Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги
Цель занятия: изучить характер влияния и механизмы действия биологических факторов на микроорганизмы, химиотерапевтические препараты.
Студент должен знать: 1. Биологические факторы, влияющие на микроорганизмы. 2. Химиотерапия. Понятие о химиотерапевтических препаратах и химиотерапевтическом индексе. Принципы антимикробной терапии. 3. Классификация антибиотиков по химическому строению, происхождению, механизму и спектру антимикробного действия, способам получения. 4. Методы изучения антибиотикочувствительности бактерий. 5. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней. Пути ее преодоления. 6. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение. 7. Бактериофаги (умеренные и вирулентные). Лизогения. Применение фагов в биотехнологии, микробиологии и медицине. 8. Пробиотики (эубиотики).
Студент должен уметь: • определять чувствительность бактерий к антибиотикам и бактериофагам; • интерпретировать антибиотикограмму.
Студент должен иметь представление: о возможности использования бактериофагов для выявления источников инфекции (эпидемическое маркирование - метод фаготипирования).
Работа № 1. Микробный антагонизм Цель работы: изучить действие метаболитов кишечной палочки на водный вибрион. Самостоятельная работа: а) Зарегистрировать результат опыта действия бактериоцинов. Объяснить механизм микробного антагонизма между кишечной палочкой (штамм E. coli М-17) и вибрионом (водный вибрион). б) Объяснить назначение и механизм действия пробиотиков с учетом изменений качественного и количественного состава микрофлоры, классифицировать предложенные препараты. Результаты внести в таблицу.
водный вибрион кишечная палочка Результат:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Теоретическая справка Микробный антагонизм При посеве исследуемого материала или смеси микробов присутствие микробов-антагонистов обнаруживается по светлым зонам, окружающим их колонии. Эти зоны свидетельствуют о подавлении роста угнетаемого микроба, причем величина зоны угнетения определяет ту или иную степень активности антагониста. Механизмы микробного антагонизма: 1) разная скорость роста микроорганизмов; 2) синтез метаболитов: экзотоксинов и бактериоцинов. Методика. На чашку с МПА широкой полосой засевают суточную бульонную культуру E.coli М-17. Перпендикулярно посеву вплотную подсевают суточную бульонную культуру угнетаемого микроба (вибрион). Результат учитывают через сутки пребывания в термостате: рост угнетаемого микроба отступает от полосы, заселенной антагонистом. Практическое значение антагонизма для медицины: 1) использование микробов-антагонистов для производства антибиотиков; 2) применение пробиотиков (эубиотиков) - бактериальных препаратов, содержащих живых антагонистически действующих микроорганизмы, для угнетения патогенных и условно-патогенных микробов и лечения нарушений нормального микробиоценоза кишечника (дисбактериоза): колибактерин, бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и т.д. Схема описания пробиотиков: Название препарата …………………. Классификационное положение: пробиотик Действующее начало: метаболиты - бактериоцины Получение: из живых представителей нормальной микрофлоры организма человека, высушенных лиофильно Применение: для лечения дисбактериоза, нормализации кишечного микробиоценоза Способ применения: перорально
Работа № 2. Фитонциды Цель работы: определить действие фитонцидов чеснока на микроорганизмы. Самостоятельная работа: оценить результат действия на сарцину, кишечную палочку и стафилококк фитонцидов чеснока. Объяснить, почему препараты из фитонцидов не нашли широкого применения в медицине.
Сарцина
Стафилококк
Кишечная палочка
Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Теоретическая справка Фитонциды - антибиотики, образуемые высшими растениями. Подробное изучение антибиотических веществ высших растений было проведено русским ученым Б. П. Токиным (1951 г). Продуцентами являются эвкалипт, лук, чеснок черемуха, сосна и др. В настоящее время изучено большое число антибиотиков образуемых высшими растениями, некоторые из них получены в химически чистом виде. Это аллицин, рафанин и др. Однако следует знать, что большинство из них является эфирными соединениями и в результате этого при изготовлении и хранении быстро утрачивают антимикробную активность.
Работа № 3. Методы изучения антибиотикочувствительности Цель работы: изучить методы определения антибиотикочувствительности бактерий. Научиться классифицировать антибиотики. Самостоятельная работа: определить чувствительность бактериальной культуры к антибиотикам. Зарисовать, сделать вывод. Классифицировать антибиотики
Схема описания антибиотиков Название препарата …………………. Классификационное положение: антибиотик Действующее начало: антибиотик (механизм действия на микробную клетку) Получение: путем биосинтеза полусинтетические путем химического синтеза Применение: лечение инфекций Способ применения: перорально; парентерально; местное применение Методы изучения антибиотикочувствительности Метод бумажных дисков (диско-дуффузионный) Методика. Бактериальную культуру засевают газоном на питательный агар в чашку Петри. На засеянную поверхность пинцетом помещают на одинаковом расстоянии друг от друга бумажные диски, содержащие определенные дозы разных антибиотиков. Посев инкубируют при 37°С до следующего дня. По диаметру зон задержки роста бактерий определяют ее чувствительность к антибиотикам. Для получения достоверных результатов необходимо применять стандартные диски и питательные среды, для контроля которых используются эталонные штаммы соответствующих микроорганизмов. Метод дисков не дает надежных данных при определении чувствительности микроорганизмов к плохо диффундирующим в агар полипептидным антибиотикам (например, полимиксин, ристомицин). Если эти антибиотики предполагается использовать для лечения, рекомендуется определять чувствительность методом серийных разведений.
Оценка результатов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам методами дисков и серийных разведений
Метод серийных разведений б) определить минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков по отношению к культуре золотистого стафилококка (St. aureus). Выбрать антибиотик для лечения. Гентамицин к.к. к. а/б к.б.
Разведения антибиотика 25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39
Результат:_________________________________________________________________
Ампициллин к.к. к. а/б к.б.
Разведения антибиотика 25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39
Результат:_________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Теоретическая справка Метод серийных разведений Данным методом определяют минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) антибиотика рост исследуемой культуры бактерий. Методика. Готовят основной раствор, содержащий определенную концентрацию антибиотика (мкг/мл или ЕД/мл) в специальном растворителе или буферном растворе. Из него готовят последующие разведения в бульоне (в объеме 1 мл), после чего к каждому разведению добавляют 0,1 мл исследуемой бактериальной суспензии, содержащей 106-107 бактериальных клеток в 1 мл. В последнюю пробирку вносят 1 мл бульона и 0,1 мл суспензии бактерий (контроль культуры). Посевы инкубируют при 37°С до следующего дня, после чего отмечают результаты опыта по помутнению питательной среды, сравнивая с контролем культуры. Последняя пробирка с прозрачной питательной средой указывает на задержку роста исследуемой культуры бактерий, под влиянием содержащейся в ней минимальной ингибирующей концентрации антибиотика.
Оценку результатов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам проводят по таблице, которая содержит значения МИК антибиотиков для устойчивых и чувствительных штаммов. К чувствительным относятся штаммы микроорганизмов, рост которых подавляется при концентрациях препарата, обнаруживаемых в сыворотке крови больного при использовании обычных доз антибиотиков. К умеренно устойчивым относятся штаммы, для подавления роста которых требуются концентрации, создающиеся в сыворотке крови при введении максимальных доз препарата Устойчивыми являются микроорганизмы, рост которых не подавляется препаратом в концентрациях, создаваемых в организме при использовании максимально допустимых доз. в) классифицировать антибиотики.
Работа № 4. Методы изучения бактериальных вирусов (фагов) Цель работы: изучить методы применения в практической медицине диагностических и лечебно-профилактических бактериофагов. Самостоятельная работа: а) учесть результат опыта по определению родовой принадлежности исследуемой культуры, выделенной от больного с кишечной инфекцией с помощью диагностических бактериофагов. Фаготипирование бактерий
П О С Е В Ы стафилококка от стафилококка от стафилококка от пациента мед. работника 1 мед. работника 2
Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теоретическая справка Фаготипирование бактерий По спектру действия различают следующие бактериофаги: поливалентные, лизирующие родственные виды бактерий; моновалентные, лизирующие бактерии определенного вида; типовые, лизирующие отдельные типы (варианты) бактерий. Например, один штамм патогенного стафилококка может лизироваться несколькими типами фагов, поэтому все типовые фаги (24) и штаммы патогенных стафилококков объединены в 4 группы. Метод фаготипирования имеет большое значение для эпидемиологического исследования, так как позволяет выявить источник и пути распространения возбудителей заболеваний. С этой целью определяют фаговар выделенной из патологического материала чистой культуры на плотных питательных средах с помощью типовых диагностических фагов. Фаговар культуры микроорганизмов определяют по тому типовому фагу, который вызвал ее лизис. Выделение бактерий одного фаговара от разных обследуемых указывает на источник заражения.
Схема описания бактериофагов: Название препарата………………… Классификационное положение: бактериофаг Действующее начало: бактериофаг Получение: фильтрат фаголизата бульонной культуры соответствующего микроорганизма Применение: лечебно-профилактические - для лечения и профилактики соответствующих инфекций; диагностические - для идентификации микроорганизмов; определения источника инфекции Способ применения: в зависимости от назначения фага
в) классифицировать бактериофаги.
Подпись преподавателя_________________________________________________________ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Классифицируйте препараты (см. теоретическую справку): Лактобактерин Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________ Линекс Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Бифиформ Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Карбенициллин Классификационное положение____________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Цефотаксим Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Мазь тетрациклиновая Классификационное положение____________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Таблетированный левомицетин Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Диски с полимиксином Классификационное положение____________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________ Рифампицин Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________
Коли-бактериофаг Классификационное положение___________________ Действующее начало_____________________________ Получение_____________________________________ Применение_____________________________________ Способ применения______________________________ Влияние на микроорганизмы биологических факторов. Антибиотики. Бактериофаги
Цель занятия: изучить характер влияния и механизмы действия биологических факторов на микроорганизмы, химиотерапевтические препараты.
Студент должен знать: 1. Биологические факторы, влияющие на микроорганизмы. 2. Химиотерапия. Понятие о химиотерапевтических препаратах и химиотерапевтическом индексе. Принципы антимикробной терапии. 3. Классификация антибиотиков по химическому строению, происхождению, механизму и спектру антимикробного действия, способам получения. 4. Методы изучения антибиотикочувствительности бактерий. 5. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней. Пути ее преодоления. 6. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение. 7. Бактериофаги (умеренные и вирулентные). Лизогения. Применение фагов в биотехнологии, микробиологии и медицине. 8. Пробиотики (эубиотики).
Студент должен уметь: • определять чувствительность бактерий к антибиотикам и бактериофагам; • интерпретировать антибиотикограмму.
Студент должен иметь представление: о возможности использования бактериофагов для выявления источников инфекции (эпидемическое маркирование - метод фаготипирования).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.012 с.) |