Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место искусства в культуре 17 века

Поиск

Семнадцатый век часто называют эпохой государственности. Самая характерная для этого времени политическая форма — абсолютная монархия, наиболее ярко проявившаяся во Франции. Абсолютизм был характерен и для Испании. В Голландии в начале XVII в. образовалась буржуазная республика, определившая характер искусства. В Италии и Германии наблюдается упадок государственности, происходит разделение на ряд областей и отдельных княжеств. К этому времени относится возникновение больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них отмечена национальной самобытностью, связанной с особенностями исторического и культурного развития. Культура XVII в. отличается неким единством, обусловленным появлением в творчестве художников целостного и глубокого восприятия действительности, возникает подлинный синтез искусств. Успехи математики, астрономии, естествознания, географии расширили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Научное обоснование, данное немецким астрономом И. Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел несмотря на их вечное движение, созвучно идее динамизма, эллиптическим очертаниям форм произведений искусства XVII в. Открытие этих основополагающих законов привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь — не более чем иллюзия. Время стало главной темой искусства. Изобретаяф маятник и пружинный часовой механизм, люди той эпохи начали все глубже осознавать бег времени, измеряемого не месяцами и днями, а часами, минутами, секундами. Это ощущение быстротечности жизни поразило XVII век. Тема бренности пронизывает поэзию, наполняет размышления писателей, рождая в них мистический страх. Однако острое ощущение несущегося времени, поглощающего все, чувство тщетности всего земного, как это ни удивительно, вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Культура XVII в. дала миру произведения небывалого жизнелюбия и силы. Человек и всё многообразие действительности стали предметом творческого осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Усиливается интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека, что приводит к необычайному расцвету портретного искусства, появлению психологического портрета. Более усложненным становится восприятие природы. Диапазон художественного ее отображения делается очень широким — от грандиозных, космических по охвату образов в картинах Пуссена и Рубенса до тщательно воспроизведенных пейзажей родной природы в работах голландских мастеров. Появляются новые жанры пейзажа, такие как эпический и национальный. Творческое познание природы привело к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещения, настроения. Образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. художник стремится уловить меняющуюся сущность человека. В длинной веренице автопортретов Рембрандт показывает бесконечность своей личности, ее изменяемые внешние проявления. Появляется бытовой жанр, отличающийся большим разнообразием мотивов, сюжетов, задач. Так, необыкновенно разнообразна и красочна жанровая живопись Голландии. В ней можно увидеть множество оригинальных, талантливых произведений, любовно и тщательно воспроизводящих быт и нравы родной страны. А во французской жанровой живописи, которую «возглавляют» братья Ленен, появляется стремление к героизации бытовой темы. В испанской жанровой живописи заметна поэтическая атмосфера, которая придает ей особые, национальные, черты. Большое значение приобрел исторический жанр, в котором изображение реальных событий нередко сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами. Это в первую очередь относится к творчеству Рубенса, с его мятущимися, бравурными фигурами, образующими неистовый хоровод, символизирующий мощь и великолепие Природы. В исторических картинах Рембрандта герои погружены в глубокую задумчивость, они скрыты в полумраке, где вспыхивают отдельные детали, выражающие идею духовного озарения. А в исторических картинах Веласкеса все происходит при дневном свете, все пронизано конкретной реальной атмосферой, все изображает мгновение реального исторического события. Одним из ведущих жанров живописи становится натюрморт. Но натюрморт в XVII в. —многообразный, популярный жанр. Натюрморт в это время приобретает национальные черты. Фламандский натюрморт отличают громадные размеры, интенсивность цвета, большие яркие цветовые плоскости, активная динамика форм. Искусство XVII в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм. Происхождение термина «барокко» иногда связывают с португальским словом, означающим «жемчужина неправильной формы». Стиль барокко развивался в феодально-абсолютистских государствах, где было сильное влияние католицизма, как, например, в Италии. Идея торжества мистического, иррационального начала над реальным, земным. Основные жанры барокко в живописи — монументально-декоративные росписи (плафоны), алтарные картины, аллегорические композиции, парадный портрет. В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция. В скульптуре — линия исчезает, грани закругляются, в контуре более нет коротких, замкнутых линий. Мотив спирали получает развитие. Так, ведущий скульптор барокко Л. Бернини гордился своим умением подчинять материал, придавать твердому мрамору мягкие, гнутые, витые формы, делать его гибким, как воск, и этим объединять скульптуру с живописью. В архитектуре — увеличение масштаба, массивность, колоссальность пропорций. Появляется цельный и единый фасад. В интерьере церквей боковые приделы сливаются с главным, создается одно огромное помещение. Барокко смело изгоняет прямые линии и острые углы из здания. Мрамор заменяется травертином. Другая особенность — напряженность в пропорциях. Отсюда — использование овала в планах и деталях. Другое крупное направление в культуре XVII в. — классицизм. Родиной его является Франция. Стиль к. включает такие особенности: разумная ясность, тема победы общественного начала над личным, тема утверждения героизма, доблести, моральной чистоты. Разум считался основным критерием прекрасного, античное искусство — совершенным образцом для подражания. К. не допускал преувеличенной эмоциональности в образах искусства. мудрая уравновешенность, преобладание рисунка над колоритом — отличительный признак живописи классицизма. В основе классицизма лежит стремление к рационализму, к разуму и порядку, которые должны царить в централизованном государстве. К. культивировал возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над всеми бурными и неразумными страстями, отстаивал согласие искусства с «прекрасной», облагороженной природой. Так, французская Академия художеств XVII в. провозгласила, что «живопись должна подражать природе, но это подражание должно происходить по законам разума. Художник должен главное внимание уделять пропорциям, перспективе и композиции. Главные аспекты природы — форма и линия. Искусство XVII в. делится на несколько основных этапов. Начало века — время формирования прогрессивных тенденций, борьбы с маньеризмом. Важное место принадлежит здесь искусству Караваджо, оказавшему влияние на всех мастеров Европы. Параллельно этому процессу идет развитие принципов барочного искусства. Первая половина и середина XVII в. — наивысшие достижения искусства. О многом говорит одно лишь перечисление имен: Рубенс, Ван Дейк, Иордано, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Хальс, Рембрандт, Вермер, Якоб Рейсдаль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.007 с.)