Единого централизованного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единого централизованного государства



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебное пособие

для студентов специальностей

060101.65 – Лечебное дело, 060103.65 – Педиатрия,

060105.65 – Стоматология

 

 

Уфа 2012

 

УДК 94(47)(075.8)

ББК 63.3(2Рос.Баш)я7

О- 82

 

Рецензенты:

И.Г. Акманов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Башкирского государственного университета;

О.М. Иванова, доктор философских наук, зав. кафедрой философии, педагогики и психологии Башкирского института физической культуры

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Практикум для студентов специальностей 060101.65 – Лечебное дело, 060103.65 – Педиатрия, 060105.65 – Стоматология /Авторы: к.и.н., доцент Л.А. Панова, к.и.н., доцент И.В. Сухарева; Уфа: Башгосмедуниверситет, 2012. – с.

 

Практикум содержит общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история», методические советы студентам; вопросы для самостоятельной работы по темам курса; темы докладов и рефератов, список учебной литературы (обязательной и дополнительной). В него включены тестовые задания, которые могут быть использованы в качестве дидактического материала для закрепления и контроля знаний студентов.

Работа ориентирована на преподавателей и студентов, изучающих историю Отечества.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ».

 

 

© Башкирский государственный

медицинский университет, 2012.

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважение к минувшему и знание истории своей Родины всегда выгодно отличали образованного человека. В этой связи важной составляющей гуманитарной подготовки в вузе является историческое образование. Изучение истории требует определенного обобщения полученных ранее знаний, осмысления и анализа известных фактов, выработки научных представлений о ходе и закономерностях исторического процесса.

Изучение Отечественной истории включает лекционные и семинарские занятия, текущий контроль и самоподготовку студентов. Материалы данного Практикума позволяют систематизировать взаимосвязанные этапы аудиторной и самостоятельной работы.

Практикум для студентов по дисциплине «Отечественная история» составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования М., 2010, типовой учебной программой для студентов высших медицинских учебных заведений М., ГОУ ВУНМЦ, 2001. В нем учтены новейшие данные, накопленные исторической наукой, и современные требования, предъявляемые к студентам.

Практикум содержит общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, методические советы студентам; вопросы для самостоятельной работы по темам курса; темы докладов и рефератов, список учебной литературы. Он имеет программированный, контрольно-обучающий характер. В него включены тестовые задания по всем важнейшим проблемам истории России с IX по XXI вв., которые могут быть использованы в качестве дидактического материала для закрепления и контроля знаний студентов.

Целью изучения дисциплины являются: формирование научного представления об историческом развитии России на различных этапах мировой и отечественной истории и подготовка студентов к успешному восприятию других социально-политических и гуманитарных дисциплин.

Задачи изучения истории Отечества – показать место и роль России в истории мировой цивилизации, привить чувство гордости и патриотизма за свою Родину, развить аналитическое мышление и творческий подход к изучаемым проблемам.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь - ориентироваться в историческом пространстве, определять характер влияния политических и социально-экономических процессов на состояние и развитие системы здравоохранения, утверждение здорового образа жизни и здоровья людей.

 

Планы семинарских занятий

Семинарские занятия являются одной из основных форм обучения. Они нацелены на формирование навыков исследовательской работы и развитие аналитического мышления у студентов. Участие в семинаре позволит им приобрести опыт публичных выступлений, научиться полемизировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

На семинары выносятся узловые вопросы, составляющие смысловую основу курса «История Отечества» и раскрывающие ключевые понятия исторического процесса. Вопросы семинаров по всему курсу логически связаны между собой. Поэтому одно из главных условий успешного освоения курса – подготовка, достаточная для усвоения проблем, вынесенных на семинар, и формирование собственной точки зрения на проблемы.

Для осознанной работы при подготовке к семинарским занятиям и работы непосредственно на каждом семинаре студенту необходимо уяснить общие цели всего семинарского курса и частные задачи каждого семинара в отдельности.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ заключаются в следующем:

1. Формирование интеллектуальных умений:

- с достаточной глубиной усвоить узловые (опорные) проблемы курса, на основе которых сформировать понимание логики исторического процесса, выработать умение, научно объяснить действие объективных и субъективных факторов тех или иных исторических событий и процессов;

- усвоить смысл принципа историзма в анализе общественно-политических и социально-экономических явлений, событий и процессов;

- выработать умение находить исторические предпосылки конкретных событий и явлений в современной общественно-политической и социально-экономической и духовной жизни общества;

2. Формирование практических навыков и умений:

- научиться грамотно вести поиск исторической и общественно-политической информации: уметь пользоваться каталогами, различного вида справочниками, периодикой, электронными СМИ;

- выработать умение работы с книгой;

- научиться рационально вести рабочие записи при подготовке к семинару;

- сформировать умение публичных выступлений перед аудиторией;

- научиться выполнять письменные работы (рефераты, доклады, статьи) по общественно-политическим проблемам с соблюдением общепринятых требований.

Эти цели достигаются путем самостоятельной систематической работы, а также работы на семинаре под руководством преподавателя. Они составляют неотъемлемую и важную часть высшего образования.

Частные задачи определяются планом семинарского занятия по конкретной теме.

Они заключаются в выполнении конкретного учебного задания, обеспечивающего усвоение в установленном объёме изучаемой на семинаре темы.

Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара. Обратить внимание и попытаться осмыслить взаимосвязь указанных в плане каждого семинара основных аспектов, опираясь на уже известные студенту сведения. Ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы по теме и вопросами, предлагаемыми для дискуссии на семинаре.

2. Просмотреть конспект учебной лекции по теме семинарского занятия и отметить материал, который может быть использован при подготовке к семинару.

3. Важнейший этап в подготовке к занятию – изучение литературных источников по теме. При подготовке к семинару основной упор делается на изучение монографических исследований по теме. Именно научная историческая литература позволяет развить историческое мышление, выработать собственную точку зрения на изучаемые проблемы и избавиться от определенных стереотипов в мышлении. Учебная литература предлагается для получения общих представлений о теме и систематизации знаний по курсу.

Приступая к ознакомлению с литературой, следует помнить:

- учебная и научная литература – это основной источник исторических знаний. Без самостоятельной работы над литературой и источниками высшее образование невозможно;

- список литературы, рекомендованной к семинару, не может быть исчерпывающим, в виду огромного количества изданных и вновь выходящих книг и статей по каждой теме. Поэтому студент вправе использовать вместо рекомендованных другие издания, если они содержат материал, в достаточной мере раскрывающий суть вопросов, поставленных на семинаре;

3.2. Для извлечения из литературных источников максимума информации при минимальных затратах времени целесообразно:

- при работе с незнакомыми изданиями сначала определить степень пригодности источника, для чего требуется внимательно просмотреть оглавление книги и определить разделы, в которых может содержаться нужный материал;

- необходимо определить год издания. По истории СССР и России книги, изданные государственными и партийными органами до 1991 года, как правило, содержат искажённую информацию, которая может быть полезна как дополнительная, но может ввести в заблуждение, если её использовать как основной источник;

- прежде чем основательно изучать текст, полезно бегло его просмотреть для того, чтобы убедиться в целесообразности изучения. При этом следует отметить те разделы и фрагменты, которые содержат необходимую для понимания семинарских вопросов информацию. Рекомендованные учебники и учебные пособия предварительной и ознакомительной работы, как правило, не требуют.

3.3. После того, как учебный материал отобран, его следует внимательно изучить и осмыслить, для чего целесообразно:

- читая текст, стремиться найти в нём теоретические выводы и их аргументацию, раскрывающие основные аспекты вопросов семинара;

- обнаружить различия в подходах разных авторов к изучаемым вопросам;

- сформировать своё понимание изучаемых исторических явлений на основе полученной информации.

При изучении текста литературных источников следует научиться отмечать необходимые проблемы с тем, чтобы их легко было найти при более глубоком осмыслении рабочих записей. Для этого можно использовать закладки на нужных страницах, лёгкие отметки простым карандашом при условии, что их легко можно потом удалить, если книга не собственная, и другие способы. Все неясности следует снять при помощи справочной литературы.

После того, как у студента сложилась собственная концепция, следует приступить к составлению рабочей записи. Грамотное ведение рабочих записей при изучении сложных вопросов – это одно из наиболее важных умений интеллектуального труда.

Составление рабочих записей

Разновидности рабочих записей:

- самой краткой, но и малоинформативной формой рабочей записи является простой план, который представляет собой перечень пунктов, последовательно раскрывающих содержание учебного материала.

Простой план может отражать содержание материала всего вопроса семинарского занятия или каждого аспекта (фрагмента) в отдельности.

Эта форма рабочей записи успешно применяется тогда, когда изученный материал у студента не вызывает затруднений, и для его воспроизведения достаточно вспомнить основную логическую нить и последовательность изложения материала.

- развёрнутый план - это более сложная, более информативная форма записи. По мере необходимости детализации материала здесь вопросы могут дробиться на подвопросы, а подвопросы – на ещё более мелкие частные вопросы и т.д. Составление такого плана предполагает практические действия с изучаемым материалом и требует напряженного интеллектуального труда, который сам по себе высокоэффективен при освоении учебного материала гуманитарных дисциплин.

- тезисы – это наиболее распространенный вид рабочей записи по социально-политическим и гуманитарным дисциплинам.

В тезисах план дополняется кратким изложением содержания материала. Тезисы могут содержать теоретические положения, фактический и статистический материал, подтверждающий основные выводы, цитаты признанных специалистов, политических деятелей, умозаключений самого автора записей.

Составление тезисов позволяет не только осмыслить и систематизировать материал, но и придать ему большую доказательность и интересную форму. Тезисы существенно облегчают публичные выступления в аудитории, помогают сделать его ярким и убедительным.

- Простые и развернутые планы, а также тезисы могут быть оформлены в виде структурно-логических схем и таблиц. Смысловые фрагменты записываются в разных местах страницы, между ними обозначаются связи и последовательность воспроизведения.

- конспект – это краткое изложение того или иного источника с применением всех, вышеперечисленных форм записи.

Конспект составляется тогда, когда требуется изучить то или иное произведение или документ с тем, чтобы использовать его в каких-либо целях (в учебных, в научных, в пропагандистских и т.д.).

Составление рабочих записей – процесс творческий, их содержание и форма в решающей мере определяются степенью подготовленности и добросовестностью студента.

Эффективность рабочих записей, как разновидности интеллектуального труда, резко повышается при соблюдении определенных требований к ним.

Требования к рабочим знаниям

Рабочие записи желательно вести в отдельной тетради. Страницы должны иметь поля, на которых было бы удобно дополнять конспект новым материалом и делать пометки.

Следует приучить себя к обязательным ссылкам на источники, откуда использован материал рабочих записей, с указанием автора, наименованием книги или статьи, места и года издания, страниц, откуда взят материал. Ссылки на источник – признак грамотности и культуры студента в работе с литературой.

Одно из достоинств рабочих записей – их высокая информативность при жесткой экономии речевых средств. Краткие по объему записи должны давать достаточно полное представление о содержании всего вопроса, к которому относится запись.

Эффективное использование рабочей записи на семинаре во многом зависит от ее формы. В записях нужно стремиться к четкому разделению смысловых фрагментов различными способами: пропуском строк, записью материала колонками, уступами, подчеркиванием подзаголовков разноцветными карандашами, разрядкой наиболее важных слов и т.п.

Придание записи четкой, бросающейся в глаза структуры обеспечивают глубокое усвоение информации и легкость ее воспроизведения при выступлении на семинаре.

Работа студента на семинаре

Выступление на семинаре не должно сводиться к пересказу событий и фактов. Каждую проблему необходимо анализировать, рассматривать на фоне общеисторического процесса, уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями. Эффективность проделанной при подготовке к семинарскому занятию работы значительно возрастает при активном участии студента на занятии.

На семинаре студент должен быть психологически включен в учебный процесс. С этой целью необходимо:

- выслушать вступительное слово, преподавателя сориентироваться при обсуждении каких-либо аспектов вопроса и принять участие в их обсуждении;

- внимательно следить за выступлениями студентов, при необходимости выступить с дополнениями и собственными суждениями по обсуждаемому вопросу;

- быть готовым вступить в полемику и успешно вести ее, отстаивая свое мнение.

Выступление студента должно содержать теоретические и логические выводы.

Некоторые темы, имеющие познавательное значение или требующие переосмысления, выделены для докладов и сообщений. Доклад должен иметь выдержанную структуру и состоять из введения, содержательной части и заключения. План доклада и узловые моменты темы рекомендуется предварительно обсудить с преподавателем. При оценке этого задания учитывается умение студента самостоятельно анализировать и излагать информацию, делать умозаключения.

При изучении истории Отечеств» студенты часто сталкиваются с историческими терминами и понятиями. Их усвоение играет важную роль, и поэтому к каждой теме предлагаются значимые и наиболее распространенные понятия для объяснения.

Отдельно выделены основные исторические даты и известные люди, что способствует закреплению пройденного материала и «ориентации» в историческом пространстве.

Достаточно умелая и систематическая работа при подготовке к семинарам и на самих семинарах развивает личность студента, обогащает его интеллектуально и духовно, повышает политическую и общую культуру.

 

 

Тема 1:

«Россия в истории мировой цивилизации.

Древняя Русь (IX-XII вв.)»

План.

1. Понятие цивилизации. Западная и Восточная цивилизации – основные ветви мировой истории.

- понятие мировой цивилизации;

- теория «стадийного» цивилизационного развития;

- понятие локальных цивилизаций;

2. Россия на рубеже Западной и Восточной цивилизаций.

- происхождение и характерные черты Западной цивилизации;

- характерные черты Восточной цивилизации;

- влияние Западной и Восточной цивилизаций на исторический процесс в России.

3. Геополитическое положение, природные условия и их влияние на российскую историю.

- особенности геополитических и природно-климатических условий формирования государства у восточных славян;

- формирование менталитета россиян.

4. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Киевская Русь (IX-XII вв.)

- восточные славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине;

- Киевская Русь – государство восточных славян: государственное устройство, экономика, культура.

Вопросы для дискуссии.

2. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?

3. Как влияет личность историка на трактовку исторических фактов и событий?

4. Может ли человек влиять на ход истории?

5. Можно ли Россию считать свободной цивилизацией или нет? Какие основания есть для того и другого?

6. Может ли человечество найти решение глобальных проблем техногенной цивилизации?

7. Есть ли в современном мире убедительные признаки перехода человечества в постиндустриальное общество – высшую ступень цивилизованного развития?

8. Есть ли какие-либо факторы, определяющие формирование национального характера народа?

9. Было ли рабовладельческое общество на Руси?

10. Отличалась ли роль городов средневековой Руси от городов Западной Европы?

11. На сколько исторически оправдан выбор восточными славянами христианской религии?

Темы докладов и рефератов.

1. Историческая наука и политическая система. Проблема объективности.

2. Историческая наука в Башкортостане.

3. Цивилизационный подход в исторической науке.

4. Историческая наука и медицина.

5. Происхождение Восточных славян: точки зрения.

6. Происхождение башкирского народа.

7. «Призвание варягов». Историческая легенда или реальность?

8. Принятие христианства на Руси и его влияние на историческую судьбу России.

Объясните понятия и выражения: исторический источник,цивилизация, мировая цивилизация, стадийное цивилизационное развитие, локальная цивилизация; этногенез, великое переселение народов, варяги, дружина, дань, вече, язычество, раннефеодальная монархия.

Портреты эпохи. Что вы о них знаете? Геродот, Гомер, А. Фергюссон, Ж.-Ж. Руссо, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, М. Монтень, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев, О. Шпенглер, А. Тойнби; Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав,Владимир I Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, М.В. Ломоносов, Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер.

Исторический календарь

860 г. – первое летописное упоминание о Руси.

864 – 879 гг. – княжение Рюрика.

879 – 912 гг. – княжение Олега.

882 г. – объединение Новгорода и Киева – центров двух протогосударственных объединений.

907, 911, 944 гг. – заключение Русско-византийских договоров.

922 г. – принятие ислама в Волжско-Камской Булгарии.

912 – 945 гг. – княжение Игоря.

945 г. – восстание древлян и убийство Игоря.

964 – 972 гг. – княжение и походы Святослава Игоревича.

980 – 1015 гг. – княжение Владимира Святославовича.

988 г. – принятие христианства на Руси.

1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого. Составление Русской правды.

1113 – 1125 гг. – княжение Владимира Мономаха.

1125-1132 гг. – княжение Мстислава Владимировича Великого.

Литература.

1. Артемов В. В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. М.: Академия, 2011.

2. Афанасьев Ю. Перестройка и историческое знание //Иного не дано. –М.,1988. –С.491-508.

3. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки //Вопросы истории, 1991. №2-3.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. –М., 1992.

5. Данилов И.В. Цивилизация. –М.,2002.

6. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля? //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начало XX веков. –М.,1991.

7. Егоров В.К. История в нашей жизни. –М.,1990.

8. Зуев М., Чернобаев А., Горелов И. История России. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 2009.

9. История России /Под ред. А.А. Радугина. –М.,1998.

10. Истории России: XX век. Курс лекций. –Екатеринбург,1994.

11. Иванов К. Где расположена родина руссов? (Ёще раз о Несторе и «забытой» норманнской теории) //Родина, 1995. №11.

12. Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 1. –М., 1989.

13. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. –М., 1998.

14. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.

15. Основы современной цивилизации /Учебное пособие для средних учебных заведений. –М.,1992. –С.34-43.

16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

17. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья. – М., 1982.

18. Плетнёва С.А. Половцы. – М., 1990.

19. Рябов В. История России XIX–XX вв.: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008.

20. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. –М.,1994.

21. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества Изд. 2-е, стереотип. М.: Юнити-Дана, 2008.

22. Соловьев Ю. «Могила Рюрика» и возвращение государя. – Брянск, 2004.

23. Таранин В. Корела, она же Русь начальная //Родина 1995, № 12.

24. Уколова В.И. Российская цивилизация. –М.,1999.

25. Факторы самобытности российской истории //Россия и мир. В 2 – х тт. – М., 1994.

 

Тема 2:

«От феодальной раздробленности до

План.

1. Причины феодальной раздробленности ее последствия

- внутренние и внешние причины раздробленности;

- особенности русской государственности в условиях раздробленности;

- разделение единого русского народа на три ветви;

- последствия разобщенности земель.

2. Борьба за независимость против агрессии с Запада и Востока:

- отражение агрессии с Запада;

- татаро-монгольское нашествие и образование Золотой Орды;

- политический и этнокультурный смысл борьбы за независимость с агрессией с Запада и Востока;

- народы Поволжья и Приуралья под властью Золотоордынских ханов; - влияния татаро-монгольского ига на российскую историю.

3. Становление Московского централизованного государства. Роль московских князей в объединении русских земель.

- Русь и Золотая Орда;

- причины объединения русских земель в единое государство;

- роль московских князей в объединительном процессе: Дмитрий Донской и Куликовская битва;

- формирование самодержавия в России;

- политический строй и управление Московского государства;

- утверждение крепостного права в России;

4. Становление самодержавия на Руси. Правление Ивана Грозного и его последствия.

- реформы Ивана Грозного;

- особенностей становления самодержавной власти в период правления Ивана IV. Политика опричнины.

- рост территории Русского государства.

Вопросы для дискуссии

1. Можно или нельзя рассматривать распад Древнерусского государства как превращение его в своеобразную федерацию княжеств?

2. Насколько закономерна феодальная раздробленность?

3. Была ли реальна католическая экспансия в России?

4. Л.Н. Гумилев был убежден, что главная опасность для Руси не монголы, а западные завоеватели. Насколько обоснована эта гипотеза?

5. Чем объяснить победу Москвы в борьбе за общерусское лидерство?

6. Чем объяснить распад империи Чингисхана?

7. Можно ли Московское государство XIV-XVI вв. считать государством, имевшим черты Восточной деспотии? Ваши аргументы…

8. Новгород развивался в традициях европейской цивилизации. Почему эта тенденция оказалась подавленной?

9. В чем суть идеи: Москва – третий Рим?

10. Каковы главные причины прикрепления крестьян к земле?

11. Русские XVI в. – кто они: азиаты или европейцы?

Темы докладов и рефератов

1. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.

2. Золотая Орда: мифы и реальность.

3. Гипотеза Л.Н.Гумилева о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды.

4. Влияние Золотой Орды на формирование русского государства по типу Восточной деспотии.

5. Быт и культура населения Башкирии в средние века.

6. Становление самодержавия в средневековой Руси.

7. Символы русского государства: герб, скипетр, держава.

8. Местное самоуправление XIV-XV вв.

9. Башкирия под властью Золотой Орды.

10. Падение монголо-татарского ига.

11. Общие черты и особенности развития России и стран Западной Европы в XIV-XV вв.

12. Опричный террор Ивана Грозного.

13. Основные черты и особенности Российского централизованного государства.

14. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Последствия присоединения.

15. Основание города Уфы.

Объясните понятия и выражения: Золотая Орда, ярлык, баскаки, крестоносцы, экспансия, иго, самодержавная власть, централизованное государство, «государь всея Руси», шапка Мономаха, опричнина, заповедные лета.

Портреты эпохи. Что вы о них знаете? Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Софья Палеолог; Чингисхан, Батый, Мамай, Тохтамыш, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный.

Исторический календарь.

1223 г. – битва на реке Калке.

1237 г. – вторжение татаро-монгольских войск в Рязанское княжество и начало наступления на русские земли.

1240 – 1242 гг. – походы Александра Невского против шведских и немецких завоевателей.

1325 – 1341 гг. – княжение Ивана Калиты.

1380 г. – Куликовская битва

1462 – 1505 гг. – правление Ивана III, появление государственного герба страны – двуглавого орла.

1947 г. – принятие первого Судебника.

1505 – 1533 гг. – правление Василия III.

1533 - 1584 гг. – правление Ивана Грозного.

1581 г. – указ о заповедных летах.

Литература.

1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. –М., 1992.

2. Артемов В. В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. М.: Академия, 2011.

3. Горинов М.М., Лященко Л.М. История России. Ч. 1. От древней Руси к императорской России (IX-XVIII вв.). –М.,1994.

4. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300 – 1339 гг. //Вопросы истории, 1955. №4.

5. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой //Отечественная история, 1996. №3.

6. Горский А.А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды //Вопросы истории, 1997. №8.

7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. –М.,1989.

8. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. –М.,1992.

9. Дракевич В. – Происхождение и развитие городов древней Руси //Вопросы истории, 1994. №10.

10. Дубов И. Спорные вопросы этнической истории Северно-Восточной Руси IX-XIII веков //Вопросы истории, 1990. №5.

11. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская Земля? //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991.

12. Егоров Е.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. –М.,1990.

13. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XV вв. –М., 1985.

14. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX – середина XVIII в. -М., 1992.

15. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (очерки социально-политических историй). –М.,1982.

16. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. –М.,1980.

17. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. –М.,2001.

18. Заичкин И.А., Почкаев И.Н., Русская история: популярный очерк. IX – середина XVIII вв. –М., 1992.

19. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. –М., 1964.

20. Зуев М., Чернобаев А., Горелов И. История России. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 2009.

21. История Башкортостана. С древнейших времен до 1917 года. Ч.1.–Уфа, 1991.

22. История России /Под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. -Новосибирск: ИФРА, 2001.

23. История России /Под ред. М.Н. Зуева – М.: Высшая школа, 2000.

24. История России с древнейших времен до 1861 года /Под ред. Н.И. Павленко. -М., 2001.

25. История России (IX-XX вв.) /Под ред. Л.А. Терехова. –М.,2000.

26. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX вв. –М., 1991.

27. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии (Этапы этнокультурной истории). –М., 1993.

28. Как была крещена Русь. –М., 1998.

29. Ключевский В.О. Власть и особенность в средневековой России (XV-XVI вв.). –М.,1985.

30. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. –М.,1992.

31. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1. –М.,1995.

32. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 1. –М., 1987.

33. Кобрин В.Б. Иван Грозный. –М.,1989.

34. Кучкин В. Юрий Долгорукий //Вопросы истории, №10.

35. Лурье Я. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании //Вопросы истории, 1997. №8.

36. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. –Уфа, 1994.

37. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса //Вопросы истории, 1992. № 4-5.

38. Платонов С.В. Лекции по русской истории. –М., 1993.

39. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. –М., 1991.

40. Рябов В. История России XIX–XX вв.: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008.

41. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества Изд. 2-е, стереотип. М.: Юнити-Дана, 2008.

42. Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность //Вопросы истории, 1997. №8.

43. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. –Новгород. –М., 1990.

44. Соболева Н.А. Герб российского государства //Вопросы истории, 1992. №10.

45. Фахрутдинов А.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. –М., 1994.

46. Халиков А.К. Кто мы – булгары или татары? –Казань, 1992.

47. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. -Т.1. С древнейших времен до XVII в. –М.,1994.

48. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XVI вв. (Очерки социально-экономической истории Руси). –М.,1960.

49. Шубин О.Е. История России. –М., 2002.

50. Юрганов А. Удельно-вторичная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой Руси //Отечественная история,1996. №3.

 

Тема 3

«Россия в XVII-XIX вв.».

План.

1. Смутное время. Смена правящей династии:

- причины смуты;

- польско-шведская интервенция;

- воцарение династии Романовых;

- расцвет сословно-представительной монархии

- последствия смутного времени.

2. Петр I и его реформы:

- необходимости реформирования страны Петром I;

- создание регулярной армии;

- экономические реформы Петра I;

- реорганизация системы государственного управления. Церковная реформа;

- особенности российской модернизации.

3. Политика просвещенного абсолютизма в России.

- дворцовые перевороты;

- продолжения политического курса Екатериной II в период просвещенного абсолютизма;

- укрепление позиций дворянства;

- усиление царской власти.

4. Россия в первой половине XIX в. Необходимость модернизации страны.

- проблемы перехода Европы в стадию индустриальной цивилизации;

- попытки и проекты модернизации в первой половине XIX в. Движение декабристов;

- формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.

5. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. XIX в.

- предпосылки, содержание и цивилизационные последствия реформ 1860-1870-х гг.

6. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

- особенности развития капитализма в России как следствия буржуазных реформ

Вопросы для дискуссии.

1. Какие факторы (моральный, социальный, династический, внешнеполитический) сыграли основную роль во время смуты?

2. В чем противоречивость и непоследовательность развития России в XVII в.?

3. Как изменялось положение церкви в XVII в.?

4. Петр I – революционер и реформатор.

5. Реформы Петра I – копирование Запада и модернизация России с учетом ее самобытности. Чего больше?

6. Был ли неизбежен для России имперский путь. Чем он предопределен?

7. Чем объяснить противоречие оценки значения петровских времен?

8. Совместимы ли абсолютная власть и гуманизм?

9. Чем объяснить противоречие утвердившегося в литературе карикатурного образа Петра III и реформаторскую серьезность его приказов?

10. Можно ли считать, что при Александре I в России началась проблема либерализма?

11. Сперанского М.М. назвали «отцом русской бюрократии». Насколько это верно?

12. В аграрной реформе 1861 гг. была заложена возможность предстоящих революций. Почему авторы реформы пошли на это?

13. Существовала ли перспектива в России посредством реформ 1860-70-х гг. избежать революционных потрясений?

14. Почему Россия не удержалась в состоянии реформирования, а скатилась на путь контрреформ?

15. Что мешало России встать на путь капиталистического развития и глубокой модернизации страны?

Исторический календарь.

1584 – 1598 гг. –правление Федора Ивановича.

1597 г. – указ о розыске беглых крестьян (об урочных летах).

1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1606 – 1610 гг. – крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.

1610 г. – вступление поляков в Москву

1611 – 1612 гг. – первое и второе народные ополчения, изгнание польских интервентов.

1613 – 1645 гг. – царствование Михаила Федоровича Романова.

1634 – 1635 гг. – указы о продолжении срока сыска беглых крестьян.

1645 – 1676 гг. – царствование Алексея Михайловича.

1648 г. – народные («соляные») бунты в Москве и в др. городах.

1649 г. – принятие Соборного Уложения и отмена срока сыска беглых крестьян.

1650 г. – восстания в Пскове и Новгороде.

1652 г. – начало Церковной реформы.

1662 г. – медный бунт в Москве.

1669 – 1671 гг. – восстание под предводительством Степана Разина.

1682-1725 гг. – царствование Петра I.

1695-1696 гг. – Азовские походы.

1697-1698 гг. – «великое посольство» России.

1699 г. – введение нового летоисчисления.

1700-1721 гг. – Северная война.

1709 г. - Полтавское сражение.

1721 г. – провозглашение России империей.

1724 г. – создание Академии наук.

1755 г. – основание Московского университета.

1762 г. – Манифест о вольности дворянской.

1762-1796 гг. – царствование Екатерины II.

1767-1768 гг. – деятельность Уложенной комиссии.

1773-1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

1789 г. – учреждение Духовного управления мусульман.

1796-1801 гг. – царствование Павла I.

1801-1825 гг. – правление Александра I.

1803 г. – закон о вольных хлебопашцах.

1805-1807 гг. – участие России в антифранцузских коалициях.

1812 г. (12 июня – 14 декабря) - Отечественная война.

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов в Петербурге.

1825-1855 гг. – царствование Николая I.

1837 г. – открытие первой в России железной дороги.

1837-1841 гг. – реформа П.Д.Киселева.

1853-1856 гг. – Крымская война.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.244 с.)