Условие – жэнь « гуманность» ; 2 условие – ли « долг – справедливость» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условие – жэнь « гуманность» ; 2 условие – ли « долг – справедливость»



9.Назовите 1.высшее состояние духа нирвана 2.путь к нему в буддизме - восьмеричный

 

10. Какая из школ древнекитайской философии полагала, что отношения между людьми в обществе должны регулироваться только юридическими нормами.:А ) конфуцианство, Б) легизм, В) даосизм.

11. 12.Высшее безличное начало в индийской философии считается:

1. Брахман, 2. манас, 3. сансара

12. Предопределенность человеческой жизни как основа ее позднейших воплощений:

1. карма. 2. мокша. 3. сансара. 4.нирвана.

13. В фс Востока больше внимания уделяется:

1. модернизации общества. 2.познанию внешнего мира. 3. нтр. 4. духовному миру человека.

 

14. Философские системы даосизма, буддизма, христианства включают следующие понятия и принципы: Впишите в таблицу номера соответствующих характеристик

1.Принцип всеобщей связи: все связано со всем.

2 правильное сосредоточение

3. господствующий тип этой средневековой философии – схоластика

4.Принцип недеяния, «у-вэй»

5.Основателем ее считают Лао-цзы

6.Это учение распространено в Индии (после 5 века до н.э), Китае, юго-восточной Азии (после 3 века н.э), а также в иных регионах

7.человек - творение Бога, стоящий над природой

8.Наиболее яркие представители ее: Августин Блаженный, Альберт Великий, Боэций и т.д.

9.Понятия «карма, нирвана»

Название философско-религиозной системы Ее характеристики  
Даосизм 4 5  
Буддизм 1 2 6  
христианство 3 7 8  

 

Мировоззрение

1.Известны три исторических типа мировоззрения. Впишите цифрами их характеристики в таблицу

  1. рефлексивно-критическое понимание мира
  2. для него характерно удвоение мира
  3. для этого мировоззрения характерно очеловечивание природы
  4. оно складывается в 7-6 в до н.э в древней Греции
  5. оно включает веру, культы, догматы
  6. существует в виде рассказа, повествования, например о рождении Вселенной, о Троянской войне, о Геракле ит.д.
  7. это массовое сознание, основанное на авторитете, уважении, почитании, связанное с верой в сверхестественное
  8. основано на знании, опирается на четкие понятия и категории
  9. для этого типа мировоззрения характерны следующие этапы эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Название типа мировоззрения Его характеристики  
мифологический 4,6,    
религиозный 5,7,    
философский 1,8,9    

 

 

2. Какой подход к истории выражал К.Маркс?

А) цивилизационный, Б) формационный; В) культурологический

 

3. Установите соответствие: Критерием истины считали

1.согласие с опытом, Эмпиризм

, 2.согласие с разумом,, рационализм

3.удобство, простоту, соглашение между учеными. конвенциализм

4.В каком религиозно-философском учении предлагается Восьмеричный путь совершенствования

А) даосизм; Б) буддизм, В) христианство; Г) конфуцианство.

5.Соотнесите черты философии: 1.Космоцентризм, античность

2.антропоцентризм, возрождение,

3.теоцентризм. средневековье..

с определенными эпохами в развитии общества:

 

6.. Какая из школ древнекитайской философии полагала, что отношения между людьми в обществе должны регулироваться только юридическими нормами.

А) конфуцианство, Б) легизм, В) даосизм

7. Эмпиризм – это 1.фс-кое направление, отрицающее возможность получения достоверного знания.

2.подвергает сомнению идею причинности в мире.

Признает чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

4. признает разум основным средством познания

 

8.. Назвать понятия в соответствии с их определениями

1.Учение о бытии, о мире в целом; Онтология

2. учение о познании; гносеология

3. учение о человеке; антропология

4. учение о ценностях Аксиология

 

9.Кто из античных философов был автором Диалогов?

1. Сократ, 2. Платон, 3. Пифагор, 4. Аристотель.

 

10. Назвать автора слов «Я мыслю, следовательно я существую»

1. Локк, 2. Бэкон; 3. Маркс;. 4. Декарт

 

РВЗ.

1. Даны характеристики 3 цивилизаций, впишите их в соответствующую таблицу цифрами

1.Для этой цивилизации и культуры характерно внимание к внутреннему миру человека, сосредоточение, медитация, интуиция

2.В системе ценностей этой культуры: соборность, патриотизм, предпочтение общественных интересов перед личными

3.Главная ценность ее – ценность преобразующего деяния

4. В ее философии сложились два направления: западники и славянофилы

5. Именно с ней связано рождение техногенной цивилизации

6. Здесь возникли религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и т.д.

7.В культуре доминирует христианство (католицизм, протестантизм)

8.ее можно охарактеризовать как догоняющую цивилизацию

9. Большое внимание уделяется всяким единоборствам

Название цивилизации Ее характеристики  
Восток 1,6,9    
запад 3,5,7    
Россия 2,4,8    

 

2. Как называется тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека

А) космоцентризм, Б) теоцентризм, В) антропоцентризм.

 

3 «Верую, потому что абсурдно» утверждал этот средневековый мыслитель

1 .Фома Аквинский. 2. Августин. 3. Оккам. 4. Тертуллиан. 5. Авиценна

 

4.Автор труда «Критика чистого разума»

1. Спиноза. 2. Кант. 3. Гете. 4. Лейбниц. 5. Ницше.

5. Кому принадлежат слова «Человек есть мера всех вещей»

1. Пифагор. 2. Протагор. 3. Аристотель. 4. Фалес.

 

6. Какую философско-этическую позицию выражает эта мысль Канта «Человек - всегда цель, и никогда средство».

1.нигилизм. 2. скептицизм, 3. гуманизм, 4. утилитаризм

7. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это…. Философия

 

8..Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:

1 анализ, 2. абстрагирование, 3. аналогия, 4. индукция;. 5. дедукция

 

9.. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания -…. истина

 

10. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: 1. методология; 2. аксиология; 3. этика.

11. Кому принадлежит тезис «Я знаю, что я ничего не знаю»?... Сократ

Эпохи

 

1. В истории человечества можно выделить эпохи, которым соответствует определенная культура, экономика, образ жизни. Впишите цифрами соответствующие каждой эпохе характеристики.

1.В эту эпоху рождается полисное устройство жизни

2.Главный философский интерес связан с проблемами познания

3.В эту эпоху существуют сословия: рыцарство, духовенство и т.д.

4.Выдающиеся имена этой эпохи: Сократ, Платон, Аристотель

5).Для культуры этой эпохи характерен политеизм

6.)Эта эпоха начинается с 17 века

7)Выдающиеся имена этой эпохи: Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр и др.

8).Девиз этой эпохи выражен Ф Бэконом в тезисе «Знание- сила»

9).В культуре этой эпохи доминирует религия

Название эпохи Ее характеристики  
античность 1,4,5    
средневековье 3,7,9    
Новое время 2,6,8    

 

 

2. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

1.плюрализм ;. 2 скептицизм;. 3. релятивизм, 4. агностицизм

3. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:

1 .брахман; 2. Атман, 3. дхарма, 4. карма

 

4.. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о...

1. целенаправленности истории; 2. цикличности исторического процесса; 3. неподвижности основных характеристик истории; 4. неизменности общественного бытия, 5. бесцельности истории.

5. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

1. гуманизм, 2. природоцентризм, 3. теоцентризм, 4. идеализм. 5. материализм.

 

6. Пантеизм объединяет и отождествляет...

1. Бога и природу, 2. Бога и человека, 3. человека и природу, 4 науку и религию.

 

7. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей – … Ницше

8. Философия Фейербаха: 1. антропологический материализм, 2. географический детерминизм, 3. субъективный идеализм, 4. механистический материализм

9. Назвать направление в русской философии, представленное авторами

(1. Федоров, 2. Циолковский,3. Чижевский, 4. Флоренский)… .космизм

10.Кому принадлежит тезис «Согласного судьба ведет, а несогласного тащит»? Сенека

 

11. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества-….. Антропосоциогенез

 

12. В какой философии существование предшествует сущности?

1. религиозной; 2. позитивизме; 3. экзистенциализме; 4. феноменологии

 

Изречения. Назовите авторов

  1. Все действительное разумно, все разумное действительно Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  2. Я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают Сократ
  3. Человек - мыслящий тростник Блез Паскаль
  4. Согласного судьба ведет, а несогласного тащит Сенека
  5. Человек – политическое животное Аристотель
  6. Знание – сила Ф. Бэкон
  7. Я мыслю, следовательно я существую Ренэ Декарт
  8. Бог умер Ницше
  9. Ничего нет в разуме, чего не было в чувствах Дж. Локк
  10. Вещи – комплексы ощущений Мах Эрнст
  11. Поступай так, чтобы правило твоего поступка было всеобщим Кант И
  12. Все течет, все изменяется, в 1 реку не войти дважды Гераклит Эфесский
  13. Философы лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его Карла Маркс
  14. Верую, потому, что абсурдно Тертуллиан
  15. Не причиняй другим того, чего не желаешь себе Конфуций
  16. Свобода есть осознанная необходимость Спиноза
  17. Развитие общества есть естественно-исторический процесс Маркс
  18. Коммунизм – это скачок из царства необходимости в царство свободы Энгельс и Маркс.
  19. Программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности Фрейд
  20. Человек есть мера всех вещей Протагор
  21. В споре Востока и Запада Россия не должна стоять ни на 1 из сторон, а примирить их. Владимир Соловьев
  22. Красота спасет мир Фёдор Михайлович Достоевский
  23. Законы придумали слабые, чтобы опутать сильных Соломон
  24. Сознание человека от рождения – чистая доска! Джон Локк
  25. Нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться. Ф.М.Достоевский

 

Понятия и термины

Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

духовная буржуазность - примитивизация, успокоенность, остановка духовного потока в человеке

эгалитарный прогресс - это прогресс уравнительный, смешивающий многоцветие жизни в монотонности, однообразии, усредненности существования, вкусов, потребностей.

западничество - сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

славянофильство - сложившееся в 1830-е—1850-е годы националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия

Общественно-экономическая формация - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.

цивилизация - 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов

культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

общество - 1) в широком понимании слова это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2)в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений

классы -общность, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда.

страты- элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Бытие -философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно (см. Парменид), так как термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит

материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

пространство- форма, выражающая определенный способ координации материальных объектов и их состояний

время - необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. В диалектическом материализме время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие

развитие- необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

возможность и действительность - философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность — это то, что уже возникло, существует. Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью

сущность и явление - Сущность вещей - нечто лежащее я пределами непосредственных восприятие. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, "сидящее" в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием "существенное", что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей.

необходимость и случайность философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений)

часть и целое - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости

причина и следствие - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление своим действием вызывает (порождает) другое явление

Сознание- состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

познание- совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии

агностицизм - направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

эмпирия - человеческий опыт вообще, восприятие посредством органов чувств.

теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями

Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка

анализ -операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека

синтез - процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор

верификация - проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными

фальсификация – критерий, согласно которому, существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

истина- верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта

догматизм - метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни

релятивизм - направление в философии, утверждающее относительность стандартов научности, а именно относительность опыта, познания и оценивания по отношению к условиям жизни

скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Философия -дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

мировоззрение -одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений

онтология – раздел философии, изучающие бытие

гносеология – раздел философии, изучающий познание

антропология – раздел философии, изучающий человека

этика - философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

логика - наука о формах, методах и законах мышления

аксиология - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.130 (0.063 с.)