Этапы разработки Intranet-систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы разработки Intranet-систем



Этапы разработки информационной системы на базе архитектуры Internet/Intranet вне зависимости от специализации и особенности системы должны включать:

· определение проблемы (функциональной, экономической, социальной и т.п.) в предметной области;

· постановку цели, которую должна достигать система, и задач необходимых для достижения поставленной цели;

· анализ существующих методов решения определенной проблемы;

· предложенные способы решения поставленных задач;

· выбор технологий и инструментов для решения поставленных задач;

· описание разработанного решения.

Перечисленные этапы присутствуют в том или ином виде практически во всех моделях жизненного цикла информационной системы. Поэтому при разработке Intranet-системы следует указать, какая модель жизненного цикла была использована, и какие этапы из этой модели были использованы при разработке, а какие были изменены и каким образом.

Этап определения проблемы

Разработку Intranet-системы следует начинать с описания проблемы, которую эта системы будет решать. Для этого следует провести детальный анализ предметной области на предмет выявления организационной и функциональной структуры. Так же полезно бывает определить функциональные и материальные потоки в предметной области.

Для отображения организационной структуры рекомендуется использовать либо классическую организационную диаграмму (рис. 3.19) и ее подвиды (представление в виде дерева, пирамиды и т.п.), либо диаграмму исполнитель-роль, базирующуюся на диаграмме вариантов использования из методологии UML (рис. 3.20). Наиболее важным является отражение в организационной структуре персонала или подразделений напрямую связанных с потенциальной проблемой предметной области или имеющих на нее наибольшее влияние. На диаграммах допускается изображение широкого класса участников предметной области с выделением (цветом, шрифтом или геометрической фигурой) небольшого фрагмента, который наиболее интересует разработчика.

Рисунок 3.19 - Пример организационной диаграммы пансионата

Рисунок 3.20 -. Пример диаграммы исполнитель-роль для посетителей сайта

Для отображения функциональной структуры предметной области рекомендуется использовать диаграмму вариантов использования из методологии UML (рис. 3.21). Наиболее важным является отражение в диаграмме ключевых функций («вариантов использования») предметной области и верное определение персонала («актеров», т.е. действующих лиц) имеющего отношение к этим функциям. Ниже по тексту, после изображения диаграммы, следует описать основные функции предметной области, представленные на диаграмме. Без подобного описания, даже при наличии простых и понятных именований вариантов использования и актеров, описание функциональной структуры предметной области нельзя считать полным.

Рисунок 3.21 - Пример диаграммы вариантов использования для розничной фирмы

Если при анализе предметной области считается необходимым не только иметь представление о количестве и составе вариантов использования, но и понимать суть функциональных и материальных потоках, то для этих случаев наиболее удобно использовать диаграмму состояний (рис. 3.22) или диаграмму последовательностей (рис. 3.23) соответственно. Для адекватного изображения на диаграмме последовательностей материальных потоков рекомендуется использовать в сообщениях название передаваемых материалов, а вместо имен объектов – имена структурных подразделений или персонала.

Рисунок 3.22 - Пример диаграммы состояний процесса оформления билета.

Рисунок 3.23 - Пример диаграммы последовательностей для работы пользователя с сайтом

 

Иногда, при анализе предметной области, требуется знать, какая структурная единица отвечает за выполнение той или иной функции. В таких случаях для визуального представления рекомендуется использовать диаграмму плавательных дорожек из методологии SADT (рис 3.4) или диаграмму состояний с изображением на ней формальных вертикальных дорожек (рис. 3.24).

Рисунок 3.24. Пример диаграммы состояний с использованием дорожек для алгоритма публикации результатов спортивных соревнований в интернет

 

На основе разработанных диаграмм предметной области должен быть проведен анализ предметной области и сделаны выводы о ее функционировании, по результатам которых следует сформулировать проблемы и недостатки текущей организации бизнес-процессов (допускается оформить в виде ТЭО и разместить в приложении). Выявленные проблемы и недостатки должны быть четко описаны, с указанием их мест на соответствующих диаграммах (цветом, шрифтом или геометрическими фигурами). После выявления проблем и недостатков, следует указать, какие из них будут устраняться в рамках дипломного проекта. Результатом данного раздела выпускной квалификационной работы должны являться сформулированная цель дипломного проекта и список задач, последовательное решение которых приведет к достижению поставленной цели.

Если в результате анализа предметной области не было выявлено ни одной проблемы или недостатка, то дальнейшая работа по дипломному проекту не имеет смысла.

Этап анализа существующих методов решения определенной проблемы

На данном этапе следует провести анализ современных методов, технологий и средств решения определенной на предыдущем этапе проблемы в целом и/или поставленных задач в частности. Если в результате анализа удается выявить средство решения поставленной задачи, то реализация соответствующей задачи сводится к внедрению данного средства, в противном случае речь может идти только о разработке метода решения собственными силами или силами сторонних разработчиков. Результаты анализа предпочтительно продемонстрировать структурно по каждой задаче поставленной на предыдущем этапе отдельно с указанием всех возможных методов и способ решения. Результатом данного раздела выпускной квалификационной работы должна являться таблица сравнительных характеристик (или другая легко понимаемая структура), демонстрирующая в доступной форме все результаты проведенного анализа. В случае, когда поставленные задачи решаются разными способами (разработка или внедрение), допустима произвольная диаграмма или таблица, демонстрирующая, какая задача каким способом будет решена.

В случае, когда по результатам анализа удается выявить средство для решения определенной на предыдущем этапе проблемы целиком, дипломный проект из разработки информационной системы преобразуется в проект по внедрению информационной системы.

Этап предложенные способы решения поставленных задач

Данный этап соответствует этапу проектирования из любой модели жизненного цикла информационной системы. На данном этапе при разработке Intranet-систем следует определиться с выбором модели жизненного цикла и этапов, которые будут востребованы.

После выбора модели жизненного цикла следует для каждой из задач, поставленных на этапе определения проблемы, указать способ ее решения. Если речь идет о внедрении или использовании готового средства или метода, то указывается, каким образом будет проходить внедрение, и как будет согласоваться с реализацией других задач. Если речь идет о разработке собственного средства или метода, то, в зависимости от вида информационной системы, следует указать общие направления для решения задачи:

· в случае разработки информационной системы на базе Intranet, следует выбрать способ реализации бизнес-логики (на стороне клиента или на стороне сервера);

· в случае разработки информационной системы электронной коммерции класса B2C или B2B, следует выбрать способ разработки (с использованием CMS или собственными силами);

· в случае разработки информационной системы электронной коммерции класса B2C (интернет-магазин), следует выбрать способ отображения наполненности складов (реальное время или без указания наличия), способ оплаты (электронные платежи или по факту доставки), способ оформления заказа (заявка менеджеру, бронирование он-лайн или движение товара он-лайн).

Результатом данного раздела выпускной квалификационной работы должна являться выбранная модель жизненного цикла с указанием использованных этапов, а также список задач с указанием выбранных способов их решения (допускается оформить в виде ТЗ и разместить в приложении).

Этап выбора технологий и инструментов для решения поставленных задач

На данном этапе следует в соответствии с предыдущим этапом осуществить для всех задач, поставленных на этапе определения проблемы, выбор технологий и инструментов для их решения. Как правило, такой выбор касается платформ, СУБД, языков программирования, инструментальных средств. В случае, когда выбор делается из нескольких вариантов, следует четко его аргументировать. Возможно, для этого придется провести сравнительный анализ с использованием таблиц и/или диаграмм.

Результатом данного раздела выпускной квалификационной работы должен являться список задач с указанием выбранных технологий и инструментов их решения (допускается оформить в виде ТЗ и разместить в приложении).

Этап описание разработанного решения

На данном этапе следует максимально полно и доступно для понимания описать решение задач, поставленных на этапе определения проблемы. Состав данного раздела дипломного проекта сильно зависит от поставленных задач и способов их решения, но последовательность их изложения должна соответствовать последовательности, определенной на стартовом этапе дипломного проекта. Ниже приведены рекомендуемые элементы для наиболее распространенных задач.

Если при разработке информационной системы на базе Intranet был сделан выбор в пользу реляционной СУБД, то рекомендуется продемонстрировать логический и физический уровень схемы БД с использованием методологии IDEF1X. По тексту дипломного проекта, после изображения логического уровня, разъяснить назначение указанных сущностей и указать с пояснениями все ключевые поля. По тексту, после изображения физического уровня, разъяснить назначение всех атрибутов сущностей с указанием типа данных.

Если при разработке информационной системы на базе Intranet требуется визуализировать разработанный алгоритм, то для этой цели рекомендуется использовать диаграмму деятельности, являющуюся частным случаем диаграмм состояний (рис. 3.25). Под диаграммой следуют дать комментарии к блокам алгоритма и его переходам.

Рисунок 3.25. Пример диаграммы деятельности алгоритма предварительного бронирования авиабилетов

 

При разработке любой информационной системы рекомендуется продемонстрировать схематическое размещение физических элементов системы с использованием диаграммы компонентов из методологии UML (рис. 3.26) и группы пользователей, работающих с этой системой с помощью диаграммы исполнитель-роль (рис. 3.20). Под указанными диаграммами следуют дать комментарии к составляющим элементам системы и пользователей соответственно. Динамическое поведение разработанной системы рекомендуется изобразить с помощью графа состояний интерфейса, который является частным случаем диаграммы состояний (рис. 3.27). Под диаграммой следует дать комментарий к возможным состояниям системы и способам пользователя переходить из одного состояния в другое.

Рисунок 3.26. Пример диаграммы компонентов разделов сайта.

Рисунок 3.27. Пример графа состояний интерфейса для информационной системы заказов авиабилетов

 

При разработке информационной системы на базе Intranet без использования CMS рекомендуется указать способ вызова внешних процедур (выполнение логики на стороне сервера) или способ использования java-апплетов (выполнение логики на стороне клиента) к базе данных с помощью диаграммы последовательностей (рис. 3.23). Под диаграммой следуют дать комментарии к вызовам процедур или использованию апплетов: какие сущности из БД при вызове используются, и каким образом.

При разработке информационной системы электронной коммерции класса B2C или B2B рекомендуется продемонстрировать схему сайта с помощью диаграммы компонентов (рис. 7) или обычного иерархического дерева. Под диаграммой следуют дать комментарии к разделам сайта: предназначение, состав и т.п.

При использовании в Intranet-системах сторонних модулей (биллинг, контроль он-лайн и т.п.) рекомендуется описать способ их подключения или схематично изобразить, например, с помощью диаграммы развертывания из методологии UML.

При разработке информационной системы на базе Intranet с использованием CMS рекомендуется продемонстрировать схематическое размещение физических элементов системы с использованием диаграммы компонентов из методологии UML (рис. 3.26) и группы пользователей, работающих с этой системой с помощью диаграммы исполнитель-роль (рис. 3.20). На указанных диаграммах следует указать разработанные или добавленные разработчиком информационной системы модули или фрагменты программного кода с подробными комментариями ниже по тексту. Схему базы данных CMS, из-за большого количества сущностей, допускается демонстрировать без указания атрибутов, скомпоновав схему по тематическим блокам, но с обязательным указанием самостоятельно разработанных сущностей и их связей с базовыми сущностями (рис. 3.28). Под схемой базы данных следует описать предназначение блоков сущностей и дать полное определение самостоятельно разработанных сущностей (логический и физический уровни).

Рисунок 3.28. Пример схемы данных CMS Joomla с разработанными сущностями

 

Разработка информационной системы на базе Intranet с использованием CMS без самостоятельной разработки модулей сайта, доработки программных модулей или разработки сущностей базы данных не может считаться полноценным дипломным проектом и не соответствует статусу выпускной квалификационной работы.

Результатом данного раздела выпускной квалификационной работы должны являться диаграммы из раздела описания предметной области, на которых отображены результаты решения поставленных задач. Рекомендуется количество и состав диаграмм, по сравнению с этапом определения проблемы, оставлять неизменным, изменяя только качественное наполнение диаграмм или выделение цветом, шрифтом. Допускается создание новых диаграмм того же типа вместо или в дополнение к уже разработанным на стартовом этапе (допускается оформить в виде ТП и разместить в приложении).

Примерное содержание дипломного проекта при разработки Intranet-систем

На основе выше описанных этапов разработки информационной системы на базе Intranet рекомендуется следующая примерная структура дипломного проекта:

ВВЕДЕНИЕ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Анализ предметной области

1.1.1 Значение предметной области в экономической (социальной, политической и т.п.) жизни общества

1.1.2 Организационная и функциональная структура

1.1.3 Функциональные и материальные потоки

1.1.4 Постановка цели и задач дипломного проекта

1.2 Анализ существующих систем для решения поставленных задач

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проектирование информационной системы

2.1.1 Разработка концепции решения поставленных задач

2.1.2 Выбор технологий и инструментария

2.2 Разработка информационной системы

2.2.1 Функциональная модель информационной системы (состав, поведение, размещение)

2.2.2 Модель данных информационной системы (логический, физический уровень, запросы, схема размещения)

2.2.3 Пользовательский интерфейс (поведение, группы пользователей, внешний вид)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Требования к структурным элементам разделам дипломного проекта

 

Примерная структура дипломного проекта, его содержание (по ГОСТ Р 53622-2009) приведены ниже:

ВВЕДЕНИЕ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Разработка аванпроекта

1.1.1 Формирование требований к ИС (модель AS IS, ТЭО)

1.1.2 Анализ существующих систем

1.1.3 Разработка концепции ИС (модель ТО ВЕ, ER-диаграмма, дерево меню)

1.2 Разработка технического задания (техзадание)

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проектирование

2.1.1 Техническое проектирование (техпроект)

2.1.2 Рабочее проектирование (выбор программного инструментария, программирование функциональных модулей, разработка программной документации)

2.1.3 Приемо-сдаточные испытания (программа и методики испытаний, протоколы испытаний, акты о результатах испытаний)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

(В следующем разделе оставить только описание ВВЕДЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИЛОЖЕНИЙ и в более сжатом виде.

Аналитическая и проектная части уже описаны в трех разделах авторов Коваленко, Григорян и Петрова. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ вообще отсутствует в наших дипломных проектах)

Работу следует начинать с ВВЕДЕНИЯ именно потому, что ход восприятия постороннего, не знающего темы исследования человека требует постепенного вхождения в курс дела. Кроме того, введение - это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует определенному стандарту, и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В том, как именно подойти к этому обоснованию, проявляется теоретическая подготовка и профессиональная зрелость студента. Не следует пускаться в политическую и социальную демагогию, доказывая сиюминутную насущность темы. Достаточно в объеме 2-3 страниц кратко обрисовать сущность сложив-шейся в современной науке и экономике ситуации в связи с найденной проблемой. Выходы на социальную действительность и потребности общества в решении исследовательских задач возможны и нужны, особенно в работах по социальным и гуманитарным наукам, но делаться они должны немногословно и корректно, в границах здравого смысла работы специалиста по информационным технологиям.

Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме (если все уже исследовано, то работа становится бесцельной). Автор описывает и показывает круг вопросов, намечая участок для своей собственной деятельности. В этом разделе должно на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получились единые отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы. Тогда легче будет показать, какая методология в решении данной проблемы оказывается более эффективной. Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и кончая наиболее современными, свежими; либо в логическом порядке, диктуемом логикой развития основных процессов. Обычно логический порядок предпочтительнее, поскольку лучше работает на общее раскрытие темы.

Поскольку выбранная тема является сравнительно узкой, анализируя в этой связи содержание источников, в текст работы следует вносить только то, что непосредственно связано с темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном каноническими рамками объеме этого раздела введения. Может быть, оно окажется более уместным в основной части.

Далее - переход к формулированию задач исследования. Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной выше сложившейся ситуации по теме. Сказав, что и как в этом направлении сделано другими, тем самым подходят к вопросу о том, что необходимо делать дальше. Отсюда следует конкретная цель, которая на 80-90% совпадает с темой выпускной квалификационной работы. Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основные части проекта - это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи подаются во введении в форме перечисления.

Часто затруднения у студентов вызывает необходимость выделения во введении предметной и/или проблемной области.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научны-ми, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными).

Кроме того, любой проектировщик работает в рамках CASE-методологии, это также нужно указать. В любой работе найдет себе место сравнительные методы, а также традиционные логические методы мышления, такие, как дедукция и индукция.

В конце введения обычно характеризуется общая структура работы: перечисляются по порядку элементы (количество страниц, рисунков, таблиц, источников литературы и приложений).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ в целом соответствует предпроектной стадии и должна включать характеристики и анализ автоматизируемого объекта и постановку задачи для проектной части.

Рекомендуется привести

· направления деятельности предприятия, характер выпускаемой продукции или иных видов деятельности, оказываемых услуг, основные технико-экономические показатели;

· организационную структуру предприятия и автоматизируемого подразделения,

· место и роль объекта автоматизации, его подчиненность;

· при необходимости, схему информационных и, может быть материальных, потоков,

· модель предметной области (как есть), например, в виде функциональной модели автоматизируемых процессов в стандарте IDEF0,

· диаграмму взаимосвязи сущностей (сущность-связь).

Необходимо проанализировать имеющееся программное и аппаратное обеспечение на

автоматизируемом объекте, сформулировать требования к разрабатываемой информационной системе и оценить показатели эффективности проектируемой системы.

На диаграммах модели процессов при необходимости можно оценить каждую операцию (в терминах стоимости, затрат времени, надежности) для анализа действующей системы управления и ее недостатков («узкие места») и обосновать необходимость ее совершенствования путем постановки и решения на ЭВМ конкретной задачи или экономико-математической модели, позволяющих повысить эффективность анализируемого объекта и его системы управления.

В зависимости от характера объекта информатизации состав и содержание материалов раздела могут дополняться и уточняться.

Аналитическая часть дипломного проекта может включать перечень организационно - технических и социально-экономических мероприятий, а также путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности анализируемого объекта и его системы управления.

Аналитическая часть должна содержать обзор научно-технической литературы по выбранной теме проекта.

В дипломном проекте (в аналитической или в проектной части) должны быть рассмотрены и проанализированы альтернативные варианты решения проблемы и выбор одного из этих вариантов для реализации в проектной части.

Вся информация должна быть хорошо иллюстрирована графиками, рисунками, схемами, а цифровые данные оформлены в виде таблиц. Из их числа рекомендуется выбрать материал для плакатов к докладу.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ должна содержать конкретные проектные решения сформулированной в аналитической части задачи (или комплекса задач).

Для типового проекта автоматизации данный раздел, как правило, включает:

· выбор методов и инструментальных средств проектирования ИС

· описание модели предметной области (предлагаемый вариант - функциональная модель «как должно быть»);

· описание модели процессов информационной системы;

· описание модели данных (в том числе структуры базы данных);

· архитектуру ИС

· описание процесса обработки информации (при необходимости);

· математические модели и алгоритмы решения функциональных задач (при необходимости);

· решения по разработке интерфейса ИС, в том числе интерфейса пользователя;

· структуру управления программным продуктом (например, в виде меню);

· описание программного и аппаратного обеспечения;

· методы и результаты тестирования ИС;

· организационные и функциональные обязанности персонала, задействованного в ходе реализации проектных решений (при необходимости);

При формировании подразделов с описанием интерфейса пользователя приводится описание работы комплекса программных модулей, последовательность вызова каждого режима. Описание необходимо сделать как можно более наглядным, добавив экранные формы, диалоговые окна, средства вывода сообщений об ошибках. Особое внимание следует уделить проектированию форм ввода данных и форм результатных документов.

Описание технологического процесса обработки информации включает описание технологии сбора, передачи, обработки и выдачи экономически значимых данных и отражает последовательность операций, начиная от способа сбора первичной информации, и заканчивая мероприятиями по переходу на новый отчетный период и дополняется схемами и графическими моделями.

В зависимости от темы дипломного проектирования состав и содержание материалов раздела могут существенно отличаться.

Так, в случае автоматизации конкретных процессов, проект может быть доведен до уровня прототипа системы и содержать элементы технического проектирования, в частности, фрагменты программного кода, фрагменты документации по эксплуатации системы.

При разработке Web-сайтов необходимо привести карту сайта, описать принципы выбора провайдера и средств разработки, принципы взаимодействия с пользователями и процессы администрирования, в том числе технологию информационного наполнения сайта.

При разработке информационно-логических и имитационных моделей объектов предметной области необходимо уделить особенное внимание выбору методов моделирования, определению параметров модели, оценке надежности источника данных.

При доработке ИС на базе «1С» рекомендуется детально рассмотреть вопросы интеграции разрабатываемого модуля с уже имеющейся системой, при необходимости расширить задачу за счет добавления возможностей планирования, контроля, анализа автоматизируемых процессов.

При автоматизации банковской деятельности, налоговой службы и других подобных структур, имеющих жесткие требования к составу применяемого ПО, основная проблема – интеграция с уже имеющейся системой. Как правило, задача решается созданием дополняющей информационной системы, автоматизирующей процессы, отсутствующие в основной системе.

Если дипломный проект связан с проектированием компьютерных сетей, то необходимо аргументировано обосновывать принимаемые решения по выбору топологии и аппаратных средств, обязательно с учетом решаемых задач автоматизации, режимов работы сети и ее основных характеристик.

Проектная часть также может включать:

· построение модели проблемной области;

· описание основных и вспомогательных процессов по стандарту ISO/IEC 12207-95;

· описание организационных процессов, в том числе по управлению проектом;

· использование универсального языка моделирования UML;

· методы обеспечения качества проекта,

Материалы проектной части также должны быть хорошо иллюстрированы графиками, рисунками, схемами, и таблицами. Из их числа рекомендуется выбрать основной материал для презентации к докладу на защите проекта.

Цель ЭКОНОМИЧЕСКОГО раздела состоит в том, чтобы, используя результаты, полученные в аналитическом разделе, привлекая современные подходы при проектировании ЭИС на различных уровнях иерархии, на основе существующих способов формализации процесса и методов управления проектированием с применением средств автоматизации, определить исходные данные и показатели (продолжительность, этапы, участников и трудоемкость проектирования), необходимые для расчетов технико-экономических показателей.

Предлагаемая студенту методика не является окончательной: здесь можно не только самостоятельно сделать выбор направления, проектирования, но и сформулировать новое направление разработки проекта в зависимости от полученных знаний и даже возможного получения заказа на проектирование системы.

Структура настоящего раздела диплома может быть подчинена требованиям, которые предъявляются к технико-экономическому обоснованию эскизного проектирования. Состав выполняемых при этом работ включает в себя:

1) расчет трудоемкости обработки информации ручным и автоматизированным способом и укрупненное определение объема проектируемой системы;

2) определение исходных данных проектирования (продолжительность, этапы, участники и др.);

3) отработка этапов проектирования ЭИС;

4) установление перечня основных работ и событий; разработка последовательности работ по создания ЭИС;

5) использование сетевого планирования разработки ЭИС;

6) ориентировочные расчеты трудозатрат, времени и стоимости разработки ЭИС;

7) оценка экономической эффективности информационной системы на этапах жизненного цикла.

На первом этапе возможно сравнение вариантов ручной и автоматизированной обработки информации по трудоемкости. При этом, используя данные, полученные в аналитическом разделе, можно воспользоваться инструментом электронной таблицы. Анализ результатов, полученных в таблице, дает возможность правильно выбрать объект и направление проектирования. Например, считается, что, если на ручную обработку информации затрачивается менее 2000 нормо-часов в год, то задача может быть достаточно корректно решена в среде функционально-ориентированного прикладного программного обеспечения, поставляемого в составе приобретаемой ПЭВМ (Windows, Office), или коммерческого пакета прикладных программ; если на неавтоматизированную обработку информации затрачивается свыше 5000 нормо-часов, то целесообразно проектировать информационную систему с учетом возможностей аппаратного, операционного и программного исполнения; в интервале между указанными значениями можно использовать технологию проектирования только программного обеспечения.

Уровень проектирования во многом зависит не только от технологии обработки информации, но и от способов ее хранения и передачи. Этот момент необходимо учитывать, внося соответствующие корректировки при расчете исходных данных.

На втором этапе рассчитывается целый ряд исходных показателей, учитывающих существующую зависимость между трудоемкостью обработки информации и продолжительностью проектирования. Расчет таких показателей может быть осуществлен электронным способом.

Целый ряд технико-экономических показателей может быть установлен на основе электронной таблицы.

Оценка затрат, связанных с разработкой проекта, осуществляется не только на базе полученных результатов, но и с учетом целого ряда факторов, к которым могут быть отнесены: сложность комплекса ЭИС, работа с базами данными под управлением новейших СУБД; надежность функционирования; уровень автоматизации разработки системы; эффективность использования вычислительных ресурсов; применение современных методов разработки системы; целесообразность сетевого варианта работы системы (определяется ПО вычислительной сети - Windows ХХХ, допустимая номенклатура ПО сетевой обработки); мобильность (переносимость) использования компонент ЭИС для других разработок; мобильность использования компонент из других разработок и т.п.

На третьем этапе следует проанализировать организационную структуру, позволяющую эффективно управлять проектом. Для каждой конкретной разработки может быть предложена обобщенная организационная структура.

Студенту предоставляется возможность адаптировать предложенную схему под конкретную задачу, выделив главное направление работ, определив возможные варианты исполнения проекта.

Процесс проектирования рассматривается по трем элементам, составляющим среду информационной системы: аппаратную, операционную и программную.

Необходимо также определить необходимые средства методической, технологической, инструментальной и организационной поддержки проектирования.

На четвертом этапе должен быть установлен комплекс работ, выполняемых при проектировании в соответствии с требованиями, выдвигаемыми технологией проектирования.

В практике проектирования наиболее известен каскадный принцип (в настоящее время также и спиральная модель) жизненного цикла информационной системы, включающий следующие основные виды работ.

1. Анализ требований - учет пользовательских запросов, определение, спецификация, анализ и модификация функциональных, технических, интерфейсных и верифицировочных требований.

2. Проектирование - определение, спецификация, анализ и модификация аппаратно-программной архитектуры, программы и БД.

3. Программирование - детальное проектирование, кодирование, автономная отладка и комплексирование отдельных компонентов системы, приобретение инструментальных технических и программных средств, разработка БД, документирование отдельных компонентов и организация программирования на уровне компонентов.

4. Планирование отладки и испытаний - спецификация анализ и модификация планов отладки изделия и приемных испытаний. Приобретение тестовых драйверов, средств отладки и тестовых данных.

5. Верификация и подтверждение - независимое выполнение подтверждения исходных требований. Используется при анализе и отладке системы, проведении приемочных испытаний. Включает также приобретение соответствующих инструментальных средств.

6. Управление проектом - функции руководства проектом: планирование и контроль проекта, контроль и регулирование договоров и субдоговоров, связь с пользователями.

7. Управление конфигурацией - идентификация компонентов системы, контроль измерений, анализ состояния дел, ведение библиотеки поддержания разработки, разработка и контроль плана приемки конечных компонентов системы.

8. Контроль качества - включает в себя разработку и контроль стандартов и технической проверки аппаратных и программных средств и программных компонентов системы, а также процессов разработки всего комплекса.

9. Документирование - разработка и корректировка проектной и технической документации (эскизный, технический и рабочий проекты, руководства пользователей и операторов, инструкции по сопровождению и т.д.).

С применением соответствующей методики может быть установлен расчетный срок и трудоемкость разработки ИС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.234.150 (0.112 с.)