Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика в области внешней торговли

Поиск

Международный обмен товарами и услугами приносит выгоду всем его участникам на мировом рынке. Вместе с тем международная торговля представляет собой сферу мировой экономики, где очень часто возникают разного рода конфликты. В этой связи встает проблема их предотвращения, что предполагает наличие некоторого комплекса мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства здесь могут придерживаться Двух подходов:

• политики свободной торговли — политики либерализации внешней торговли (фритредерство), предполагающей минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных ры­ночных сил спроса и предложения; политика свободной торговли, таким образом, открывает внутренний рынок той или иной страны для иностранной конкуренции;

• торговой политики протекционизма — государственной политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Государства, реализуя внешнюю экономическую политику, могут придерживаться политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма, заключаются в следующем: во-первых, помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав национальные товары более конкурентными на международном рынке, и, во-вторых, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Главные инструменты государственного регулирования международной торговли представлены на рисунке.

Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенного тарифа — косвенного налога, подлежащего уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную тер­риторию страны. На сумму этого налога увеличивается цена дан­ного товара.

Н етарифные методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными, так как не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения, скрытые методы торговой политики, финансовые методы и неэкономические методы регулирования.

Количественные ограничения — форма нетарифного государ­ственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:

1. Квотирование (контингентирование) — ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

2. Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

3. Добровольное ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не рас­ширять объемы экспорта, принятого в рамках соглашения об ус­тановлении квот на экспорт.

Скрытые методы торговой политики (скрытый протекцио­низм) — разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе:

1. Технические барьеры — требования соблюдения нацио­нальных стандартов, получения сертификатов качества импорт­ной продукции, требования специфической упаковки и марки­ровки товаров, соблюдения санитарно-гигиенических норм и т. д.

2. Внутренние налоги и сборы — направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

3. Политика в рамках государственных закупок — требова­ния государственных органов к предприятиям покупать товары только у национальных фирм, даже если эти товары дороже им­портных.

4. Требование о содержании местных компонентов в произ­водимых товарах, чтобы поддержать занятость в национальной экономике и ограничить импорт.

Финансовые методы торговой политики.

Например, субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку нацио­нальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут быть внутренними и экспортными. В первом случае из государственного бюджета финансируется национальное производство товаров, конкурирующих с импортными. Во втором — осуществляются бюджетные выплаты национальным фирмам-экспортерам, что обеспечивает возможность продавать национальные товары иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, приводит к увеличению объемов экспорта. К финансовым методам относят также экспортное кредитование и демпинговую политику. Экспортное кредитование — выдача государственными банками национальным экспортерам кредитов под ставку процента ниже рыночной либо выдача государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит). Демпинг — продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Неэкономические методы регулирования — правовые инструменты, изучаемые международным правом. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли.

Большинство экономистов и ученых выступают за либерализацию внешней торговли, снижение тарифов и других торговых барьеров, поскольку:

• свободная торговля, базирующаяся на принципе сравнительных преимуществ, обеспечивает более эффективное использование ограниченных ресурсов и более высокий уровень материального благосостояния населения стран, вступивших в мировую торговлю;

• свободная торговля стимулирует развитие отношений конкуренции и ограничивает монополию;

• свободная торговля расширяет возможности потребительского выбора, что содействует более полному удовлетворению потребностей населения.

Среди более конкретных аргументов против политики протекционизма, в частности против тарифных методов регулирования внешней торговли, обычно приводят следующие:

1. Тарифы замедляют экономический рост, снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех странах мира в целом.

2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, когда в ответ на введение тарифов одной из стран-участниц международной торговли другие страны — ее торговые партнеры — вводят тарифы или другие ограничения в отношении первой.

3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, ведь он представляет собой особую форму налога, величина которого включается в цену товара (косвенный налог), следовательно, существование тарифов повышает цену импортируемой продукции, и потребители приобретают ее по цене более высокой, чем она могла бы быть.

Для анализа последствий проведения политики протекцио­низма рассмотрим пример использования импортного таможенного тарифа. Воздействие импортного тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны в международной торговле. В теории международной экономики страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен. В обратном случае — имеет место большая страна.

Введение импортного тарифа (иди других форм протекционистской защиты внутреннего рынка) в большинстве случаев не вызывает сколько-нибудь либо заметно­го положительного экономического эффекта. Вместе с тем сторонники протекционизма приводят ряд аргументов в его защиту:

1. Тарифная защита необходима молодым отраслям национальной экономики, которые просто не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию.

2. Меры протекционистской защиты представляют собой средство стимулирования отечественных производителей, способные при отсутствии иностранной конкуренции расширить объемы производства продукции, которая найдет сбыт на национальном рынке.

3. Введение тарифов на ввозимые и вывозимые товары — это дополнительный источник бюджетных походов, поскольку именно за счет налогов (а таможенный тариф - это налог) И формируются доходы государственного бюджета.

4. Проведение политики протекционизма актуально для высокоспециализированных экономик, развитие которых серьезно зависит от конъюнктуры мирового рынка; меры протекционизма здесь необходимы для промышленной диверсификации (для расширения номенклатуры производимой продукции), а следовательно, для снижения зависимости от мирового рынка.

5. Протекционизм обеспечивает внутреннему рынку защиту от иностранных производителей, занижающих цены в целях вытеснения отечественных производителей с рынка и последующей его монополизации.

6. Приводится целый ряд неэкономических аргументов в пользу протекционизма — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций.

Сегодня в мировой экономике имеет место тенденция к снижению уровня таможенной защиты. Однако эти тенденции вовсе не означают ликвидации внешнеторгового регулирования. Современная система регулирования внешней торговли приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской зашиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает формы создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Внутри группировок происходит либерализация внешней торговли, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношении с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима (неопротекционистская политика). На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма, прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и др., действие которых носит избирательный характер.

В целом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях — в отношениях развитых стран между собой (сельскохозяйственное производство, производство стиля, одежды, стали), в отношениях развитых стран и стран раз­вивающихся (экспорт промышленных товаров развивающимися странами), между развивающимися странами (это касается товаров традиционного экспорта). Наличие протекционистских в современной мировой торговле позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный — направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой — защищает определенные отрасли; коллективный — проводится объединениями стран против стран, в него не входящих; скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Таким образом, в современном мировом хозяйстве общая линия на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера.


3. К. Жугляр
Клемент Жугляр
(15 октября 1819, Париж – 28 февраля 1905, Париж)

Получил медицинское образование, с 1846 г. работал врачом. Попутно его интересовала демография и экономика. В 1848 г. начал заниматься вопросами экономических кризисов. Публиковал статьи в экономических журналах, в дальнейшем были изданы отдельные книги. Внёс значительный вклад в исследования циклов деловой активности, названные в его честь — циклы Жугляра.

Он рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в среде денежного обращения, точнее, кредита.

Крищ Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.138 (0.009 с.)