Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги

Поиск

Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги

 

Цель занятия:

изучить характер влияния и механизмы действия биологических факторов на микроорганизмы, химиотерапевтические препараты.

 

 

Студент должен знать:

1. Биологические факторы, влияющие на микроорганизмы.

2. Химиотерапия. Понятие о химиотерапевтических препаратах и

химиотерапевтическом индексе. Принципы антимикробной терапии.

3. Классификация антибиотиков по химическому строению, происхождению,

механизму и спектру антимикробного действия, способам получения.

4. Методы изучения антибиотикочувствительности бактерий.

5. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней.

Пути ее преодоления.

6. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение.

7. Бактериофаги (умеренные и вирулентные). Лизогения. Применение фагов

в биотехнологии, микробиологии и медицине.

8. Пробиотики (эубиотики).

 

 

Студент должен уметь:

• определять чувствительность бактерий к антибиотикам и бактериофагам;

• интерпретировать антибиотикограмму.

 

Студент должен иметь представление:

о возможности использования бактериофагов для выявления источников инфекции (эпидемическое маркирование - метод фаготипирования).

 

 

Работа № 1. Микробный антагонизм

Цель работы: изучить действие метаболитов кишечной палочки на водный вибрион.

Самостоятельная работа:

а) Зарегистрировать результат опыта действия бактериоцинов. Объяснить механизм микробного антагонизма между кишечной палочкой (штамм E. coli М-17) и вибрионом (водный вибрион).

б) Объяснить назначение и механизм действия пробиотиков с учетом изменений качественного и количественного состава микрофлоры, классифицировать предложенные препараты. Результаты внести в таблицу.

 


водный вибрион


кишечная палочка

Результат:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Название пробиотика Классифика-ционное положение Действующее начало Получение   Применение   Способ применения
           
           
           
           

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теоретическая справка

Микробный антагонизм

При посеве исследуемого материала или смеси микробов присутствие микробов-антагонистов обнаруживается по светлым зонам, окружающим их колонии. Эти зоны свидетельствуют о подавлении роста угнетаемого микроба, причем величина зоны угнетения определяет ту или иную степень активности антагониста. Механизмы микробного антагонизма: 1) разная скорость роста микроорганизмов; 2) синтез метаболитов: экзотоксинов и бактериоцинов.

Методика.

На чашку с МПА широкой полосой засевают суточную бульонную культуру E.coli М-17. Перпендикулярно посеву вплотную подсевают суточную бульонную культуру угнетаемого микроба (вибрион). Результат учитывают через сутки пребывания в термостате: рост угнетаемого микроба отступает от полосы, заселенной антагонистом.

Практическое значение антагонизма для медицины: 1) использование микробов-антагонистов для производства антибиотиков; 2) применение пробиотиков (эубиотиков) - бактериальных препаратов, содержащих живых антагонистически действующих микроорганизмы, для угнетения патогенных и условно-патогенных микробов и лечения нарушений нормального микробиоценоза кишечника (дисбактериоза): колибактерин, бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и т.д.

Схема описания пробиотиков:

Название препарата ………………….

Классификационное положение: пробиотик

Действующее начало: метаболиты - бактериоцины

Получение: из живых представителей нормальной микрофлоры организма человека,

высушенных лиофильно

Применение: для лечения дисбактериоза, нормализации кишечного микробиоценоза

Способ применения: перорально

 

 

Работа № 2. Фитонциды

Цель работы: определить действие фитонцидов чеснока на микроорганизмы.

Самостоятельная работа: оценить результат действия на сарцину, кишечную палочку и стафилококк фитонцидов чеснока. Объяснить, почему препараты из фитонцидов не нашли широкого применения в медицине.

 


Сарцина

 

Стафилококк

 

Кишечная палочка

 

 

Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теоретическая справка

Фитонциды - антибиотики, образуемые высшими растениями. Подробное изучение антибиотических веществ высших растений было проведено русским ученым

Б. П. Токиным (1951 г). Продуцентами являются эвкалипт, лук, чеснок черемуха, сосна и др. В настоящее время изучено большое число антибиотиков образуемых высшими растениями, некоторые из них получены в химически чистом виде. Это аллицин, рафанин и др. Однако следует знать, что большинство из них является эфирными соединениями и в результате этого при изготовлении и хранении быстро утрачивают антимикробную активность.

 

Работа № 3. Методы изучения антибиотикочувствительности

Цель работы: изучить методы определения антибиотикочувствительности бактерий. Научиться классифицировать антибиотики.

Самостоятельная работа: определить чувствительность бактериальной культуры к антибиотикам. Зарисовать, сделать вывод. Классифицировать антибиотики

 

Схема описания антибиотиков

Название препарата ………………….

Классификационное положение: антибиотик

Действующее начало: антибиотик (механизм действия на микробную

клетку)

Получение: путем биосинтеза

полусинтетические

путем химического синтеза

Применение: лечение инфекций

Способ применения: перорально; парентерально; местное применение

Методы изучения антибиотикочувствительности

Метод бумажных дисков (диско-дуффузионный)

Методика. Бактериальную культуру засевают газоном на питательный агар в чашку Петри.

На засеянную поверхность пинцетом помещают на одинаковом расстоянии друг от друга бумажные диски, содержащие определенные дозы разных антибиотиков. Посев инкубируют при 37°С до следующего дня. По диаметру зон задержки роста бактерий определяют ее чувствительность к антибиотикам.

Для получения достоверных результатов необходимо применять стандартные диски и питательные среды, для контроля которых используются эталонные штаммы соответствующих микроорганизмов.

Метод дисков не дает надежных данных при определении чувствительности микроорганизмов к плохо диффундирующим в агар полипептидным антибиотикам (например, полимиксин, ристомицин). Если эти антибиотики предполагается использовать для лечения, рекомендуется определять чувствительность методом серийных разведений.

 

Оценка результатов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам методами дисков и серийных разведений

Антибиотик Метод дисков: диаметры зон задержки роста на среде АГВ (агар Гурьева-Васильева) Метод серийных разведений: минимальная ингибирующая концентрация мкг/мл
Устойчивые Умеренно устойчивые Чувстви- тельные Устойчивые Чувстви- тельные
Бензилпенициллин ≤ 20 21-28 ≥ 29 - ≤ 0.1
Ампициллин ≤ 20 21-28 ≥ 29 - ≤ 0.2
Карбенициллин ≤ 14 15-18 ≥ 19 ≥ 32 ≤ 16
Метициллин ≤ 13 14-18 ≥ 19 - ≤ 3
Оксациллин ≤ 15 16-19 ≥ 20 - ≤ 3
Цефалексин - - - ≥ 32 ≤ 10
Цефалотин ≤ 14 15-18 ≥ 19 ≥ 32 ≤ 10
Стрептомицин ≤ 16 17-19 ≥ 20 ≥ 15 ≤ 6
Неомицин ≤ 12 13-16 ≥ 17 - ≤ 10
Канамицин ≤ 14 15-18 ≥ 19 ≥ 25 ≤ 6
Мономицин ≤ 13 14-17 ≥ 18 - ≤ 10
Гентамицин ≤15   ≥ 16 ≥ 6 ≤ 4
Тетрациклин ≤ 16 17-20 ≥ 22 ≥ 12 ≤ 2
Эритромицин ≤ 17 18-21 ≥ 22 ≥ 8 ≤ 2
Линкомицин ≤ 19 20-23 ≥ 24 ≥ 8 ≤ 2
Левомицетин ≤ 15 16-18 ≥ 19 ≥ 16 ≤ 8
Рифампицин ≤ 12 13-15 ≥ 16 ≥ 8 ≤ 2
Полимиксин ≤ 11 12-14 ≥ 15 ≥ 50 Ед/мл -
Ристомицин ≤ 9 10-11 ≥ 12 - ≤ 5

Метод серийных разведений

б) определить минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков по отношению к культуре золотистого стафилококка (St. aureus). Выбрать антибиотик для лечения.

Гентамицин к.к. к. а/б к.б.

 


Разведения антибиотика

25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39

 

Результат:_________________________________________________________________

 

Ампициллин к.к. к. а/б к.б.

 

 


Разведения антибиотика

25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39

 

Результат:_________________________________________________________________

 

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Теоретическая справка

Метод серийных разведений

Данным методом определяют минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) антибиотика рост исследуемой культуры бактерий.

Методика. Готовят основной раствор, содержащий определенную концентрацию антибиотика (мкг/мл или ЕД/мл) в специальном растворителе или буферном растворе. Из него готовят последующие разведения в бульоне (в объеме 1 мл), после чего к каждому разведению добавляют 0,1 мл исследуемой бактериальной суспензии, содержащей 106-107 бактериальных клеток в 1 мл. В последнюю пробирку вносят 1 мл бульона и 0,1 мл суспензии бактерий (контроль культуры). Посевы инкубируют при 37°С до следующего дня, после чего отмечают результаты опыта по помутнению питательной среды, сравнивая с контролем культуры. Последняя пробирка с прозрачной питательной средой указывает на задержку роста исследуемой культуры бактерий, под влиянием содержащейся в ней минимальной ингибирующей концентрации антибиотика.

Номер пробирки Разведение антибиотика концентрация антибиотика, мкг/мл Исследуемая культура, мл рост бактерий (помутнение среды)
  1:100   0,1 -
  1:200   0,1 -
  1:400   0,1 -
  1:800 12,5 0,1 -
  1:1600 6,25 0,1 +
  1:3200 3,12 0,1 +
  1 мл бульона без антибиотика 0,1 + (контроль)

Оценку результатов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам проводят по таблице, которая содержит значения МИК антибиотиков для устойчивых и чувствительных штаммов.

К чувствительным относятся штаммы микроорганизмов, рост которых подавляется при концентрациях препарата, обнаруживаемых в сыворотке крови больного при использовании обычных доз антибиотиков. К умеренно устойчивым относятся штаммы, для подавления роста которых требуются концентрации, создающиеся в сыворотке крови при введении максимальных доз препарата Устойчивыми являются микроорганизмы, рост которых не подавляется препаратом в концентрациях, создаваемых в организме при использовании максимально допустимых доз.

в) классифицировать антибиотики.

Название антибиотика Классифика-ционное положение Действующее начало Получение   Применение   Способ применения
           
           
           
           

Работа № 4. Методы изучения бактериальных вирусов (фагов)

Цель работы: изучить методы применения в практической медицине диагностических и лечебно-профилактических бактериофагов.

Самостоятельная работа:

а) учесть результат опыта по определению родовой принадлежности исследуемой культуры, выделенной от больного с кишечной инфекцией с помощью диагностических бактериофагов.

Фаготипирование бактерий

 

 


П О С Е В Ы

стафилококка от стафилококка от стафилококка от

пациента мед. работника 1 мед. работника 2

 

Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Теоретическая справка

Фаготипирование бактерий

По спектру действия различают следующие бактериофаги: поливалентные, лизирующие родственные виды бактерий; моновалентные, лизирующие бактерии определенного вида; типовые, лизирующие отдельные типы (варианты) бактерий.

Например, один штамм патогенного стафилококка может лизироваться несколькими типами фагов, поэтому все типовые фаги (24) и штаммы патогенных стафилококков объединены в 4 группы.

Метод фаготипирования имеет большое значение для эпидемиологического исследования, так как позволяет выявить источник и пути распространения возбудителей заболеваний. С этой целью определяют фаговар выделенной из патологического материала чистой культуры на плотных питательных средах с помощью типовых диагностических фагов.

Фаговар культуры микроорганизмов определяют по тому типовому фагу, который вызвал ее лизис. Выделение бактерий одного фаговара от разных обследуемых указывает на источник заражения.

 

Схема описания бактериофагов:

Название препарата…………………

Классификационное положение: бактериофаг

Действующее начало: бактериофаг

Получение: фильтрат фаголизата бульонной культуры соответствующего микроорганизма

Применение:

лечебно-профилактические - для лечения и профилактики соответствующих инфекций;

диагностические - для идентификации микроорганизмов; определения источника инфекции

Способ применения: в зависимости от назначения фага

 

 

в) классифицировать бактериофаги.

Название бактериофага Классифика-ционное положение Действующее начало Получение   Применение   Способ применения
           
           
           
           

Подпись преподавателя_________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Классифицируйте препараты (см. теоретическую справку):

Лактобактерин

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

Линекс

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Бифиформ

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Карбенициллин

Классификационное положение____________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Цефотаксим

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Мазь тетрациклиновая

Классификационное положение____________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Таблетированный левомицетин

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Диски с полимиксином

Классификационное положение____________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

Рифампицин

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

 

Коли-бактериофаг

Классификационное положение___________________

Действующее начало_____________________________

Получение_____________________________________

Применение_____________________________________

Способ применения______________________________

Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги

 

Цель занятия:

изучить характер влияния и механизмы действия биологических факторов на микроорганизмы, химиотерапевтические препараты.

 

 

Студент должен знать:

1. Биологические факторы, влияющие на микроорганизмы.

2. Химиотерапия. Понятие о химиотерапевтических препаратах и

химиотерапевтическом индексе. Принципы антимикробной терапии.

3. Классификация антибиотиков по химическому строению, происхождению,

механизму и спектру антимикробного действия, способам получения.

4. Методы изучения антибиотикочувствительности бактерий.

5. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней.

Пути ее преодоления.

6. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение.

7. Бактериофаги (умеренные и вирулентные). Лизогения. Применение фагов

в биотехнологии, микробиологии и медицине.

8. Пробиотики (эубиотики).

 

 

Студент должен уметь:

• определять чувствительность бактерий к антибиотикам и бактериофагам;

• интерпретировать антибиотикограмму.

 

Студент должен иметь представление:

о возможности использования бактериофагов для выявления источников инфекции (эпидемическое маркирование - метод фаготипирования).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.012 с.)