Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Отдельные виды договоров перевозки и их классификация
Содержание книги
- Права и обязанности – элементы формы гр правоотн, а не его содержания.
- Суд вправе применить исковую давность только по заявлению стороны.
- Виндикационный иск как способ защиты права собственности и других вещных прав.
- Право собственности некоммерческих организаций.
- Статья 1255 гк РФ - авторские права
- Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу
- Вина, как основание гражданско-правовой ответственности
- Ответственность предпринимателя в гп
- В зависимости от влияния на действительность договора основания его возникновения договоры можно разделить на абстрактные и каузальные.
- Условия, необходимые для договоров данного вида
- Торги: понятие , виды, особенности заключения
- Договор розничной купли-продажи: понятие, виды, особенности
- Защита прав потребителей в торговом обслуживании
- Право потребителей на информацию
- Юридическая природа договора ренты
- Понятие и виды авторских договоров
- Отдельные виды договоров перевозки и их классификация
- Договор транспортной экспедиции.
- Формы страхования и основные виды обязательств по страхованию
- Права и обязанности сторон договора банковского счета
- Форма договора банковского вклада
- Отдельные разновидности кредитного договора
- Прекращение договора поручения
- Компенсация морального вреда в деликтных обязательствах.
- Принятие наследства и отказ от наследства.
- Наследственное право: понятие, субъекты, объекты, наследственное правопреемство.
- Обеспечительная функция задатка
- Компетенция общего собрания ООО.
- Сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон
Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - накладной; на морском транспорте - накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю накладной или иного перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов. Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами. Наряду с договором перевозки конкретного груза широко используются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов. К ним относятся навигационные договоры - на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте. Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема грузов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществления таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и других видов транспорта и др. При этом различаются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, которые регулируют взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным), и соглашения между организациями различных видов транспорта при прямом смешанном сообщении. Возможно и заключение транспортными организациями различных видов транспорта договора, одновременно предусматривающего как обязательства по обеспечению перевозок грузов, осуществляемых по различным транспортным документам, так и обязательства, связанные с организацией перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Такими смешанными договорами являются, в частности, узловые соглашения, регламентирующие порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в пунктах перевалки грузов. Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа - багажной квитанцией. Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобретения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав. Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содержания этого арендного обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке. Иногда подачу и принятие заявки на перевозку груза рассматривают не как сделку, влекущую появление гражданско-правового обязательства, а в качестве организационных предпосылок договора перевозки <1> или некоей стадии "завязки транспортного процесса" <2>. Между тем из указанного юридического факта возникает типичное гражданско-правовое обязательство, которое не может появиться ни из "организационных предпосылок", ни из "завязки грузоперевозочного процесса", поскольку таких оснований возникновения гражданских прав и обязанностей гражданское право не знает. Иными словами, путем подачи и принятия заявки между перевозчиком и грузоотправителем заключается договор, содержащий все существенные условия обязательства по подаче и использованию транспортных средств (сформулированные в принятой перевозчиком заявке).
Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя. По моменту заключения договора выделяются: - реальный договор перевозки конкретного груза; - все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.). По предмету договора выделяются: - договоры перевозки пассажиров; - договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок); - договор фрахтования (чартер). По субъектному составу выделяются: - договоры перевозки пассажиров; - договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями); - договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями. По цели договоров перевозки они разделяются на: - договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя); - договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения); - договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира). По статусу перевозчика договоры перевозки должны быть разделены на: - договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования (являющиеся публичными договорами); - договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации. По форме договора можно выделить: - договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза); - договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.); - договоры, заключаемые в общем порядке.
|