ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



ВВЕДЕНИЕ

Экономика организации (предприятия) – одна из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для агропромышленного комплекса. Курс экономики организации (предприятия) предусматривает изучение действия экономических законов и форм их проявления в отрасли, экономических отношений с учетом специфических особенностей данной отрасли. Дисциплина изучает основные экономические категории, закономерности и тенденции развития агропромышленного комплекса, его состав и структуру; развитие рыночных отношений в отрасли, формирование аграрного рынка. Рассматриваются вопросы эффективности использования земли, рабочей силы, материально-технических ресурсов, механизм ценообразования в АПК, процессы специализации и концентрации производства, кооперации и агропромышленной интеграции. Важное место в изучении дисциплины занимают показатели экономической эффективности агропромышленного производства, издержки производства и себестоимость продукции, механизм государственного регулирования отрасли, инвестиционная и инновационная деятельность.

Вышеперечисленные разделы дисциплины находят свое отражение в тематике курсовых работ. Выполнение курсовой работы закрепляет полученные теоретические знания, формирует экономическое мышление у специалистов, предпринимательский подход к решению экономических задач.

Уровень знания студентами научных основ данной дисциплины, успешное выполнение и защита курсовой работы определяют профессиональную компетентность экономиста-менеджера и являются непременным условием его успешной практической деятельности.

В методических указаниях представлены материалы для успешного выполнения курсовой работы. Издание предназначено для студентов экономических специальностей.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Н о р м а т и в н ы е п р а в о в ы е д о к у м е н т ы,

г о с у д а р с т в е н н ы е п р о г р а м м ы

 

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Минск: Юнипак, 2004. – 200 с.

2. Государственная программа импортозамещения на 2011–2015 годы: утв. Советом Министров Респ. Беларусь 18 февр. 2011 г. № 216. – Минск, 2011. – 158 с.

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669.– Минск: ГУ «БелИСА», 2011. – 164 с.

4. Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 01 августа 2011 г., № 342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 342. – 1/12739.

5. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Народная газета. – 2011. – 5 янв. – С. 2.

6. Кодекс Республики Беларуси о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. – Минск: Амалфея, 2010. – 132 с.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2010. – 752 с.

8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2010. – 84 с.

9. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 мая 2011 г. № 653 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 17. – 5/35207.

10. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы: утв. Постановлением Совета Министров от 28 дек. 2009 г. № 1721 [Электронный ресурс]. – 2003–2011. – Режим доступа: http://www. pravo.by/ webnpa/text.asp?RN=C20901721. – Дата доступа: 01.10.2011.

11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апр. 2011 г. № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 43. – 1/12462.

12. Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 февр. 2011 г. № 216 //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011 г. – № 29. – 5/33370.

 

О с н о в н а я л и т е р а т у р а

 

13. Б а б у к, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.

14. Г а й н у т д и н о в, Э. М. Экономика промышленного производства: учеб. пособие / Э. М. Гайнутдинов, Л. И. Поддерегина, А. Ф. Зубрицкий. – Минск: Вышэйш. шк., 2009. – 255 с.

15. Г о л о в а ч е в, А. С. Экономика предприятия: учеб. пособие. В 2 ч. / А. С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 464 с.

16. Г о л о в а ч е в, А. С. Экономика предприятия: учеб. пособие. В 2 ч. / А. С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 2. – 464 с.

17. Ж у д р о, М. К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М. К. Жудро. – Минск: БГЭУ, 2009. – 367 с.

18. Ж у д р о, М. К. Экономика организаций АПК: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Жудро. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 616 с.

19. И л ь и н, А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А. И. Ильин. – 9-е изд., стер. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. – 668 с.

20. К о р о т к е в и ч, В. Г. Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на предприятии: учеб. пособие / В. Г. Короткевич, Р. А. Лизакова, С. И. Прокопенко. – Минск: Вышэйш. шк., 2004. – 287 с.

21. П а ш у т о, В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: учеб. пособие / В. П. Пашуто. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск, Новое знание, 2002. – 319 с.

22. Р а и ц к и й, К. А. Экономика организаций (предприятий): учебник / К. А. Раицкий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о», 2003. – 1012 с.

23. С е н ь к о, А. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / А. Н. Сенько, Э. В. Крум. – Минск: Вышэй. шк., 2002. – 224 с.

24. С е р г е е в, И. В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И. В. Сергеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 576 с.

25. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608 с.

26. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учеб. пособие / Т. В. Карпей, Л. С. Лазученкова, В. С. Коржов, Т. В. Карпей. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Минск: Дизайн ПРО, – 2003. – 272 с.

27. Н е х о р о ш е в а, Л. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.

28. З а я ц, Н. Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н. Е. Заяц; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – 2-е изд. – Минск: Вышэйш. шк., 2005. – 528 с.

29. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под ред. П. В. Лещиловского, Л. Ф. Догиля, В. С. Тонковича. – Минск: БГЭУ, 2001. – 575 с.

30. Л е ш и л о в с к и й, П. В. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П. В. Лещиловский, В. Г. Гусаков, Е. И. Кивейша; под ред. П. В. Лещиловского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 574 с.

31. Экономика отраслей АПК / И. А. Минаков, Н. И. Куликов [и др.]. – М.: КолосС, 2004. – 464 с.

32. Б у с е л, И. П. Агробизнес: учеб. пособие / И. П. Бусел, П. И. Малихтарович. – Минск: Беларусь, 2009. – 304 с.

33. Б у с е л, И. П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И. П. Бусел. – Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2009. – 464 с.

34. Б у с е л, И. П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И. П. Бусел. – Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2008. – 448 с.

35. З е л е н о в с к и й, А. А. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум: учеб. пособие / А. А. Зеленовский. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.

36. Экономика и организация сельскохозяйственного производства / А. Э. Сагайдак [и др.]. – М.: КолосС, 2005. – 360 с.

37. Экономика сельского хозяйства / В. Т. Водяников [и др.]. – М.: КолосС, 2007. – 390 с.

38. Экономика сельского хозяйства / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова [и др.]. – М.: КолосС, 2004. – 328 с.

39. К у з н е ц о в, В. В. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / В. В. Кузнецов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 346 с.

40. Г у с а к о в, В. Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В. Г. Гусаков. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 431 с.

41. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. Кн. 1 / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 891 с.

42. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. Кн. 2 / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 702 с.

43. Б ы ч к о в, Н. А. Совершенствование механизма функционирования организаций АПК / Н. А. Бычков; науч. ред. В. Г. Гусаков. – Минск: Беларус. наука, 2009. – 386 с.

44. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / под ред. проф. Н. А. Попова. – М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. – 398 с.

45. К у н д и у с, В. А. Экономика агропромышленного комплекса: учеб. пособие / В. А. Кундиус. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.

46. Н о в и ц к и й, Н. И. Технико-экономические показатели работы предприятий: учеб.-метод. пособие / Н. И. Новицкий, А. А. Горюшкин, А. В. Кривенков; под ред. проф. Н. И. Новицкого. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 272 с.

47. К р у м, Э. В. Экономика предприятия: учеб. пособие / Э. В. Крум; под общ. ред. Э. В. Крум, Т. В. Елецких. – 2-е изд., дораб. и испр. – Минск: Вышэйш. шк., 2010. – 304 с.

48. Л о б а н, Л. А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.

49. Т р е т ь я к, Л. А. Экономика сельскохозяйственной организации: учеб. пособие / Л. А. Третьяк, Н. С. Белкина, Е. А. Лиховцова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 400 с.

 

Структура курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется студентом само­стоятельно на материалах конкретных субъектов хозяйственной деятельности (агропредприятий, перерабатывающих предприятий, предприятий агросервисного обслуживания и др.) с обязательным использованием и обработкой бухгалтерской статистической и оперативной отчетности не менее чем за 3 последних года. Реферативные работы к защите не допускаются. Курсовая работа выполняется на основе изучения современной экономической, правовой, агротехнической и другой необходимой литературы.

В курсовой работе следует показать актуальность выбранной темы, обозначить основные проблемы по данной теме, выполнить обзор литературных источников, обстоятельно проанализировать современное состояние экономики организации, оценить ее положение на рынке соответствующего вида выпускаемой продукции, обосновать основные тенденции развития, выявить факторы, определяющие уровень и эффективность экономики организации, обосновать и сформулировать основные рекомендации и предложения по повышению конкурентоспособности, эффективности производства на перспективу.

Все сформированные и обоснованные рекомендации должны быть подтверждены конкретными расчетными данными, алгоритмами, методиками, моделями развития экономики предприятия или его отраслей.

В работе необходимо использовать различные методы исследования (монографический, расчетно-конструктивный, вариантный, корреляционно-регрессионный, метод ста­тистических группировок и др.), фактические данные по группам предприятий, административно-территориальным районам, регионам, высокоэффективным белорусским и зарубежным предприятиям АПК.

В разработке плана курсовой работы, изложении материа­ла требуется соблюдать определенную после­довательность. Курсовая работа должна содержать следую­щие разделы: а) введение; б) обзор литературы, раскрывающий содержание темы; в) производственно-экономи-ческую характеристику предприятия, являющегося объектом исследования; г) расчетную часть по исследуемой теме; д) заключение; е) список использованных источников. Содержание вышеперечисленных частей зависит от темы курсовой работы, но рекомендуется соблюдать ряд общих требований и поло­жений.

Во введении необходимо раскрыть: актуальность и значение разрабатываемой темы; цель и задачи курсовой работы; использованные методы экономических исследований; объект исследования и материалы, на основании которых выполнялась курсовая ра­бота. Во введении студент кратко перечисляет основные вопросы, которые будут рассмотрены. Объем введения не должен превышать 2–3 страницы.

Первый раздел – теоретический. В обзоре литературы рассматриваются теоретические и методологические вопросы. В нем дается общая характеристика проблемы в Республике Беларусь, освещается современное состояние, тенденции развития изучаемой темы. Особое внимание следует обратить на законодатель­ные акты, регулирующие вопросы развития АПК на современном этапе, на изложение точек зрения различных авторов по данной проблеме, зарубежный опыт. Положительный результат достигается при условии система­тического изучения студентом материалов, опубликованных в журналах «Агроэкономика», «Белорусское сельское хозяйство», «Известия НАН», «Экономика Беларуси» и др. На каждый используемый литературный источник должна быть сделана ссылка. В данном разделе приводятся статистические данные, отражающие уровень, динамику, темпы развития по изучаемому вопросу; зарубежный опыт решения аналогичной проблемы и т. д.

При выполнении теоретической части (первый раздел) необходимо приводить ссылки на литературные источники. Следует избегать длинных цитат из авторитетной теоретической пуб­ликации. Необходимо своими словами пересказать, кто и в каких источ­никах дает, например, определение (понятие) изучаемого термина, срав­нить различные точки зрения, показать совпадения и расхождения, выска­зать свою точку зрения.

Содержание раздела иллюстрируется таблицами, графическим мате­риалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.).

Объем этого раздела составляет 10–15 страниц.

Второй раздел – аналитический. В нем приводится краткая производственно-экономическая характеристика предприятия – анализ уровня и динамики фактических показателей, отражаются положительные стороны и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности.

Примерные формы таблиц для данного раздела приведены в приложениях Б и В. Экономический ана­лиз необходимо проводить в динамике (не менее чем за последние 3 года). Целесообразно для полноты исследования сравнить экономические показатели изучаемого объекта с показателями лучших агропредприятий, данными по райо­ну, области, республики.

По отдельным темам, изучающим ресурсы предприятия или отдельные отрасли, целесообразно отдельно рассмотреть их уровень и эффективность в динамике. Например, при изучении эффективности молочного скотоводства в третьем разделе необходимо раскрыть состояние этой отрасли на изучаемом предприятии и показать: место и значение отрасли в экономике предприятия, организационно-экономические и технологические связи с другими отраслями; размеры про­изводства; эффективность производства (продуктивность животных; трудоемкость; расход ресурсов на единицу продукции; себестоимость и ее струк­тура; цены реализации, качество продукции; рентабельность и др.).

Объем этого раздела – примерно 10–13 страниц.

Третий раздел – конструктивная часть курсовой работы – посвящается разработке и обоснованию студентом своих предложений по увеличению производства продукции, эффек­тивному использованию ресурсов, улучшению качества, сокра­щению потерь продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда и т. д. Целесообразность и реаль­ность рекомендуемых мероприятий должны быть подкрепле­ны соответствующими расчетами или фактическими данными. С этой целью здесь широко используются такие экономиче­ские методы исследований, как статистическая группировка, метод вариантных расчетов, корреляционный и регрессионный. Они позволяют выявить зависимость между факторными и результативными показателями. К факторным показателям относятся: структура сельскохозяйственного производства (специализации), пло­щадь сельскохозяйственных угодий и их качество, плотность поголовья скота, фондооснащенность, фондо-,энерговооруженность труда и др. К результативным – урожайность культур, про­дуктивность животных, себестоимость единицы продукции, уровень рентабельности и др. Результативная группировка как прием экономического анализа позволяет определить факторы, влияющие на конечный результат, и тенденции их изменения. Количественное влияние факторов на ре­зультаты и степень их совместного воздействия (в процен­тах) определяется с помощью корреляционно-регрессионного метода. Расчеты этого метода по стандартным программам выполняются на ПК.

В связи с большим разнообразием тематики и объектов исследования этот раздел курсовой работы будет отличаться индивидуальностью как по содержанию, так и по форме из­ложения материала.

При обосновании резервов производства (перспектив раз­вития) используют расчетно-конструктивный метод. С его по­мощью разрабатываются варианты решения исследуемых проблем и выбираются наиболее экономически эффективные, которые обеспечивают лучшее использование производствен­ных ресурсов.

Третий раздел должен иметь практический характер. В нем, на основании изложенного в предыдущих разделах материала, формулируются конкретные предложения, даются рекомендации по решению исследуемой проблемы (пути снижения себестоимости, варианты расширения рынков сбыта, направления повышения качества, конкурентоспособности продукции, инвестиционно-инновационной деятельности и т. д.). По каждому предложению должны быть сделаны расчеты эффективности. Объем данного раздела – до 15 страниц текста.

Заключение. Последний раздел является логическим завершением курсовой работы. В этом разделе подводятся итоги всей курсовой работы: кратко излагаются все основные теоретические положения и концепции, формулируются результаты анализа и соответствующие выводы, указываются предложения и экономическая эффективность от их реализации. Объем заключения составляет 2–3 страницы текста.

Список использованных источников. В список литературы включают только те источники, которые реально использовались студентом при написании курсовой работы. Список литературы должен содержать не менее 20 источников, из них учебников и учебных пособий – не более 20 %, так как написание кур­совой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем ее раскрытие в учебной литературе. В качестве дополнительной литературы могут быть использованы журналы «Аграрная экономика», «Экономика Беларуси», «Новая экономика», «Директор», «Вести НАН», «Экономический бюллетень НИЭНИ», «Белорусское сельское хозяйство» и др. В обязательном порядке – использование Интернет-ресурса. Список использованных источников оформляется согласно стандартам.

Объем курсовой работы составляет 30–35 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.

Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа печатается с использованием персонального компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

Набор текста курсовой работы осуществляется с использовани­ем текстового редактора Microsoft Word. При этом рекомендуется ис­пользовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Коли­чество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал – 18 пунктов, количество текстовых строк на страни­це – 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.

Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего –20 мм, левого – 30, правого – 10 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста дипломной работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсив­ное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.

Текст основной части научной работы делят на разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей курсовой работы печатают прописными буквами в середине строки, используя полужирный шрифт размером на 1–2 пункта больше, чем шрифт в ос­новном тексте.

Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными бу­квами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом размером шрифта основного текста.

Каждую структурную часть научной работы следует начинать с но­вого листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой стра­ницей научной работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц курсовой работы, но номер страницы на нем не ставят. На последующих листах номер проставляют вцен­тре нижней части листа без точки в конце.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, диа­граммы, графики и др.) и таблицы служат для наглядного пред­ставления в работе характеристик объектов исследования, по­лученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявлен­ных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты пред­ставлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рису­нок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждого раздела. На все таблицы и иллюстрации должны быть сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Цифровой материал научной работы оформляют в виде таб­лиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который со­стоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следую­щими правилами:

• допускается применять в таблице шрифт на 1–2 пункта меньший, чем в тексте научной работы;

• не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При не­обходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, поряд­ковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;

• таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу. При переносе части таблицы на другую страни­цу ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над дру­гими частями пишут слово «Продолжение» или «Окончание». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» («Окончание») указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;

• заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в един­ственном числе, а подзаголовки граф – со строчной, если они состав­ляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они име­ют самостоятельное значение;

• границы таблицы ограничиваются линиями.

Студент обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, идеи и выводы, на основании которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучаемые в курсовой работе. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить досто­верность цитирования. Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются пу­тем приведения номера в соответствии с библиографическим списком, который заключается в квадратные скобки.

Раздел «Приложения» оформляют в конце работы. Приложения располагают в порядке появления ссылок на них в тексте работы. Не допускается включать в приложения материалы, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, располагая в правом верхнем углу слово «ПРИЛО-ЖЕНИЕ», напечатанное пропис­ными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

 

Защита курсовой работы

 

Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством пре­подавателя – руководителя работы. Руководство начинается с выдачи за­дания и продолжается в форме консультаций.

Во время консультаций студент уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, определяет сроки выполнения ее разделов, необходимую литературу и другие мате­риалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает ру­ководитель.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в семиднев­ный срок руководителем работы, который дает письменное заключение по работе – рецензию.

При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуаль­ность, степень самостоятельности ее выполнения, оригинальность выводов и предло­жений, качество используемого материала, а также уровень грамотно­сти (общий и профессиональный). Одновременно рецензент отмечает положительные стороны и недостатки курсовой работы, а при необходимости указывает, что следует доработать. Рецензия заканчивает­ся выводом о возможности допуска работы к защите.

Преподаватель может делать замечания, указания, пометки на полях страниц и на их обратной чистой стороне. Общая оценка дается в рецензии, на титульном листе работы указывается «допущена к защите» или «не допущена к защите». При этом не разрешается условный допуск («допущена к защите условно»). Работа может быть либо допущена к защите, либо не допущена к защите.

Курсовая работа вместе с рецензией выдается студенту для озна­комления и возможного исправления. Если же курсовая работа по за­ключению рецензента требует переработки, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным приложением первой рецензии.

Доработка замечаний студентом оформляется по каждому сделанному преподавателем замечанию на чистой стороне предыдущего листа или на отдельных чистых листах, если требуется существенная доработка.

Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, одним из которых является руководитель кур­совой работы. Состав комиссии утверждается кафедрой за 10–15 дней до защиты.

Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменацион­ной сессии.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы чле­нов комиссии. Комиссия по приему курсовых работ учитывает объем и качество работы, полноту раскрытия темы, качество и форму подачи цифрового материала (таблицы, графики, диаграммы и пр.), использованные методы и приемы исследования, акку­ратность и грамотность изложения текста, а также качество защиты и правильность ответов на вопросы. Оценка курсовой работы по десятибалльной системе выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

Отличная оценка выставляется за курсовые работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, содержащие обоснованные расчеты и предложения.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Экономический механизм государственного регулирования организации (предприятия) и его совершенствование.

2. Механизм формирования экономических взаимоотношений предприятий АПК и основные направления его совершенствования.

3. Интеграционные агропромышленные объединения и рыночный механизм их функционирования.

4. Развитие продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней.

5. Роль и значение предприятий АПК в народном хозяйстве и методические основы их определения.

6. Повышение механизма хозяйствования крупнотоварных сельскохозяйственных организаций (на основе мотивации труда, инвестиционной активности и т. д.).

7. Создание многофункциональных и узкоспециализированных агропромышленных структур.

8. Формирование кооперативных структур на региональном уровне.

9. Обоснование схемы размещения по регионам республики экономически целесообразных видов производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения внутреннего и внешнего рынков.

10. Методология оценки эффективности хозяйственной деятельности различных субъектов АПК (государственных, кооперативных, арендных, акционерных и других видов сельскохозяйственных предприятий) в условиях перехода к рынку.

11. Экономическая эффективность создания и функционирования открытого (закрытого) акционерного общества.

12. Экономическое обоснование целесообразности создания совмест-ных предприятий в АПК и эффективность их функционирования.

13. Экономические основы малого предпринимательства в АПК.

14. Экономические основы развития фермерских хозяйств и пути повышения эффективности их функционирования.

15. Повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.

16. Земельные ресурсы и механизм эффективного их использования на предприятии.

17. Методология определения стоимостной оценки земли, арендной платы и земельного налога.

18. Энергетические ресурсы предприятия и эффективность их использования.

19. Машинно-тракторный парк аграрного предприятия и эффективность его использования.

20. Транспортные средства предприятия АПК и эффективность их использования.

21. Экономическая эффективность агросервисного обслуживания сельскохозяйственных предприятий.

22. Механизм формирования взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и предприятий агросервиса в условиях рынка.

23. Экономические основы воспроизводства основных средств и амортизационная политика предприятия.

24. Основные производственные фонды предприятия и эффективность их использования.

25. Оборотные средства предприятия и эффективность их использования.

26. Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения.

27. Сезонность использования трудовых ресурсов и меры по ее смягчению в сельском хозяйстве.

28. Производительность труда на предприятии и резервы ее повышения.

29. Оплата труда на предприятии и механизм ее совершенствования.

30. Инфраструктура сельских населенных территорий и ее влияние на рост эффективности аграрного производства.

31. Экономическая эффективность интенсивных технологий в земледелии и животноводстве (по отдельным культурам и видам животных).

32. Экономическая оценка внедрения в сельскохозяйственное производство новой техники.

33. Себестоимость продукции предприятия АПК и пути ее оптимизации.

34. Механизм ценообразования в АПК и основные направления его совершенствования.

35. Государственное регулирование ценообразования на аграрную продукцию и основные направления его совершенствования.

36. Доходы предприятия и основные направления их повышения.

37. Рентабельность производства и пути ее повышения.

38. Специализация предприятия АПК и ее экономическая эффективность.

39. Экономический механизм ресурсосбережения на предприятии.

40. Ресурсосберегающие технологические процессы в земледелии (животноводстве) на основе использования новейших технических средств.

41. Развитие материальной базы и технико-технологическое обеспечение агропромышленного производства.

42. Экономическая эффективность лизинга на предприятии.

43. Экономическая эффективность инновационной деятельности на предприятии АПК.

44. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности на предприятии АПК.

45. Привлечение и рациональное использование инвестиций в сельском хозяйстве.

46. Повышение эффективности и решение финансово-экономи-ческих проблем сельскохозяйственного производства (на примере предприятия или региона).

47. Формирование и использование прибыли на предприятии.

48. Импортозамещение как средство продовольственной безопасности.

49. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия АПК.

50. Продовольственная безопасность: сущность, проблемы и пути ее решения.

51. Экономическая эффективность зерноперерабатывающего предприятия и пути ее повышения.

52. Экономическая эффективность молокоперерабатывающего предприятия и пути ее повышения.

53. Экономическая эффективность мясоперерабатывающего предприятия и пути ее повышения.

54. Экономическая эффективность перерабатывающего предприятия (льнозавода, овощеконсервного, масложирового заводов и др.) и пути ее повышения.

55. Экономическая эффективность производства и реализации зерна на предприятии и пути ее повышения.

56. Экономическая эффективность производства и реализации картофеля на предприятии и пути ее повышения.

57. Экономическая эффективность производства и реализации овощей на предприятии и пути ее повышения.

58. Экономическая эффективность производства и реализации льнопродукции на предприятии и пути ее повышения.

59. Экономическая эффективность производства и реализации сахарной свеклы на предприятии и пути ее повышения.

60. Экономическая эффективность развития плодоводства на примере предприятия (региона).

61. Экономическая эффективность производства и реализации рапса на предприятии и пути ее повышения.

62. Развитие интенсивного кормопроизводства на предприятии.

63. Экономическая эффективность производства и реализации молока на предприятии и пути ее повышения.

64. Экономическая эффективность производства и реализации крупного рогатого скота на предприятии и пути ее повышения.

65. Экономическая эффективность производства и реализации продукции свиноводства на предприятии и пути ее повышения.

66. Экономическая эффективность производства и реализации продукции птицеводства на предприятии и пути ее повышения.

67. Экономическая эффективность развития промышленного рыбоводства (на примере предприятия или республики в целом).

68. Экономическая эффективность формирования кормовой базы сельскохозяйственного предприятия.

69. Экономическое обоснование конкурентоспособности предприятия.

70. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия и ее повышение.

71. Экономический механизм повышения качества продукции на предприятии.

72. Государственный механизм стимулирования привлечения иностранных инвестиций на предприятия АПК.

73. Риск в аграрном производстве, методика его определения и пути минимизации.

74. Страхование экономической деятельности аграрных предприятий.

75. Финансы предприятия и эффективность их использования.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

И резервы ее повышения

 

Введение.

1. Методика определения производительности труда и экономическое значение ее повышения на предприятии.

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

3. Уровень производительности труда на агропредприятии.

4. Резервы и пути роста производительности труда на предприятии.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

Ее совершенствования

 

Введение.

1. Теоретические основы оплаты труда на предприятии.

2. Производственно-экономическая характеристика предприятия.

3. Механизм формирования, уровень и анализ динамики оплаты труда на предприятии.

4. Совершенствование материального стимулирования работников предприятия.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

И пути ее оптимизации

Введение.

1. Методологические аспекты формирования себестоимости продукции на предприятии.

2. Производственно-экономическая характеристика предприятия.

3. Анализ уровня и динамики себестоимости и факторов ее снижения.

4. Оценка резервов снижения себестоимости продукции.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения.

Предприятия и ее повышение

Введение.

1. Понятие конкурентоспособности продукции пр





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.051 с.)