Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бездна» и «идеал» дмитрия. Что подразумевает дмитрий, говоря о «широкости человека».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы» - Дмитрий Карамазов говорит о страшной силе красоты. Страшной, потому что неопределимой. Как понять, что перед тобой: «красота и идеал Мадонны» или «Содомская красота»? Но красота в высказывании Мити так же едина и всевластна и неделима, как Бог, с Которым борется дьявол, но Который Сам с дьяволом не борется… Бог пребывает, дьявол нападает. Бог творит – дьявол пытается отобрать сотворенное. Но сам он не сотворил ничего, и значит – все сотворенное – благо. Оно может лишь – как красота – быть посажено в Содом… Если определить, что есть «Идеал Содомский», и обратиться к исходным текстам, можно увидеть, что в Содом пришли вовсе не распутники и соблазнители, не демоны: в Содом пришли ангелы, вместилища и прообразы Господни, - и это именно Их устремились содомляне «познать» всем городом. Да и Богоматерь вовсе не сводима к «одному типу» красоты. Ее полнота, способность вместить в себя «все противоречия», подчеркивается обилием разных типов, изводов, сюжетов икон, отражающих разные аспекты Ее действующей в мире и преображающей мир красоты. Чрезвычайно характерно Митино: «В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей».То есть красота не «появлятеся» в Содоме. Красота в Содоме «сидит» - то есть посажена, заперта в Содом как в тюрьму, как в темницу человеческими взглядами. Именно в этой тайне, сообщаемой Митей Алеше, разгадка тяготения Достоевского к героине – святой блуднице. «Все противоречия вместе живут». Красота, заключенная в Содоме, и не может предстать в ином облике. Красота беззащитна перед смотрящим в том смысле, что именно он оформляет ее конкретное проявление. Например, Федор Павлович испытывает похоть, увидев впервые свою последнюю жену, похожую на Мадонну: «“Меня эти невинные глазки как бритвой тогда по душе полоснули”, - говаривал он потом, гадко по-своему хихикая». Вот, оказывается, чем страшен сохраненный идеал Мадонны, когда в душе уже торжествует содомский идеал: идеал Мадонны становится объектом сладострастного влечения. Дмитрий Карамазов также говорит о «широкости русского человека»: «...широк человек, слишком даже широк, я бы сузил...» Широта – титульное свойство русского характера. Широкий человек любит широкие жесты, действует с размахом, живет на широкую ногу – словом, человек широкой души. Это щедрый и великодушный человек, не знающий мелочности, готовый простить другим людям их мелкие прегрешения. Он щедр и хлебосолен, он нерасчетлив и расточителен. Он расходует себя, не только материальные блага, но и чувства, совершенно не задумываясь о последствиях. Он стремится объять все, дойти «до черты» и переступить её. «Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и – в частных случаях, но весьма нередких – броситься в нее как ошалелому вниз головой», – уверяет Ф. М. Достоевский. Идея двойничества в романе. Двойничество у Достоевского - не просто изображение душевной болезни, но всегда символическое и философски значимое явление. Со всеми подробностями показывает Достоевский, как под влиянием бездушного общества, дисгармонической действительности сознание человека не выдерживает, деформируется, отчуждется от самой себя и вследствие этого раздваивается, порождая на свет своего двойника как собственную себе противоположность, собственные нереализованные жизненные возможности. Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Особый вид диалога – двойничество, наличие «двойников» главных идейных антиподов или героев, испытывающих их влияние. В их судьбах проясняется и углубляется смысл библейского эпиграфа. Идейный смысл эпиграфа художественно реализуется не только в образах Зосимы и его ученика Алеши, но и распространяется на всю систему образов романа, в том числе и на антипода Зосимы – Ивана Карамазова. В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима и герои, следующие его философии, идут по пути очистительной жертвы, безвинно страдают во имя будущего счастья человечества: старший брат Зосимы Маркел, его «таинственный посетитель», Алеша и Митя Карамазовы, Илюша Снегирев и Коля Красоткин. Они обретают духовное бессмертие, повторяя крестный путь Христа, вследствие того, что осознали нравственную ответственность каждого человека в своих и чужих грехах, в отдалении мировой гармонии, так как на свете нет невиновных, т. е. не принимавших участия в увеличении зла, и поэтому каждый человек «за всех и за вся виноват» [14. 149]. В результате этого герои чувствуют себя сопричастными Богу и верят в него и в свое бессмертие. В противоположность им, Иван не принимает будущей гармонии человечества (небесной или земной), потому что она оплачена слишком дорогой ценой – страданиями ни в чем не повинных детей, – и обвиняет Бога в таком несправедливом устройстве мира и общества. Поэтому Иван не то что не может допустить существования Бога («Я не Бога не принимаю,... а мира, им созданного» [14. 215], – говорит он), а отрицает справедливость миропорядка, основанного на страдании людей. Неверие в Бога для Ф. М. Достоевского равносильно неверию в свое бессмертие. В связи с этим Иван выдвигает идею: «Нет бессмертия души, так и нет добродетели, значит, все позволено» [14. 76], – оправдывающую любые аморальные поступки вплоть до антропофагии, так как человек, по мнению Ф. М. Достоевского, не верящий в свое бессмертие, не страшится загробного воздаяния, а следовательно, может безнаказанно совершать преступления, потому что мнит себя человеко-богом. Старец Зосима, в противоположность Ивану, считает, что существование Бога не может быть оправдано логически, в нем можно убедиться «до факта», без доказательств, путем веры, благодаря «опыту деятельной любви», как говорит он «маловерной даме» госпоже Хохлаковой: «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей» [14. 52]. Иван, подобно госпоже Хохлаковой, готов любить все человечество, но не может заставить себя полюбить ближнего своего. Однако в сцене с «мужичонкой» Иван, под влиянием Алеши преодолев в себе сомнения, обретает способность бескорыстно творить добро для своих ближних. Важно отметить, что автор включает в повествование этот эпизод уже после главы «Бунт», как бы возвращая героя и читателей к «диспуту идей», а затем продолжает его в виде отрицания идей Великого инквизитора: глава «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» одиннадцатой книги романа. Полифоническая структура романа позволяет автору соотнести с образом Ивана и других персонажей, заменивших веру в идеал разумной логикой (отцеубийца Смердяков, карьерист Ракитин). Двойники Ивана Карамазова выявляют безнравственность теории главного героя, применив ее в жизненной практике. Один из двойников Ивана Карамазова, Михаил Ракитин, опошляет и принижает рационализм главного героя, доводя его до узкого практицизма и грубого утилитаризма. Этот «семинарист-карьерист», отрицая, как и Иван, веру в Бога и бессмертие души, пытается в целях своего циничного спекулятивного расчета (он хочет сделать себе карьеру и разбогатеть) заменить христианскую любовь чисто рациональной «добродетелью»: «Человечество само в себе силу найдет, чтобы жить для добродетели, даже и не веря в бессмертие души! В любви к свободе, к равенству, братству найдет» [14. 76]. Иван Карамазов, один из наиболее глубоких и сложных типов рационалиста, идеолог концепции вседозволенности, вместо живого познания жизни пытается холодным логическим умом «мысль разрешить» и своими рационалистическими силлогизмами о том, «один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога духовно развращает Смердякова, вдохновляет его на отцеубийство. Не случайно Смердяков, решившийся на практике проверить Иванову теорию вседозволенности, обращаясь к нему, утверждает: «... главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это и я убил. А вы самый законный убивец и есть!» [15. 63]. Следовательно, двойники Ивана Смердяков и Ракитин доводят до абсурда теорию «все позволено», невольно, своей судьбой доказав, что чистое теоретическое мышление, без веры в Бога, в бессмертие души, способно привести к таким трагическим последствиям, что сам герой увидит аморальность и несостоятельность своей теории, которая может стать грозным оружием и обратиться в конце концов против самих ее исполнителей. Поэтому, убедившись в крахе основных положений своей теории, поняв, что не «все позволено», что есть неписаные законы нравственности, переступив через которые, человек перестает быть человеком, Иван идет в суд давать показания в пользу Мити, обвиняя в совершении отцеубийства Смердякова и самого себя. Однако это показание не привело его к христианской любви с ее всепрощением. Чтобы обрести веру в Бога, человек должен пройти через «горнило сомнений» [15. 77], о чем говорит Ивану черт, его двойник. Он напоминает Ивану сочиненный им же анекдот о философе, который при жизни «все отвергал, законы, совесть, веру, а главное – будущую жизнь. Помер, думал, что прямо во мрак и смерть, ан перед ним – будущая жизнь. А только что ему отворили в рай, и он вступил, то, не пробыв еще двух секунд... воскликнул, что за эти две секунды не только квадриллион, но и квадриллион квадриллионов пройти можно, да еще возвысив в квадриллионную степень! Словом, пропел "осанну"...» Иван всегда рассматривается в соотнесении с персонажем, именуемым, как правило, его “двойником”. Я имею в виду Смердякова. Смердяков большинству критиков кажется своего рода прямым порождением Ивана, как бы материализующим его идеи, превращающим их в реальность. Скажем, один из первых аналитиков, осознавших сверхвременное значение романа, известный славянофил Орест Миллер, писал: “Несчастный Смердяков, слепо подчинившись идеалу Ивана, <...> совершил преступление”. Эту идею повторяют русские философы и исследователи больше столетия. Примеры бесконечны. Однако весьма существенно, что на самом деле идея эта была подкинута вначале прокурору, потом романной публике, затем читателям и, наконец, философской критике самим Смердяковым: «Он с истерическими слезами рассказывал мне на предварительном следствии, как этот молодой Карамазов, Иван Федорович, ужаснул его своим духовным безудержем. “Всё, дескать, по-ихнему, позволено, что ни есть в мире, и ничего впредь не должно быть запрещено, - вот они чему меня всё учили”. Кажется, идиот на этом тезисе, которому обучили его, и сошел с ума окончательно» (15, 126-127). Итак, получается, что Смердяков слепое орудие Ивана, а потому и его двойник. Но такая трактовка двойничества, если вдуматься, в общем-то сомнительна. В традиции мировой литературы двойник - это тот персонаж, который, что называется, подставляет главного героя, паразитирует на его внешности, его благородстве, его происхождении и т.п. Короче, является явным антагонистом и врагом близкого автору героя, судьба которого составляет предмет забот того или иного произведения. Таков злодеем был у самого Достоевского в его “петербургской поэме” “Двойник” господин Голядкин-младший. Он оказался и находчивее, и решительнее, и изворотливее, и подлее Голядкина-старшего, которого он затирал, обходил на всех поворотах и довел, наконец, до сумасшествия, выкинув в дом умалишенных и заняв его место. Таков преступный и кровавый Викторин в “Элексирах дьявола” у Гофмана, едва не погубивший душу монаха Медардуса. Такова тень в пьесе Евгения Шварца “Тень”. Даже когда двойник оказывается вроде бы порождением сознания главного героя как в романе Стивенсона “Странный случай с доктором Джекилем и мистером Хайдом”, все равно он побеждает своего, так сказать, родителя, убивая его. Но никогда не подчиняется главному герою. Это закон, которому следует любой двойник. Имеет смысл посмотреть в контексте этого рассуждения на Смердякова. 26. Гуманистический идеал писателя в образе Алеши и его развитие сравнительно с образом князя Мышкина. Алеша Карамазов — главный герой романа. В романе Достоевский вернулся к идее создания образа положительно прекрасного человека. Свет его имени проявляется в характере героя, в его отношениях с другими героями романа. Роль Алексея Карамазова в романе, безусловно, самостоятельна, но в идейном плане он — ученик старца Зосимы. Алексей Карамазов умеет выслушать и понять собеседника, он сострадает, проявляет участие, помогает другим людям. Он дарит им счастье, любовь, радость. Он следует евангельским заповедям, но не всегда. Как и другие братья, он не идеален, он — живой человек. Иначе и не могло быть: един Бог без греха. Праведник свят настолько, насколько сознает свой грех. Алеша, как обычный герой житийного повествования, уже в ранней юности обнаруживает стремление уйти из суетного мира, потому что земные страсти чужды ему. У него особый дар возбуждать всеобщую любовь, он всех любит, обид не помнит, никогда не заботится, на чьи средства живет; ровен и ясен; у него “дикая, исступленная стыдливость и целомудренность”. В образе Алеши предначертан новый тип христианской духовности – иноческого служения в миру; он проходит через монашескую жизнь, но в монастыре не остается; старец Зосима перед смертью говорит своему любимцу, что он должен покинуть монастырь. Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других. Подобно своему духовному предшественнику князю Мышкину. В романе "Идиот" князь Мышкин описан как человек тихий, простой, смиренный; другим он кажется чудаковатым. Будучи взрослым человеком, он сохранил мироощущение ребёнка. Его доброта, нравственность, смирение противопоставляют Льва Николаевича другим персонажам романа; фактически он является воплощением христианской добродетели или даже олицетворением Иисуса Христа. В черновиках романа Мышкин упоминается как «князь Христос». Достоевский создает образы, в которых воплощено сознание, уже прошедшее пучину сомнений и представляющее гуманистический идеал. Таковы князь Мышкин, Алеша Карамазов, которые являют у Достоевского как бы завершающий этап того становления, в котором находятся остальные герои писателя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.012 с.) |