Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2 Физиология микроорганизмов

Поиск

Тема № 2 Физиология микроорганизмов

ЗАНЯТИЕ № 4

 

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

 

Цель занятий: изучить культуральные и биохимические свойства бактерий; основные биологические свойства аэробов, методы выявления чистых культур аэробов с целью их идентификации.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Особенности метаболизма бактерий.
  2. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  3. Питание бактерий.
  4. Основные принципы культивирования.
  5. Ферменты бактерий. Идентификация бактерий по ферментативной активности.
  6. Внутривидовая идентификация бактерий (эпидемическое маркирование).

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

· Описать культуральные свойства

· Идентифицировать микроорганизмы

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

об алгоритмах и правилах их использования для идентификации микроорганизмов

 

Работа № 1. Методы выделения и идентификации аэробных бактерий

Цель: изучить основные методы выделения и идентификации аэробов (см. теоретическую справку)

 

I

 

 

 
 


II

 

       
   
 
III
 


 

А) *

                   
 
   
IV
     
 
     
     
 
 
 


III

           
     
 
 

Ж)

Г)
Б)
)

 

 
 


Е)

       
 
   
 


В) Д)

 

 

Реакция агглютинации

 

I. Сбор исследуемого материала

II. Посев исследуемых микроорганизмов на простые, ДДС и элективные питательные

среды с целью получения изолированных колоний

III. Накопление чистой культуры на скошенной питательной среде

IV. Идентификация выделенной чистой культуры

А) изучение морфологических и тинкториальных свойств

Б) изучение культуральных свойств

В) изучение антигенной структуры возбудителя с помощью постановки реакции агглютинации на стекле с поливалентными и монорецепторными сыворотками

Г) изучение биохимических свойств возбудителя по результатам посева на среды Гисса

Д) определение чувствительности микробов к антибиотикам, с помощью метода бумажных дисков

Е) проба с бактериофагами (реакция фаголизабельности) – метод стекающей капли по Отто для выявления вида возбудителя

Ж) биопроба на лабораторных животных – изучают клинику и патогенез заболевания

* проведение внутривидовой идентификации для выявления источников инфекции (фаготипирование)

 

Работа № 2. Питательные среды

 

Цель: создать представление о питательных средах; классифицировать предложенные питательные среды; результаты оформить в виде таблицы (см. теоретическую справку)

среда происхождение консистенция назначение
  естест-венное искусст-венное жидкая полужидкая плотная общего ДДС элективные
Мясопептон ный агар (МПА)                
Мясопептон ный бульон (МПБ)                
Среда Эндо                
Кровяной агар                
Пептонная вода                
Среды Гисса                
Среда 199                
Свернутая сыворотка                
Желточно- солевой агар (ЖСА)                

 

Вывод:

   
 
 
 

 


Работа № 3. Характер роста бактерий на питательных средах

(культуральные свойства)

 

Цель: изучить характер роста бактерий на основных и дифференциально-диагностических питательных средах; изучить культуральные свойства микроорганизмов на плотных средах.

 

 

критерии описание колонии
1) Форма    
2) Размер    
3) Характер края    
4) Пигмент (цвет)    
5) Поверхность    
6) Прозрачность    
7) Структура    
8) Консистенция (вязкость)    

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа № 4. Характер роста микроорганизмов на жидких питательных средах (дифференциально – диагностические признаки)

Цель: изучить характер роста бактерий на жидких питательных средах; изучить особенности роста микроорганизмов

Характер роста: 1) диффузный; 2) придонный; 3) поверхностный.

 

           
     

 

 


Опыт №1 Опыт №2 Опыт №3

МПБ МПБ 1% пептонная вода

(кишечная палочка) (возбудитель сибирской язвы) (возбудитель холеры)

 

Вывод :_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5. Техника посева на жидкие и плотные питательные среды

Цель: ознакомиться с техникой посева на жидкие и плотные питательные среды и указать значение метода(см. теоретическую справку)

 

название рисунок значение
1) Седиментация по Коху  
2) Посев по Дригальскому  
3) Посев по Шукевичу  
4) Метод укола  
5) Посев на скошенный агар  

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6. Биохимическая активность аэробов (дифференциально-диагностические признаки)

Цель: изучить ферментативную активность микроорганизмов (см. теоретическую справку)

 

  вид м/о   Сахаролитическая активность   Протеолитическая активность
лактоза глюкоза мальтоза маннит сахароза индол Н2S
                                             

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Каталазная активность аэробов

Цель: изучить каталазную активность микроорганизмов; определить тип дыхания исследуемой культуры (см. теоретическую справку)

 

 
 

 


Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теоретическая справка

Работа № 1

Основные принципы выделения и идентификации чистых культур бактерий

 

Чистую культуру бактерий получают для проведения дифференциально-диагностических исследований - идентификации, которая достигается путем определения морфологических, культуральных, биохимических и других признаков микроорганизмов.

Морфологические и тинкториальные признаки бактерий изучают при микроскопическом исследовании мазков, окрашенных разными методами и нативных препаратов.

Культуральные свойства характеризуются питательными потребностями, условиями и типом роста бактерий на плотных и жидких питательных средах. Они устанавливаются по характеру роста на питательной среде.

При идентификации бактерий до рода и вида обращают внимание на пигменты, окрашивающие колонии и питательную среду в разнообразные цвета. Например, красный пигмент образуют Serratia marcescens, золотистый пигмент -Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк), сине-зеленый пигмент - Pseudomas aeruginosa (синегнойная палочка).

Работа № 2

Питательные среды (состав некоторых питательных сред)

Кровяной агар (для выявления микроорганизмов, вызывающих гемолиз). К расплавленному и охлажденному до 45°С МПА (2% агара) стерильно добавляют 5-10% дефибринированной стерильно взятой крови лошади, кролика или барана.

Пептонная вода. Основной раствор пептона: пептона - 100 г, хлорида натрия -50 г, нитрата калия - 1 г, карбоната натрия - 25 г, воды дистиллированной - 1 л; рН 9,0. Стерилизуют при 120°С 20 мин. Для получения пептонной воды основной раствор разводят водой в 10 раз, доводят рН до 8,8 -8,9, стерилизуют. Используют для культивирования холерных вибрионов.

Свернутая сыворотка. Кровь берут от крупных животных. В продаже имеется стерильная нормальная сыворотка крови животных для бактериологических питательных сред, расфасованная по 250 мл. Можно пользоваться человеческой сывороткой (отходами производства гамма-глобулина), остатками крови при постановке реакции Вассермана и других серологических реакций.

Среды Гисса с углеводами. Пептон - 10 г, хлорид натрия - 5 г, углевод - 10 г, реактив Андреде - 10 мл, вода дистиллированная до 1000 мл, рН после стерилизации 7,2-7,4. Дифференциально-диагностическая среда, на которой выявляют разложение углеводов микроорганизмами.

Мясопептонный агар (МПА). К готовому МПБ добавляют 2% агар и оставляют для набухания 30 мин. Кипятят до полного растворения агара. Стерилизуют 30 мин при 120°С. Применяют для выращивания большинства сапрофитных бактерий.

Среда 199. Синтетическая среда, содержащая аминокислоты, витамины, глюкозу, минеральные соли. Для выращивания клеток (как ростовую) среду используют с добавлением 5-10% коровьей или лошадиной сыворотки. Трипсин используется при получении культуры клеток для дезагрегации тканей, т.е. для разобщения клеток.

Среда Эндо (готовят непосредственно перед употреблением). К 100 мл МПА (рН 7,6) при температуре 70 °С стерильно добавляют 5 мл 20% раствора лактозы и смесь 0,5 мл насыщенного раствора основного фуксина с 1,25 мл свежеприготовленного раствора сульфата натрия. Дифференциально-диагностическая среда для культивирования бактерий кишечной группы.

Среда Плоскирева (бактоагар Ж) выпускается в сухом виде и содержит питательный агар с лактозой, бриллиантовым зеленым, солями желчных кислот, минеральными солями и индикатором (нейтральный красный). Эта среда является не только дифференциально-диагностической, но и селективной, так как подавляет рост микроорганизмов (кишечная палочка и др.) и способствует лучшему росту некоторых патогенных бактерий (возбудители брюшного тифа, паратифов, дизентерии). Лактозоотрицательные образуют на этой среде бесцветные колонии, лактозоположительные - красные.

Среда Левенштейна-Йенсена. Д ля приготовления этой среды в 600 мл дистиллированной воды, содержащей 12 мл глицерина, растворяют: аспарагина 3,6 г, фосфата калия однозамещенного 2,4 г, сульфата магния 0,24 г, цитрата магния 0,6 г, картофельной муки 5 г, малахитового зеленого 0,4 г. Полученную смесь стерилизуют 15 мин при 120 °С. Приготовляют 1000 мл однородной суспензии из свежих яиц. Добавляют стерильно в яичную взвесь основной солевой раствор, подогретый до 45-60°С, тщательно перемешивают, избегая появления пузырьков воздуха, фильтруют через ватно-марлевый фильтр, разливают в пробирки и оставляют для свертывания в наклонном положении при 85°С 45 мин.

Желточно - солевой агар (ЖСА) содержит повышенные концентрации хлорида натрия (8-10%), которые не препятствуют размножению стафилококков, что обеспечивает элективность среды. Среда позволяет дифференцировать стафилококки, продуцирующие лецитиназу, от стафилококков, не выделяющих данный фермент, по образованию зон помутнения с перламутровым оттенком вокруг колоний лецитиназоположительных видов. Готовят среду из питательного солевого агара. В расплавленный и остуженный до 45 0С агар добавляется куриный желток.

 

Питание микробов

Органов питания нет. Питательные вещества поступают через всю поверхность клетки. Для питания нужны: кислород, азот, углерод, водород. Кислород и водород микробы берут из воздуха и воды. По источникам азота и углерода микробы делятся на:

- аутотрофы,

- гетеротрофы.

Аутотрофы – (литотрофы) – “auto” - своя, сам, “trophika”– питание (“самопитающиеся”). Это микробы, которые усваивают азот и углерод из воздуха или неорганических веществ. Они имеют много ферментов, поэтому способны сами синтезировать органические вещества из неорганических, для этого они используют солнечную энергию - фотосинтетики и химические вещества – хемосинтетики. Это сапрофитные микроорганизмы.

Гетеротрофы – “getero” – другой, “trophika”– питание. Это микробы, которые азот и углерод берут из органических веществ. Они делятся на 2 группы:

– используют органические соединения мертвого субстрата (сапрофиты);

– используют органические соединения организма-хозяина (паразиты).

 

Требования к питательным средам:

- питательность,

- изотоничность,

- слабощелочная реакция среды (рН 7.2 – 7.4),

- влажность,

- стерильность,

- буферность,

- унифицированность

Работа № 4

Что изображено на схеме?

1-

 

2-

 

3-

 

4-

 

Цель применения устройства? Какие дополнительные технические средства и среды нужно использовать? Дать классификацию микробов по типу дыхания. Охарактеризовать различия основных типов фосфорилирования

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Подпись преподавателя______________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ № 5 Дата____________

 

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЕТОДЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ОБЛИГАТНЫХ ВНУТРИКЛЕТОЧНЫХ ПАРАЗИТОВ

 

 

Цель занятия: изучить методы выделения чистых культур анаэробов; основные биологические свойства риккетсий, хламидий, вирусов; методы культивирования облигатных внутриклеточных паразитов.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Способы получения энергии бактериями (дыхание, брожение).
  2. Методы культивирования анаэробов.
  3. Типы взаимодействия вируса с клеткой, стадии репродукции вируса.
  4. Методы культивирования риккетсий, вирусов.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· идентифицировать микроорганизмы

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О способах заражении биологических моделей для культивирования риккетсий, хламидий и вирусов

Куриный эмбрион

1. Воздушное пространство

2. Отверстие в скорлупе

3. Скорлупная оболочка

4. Хорионаллантоисная оболочка

5. Желточный мешок

6. Белок

7. Амнион

8. Плод

9. Аллантоисная полость

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 


Культура тканей

первичные перевиваемые полуперевиваемые

           
     

 

 


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       
   
 
 


Лабораторные животные

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       
   
 
 

 


Теоретическая справка

Тема № 2 Физиология микроорганизмов

ЗАНЯТИЕ № 4

 

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

 

Цель занятий: изучить культуральные и биохимические свойства бактерий; основные биологические свойства аэробов, методы выявления чистых культур аэробов с целью их идентификации.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Особенности метаболизма бактерий.
  2. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  3. Питание бактерий.
  4. Основные принципы культивирования.
  5. Ферменты бактерий. Идентификация бактерий по ферментативной активности.
  6. Внутривидовая идентификация бактерий (эпидемическое маркирование).

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

· Описать культуральные свойства

· Идентифицировать микроорганизмы

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

об алгоритмах и правилах их использования для идентификации микроорганизмов

 

Работа № 1. Методы выделения и идентификации аэробных бактерий

Цель: изучить основные методы выделения и идентификации аэробов (см. теоретическую справку)

 

I

 

 

 
 


II

 

       
   
 
III
 


 

А) *

                   
 
   
IV
     
 
     
     
 
 
 


III

           
     
 
 

Ж)

Г)
Б)
)

 

 
 


Е)

       
 
   
 


В) Д)

 

 

Реакция агглютинации

 

I. Сбор исследуемого материала

II. Посев исследуемых микроорганизмов на простые, ДДС и элективные питательные

среды с целью получения изолированных колоний

III. Накопление чистой культуры на скошенной питательной среде

IV. Идентификация выделенной чистой культуры

А) изучение морфологических и тинкториальных свойств

Б) изучение культуральных свойств

В) изучение антигенной структуры возбудителя с помощью постановки реакции агглютинации на стекле с поливалентными и монорецепторными сыворотками

Г) изучение биохимических свойств возбудителя по результатам посева на среды Гисса

Д) определение чувствительности микробов к антибиотикам, с помощью метода бумажных дисков

Е) проба с бактериофагами (реакция фаголизабельности) – метод стекающей капли по Отто для выявления вида возбудителя

Ж) биопроба на лабораторных животных – изучают клинику и патогенез заболевания

* проведение внутривидовой идентификации для выявления источников инфекции (фаготипирование)

 

Работа № 2. Питательные среды

 

Цель: создать представление о питательных средах; классифицировать предложенные питательные среды; результаты оформить в виде таблицы (см. теоретическую справку)

среда происхождение консистенция назначение
  естест-венное искусст-венное жидкая полужидкая плотная общего ДДС элективные
Мясопептон ный агар (МПА)                
Мясопептон ный бульон (МПБ)                
Среда Эндо                
Кровяной агар                
Пептонная вода                
Среды Гисса                
Среда 199                
Свернутая сыворотка                
Желточно- солевой агар (ЖСА)                

 

Вывод:

   
 
 
 

 


Работа № 3. Характер роста бактерий на питательных средах

(культуральные свойства)

 

Цель: изучить характер роста бактерий на основных и дифференциально-диагностических питательных средах; изучить культуральные свойства микроорганизмов на плотных средах.

 

 

критерии описание колонии
1) Форма    
2) Размер    
3) Характер края    
4) Пигмент (цвет)    
5) Поверхность    
6) Прозрачность    
7) Структура    
8) Консистенция (вязкость)    

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.009 с.)