Критерии к классификациям религий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии к классификациям религий



Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.

38. Первобытная культура сыграла значительную роль в развитии человечества Именно с этого культурно-исторического периода началась история человеческой цивилизации, формировался человек, зарождались такие формы человеческой ду уховности, как религия, мораль, искусство.

С развитием материальной культуры, орудий труда, повышением значения коллективных форм труда развивались элементы духовной культуры, в частности мышление и речь, возникали зародыши религии, идеологических у представлений, появились в праобщины и некоторые элементы магии и зародыши искусства: волнистые линии на стенах пещер, изображение контура руки Однако большинство ученых называет это протомистецтво натуральной образот ворчать деятельностью.

Формирование общинно-родового строя способствовало развитию духовной жизни первобытного человека Сутки ранньородовои общины характеризовалась заметными успехами в развитии речи, основ рациональных знаний

Еще недавно считалось, что языки наименее развитых групп человечества имеют очень незначительное лексический запас и почти лишены общих понятий Однако дальнейшее изучение этого вопроса показало, что лексикон н даже самых отсталых племен, например аборигенов Австралии, насчитывает не менее 10 тыс. слов Выяснилось также, что в этих языках преобладают конкретные, детализированные определения, есть у них и слова, передаю во содержание общих понятий Так, у аборигенов Австралии есть обозначение не только различных пород деревьев, но и деревья вообще, не только разных видов рыб, но и рыбы вообщегалі.

Особенностью примитивных языков является неразвитость синтаксических форм В устной речи даже самых народов, в отличие от их письменности, фразы также обычно состоят из мизерного количества сли ив.

Источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, прежде об окружающей природе Значительно расширились практические отрасли знания Человек овладела простейшие способы лечения переломов, вывихов, ран, змеиных укусов, других заболеваний Люди научились считать, измерять расстояние, исчислять время, разумеется, довольно примитивно Так, первоначально существовали три - Припять обозначений числовых понятий Большие расстояния измерялись днями пути, меньше - полетом стрелы или копья, еще меньше - длиной конкретных предметов, чаще различных частей человеческого тела: ступни, л иктя, пальца Отсюда - названия древних мер длины, как пережиток сохранились во многих языках: локоть, фут, дюйм и т.д. Время исчислялся лишь сравнительно большими отрезками, связанными с расположением небо есних тел, сменой дня и ночи, с природно-хозяйственными сезонамезонами.

Даже самые отсталые племена имели довольно развитую систему передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов Письменности не было вообще, хотя у аборигенов Австралии уже появились зародыши пиктограф фиї.

Образцы изобразительного искусства эпохи ранньородовои общины известны по многочисленным археологическими памятниками: графическими и живописными изображениями животных, реже растений и людей, на-скальными рисунками тв Варин и людей, охотничьими и военными сценами, танцами и религиозными церемониям.

В устном творчестве раньше развились предания о происхождении людей и их обычаи, подвиги предков, возникновения мира и различные явления природы Вскоре появились рассказы и сказки

В музыке вокальная или песенная форма предшествовала инструментальной Первыми музыкальными инструментами были ударные устройства из двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты и, прототипом которых, вероятно, были тетива лука, различные трубы, флейты, свирелии.

К древнейших видов искусства принадлежат танцы Первобытные танцы были коллективными и очень образными: имитация (чаще в масках) сцен охоты, рыболовства, военных столкновений и т.д.

Наряду с рациональным мировоззрением возникла религия в таких ранних, первобытных своих формах, как тотемизм, фетишизм, магия, анимизм

Тотемизм - это вера в тесную связь между человеком или какой-то родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных, реже растений Род носил имя своего тотема, и члены рода верили, что произошли от общих с с ним предков, находящихся с ним в кровном родстве тотемы не поклонялись Его считали отцом, старшим братом и т.д., который помогает людям рода Люди, со своей стороны, не должны уничтожать свой тоте м, наносить ему какой-то вред Вообще тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его природной средой, связи, осознавался в единой понятной в то время форме к ровно родстванення.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодухотворенный предметов, в то, что они могут как-то помогать человеку Таким предметом - фетишем - может быть определенное орудия труда, дерево, камень, а позднее специально изготовленный культовый предметомт.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растений, явления природы Не понимая настоящего взаимосвязи определенных фактов и явлений, ошибочно толкуя случайные совпадения, пе ервисна человек считал, что с помощью особых слов и действий можно вызвать дождь или поднять ветер, обеспечивать успех охоты или сбора, помогать или вредить людям зависимости от назначения м Агия делилась на несколько видов: производственную, охранительную, любовную, лечебнону.

Анимизм - вера в существование души и духов

С развитием верований и усложнением культа их выполнения нужны были определенные знания, умения, опыт Важнейшие культовые действия стали играть старейшины или определенная группа людей - колдуны, шаманы

Духовной культуре ранньородовои общины было свойственно тесное переплетение рациональных и религиозных представлений Так, излечивая рану, первобытный человек прибегала и к магии Протинаючы копьем изображение животного, она одновременно практиковалась в приемах охоты, показывала их молодые, \"магически обеспечивала\" успех следующей делупної справи.

С усложнением производственной деятельности первобытного человека увеличивался запас ее позитивных знаний С возникновением земледелия и скотоводства накапливались знания в области селекции - искусственного отбора Найко орисниших сортов растений и пород животн.

Развитие математических знаний обусловил появление первых средств для счета - связки соломы или кучки камней, шнуров с узелками или нанизанными на них раковинами

Развитие топографических и географических знаний обусловил создание первых карт - обозначений маршрутов, нанесенных на кору, дерево или кожу

Изобразительное искусство поздненеолитической и энеолитических племен в основном было достаточно условным: вместо целого изображалась определенная характерная часть предмета Распространился декоративный направление, т.е. прик крашання прикладных вещей (особенно одежды, оружия и домашней утвари) художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Так, керамику, которую в раннем неолите не украшали, в позднем неолите в рнаментувалы волнистыми линиями, кругами, треугольниками тощщо.

Эволюционировала и усложнялась религия С накоплением знаний о собственной сущности и окружающую природу первобытное человечество меньше отождествляли себя с последней, а все больше осознавало зависимость в от неизвестных ему добрых и злых сил, которые казались сверхъестественными Формировались представление о борьбе доброго и злого начал Силы зла люди пытались умилостивить, добрым силам стали поклоняться как пост ийним защитникам и заместителям рододу.

Изменился смысл тотемизма Тотемные \"родственники\" и \"предки\" стали объектом религиозного культа

Одновременно с развитием родового строя и анимизма зародилась вера в духов умерших прародителей рода, помогающие ему Тотемизм хранился в пережитках (например, в тотемных названиях и эмблемах родов), а но не как система религиозных верований Именно на этой анимистических основе начал образовываться культ природы, олицетворялось в образах различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сиил.

С возникновением земледелия связано появление культа выращиваемых растений и тех сил природы, от которых зависело их рост, особенно Солнца и Земли Солнце считалось оплодотворяющим мужским началом, Земля -??с заплиднюваним женским Цикличность животворного влияния Солнца обусловила возникновение у людей представление о нем как о духе плодородия, умирает и воскресаає.

Как и на предыдущей стадии развития, религия отражала и идеологически закрепляло выдающуюся хозяйственную и общественную роль женщины Развился материнско-родовой культ хозяек и хранительница семейного в очаги Вероятно, тогда зародился известный в некоторых развитых народов культ женских предков-праматери Большая часть духов природы, и среди них прежде дух Матери-Земли, выступала в образе ж к и имела женские имена Женщины, как и раньше, часто считались основными, а у некоторых племен даже исключительными носителями тайных знаний и магических си сил.

Развитие земледелия, особенно ирригационного, что требовало точного определения сроков полива, начала полевых работ и т.п., способствовал упорядочению календаря, совершенствованию астрономических наблюдений ь Первые календаре обычно основывались на наблюдениях за изменением фаз Месяця.

Необходимость оперировать большими числами и развитие абстрактных представлений обусловили прогресс математических знаний Сооружение укреплений, таких транспортных средств, как телега и парусный корабль, способствовали раз свитка не только математики, но и механики А при сухопутных и морских походов, связанных с войнами, накапливались астрономические наблюдения, знания по географии и картографии Войны стимулировали развитие медицины, а особенно хирургии: врачи ампутировали поврежденные конечности \"делали пластические операцииоперації.

Медленнее развивались зародыши обществоведческих знаний Здесь, как и ранее, господствовали тесно связаны с религией мифологические представления о чудесной природе всех основных явлений хозяйственной, общественной т и идеологической жизни Именно в это время были заложены основы правовых знаний Они отделились от религиозных представлений, обычного права Это хорошо видно на примере первоначального (и раннеклассового) судо водства, в котором решающую роль часто играли нереальные обстоятельства, например \"знамение свыше\" Для того, чтобы появилось такое знамение, применялись испытания клятвой, освященной пищей, ядом При этом считалось, что виновный погибнет, а праведный останется живизалишиться живим.

Возведение оборонительных сооружений и рассчитанных на тысячелетия усыпальниц положило начало монументальной архитектуре Отделение ремесла от земледелия способствовало расцвету прикладного искусства Для потребностей в военно-племенной знати создавались ювелирные украшения, дорогая оружие, посуду, нарядную одежду В связи с этим распространились художественное чеканки, тиснения металлических изделий, а также техника эмали, инкруста ция драгоценными камнями, перламутром и т.д. Расцвет художественной обработки металла, в частности, выразился в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, т Варин, рослислин.

Из других специфических видов искусства следует отметить героический эпос Шумерская эпос о Гильгамеше и эпический раздел Пятикнижия, \"Илиада\" и \"Одиссея\", ирландские саги, \"Рамаяна\", \"Калевала\" - эти и мн Гато других классических образцов эпоса, возникших в основном в эпоху разложения родового строя, донесли до нас упоминания о бесконечные войны, героические подвиги, отношения в обществгероїчні подвиги, відносини у суспільстві.

К устного народного творчества начали проникать классовые мотивы Поощряемые военно-племенной знатью певцы и сказители прославляли ее благородное происхождение, военные подвиги, богатство

Во время разложения первобытнообщинного строя возникали и развивались адекватные новым условиям жизни формы религии Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей С п распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, широко известными образами духов, которые умирают и воскресают Отсюда и в определенной степени ведут свое начало древнеегипетский Осирис, финикийский Адонис, греческий Дионис и, наконец, Христотос.

С усилением племенной организации и образованием союзов племен утвердился культ племенных покровителей, племенных вождей Некоторые вожди оставались объектом культа и после своей смерти: считалось, что они и становятся влиятельными духами, которые помогают своим соплеменникам.

Началось выделение профессиональной умственного труда Такими профессионалами прежде становились вожди, жрецы, военачальники, затем - певцы, рассказчики, постановщики театрализованных мифологических представлений, знахари, знатоки обычаев Выделение профессиональной умственного труда значительно содействовало развитию и обогащению духовной культурри.

Вершиной развития духовной культуры первобытного общества было создание упорядоченного письма

Это происходило путем постепенного превращения пиктографического письма, передавало лишь общее содержание сообщений, на письмо1, состоящее из системы иероглифив2, в котором точно фиксированные знаки оз значалы отдельные слова или слоги Таким было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и других народев.

Многие явлений современной жизни возникли именно в первобытном обществе Через такую??важнейшую особенность этого этапа истории человечества его изучения имеет не только познавательное \"но и мировоззренческое значение

39. В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик, как правило антропоморфный, и свою определённую сферу управления в природе и обществе.Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений, где божества имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения друг с другом и имеют специфическую сферу влияния. Сфера деятельности каждого божества отделена от сферы деятельности других. Например, в Древней Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. Как правило, этим богом является бог солнца (в древнеегипетской, славянской и шумерской мифологии), хотя встречаются и исключения — в римско-греческой мифологии верховным богом был, соответственно, Зевс или Юпитер, который являлся богом грома, грозы, молнии и погоды вообще. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

 

Теоретическим обоснованием политеизма является мифология.[3] Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека.[4] Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает успешность такой деятельности. Поскольку ритуал есть повторениесакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

Буддизм

Буддийское учение о «Дэвах», название которых для простоты восприятия часто в европейские языки переводят как «божества», хотя Дэвы значительно отличаются от богов других политеистических религиозных систем. Дэвы обитают «мире богов», который на санскрите называется «дэвалока». Понятие дэва не связывается с какими то естественными существами, но с точки зрения людей их сравнивают по силе и счастью с людьми. Количество Дэв не определено, это большое множество различных существ, которые делятся на много различных миров и классов, присутствует их сложная иерархия. Дэвы нижнего ранга ближе по своей природе к людям.

Единственной целью последователя учения Будды состоит в полном избавлении от страданий сансары, и достижении состояния называемого нирваной.

В буддизме отрицается учение о личностном Боге и природе божества, как оно присутствует в авраамических религиях. По этой причине буддизм относится к нетеизму и часто трактуется какспиритуалистическая философия, а не религия по своей сути.

Джайнизм

Основатели джайнизма:Рушабха и Махавира.Британский музей

В центре учения джайнизма, как и других индийских религий, стоит проблема освобождения от сансары. В джайнизме большое количество божеств, но основными божествами являются «Джины», «Ариханты (англ.)русск.» и «Тиртханкары», которые преодолели внутренние страсти и приобрели просветлённое сознание. Поэтому высшей целью для джайнов является стать джиннами (победителями), подобно «Джины». Боги не вечны, и рано или поздно, растратив хорошую карму они снова вынуждены будут родиться каким-нибудь другим существом. Помочь освободится от сансары людям боги не могут, и просить их о каких-нибудь земных благах тоже бессмысленно, потому что никто не властен над кармой.

 

Джайнизм учит также о существовании якши и якшини, которые относятся к категории так называемых блуждающих божеств или «вьянтара», обладающих рядом сверхъестественных возможностей, включая способность изменять размер и форму. По джайнской мифологии, царь богов Индра, повелел якшам и якшиням следить за благополучием «Тиртханкаров»: по этой причине они и окружают каждого «джину» во время его земной жизни[8]. Даже несмотря на то, что они наделены большой силой и могуществом, они также блуждают в цикле рождений и смертей сансары, как и все человеческие души.

Для джайнизма характерно отрицание существования высшего Божества, как безличного Брахмана, так и личностного Бога-Творца. По этой причине джайнизм, как и буддизм относится к нетеизму.

Индуизм

 

Тримурти (по порядку, слева направо:Брахма, Вишну, Шива), скульптура из пещер Эллоры.

В Индуизме насчитываются тысячи богов и богинь[9]. В различных направлениях индуизма эти сущности рассматриваются либо как личностные (Бхагаван) проявления (Аватара) безличного верховного божества Брахмана из духовного мира, либо как могущественные духовные существа, называемые дэвами. Дэвы в индуизме — это небесные божества, которые управляют различными стихиями и силами природы, и являются слугами верхоного бога. Большинство этих божеств играют незначительную роль в религиозной иерархии индуизма. Но некоторые дэвы занимают более важное положение — они управляют сложными космическими процессами и играют ключевую роль в процессе творения и поддержания жизни воВселенной. Некоторые, такие как Ганеша, исполняют особо важные функции в сложной системе управлении Вселенной, и являются популярными объектами поклонения среди индусов.

Индуистский пантеон включает в себя трех главных божеств: Брахму — Создателя, Вишну — Хранителя и Шиву — Разрушителя, объединённых в единое целое — Тримурти, представляющее собой духовное начало верховного божества Брахмана.[10]. Таким образом за всем политеистическим разнообразием просматривается монотеистическое учение о едином Боге.

Даосизм

Даосский пантеон достаточно сложен и разнообразен. Это разнообразие является следствием большого количества различных, имеющих много отличий, даосских школ, но перечень основных персоналий и видов божеств у них в целом совпадает. Божества разделяются на «донебесных» и «посленебесных». Первые, старшие божества, олицетворяют собой силы природы, стихии космоса и т. д., ко вторым, младшим божествам, относятся те, кто в земной жизни были людьми, но после смерти обрели вечную жизнь.

О верховном Существе, всеобщем Законе и Абсолюте, основатель учения Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Смысл жизни — посредством внутреннего сосредоточения и аскетизма освободиться из под власти мира, познать Дао и слиться с ним.

Основные «донебесные» божества, стоящие во главе пантеона, это так называемые Трое Чистых (англ.)русск. или «сань цин», олицетворяющие собой этапы самораскрытия Дао, а также сферы небесного мира. По одной из версий персонажи «сань цин» фигурируют как божества, которые сменяли друг друга в качестве правителей мира на протяжении нескольких последовательных циклов. Первым правителем в даосской триаде чистых является Юаньши тяньцзунь (англ.)русск., который передал свою власть ученику Лин-бао тянь-цзуню (англ.)русск., а этот в свою очередь, передал власть Тай-шан Лао-цзюню (англ.)русск..

«Посленебесных» божеств многие тысячи. К наиболее почитаемым из числа тех, кто обрел вечную жизнь, относятся так называемые «восемь бессмертных» — Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цао Гоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.

Синтоизм

Синтоизм — традиционная религия Японии, имеющая в своём пантеоне большое количество божеств, что отражено в поговорке «Япония — страна восьми миллионов божеств». Синтоизм учит о божествах, как неких духовных сущностях, называемых «Ками»[11]. «Ками» именуются божества неба и земли, описанные в древних преданиях, обитающие в посвящённых им святилищах. «Ками» не обладают всеведением или всемогуществом, но за каждым из них закреплена определённая сфера влияния. Даже верховным божествам приходится опираться на помощь подчинённых. Особенностью синтоистских богов, выделяющей их среди других политеистических религиозных систем является то, что особо подчеркивается связь между людьми и «Ками». Также «Ками» могут именоваться люди и животные, горы (например Фудзияма)[12] и вообще любая природа, обладающая какими то исключительными качествами и внушающая трепет. Под термин «Ками» подпадает в том числе и то, что в других религиях именуется духами. Так после того как человек умирает, он также становится «Ками». Согласно синтоизму люди были не сотворены богами, а рождены ими. Император Японии почитается как «Ками» уже при жизни.

Викка

 

Учение Викка не унифицировано, но базовым является почитание Рогатого бога[13] и Триединой Богини, которые воспринимаются в свете различных религиозно-философских концепций, как-то: пантеизма (проявление двух равнозначных аспектов одного божества в природе), дуализма (двух полярных противоположностей) или политеизма (проявление в божествах различных политеистических религий). Однако несмотря на отсутствие единого учения, Викка трактуется как дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню равнозначными, дополняющими друг друга противоположностями (близко к даосской идее о инь и ян), воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы. Бог иногда символически отождествляется с Солнцем, а Богиня с Луной. Подобный «дуотеизм» Бога и Богини часто расширяют до двойственной формы пантеизма посредством веры, по словам Дион Форчун, что «все боги — один бог, и все богини — одна богиня». Таким образом, все боги и богини всех религиозных культур, аспекты одного высшего бога и, соответственно, одной высшей богини.

Джеральд Гарднер утверждал, что существо, стоящее над главными богами, признано ведьмами первичным создателем, имя которого однако остаётся неизвестным. Патриция Краутер (англ.)русск. назвала это высшее божество Драйтэн (от Drighten староангл. «Бог», «Создатель»), Скотт Каннингем (англ.)русск. называл «Единственный» (англ. "the One")[14]. Такой пантеистический взгляд на Бога имеет прямые аналогии с учением оБрахмане в индуизме.

Реконструкционизм Для реконструкционизма характерно стремлние восстановить в современном мире существовавшие до распространения христианства исторические этнические религии (англ.)русск., однако в отличие от религиозно-синкретического движения, или той же Викки, не стремится смешивать мифологию различных языческих культов.

 

Причины: Переход от политеизма к монотеизму явился отражением определенного этапа развития общества.
Этот переход был обусловлен укреплением рабовладельческого строя, созданием монархий.
Монотеизм стал идеологическим базисом нового формата общества: один монарх и царь - один Бог.

40 К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера — универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” — предмета, символа, наделённого особым свойством — служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения.1 В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

БУДДИЗМ

 

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “ Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, 6 — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи — она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни — старость — смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина — Дхарма. С этого момента он и стал Буддой — Просветлённым, или Пробуждённым, — и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он заво



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.05 с.)