Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 8. Выбор позиции в конкуренции с помощью матрицы
«GENERAL ELECTRIC / MCKINSEY»
8.1. Оценка конкурентных позиций с использованием матрицы «General Electric / McKinsey».
8.2. Условия применения матрицы «Shell/DPM» и матрицы риска «MR».
8.3. Проверка набора СЗХ на осуществимость.
Оценка конкурентных позиций с использованием матрицы «General Electric / McKinsey».
Постройте матрицу «Дженерал электрик» – «Мак-Кинзи» формата 2х2 и расположите в поле матрицы свои СЗХ.
СЗХ
| КСФ
| Привлекательность
| СЗХ 1
| 0,31
| 46,06
| СЗХ 2
| 0,55
| 24,40
| СЗХ 3
| 0,29
| 11,43
| СЗХ 4
| 0,47
| 25,17
| СЗХ 5
| 0,32
| 32,63
| СЗХ 6
| 0,33
| 7,22
| СЗХ 7
| 0,30
| 41,46
| СЗХ 8
| 0,38
| 5,95
| СЗХ 9
| 0,25
| 98,93
| СЗХ 10
| 0,51
| 18,98
| СЗХ 11
| 0,36
| 14,49
| СЗХ 12
| 0,52
| 376,51
| СЗХ 13
| 0,39
| 1,77
| СЗХ 14
| 0,48
| 16,06
|
В соответствии с матрицей определите стратегию по каждой СЗХ.
СЗХ-1 – удержать
СЗХ-2 - оптимизировать
СЗХ-3 – усилить
СЗХ-4 –удержать
СЗХ-5 –удержать
СЗХ 6 - уйти
СЗХ 7 –удержать
СЗХ 8 - уйти
СЗХ 9 –удержать
СЗХ 10 – усилить
СЗХ 11 – усилить
СЗХ 12 - оптимизировать
СЗХ 13 - уйти
СЗХ 14– усилить
Сравните результаты по матрице «Мак-Кинзи» с результатами по матрице БКГ, построенной Вами ранее. Есть ли различия в стратегиях, предписываемых для Ваших СЗХ матрицей БКГ и матрицей «Дженерал электрик»?
| БКГ
| «Дженерал электрик» – «Мак-Кинзи»
|
| Звезды
| СЗХ-2,
СЗХ-4,
СЗХ-10, СЗХ-12, СЗХ-14
| СЗХ-2,
СЗХ-12
| Главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область для того чтобы гарантировать возвратность последнего.
| Трудные дети
| СЗХ–1,
СЗХ–3,
СЗХ–5,
СЗХ–7,
СЗХ-9,
СЗХ-11, СЗХ-13
| СЗХ–1,
СЗХ–3,
СЗХ-4,
СЗХ–5,
СЗХ–7,
СЗХ-9,
СЗХ-10,
СЗХ-11,
| Это самая неопределенная позиция. Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут перейти в позицию звезды и закончить свой цикл денежной коровой, могут сразу стать собакой. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться. Для данных СЗХ целесообразно применять стратегию агрессивного роста, так как удастся достичь снижения цен за счет эффекта масштаба производства, и тем самым отвоевывать конкурентные позиции за счет низкой цены.
| Собаки
|
| СЗХ-8
СЗХ-6 СЗХ-13
| Фирме предлагается избавиться от данных СЗХ
| Не вошли
| СЗХ-6, СЗХ-8
|
|
|
Модель McKinsey 3х3 по А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухину
Недостаток предложенной модели – молчащая стратегия для СЗХ, попадающих в центральную зону – серый крест. В нашем случае тринадцать СЗХ попадают туда, и данная модель не может предложить конкретную стратегию для них. Лишь СЗХ-12 находиться в зоне «Агрессивного роста».
Постройте матрицу формата 3х3 и расположите в поле матрицы свои СЗХ.
Модель General Electric - McKinsey 3x3 по И. Ансоффу
|
|
| усиление параметра
|
|
| удержание параметра
| Перспективы прибыли
| Рекомендации по
| рыночным позициям
| стратегиям инвестирования
|
| улучшить/сохранить
| вкладывать средства
| +
| сохранять/расширять
| реинвестировать
| +
| пустить на самотек
| извлечь max выгоду
| +
| сохранить
| извлечь max выгоду
| +
| сохранять/расширять
| извлечь max выгоду
| -
| уходить быстро
| ликвидировать активы
|
| улучшить
| инвестировать
| -
| уходить медленно
| извлечь max выгоду
|
| улучшить
| инвертировать
| +
| сохранять/расширять
| извлечь max выгоду
| +
| сохранять/расширять
| извлечь max выгоду
|
| улучшить
| вкладывать средства
| -
| уходить медленно
| извлечь max выгоду
| +
| сохранить
| вкладывать средства
|
Модель McKinsey по Томпсону и Стрикленду
3 позиции:
I c – финансировать рост
RD – получить прибыль, отказ от инвестиций
S – провести отбор
Выделяются три зоны:
1-я зона (I c) – Высокий приоритет для финансирования. В эту зону вошли СЗХ-1, СЗХ-7, СЗХ-9.
2-я зона (RD) – Должно быть подвержена избирательному анализу, возможно получение прибыли, до того как от нее отказаться. Сюда относятся СЗХ-3,4,5,10,11,14.
3-я зона (S) – Не является интересной для инвестирования, но должна остаться под контролем при реализации стратегии синергизма. В данную зону входят СЗХ-2, 6, 8, 13.
Тема 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.
При помощи таблицы 15.1 проанализируйте сферы деятельности Вашей организации, которые подвержены ограничениям.
Таблица 15.1
Области контроля предпринимательского поведения в России
Области контроля
| Точка приложения контроля
| Примеры ограничений и принуждений
| 1. Продукция
| 1. Техническая характеристика изделия - выбор рынка
| Аэрокосмическая промышленность, Министерство обороны
|
| 2. Функционирование продукции
| Законодательство по вопросам безопасности и охраны природной среды
|
| 3. Объем производства
| Субсидии и дотации в сельском хозяйстве
| 2. Процессы производства
| 1. Условия труда
| Законодательство по охране труда
|
| 2. Загрязнение природной среды
| Нормы загрязнения среды
|
| 3. Качество продукции
| Законы в области санитарии и безопасности фармацевтической продукции
|
| 4. Контроль заработной платы
| Законы о минимальной заработной плате, коллективные договоры
|
| 5. Обеспечение занятости
| Коллективные договоры
| 3. Поведение в конкуренции
| 1. Цены
| Антимонопольное законодательство, контроль цен на коммунальные услуги, электроэнергию, железнодорожный транспорт
|
| 2. Сокрытие истины
| Защита прав потребителей
| 4. Прибыль
| 1. Утаивание прибыли
| Налоги
|
| 2. Распределение прибыли
| Выплата дивидендов
| 5. Ресурсы
| 1. Сырье
| Ограничения на импорт, экспорт
|
| 2. Инвестиции
| Кредитование инвестиций
|
| 3. Финансирование
| Займы организациям. Обеспечение займов.
| 6. Управление
| 1. Решения, связанные с занятостью и условиями труда
| Участие рабочих через профсоюзы
|
| 2. Общеорганизационное управление
| Представители рабочих, потребителей, федерального правительства
|
По данной таблице, для нашей организации областями контроля являются:
1. Процессы производства. Точкой приложения в данной области контроля является загрязнение окружающей среды. В настоящее время наблюдается тенденция ужесточения норм загрязнения среды.
2. Поведение в конкуренции. Точкой приложения в данной области контроля являются цены, т.к. ОАО «ТАИФ-НК» вошел в реестр монополистов.
3. Прибыль. Точкой приложения в данной области контроля является распределение прибыли, а именно выплата дивидендов, т.к. компания ТАИФ-НК является открытым акционерным обществом.
Для согласования коммерческой стратегии бизнеса и предпочтений наиболее влиятельных групп общества выберите одну из трех концепций социально ответственного бизнеса, обоснуйте выбор исторического подхода к взаимоотношениям бизнеса и общества и альтернативный сценарий развития организации при помощи таблицы 15.2 «Современные концепции социально ответственного бизнеса», таблицы 15.3 «Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества», таблицы 15.4 «Альтернативные сценарии развития организации» и таблицы 15.5 «Классические модели деятельности организации»
Таблица 15.2
Современные концепции социально ответственного бизнеса
Теория «корпоративного эгоизма»
| Теория «корпоративного альтруизма»
| Теория «разумного эгоизма»
| Первая и наиболее традиционная теория подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971г. М. Фридман, утверждал, что «существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии соблюдения правил игры, то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества».
| Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она принадлежала Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».
Говардом Боуэн: «обязательства бизнесменов проводить такую политику, чтобы ее выполнение было направлено на деятельность желательную с точки зрения целей и ценностей всего общества».
| Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий. Она настаивает на том, что социальная ответственность – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.
Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг), в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке.
|
Таблица 15.3
Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества
Подход компании «Дженерал Моторс»
| Подход М.Фридмана
| Подход А.Смита
| Первый, сформированный в США «автомобильным королем» Вильсоном, бывшим президентом «Дженерал Моторс», гласил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для страны».
| Второй подход гласил, что «дело бизнеса – бизнес», или, перефразируя М.Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем-то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является, в принципе, подрывом социальной доктрины государства».
| Третий подход, основанный на теории А.Смита исходит из того, что компания является реактором богатства общества и любое вмешательство в ее деятельность подрывает ее устои свободного предпринимательства.
|
Таблица 15.4
Альтернативные сценарии развития организации
Оптимистический
| Пессимистический
| Транзитивный
| Апокалипсический
| Общество вернется к пониманию места и роли фирмы, как реактор ее богатства. Когда фирма предоставит товары и услуги для потребителей, обеспечит работников з/п, а участников рынка возможностью функционирования, общество и государство откажутся от жестокого регулирования предпринимательской деятельности.
| Общество нанесет бизнесу значительный урон, после которого фирма не сумеет оправиться.
| Фирма превратится в социально-экономический институт – она совместно с обществом определит ответственность, согласно интересам всех влиятельных групп общества, что позволяет уменьшить ее уязвимость.
| Фирма будет заменена новой организацией, практически не имеющей с ней ничего общего.
|
Таблица 15.5
Классические модели деятельности организации
Модель свободного предпринимательства
| Модель «Бережливый капитализм»
| Филантропическая модель
| Популистская модель
| Социалистическая модель
| В этой модели профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и расширением производства признается как важнейший побудительный фактор. Следует заметить, что она ни в коей мере не связана с удовлетворением запросов потребителей (предполагается, что «невидимая сила» позаботится об их нуждах).
| Отвечает в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и
во вторую – интересам кредиторов и потребителей.
| В первую очередь, прибыль, остающаяся на руках компании используется на нужды локального
окружения, местной общины.
| Отражает стратегию профсоюзов, стремящихся к максимизации одобрения со стороны лиц
наемного труда.
| Приоритет отдается обществу в целом.
|
Запишите результаты Ваших исследований
Оптимальной концепцией социально ответственного бизнеса для нашей организации является теория «разумного эгоизма», потому что в конечном итоге социальная ответственность дает хорошие результаты в долгосрочной перспективе: сокращает потери прибыли, повышает имидж компании, формирует доверительные отношение поставщиков и потребителей.
Говоря об исторических подходах к взаимоотношениям бизнеса и общества, следует отметить, что для нашей организации наиболее подходит подход компании «Дженерал Моторс». Действительно, от успешного функционирования ТАИФ-НК зависит благосостояние как города Нижнекамск, так и Республики Татарстан в целом.
Для организации был выбран сценарий транзитивный развития. Согласно же транзитивному сценарию организация может превратиться в определенный социально-экономический институт вследствие возрастающего бремени социальной ответственности.
На основе выбора оптимальной для Вашей организации концепции социально-ответственного бизнеса, исторического подхода, сценария развития, модели деятельности сформулируйте предпочтительную модель деятельности организации. Оцените ее коэффициентами значимости в результирующей таблице 15.6 «Модели деятельности организации». Дайте ей соответствующее название (критерии оценки – 2 балла – требования наиболее влиятельных групп общества, 1 балл – предпочтения наименее влиятельных групп, которые практически не учитываются бизнесом).
Таблица 15.6
Модели деятельности фирмы
Общественная группа
| Ожидаемые результаты деятельности организации
| Альтернативные модели
| Свободное предпринимательство
| Бережливый капитализм
| Филантропическая
| Популистская
| Социалистическая
| Предпочтительная – синтез бережливого капитализма и филантропической модели
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общество в целом
| Экономический рост
|
|
|
|
|
|
|
| Поступления от налогов
|
|
|
|
|
|
|
| Уравнивание власти
|
|
|
|
|
|
|
| Уравнивание доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Сохранение окружающей среды
|
|
|
|
|
|
|
| Сохранение природных ресурсов
|
|
|
|
|
|
| Местная община
| Благосостояние общины
|
|
|
|
|
|
| Держатели акций
| Рост доходов
|
|
|
|
|
|
| Кредиторы
| Рост стоимости акций
|
|
|
|
|
|
| Потребители
| Стабильность доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Справедливые цены
|
|
|
|
|
|
|
| Обеспечение выбора
|
|
|
|
|
|
|
| Удовлетворение потребностей
|
|
|
|
|
|
| Управляющие
| Рост доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональный интерес
|
|
|
|
|
|
| Работники наемного труда
| Занятость, уровень оплаты, досуг
|
|
|
|
|
|
|
| Условия труда, удовлетворение от работы
|
|
|
|
|
|
|
С учетом теоретических подходов к формированию концепции социально ответственного бизнеса и, используя рисунок 15.1 «Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности», проведите оценку важности ограничений, накладываемых обществом в таблице 15.7.
Рис. 15.1. Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности.
Таблица 15.7
Оценка важности ограничений
Области контроля
| Цель/приоритет
| Прибыльность/ рост фирмы
| Удовлетворение запросов
| Социальные/ неэкономические области
| Суммарная важность
| Позиция организации
| Воздействие (В)
| Относительная важность (В*П)
| В
| В*П
| В
| В*П
| Процессы производства
(Загрязнение окружающей среды)
|
| 9*2=16
| -
| -
|
| 8*2=16
|
| Защита всеми средствами
| Поведение в конкуренции (Цены)
|
| 8*1=8
|
| 6*1=6
| -
| -
|
| Использование для переговоров
| Прибыль (Распределение дивидендов)
|
| 6*1=6
| -
| -
| -
| -
|
| Желателен контроль
|
Проведите анализ поля сил, оказывающих влияние на деятельность Вашей организации по таблице 15.8., и запишите предпочтительные цели в таблице 15.9.
Таблица 15.8
Анализ «поля сил»
Группа влияния
| Цели
| Правила игры
| Относительная сила группы
| Механизм влияния
| Вероятное давление
| Сила давления
| наибольшая
| наименьшая
| наибольшее предпочтение
| наименьшее предпочтение
| Управляющие
| Профессиональный интерес, рост доходов
| Уравнивание доходов
| Лоббирование интересов в органах власти
| Давление со стороны властей
|
| Приказы, постановления, увольнение
| 0,5
|
| Лица наемного труда
| Условия труда, удовлетворение от работы
| уровень оплаты труда
| Карьерный рост, рост з/пл, условия труда - достойные
| Закрытие профсоюзов
|
| Забастовки, простои в производстве
| 0,1
| 0,1
| Клиентура
| Стабильность доходов, справедливые цены
| Обеспечение выбора
| Снижение цен
| Рост цен, неудовлетворение от продукции
|
| Покупка
| 0,2
| 0,2
| Правительство
| Сохранение окружающей среды
| Поступления от налогов
| Контроль
| Льготы
|
| Указы, норматив. акты
| 0,8
|
| Местные органы власти
| Улучшение благосостояния Нижнекамского района
| Сохранение состояния района
| Взаимодействие
| Большая самостоятельность
|
| нормативные акты, постановления
| 0,6
|
| Профсоюзы
| Условия труда, защита интересов, полная занятость
| Повышение оплаты труда
| Координация
| Закрытие профсоюзов
|
| коллективные договора
| 0,4
| 0,8
|
Анализ «поля сил» определил социальные группы, которые в процессе переговоров будут оказывать наибольшее давление: правительство, местные органы власти и управляющие.
Таблица 15.9
Баланс «поля сил»
Группы-оппоненты
Группы, выдвигающие предложения
| Управляющие
(1)
| Лица наемного труда
(2)
| Профсоюзы
(3)
| Правительство
(4)
| Клиентура
(5)
| Местные органы власти
(6)
| Возможная коалиция
| за
| против
| Управляющие
| +++
| +
| -
| +
| +
| +
| 1-2,4-6
|
| Лица наемного труда
| -
| +++
| +++
| +
| +
| ++
| 2-6
|
| Профсоюзы
| -
| +++
| +++
| +
| +
| +
| 2-6
|
| Правительство
| -
| +
| +
| +++
| +
| +
| 2-6
|
| Клиентура
| +
| +
| +
| +
| +++
| +
| 1-6
| -
| Местные органы власти
| +
| +
| +
| +
| +
| +++
| 1-6
| -
|
При помощи рисунка 15.2. определите стратегию социальной ответственности (ССО) организации
Коммерческая стратегия фирмы
| Анализ ожидаемых результатов деятельности
| Анализ влияния “правил игры”
| Предпочтительные условия деятельности
| Вероятные условия деятельности
| Стратегия социальной ответственности
| Стратегия, согласованная по интересам
| Коммерческая сторона социально-политической стратегии
| Возможности для социально-политических мероприятий
|
Ожидаемые результаты: сохранение окружающей среды, улучшение благосостояния Нижнекамского района и рост доходов.
| Рис. 15.2. Анализ социально – политических мероприятий фирмы
Поле сил:
наибольшее влияние на деятельность компании оказывают правительство, местные органы власти и управляющие.
| Правила игры:
контроль со стороны правительства, взаимодействие с местными органами власти и лоббирование интересов управляющих.
|
Социально направленная стратегия фирмы: устойчивое развитие бизнеса при достаточном внимании, как к экономической, так и к социальной сфере. Работа в направлении минимизации загрязнения окружающей среды, взаимодействия с местными органами власти с учетом интересов управляющих.
|
Устойчивое развитие бизнеса при достаточном внимании, как к экономической, так и к социальной сфере. Работа в направлении минимизации загрязнения окружающей среды взаимодействия с местными органами власти с учетом интересов управляющих.
|
| БКГ
| GE/McKinsey
| Звезды
| СЗХ-2, 4,10,12,14
| СЗХ-2, 12
| Трудные дети
| СЗХ–1, 3,5,7,9,11,13
| СЗХ–1,3,4,5,7,9,10,11
| Собаки
|
| СЗХ-6,8,13
|
| Альтернатива развития: интенсивный рост – корреляционные цепочки связи количественно преобладают в поле СИВ.
| Цели: 1. Установка по переработке тяжелых остатков по новейшей технологии VCC к 2015 году.
2. Реконструкция установки ЭЛОУ-АВТ-7, установки каталитического крекинга вакуумного газойля, установки гидроочистки газойля с целью увеличения производительности, выпуска летнего и зимнего дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы (10 ppm)
3. Развитие сети АЗС ОАО «ТАИФ-НК»
| Стержневые ценности - качественная продукция по доступным ценам
| БАЦ - быть нефтеперерабатывающей компанией номер один по качеству поставляемой продукции в России и зарубежом.
| Основные намерения– эффективное удовлетворение потребности общества в нефтепродуктах высокого качества изготовленного с использование передовых технологий.
|
Рис. 15.3. Модули и инструменты СП для формирования стратегии устойчивого развития организации
|
Коммерческая стратегия ведения бизнеса + Стратегия социальной ответственности
| Портфельная стратегия (роста, прибыли, сбалансированный)
| Стратегия функциональных подсистем (маркетинг, НИОКР, производство)
| Конкурентная мета-стратегия (оборона, атака)
| Проверка на осуществимость,
| SWOT, Анти-SWOT, PEST, SNW -анализы
|
Рис. 15.3. Модули и инструменты СП для формирования стратегии устойчивого развития организации
| Выбор деловой коммерческой стратегии Ко
| Критерии концепции
целеполагания
SMART-характеристики
| Корреляционный SWOT-анализ
| Обоснование конкурентной стратегии
| Анализ портфельной стратегии
| Сбалансированная портфельная стратегия
|
Ситуационный анализ
С помощью PEST и SWOT анализа мы получили Корреляционный SWOT анализ, который показывает наши возможности и возможные угрозы, которые могут привести компанию к ее сильной дестабилизации.
| Вероятность использования возможностей
| Влияние возможностей на организацию
| | | Сильное
| Умеренное
| Малое
| | | Высокая
|
Рост численности потребителей
| Возможность привлечения кредитных средств
|
| | | Средняя
| Доступ новых автоматизированных технологий
Выход в новые регионы за счет увеличения темпов роста и расширения ассортимента услуг
| Открытость и активность средств массовой информации, позволяющая проводить PR
|
| | | Низкая
|
|
|
| | Вероятность реализации угроз
| Влияние угроз на организацию
| Разрушение
| Критическое состояние
| Тяжелое состояние
| «Легкие ушибы»
| Высокая
|
Повышение цен на сырье
| Освоение конкурентами новых технологий, существенно снижающих издержки производства и повышающих качество выпускаемой продукции
|
|
| Средняя
|
| Переизбыток нефтепродуктов на рынке
| Ужесточенная конкуренция со стороны других нефтеперерабатывающих предприятий
Перебои в поставках сырья
|
| Низкая
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | Так как в каждом квадранте отражены наиболее важные характеристики и их количество определяет одну из предложенных стратегий, то компании ОАО «ТАИФ-НК» следует придерживаться стратегии – интенсивный рост
По методологии Мэскона для ОАО «ТАИФ-НК» предпочтительна стратегия ограниченного роста на ближайшее время, т.к. организация действует в зрелой отрасли со статичной технологией. Однако благодаря росту численности потребителей,возможности привлечения кредитных средств, увеличению темпов роста и расширению ассортимента услуг планируется выход на новые рынки.
Позиционный анализ
Мы выделили следующие СЗХ согласно технологии производства и по географическому признаку:
СЗХ-1. Производство и реализация автомобильных бензинов на экспорт и в РФ
СЗХ-2. Производство и реализация автомобильных бензинов в РТ
СЗХ-3. Производство и реализация дизельного топлива на экспорт и в РФ
СЗХ-4. Производство и реализация дизельного топлива в РТ
СЗХ-5. Производство и реализация керосина/авиакеросина на экспорт и в РФ
СЗХ-6. Производство и реализация керосина/авиакеросина в РТ
СЗХ-7. Производство и реализация бензина прямогонного на экспорт и в РФ
СЗХ-8. Производство и реализация бензина прямогонного в РТ
СЗХ-9. Производство и реализация битума дорожного на экспорт и в РФ
СЗХ-10. Производство и реализация битума дорожного в РТ
СЗХ-11. Производство и реализация вакуумного газойля на экспорт и в РФ
СЗХ-12. Производство и реализация вакуумного газойля в РТ
СЗХ-13. Производство и реализация мазута на экспорт и в РФ
СЗХ-14. Производство и реализация мазута в РТ
Согласно матрице БКГ при оценке стратегических позиций компании в той или иной СЗХ мы получили, что СЗХ–1, СЗХ–3, СЗХ–5, СЗХ–7, СЗХ-9, СЗХ-11, СЗХ-13 относятся к категории «Трудные дети», то есть в перспективе они могут перейти в позицию «Звезды» и закончить свой цикл «Денежной коровой»,а могут сразу стать собакой. Если существует возможность перевода в «Звезды», то нужно инвестировать, иначе - избавляться. Для данных СЗХ целесообразно применять стратегию агрессивного роста, так как удастся достичь снижения цен за счет эффекта масштаба производства, и тем самым отвоевывать конкурентные позиции за счет низкой цены.
СЗХ-2, СЗХ-4, СЗХ-10, СЗХ-12, СЗХ-14 относятся к категории «Звезда», другими словами их необходимо оберегать и укреплять, т.к.они приносят прибыль, но в то же время для поддержания позиций требуют значительных вложении; инвестировать нужно столько, чтобы обогнать конкурентов, но чтобы не стать «денежным капканом»
СЗХ-6, СЗХ-8 – не вошли в матрицу БКГ из-за отрицательного темпа роста рынка. Необходимо уделить особое внимание данным зонам хозяйствования, а именно, причинам спада, т.к. в зависимости от них, будет определяться дальнейшее направление развития СЗХ.
МсKinsey
В соответствии с матрицей стратегия по каждой СЗХ.
СЗХ-1 – удержать
СЗХ-2 - оптимизировать
СЗХ-3 – усилить
СЗХ-4 –удержать
СЗХ-5 –удержать
СЗХ 6 - уйти
СЗХ 7 –удержать
СЗХ 8 - уйти
СЗХ 9 –удержать
СЗХ 10 – усилить
СЗХ 11 – усилить
СЗХ 12 - оптимизировать
СЗХ 13 - уйти
СЗХ 14– усилить
|