городов, молодежь.

 

Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП) – 32% голосов.

Существует с 1878 г., старейшая в Чехии, левоцентристская. В период между мировыми войнами 20 в. – одна из крупнейший политических сил в стране. После установления коммунистического режима стала частью правившей Коммунистической партии Чехословакии. В 1989 г. возобновила свою деятельность в качестве самостоятельной партии. По итогам выборов 1998 и 2002г. – крупнейшая фракция в нижней палате. Обеспечила вступление Чехии в ЕС в 2004 г.

Основной электорат – работники промышленных предприятий и государственные чиновники.

 

Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) – 13% голосов.

Преемница КПК, возникшей в 1921 г. на базе лево-радикального крыла ЧСДП. Находилась у власти с 1948 по 1989 гг. С 1990-х партия исполняет роль «третьей силы» в чешской политике. По итогам выборов 1998 и 2002 г. составляла третью по численности фракцию в нижней палате.

Основной электорат партии – наименее защищенные слои населения, в первую очередь представители старшего поколения.

 

Христианские демократы (Христианско-демократическая уния – Чехословацкая народная партии) – 7 % голосов.

Ведет свою историю с момента создания Чехословацкой народной партии (ЧНП) в 1918 г. В социалистический период входила в состав Национального фронта (группы партий сотрудничавших с коммунистическим руководством).

После выборов 1998 – четвертая по величине фракция в нижней палате.

До 2002 г. находилась в оппозиции. После чего ее представители вошли в состав правительства (министр иностранных дел).

Основной электорат – наиболее консервативная и религиозная часть населения в провинциальных районах страны.

 

Партия «зеленых» - 6% голосов.

Основные причины успеха на выборах – имидж «новой силы», способной составить альтернативу партиям традиционно входящим в парламент и популярность председателя партии (Мартин Бурсик)

Электорат: молодежь и часть традиционного электората ЧСДП.

Создание стабильной коалиции – серьезная проблема для власти в этой стране.

Выборы Президента Чехии

 

Последние – в 2008 г. Избран только в третьем туре. Первый не выявил победителя, как и второй. Третий тур позволяет избрать президента простым большинством голосов всех членов парламента. За Вацлава Клауса отдал свой голос 141 парламентарий.

 

Порядок проведения выборов

установлен Конституцией Чешской республики и Приложением № 2 к Регламенту Палаты депутатов Парламента Чешской республики.

Кандидатуры на пост Президента представляются в совместную избирательную комиссию не позднее, чем за 48 часов перед днем выборов. Письменное предложение должно быть подписано как минимум десятью депутатами либо сенаторами.

Количество кандидатов в первом туре не ограничено. В Регламенте Палаты депутатов не предусматривается ни право, ин обязанность удостоверить, что кандидат на должность Президента соответствует требованиям, установленным в Конституции, то есть является гражданином Чехии (гражданин Чехии может иметь только одно гражданство), обладает правом избирать и быть избранным, достиг возраста 40 лет.

Выборы Президента проводятся на основе открытого голосования либо на основе тайного голосования. Вопрос об этом решается на совместном заседании палат (поименное голосование не применяется).

Выборы могут проводиться в несколько туров.

Первый тур

В первом туре избранным считается кандидат, который получил более полновины голосов всех депутатов и более половины голосов всех сенаторов. Голоса подсчитывают в каждой палате отдельно, так как именно в каждой палате необходимо получить установленное большинство. Для избрания Президента требуется не менее 101 голоса в Палате депутатов и 41 голос в Сенате. В общем 142 голоса.

Второй тур.

Во второй тур выходит кандидат, который получил наибольшее количество голосов в Палате депутатов и кандидат, который получил наибольшее количество голосов в Сенате.

При этом может возникнуть несколько ситуаций:

А) в обеих платах наибольшее число голосов получил один кандидат,однако, по крайне мере, в одной из палат, он не набрал более половины голосов всех ее членов (ст58 ч.2). В таком случае в следующий тур выходит один кандидат. Именно такая ситуация сложилась на выборах Президента, когда во второй тур вышел один В.Гавел;

Б) в каждой палате наиболее число голосов получили разные кандидаты. Неважно, будет ли это квалифицированное большинство голосов либо нет. Следовательно, во второй тур выходят два кандидата;

В) Хотя бы в одной из палат несколько кандидатов получило одинаковое наибольшее количество голосов. Во второй тур в данном случае может выйти и больше чем два кандидата, если они получили одинаковое число голосов в первом туре в обеих платах.

Во втором туре избранным будет тот кандидат, который наберет более половины голосов присутствующих депутатов и более половины голосов присутствующих сенаторов. Голоса опять подсчитываются для каждой палаты в отдельности.

Если таким образом Президент избран не был, то проводится третий тур выборов в течение последующих 14 дней, в который выходят все кандидаты, участвовавшие во втором туре.

Третий тур. Для избрания Президента в третьем туре необходимо, чтобы за определенного кандидата проголосовало боле половины присутствующих депутатов и сенаторов. При этом голоса подсчитываются не по палатам, а совместно. При самом низком участи депутатов и сенаторов в голосовании возможно избрание Президента всего 48 голосами из 281.

 

На последний выборах в 2004 году победу во втором туре одержал Иван Гашпарович (лидер небольшой по численности Демократической партии, выступавшей на выборах в парламент в составе Словацкой демохристианской унии)

В парламент прошли 6 партий

1. Рабочая партия

Социальная демократия, левонационалистическая, социал-популизм (против вступления Словакии в ЕС и НАТО.

29,14 % голосов

2. Словацкая демохристианская уния. Основная партия правящей коалиции. Выступала на выборах вместе с Демократической партией (Иван Гашпарович)

Центристская, проевропейская прозападная центристская партия. (18,35%)

3. Венгерская коалиционная партия. Основной союзник СДУ. (11,73%)

4. Народная партия – Движение за демократическую Словакию, ДЗНС), партия первого словацкого премьер-министра Владимира Мечьяра. (11, 68%)

5. Христианско-демократическое движение. Правая партия. Младший партнер по правящей коалиции. (8, 79%).

6. Словацкая национальная партия Крайне правая. Выступает с националистических позиций. (8,31%).

 

В выборах участвовали еще две партии, но они не прошли в парламент, не преодолев 5% барьера.

Это Коммунистическая партия Словакии и Форум свободы (либеральная). Коммунисты впервые после провозглашения независимости не представлены в парламенте.

 


[1] Жирным шрифтом здесь и далее выделены особо значимые для определения места в системе органов государственной власти полномочия. Курсивом отмечены специфические полномочия президента конкретной страны, которые редко встречаются, либо вообще отсутствуют у других президентов.

[2] По сути дела, данное предложение было результатом кризиса во взаимоотношениях между Президентом Словакии М.Ковачем и наиболее крупной парламентской партией – Движением за демократическую Словакию, возглавляемой В.Мечьяром. Основные разногласия были поповоду формирования Правительства. Президент неоднократно подвергал критике правительство В.Мечьяра, а по результатам выборов 1994 года, на которых ДЗДС получило наибольшее число голосов, М.Ковач, на первом этапе и вовсе отказался назначить В.Мечьяра главой кабинета. В конечном счете, В.Мечьяр все же был назначен председателем Правительства, но его конфликт с Президентом продолжал обостряться и в конечном счете едва не вылился в отрешение Президента Словакии от должности.

Конституционно-правовая ответственность членов правительства в ЦВЕ.

· По общему правилу, члены правительства несут коллективную (солидарную) ответственность за действия правительства и персональную ответственность за дела, подлежащие их компетенции или порученные им, а также за действия подчиненных им органов (ст.157 Конституции Польши, с. 108 Конституции Румынии и др.) Так, согласно статье 114 Конституции Словении, министры несут солидарную ответственность за деятельность Правительства, а каждый министр несет ответственность за деятельность своего министерства.

· Принцип коллективной (солидарной) ответственности членов правительства занимает особое место при парламентарных и смешанных формах правления. Он означает, что все члены правительства несут ответственность за политику и решения правительства независимо от их позиции при принятии правительством того или иного решения (и даже если какой-либо министр формально не участвовал в принятии того или иного решения, но не заявил свое го протеста).

· Коллективная (солидарная) ответственность министров не исключает индивидуальную ответственность последних за вверенную им сферу. Отдельные члены правительства самостоятельны в пределах своих полномочий и несут ответственность за свои действия (ст. 108 Конституции Болгарии, ст. 11 Конституции Словении) В ряде стран парламент вправе отказать в доверии не только правительству в целом, но и отдельным министрам (ст.116 Конституции Словакии).

 

Механизм индивидуальной ответственности министров перед парламентом, однако, зачастую работает лишь в случае, если соответствующее решение парламента опосредовано решением главы правительства (государства) об отстранении министра от должности.

Инстанциями конституционно-правовой ответственности в отношении членов правительства может быть

· Во-первых, парламент, его палата (116 Конституции Словакии), часть депутатского корпуса (Польша)

· Во-вторых, глава государства (с предложением выступает Президент, Польша)

· В-третьих, само правительство или его глава (параграф 39 Конституции Венгрии, согласно которому члены Правительства за свою деятельность ответственны перед правительством и обязаны отчитываться перед ним)

· В-четвертых, судебные и специальные квазисудебные органы (Государственный Трибунал в Польше).

· Основаниями ответственности могут являться

Нарушение конституции или закона.

Согласно статье 156 Конституции Польши, члены Совета Министров несут ответственность за нарушение Конституции или законов. Сейм принимает постановление о привлечении членов Совета Министров к конституционно-правовой ответственности перед Государственным Трибуналом по предложению 115 депутатов или Президента.

· Отзыв.

Члены правительства могут быть отозваны. Отзыв, как правило, следует за другой мерой конституционно-правовой ответственности – выражением недоверия (порицания).

В соответствии со статьей 116 Конституции Словакии Национальный совет может выразить недоверие отдельному члену Правительства, в этом случае Президент отзывает члена Правительства (поскольку он его назначает); предложение об отзыве члена Правительства может внести Президенту и председатель Правительства (при этом если Президент примет отставку или отзовет члена Правительства он определяет, кто из членов Правительства будет временно осуществлять функции члена Правительства, чью отставку он принял) Аналогично регулируется вопрос и в статье 159 Конституции Польши.

· Отмена не соответствующих конституции (закону) актов министров.

Согласно статье 107 Конституции Болгарии, Совет министров отменяет не соответствующие закону или «неправильные акты» министров. Статья 149 Конституции Польши предусматривает, что Совет Министров может отменить распоряжение или приказ министра.

· Особенности положения главы правительства

Как субъекта конституционно-правовой ответственности имеет, как правило, некоторые особенности. Это связано, в частности, с тем, что он координирует деятельность правительства, определяет основные направления общей политики и несет ответственность за них, а также за некоторые отдельные сферы (ст.108 Конституции Болгарии). Если Президент отзывает председателя Правительства, то ето влечет за собой отставку всего Правительства (Словакия).

 

Венгрия. Государственные органы. Выборы. Партии.

Президент – бывший председатель Конституционного Суда Ласло Шойом. Избран на 5 лет. Набрал большинство голосов в результате третьего тура голосования, проведенного в венгерском парламенте. Первый и второй туры не принесли результата, поскольку для победы кандидату требовались две трети голосов депутатов. В последнем туре Президент был избран на основе простого большинства голосов депутатов, участвовавших в голосовании

Полномочия Президента Венгрии [1]

Не требуют контрасигнатуры

1. представляет венгерское государство

2. назначает выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.079 с.)