Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы воспроизводства и их взаимосвязь.

Поиск

Воспроизводству присущи четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, т.е. материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в процессе потребления. Но потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день, а целью производства в рабовладельческом обществе было удовлетворение потребностей рабовладельцев. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли.

Распределение. Производство создает продукт в его натуральном выражении, тогда как на стадии распределения может происходить распределение продукта как в натуральной форме, так и его стоимости в денежной форме - посредством системы денежных расчетов с участниками производства, владельцами ресурсов. В результате распределения происходит дальнейшее продвижение продукта к потребителю, при этом часть его может оставаться в виде резерва, запасов, подлежащих последующему распределению. Процесс распределения может быть и часто бывает многократным, в особенности когда распределяются денежные средства. Происходит первичное, а затем вторичное и последующие распределения как промежуточного и конечного продукта, так и денежного результата. Перераспределительные процессы характерны для современной экономики, поэтому бывает трудно определить, кто стал потребителем произведенного продукта, конечным обладателем его денежной стоимости, первоначально распределенной между владельцами факторов производства.

Обмен. Пройдя стадию распределения, продукт, которому предназначено стать товаром, подвергается обмену. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление, т.е., прежде чем товар будет потреблен, он должен пройти через рынок - сферу обмена. Следовательно, обмен -обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.Обмен обусловливается общественным разделением труда и вытекает из него. Еще Аристотель говорил, что обмен возникает не между двумя земледельцами, а между земледельцем и башмачником.

Обмен в конечном итоге является главным условием и предпосылкой формирования спроса, предложения, свободных цен и т.д., а следовательно, формирования рынка как экономической категории и средоточия рыночной системы. Причем осуществляется обмен и товарами, и услугами, и знаниями, и опытом, и информацией, и научно-техническими достижениями, и т.д.

Потребление. За обменом следует потребление продукта, которое происходит либо в форме конечного потребления товара потребителем, либо в виде производственного потребления, когда товар, продукт вновь попадает в производство, но уже в своем новом "товарном" качестве, в виде ресурса. Вне зависимости от того, какова судьба потребляемого товара, стадия производства начинается вновь и вновь, чтобы воспроизводить необходимые экономические продукты. При этом на каждой последующей стадии может производиться как тот же самый, так и обновленный, модернизированный продукт.

Различают воспроизводство:

Индивидуальное и Общественное

По степени масштаба производства различают воспроизводство:

Простое и Расширенное

 

Натуральное и товарное производство

Натуральное производство — это замкнутое производство, в котором продукты создаются для собственного потребления. В таком производстве проблемы: что? как? и для кого производить? решаются непосредственно собственниками хозяйства в интересах внутри хозяйственного потребления. Характерная разобщенность отдельных хозяйств, каждая из которых открывается на собственныые ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым.

С развитием производственных сил в результате двух общественных разделений труда происходит обособление частных производителей, что приводит к возникновению товарного производства.

Товарное производство — это производство, обособленных производителей связанных между собой рынком. Проблемы что? как? и для кого производить? решаются в соответствии с требованиями рынка — это открытая система, в которой продукты создаются для собственного потребления, а нед ля продажи на рынке.

Обычно выделяют три стадии кругооборота средств в процессе товарного производства:

денежная, связанная с вложением капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необходимых средств производства;

производственная, которая состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемого сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов;

товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.

 

 

Производство может быть разделено на следующие сферы:

Сельскохозяйственное производство (и его отрасли — лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.) — разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы;

Промышленное производство (добывающая и обрабатывающая промышленность) — переработка сырья в пригодный для потребления человека вид;

Некоторые экономисты относят к производству создание только материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ. Тогда к производству можно отнести:

Передача произведенного продукта от производителей к потребителям: логистика и торговля;

Производство услуг (сфера услуг);

Финансовые услуги: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, культура, искусство и др.

Факторы производства

Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. В современной экономике выделяют трудовые, капитальные, земельные, предпринимательские и информационные ресурсы.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ. В процессе труда человек (собственник рабочей силы) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Рабо́чая си́ла — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.

Предметы труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта (метал, дерево, камень и т д.).

Орудия труда - все то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (станок, пила, молот и др.).

Средства труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: здания, сооружения, передаточные механизмы, Инструменты, транспорт и т.п.

 

Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Информация - один из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества.В современной науке рассматриваются два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.

Субъективная (смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений».

 

 

Доход от факторов производства. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

рента (собственнику земли.);

процент (собственнику капитала);

заработная плата (собственнику рабочей силы);

прибыль (собственнику предпринимательской способности).

 

10.Экономические ограничения. Выбор и основные экономические вопросы

Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.

Экономический процесс предполагает выбор на каждом его этапе такого сочетания товаров и услуг, которое представляется человеку опти­мальным. На этапе производства это выбор, в ка­ком сочетании использовать ограниченные фак­торы производства; на этапе распределения — кому направлять произведенные товары и услу­ги; на этапе потребления — использовать ли то­вары и услуги сейчас или отложить на будущее.

. Выбирая, люди должны найти ответы на следу­ющие основные вопросы экономики:

  • Что производить? Ответ на этот вопрос под­разумевает многоступенчатый выбор. Прежде всего надо выбрать сочетание товаров и услуг, которое требуется обществу. Из числа товаров надо выбрать сочетание потребительских това­ров и товаров производственного назначения. В рамках потребительских товаров происхо­дит выбор между продовольственными и не­продовольственными и т.д. Здесь очень важно правиль­но оценить, какие именно товары и услуги нужны сегодня и будут нужны в будущем.

 

  • Как производить? С помощью каких факторов производства и какой организации произ­водства должны создаваться товары и услуги? На этот вопрос отвечают производители, оп­ределяя оптимальное для себя сочетание фак­торов производства. Например, как наладить массовое производство футболок перед летним сезоном — на текстильных фабриках в Китае, где тысячи швей будут их шить на обычных швейных машинках, или построить компью­теризированный пошивочный цех, управля­емый одним оператором
  • Для кого производить? Это вопрос распределе­ния произведенных товаров и услуг. Потреби­телей товаров и услуг всего три — сами люди, которым нужны в основном потребительские товары и услуги (продукты питания, одежда, ус­луги парикмахера или метро); фирмы, которым нужны преимущественно товары производ­ственного назначения и услуги (оборудование, производственные помещения, связь, реклама и т.д.); государство, которое заинтересовано в товарах и услугах, удовлетворяющих общие нужды (обеспечение безопасности, строитель­ство дорог, услуги бразования и здравоохра­нения). Основных способов распределения не­сколько: по доходам — доля каждого опреде­ляется тем, сколько он в состоянии купить на заработанные деньга; поровну — каждому до­стается равная часть товаров и услуг независи­мо от его вклада в их производство; по силе — сильнейший получает большую долю.К этим основным вопросам можно добавить два дополнительных, ответы на которые также за­висят от оценки того, в каком количестве и ка­кие товары и услуги будут нужны в будущем:
  • Сколько производить? Ответ на этот вопрос подразумевает оценку того, в каком количестве определенные товары или услуги нужны потре­бителю, чтобы избежать перепроизводства или недопроизводства. В принципе большинство товаров и услуг можно производить в любом количестве — все зависит только от количества факторов производства, используемых в их выпуске, разумеется, за счет их отвлечения от производства других товаров и услуг. Напри­мер, в принципе можно произвести любое ко­личество «боингов-787» и «аэробусов А380», поскольку нужных факторов для их производ­ства достаточно. Но кто купит эти самолеты, если общая потребность в самолетах транс­континентального класса во всем мире не пре­вышает 200 штук в год?
  • Когда производить? Это вопрос потребления: использовать ли ограниченные ресурсы на про­изводство сегодня или сберечь их для будущих поколений? Легкодоступные сегодня факторы производства могут оказаться труднодоступ­ными в недалеком будущем: чтобы получить их, придется ехать дальше, бурить глубже, средств вкладывать больше. Все добываемые нефть и газ можно потребить сегодня на про­изводство энергии, а можно продать и оста­вить вырученные средства в стабилизацион­ном фонде или для будущих поколений.

Разные экономические системы отвечают на основные вопросы экономики по-разному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.01 с.)