Проблема первоначального заселения территории Беларуси. Верхний и финальный палеолит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема первоначального заселения территории Беларуси. Верхний и финальный палеолит.



Первое заселение Беларуси человеком началось 100-35 тысяч лет назад, что подтверждают отдельные находки – грубо оббитые орудия труда. Скребло, изготовленное из кремневой пластины, найдено около Светилович на Беседи. Массивное скреблоподобное орудие найдено вблизи Обидович на Днепре (Быховский р-н). Среди материалов Подлужской стоянки (Бердыж на Соже, Чечерский р-н) были обнаружены остроконечник, отщепы, ядрища из кремня. Похожие изделия встречались на береговых склонах около озера Нобель в верховьях Припяти. Они относятся к мустьерской эпохе и культуре, их изготавливали неандертальцы. Скорее всего, древние люди проникали по долинам «прорек» из тех мест, где встречается большинство следов их жительства – с днепровского Надпорожья, бассейна Десны или Закарпатья.

Переселения мустьерцев осуществлялись в среднем палеолите, который попадал на ледниковую эпоху, когда было несколько обледенений. Во время максимального, днепровского (рисского), обледенения (320-200т.лет) вся территория Беларуси была покрыта ледником толщиной около 2км. Под воздействием потепления ледник начал таять 250-110 тысяч лет назад. Пришло теплое муравинское (микулинское) межледниковье, которое растянулось на много тысяч лет. 90-70 тысяч лет назад наступила новая, последняя ледниковая эпоха.

В поисках добычи неандертальцы могли бывать в Верхнем Поднепровье еще в межледниковую эпоху. Но, скорее всего это было во время тех коротких потеплений, которые несколько раз останавливали распространение последнего ледника. Чтобы выжить в сложных условиях приледниковой зоны, они развивали своеобразную мустьерскую культуру: усовершенствовали производство орудий труда, научились добывать и поддерживать огонь, строить примитивные жилища, овладели способами охоты на крупные стада животных. Из кремневых отщепов при помощи последовательного оббивания изготавливались орудия труда 20 типов – остроконечники, скребла, рубила, наконечники копьев. Праобщины неандертальцев уже заботились о родичах, хоронили мертвых, осуществляли коллективные работы.

Эпоха позднего (верхнего) палеолита началась 38-35 тысяч лет назад. Людей этого времени называют неоантропы, или кроманьонцы. Кремневое производство достигла нового уровня. Почти все орудия труда (более 100 типов) изготавливались из пластин. Среди орудий были наконечники дротиков, ножи, скребки, скобли, проколки, топоры, тесла, резцы. Для изготовления орудий труда широко использовались рога и кости животных. Из черепов, жердей, костей и шкур изготавливались жилища. В позднем палеолите возникло искусство, особенно красивые изделия найдены белорусскими археологами при раскопках в Юдинове и Елисеевичах.

На Гомельщине выявлены две верхнепалеолитические стоянки: Юровичи на Припяти и Подлужье (Бердыж) на Соже. Их возраст соответственно 26 и 23 тысячи лет. При раскопках Юровичской стоянки в Калинковичском р-не найдены остатки 15-20 мамонтов, преимущественно молодого возраста, первобытного быка, дикого коня, песца и 60 кремней с признаками обработки. Пятна от угля, определенная система в размещении валунов и крупных костей (черепов мамонтов) позволяют судить о существовании жилища. Выявлен очень редкий большой кремневый клинок-кинжал. Немногочисленный инвентарь памятника имеет признаки мадленской культуры, которая свойственна центральной Европе.

На стоянке Бердыж найдены остатки двух или трех жилищ верхнепалеолитической общины. Можно судить, что жилища, которые достигали в поперечнике 5-6 метров, имели овальную форму. При раскопках выявлены 1800 костей мамонта, остатки других животных 19 видов (песца, северного оленя, медведя, волка, зайца, коня, зубра, косматого носорога и др.). В коллекции до 640 обработанных кремней, из которых 80 – законченные и использовавшиеся орудия труда. Несколько изделий напоминают мустьерские по форме и обработке. Сохранились кости со следами от кремневых орудий.

Среди находок Бердыжской стоянки выделяются своеобразные наконечники копий и пластинчатые ножи. Благодаря им можно утверждать, что Бердыж является ответвлением костенковской культуры, которая существовала в бассейне Дона. Учитывая характер памятников на Волыни и Подьясеньи можно судить про два направления переселений первобытных людей – на запад в Моравию и на север из бассейна Дона в Поднепровье.

Остатки мамонтов найдены более чем в 200 местах, в основном около берегов крупных рек Беларуси. В поисках добычи кроманьонцы осуществляли дальние кочевки, налаживали облавы. Они гнали стада в глубокие яры, к обрывам или в болота, делали засады около троп, которые спускались к водопою, копали ямы. Стоянки строились поблизости от таких мест.

В позднем палеолите существовало уже родовое общество. Основным промышленным коллективом была раннеродовая община, которая жила на одной или нескольких соседских стоянках. Добывать средства существования можно было в основном коллективными стараниями. Поэтому существовала общинная и родовая собственность как на охотничьи участки, места для собирательства и рыболовства, запасы еды и сырье, так и на большинство промышленных средств. Только вещи индивидуального использования – быта, вооружения и некоторые орудия труда находились в личной собственности. Потребление было коллективным. Осуществлялось уравнительное распределение продуктов охоты и рыболовства между членами общины. Первое архаическое разделение труда по полу и возрасту произошел внутри общины, которая насчитывала десятки человек. Несколько общин объединялись в род.

Род являлся объединением людей одного происхождения, которое считалось сначала по материнской линии. В материнский род входили все женщины и другие лица, которые происходили от одной матери – родоначальницы. В общину вместе с тем принимались другие люди из других родов, с которыми налаживались брачные связи, в составе общины осуществлялись парные, неустойчивые еще семьи. Внутри рода браки не заключались – существовал обычай экзогамии. Род был собственником определенной территории.

Первобытные люди оставались еще беспомощными перед силами природы. Они не выделяли себя из окружающего мира. Отсюда сложились представления о тесной связи между сородичами и тотемом – животным, мифическим родоначальником, вера в сверхъестественные силы, духов (анимизм), в необыкновенную силу определенной вещи, орудия, предмета культа – так называемые чуринги (фетишизм). Люди верили, что могут воздействовать на других людей и даже на природные явления при помощи магических действий, ритуалов и определенны слов (магия). Возникли представления о возможности жизни на том свете, которая может быть обеспечена сложным погребальным ритуалом. Вместе с тем человек накапливал полезные сведения об окружающем мире, животных и растениях, лечил болезни. Природные условия, между тем ухудшались. Когда наступили жестокие холода (20 т.лет), люди покинули территорию Беларуси почти на 10 тысяч лет. Жизнь продолжалась далеко на юге – в бассейне Десны (стоянки Елисеевичи, Мезин, Юдиново), на среднем Днепре, берегах Днестра и Горыни. Вероятнее всего из этих мест возвращались потом их потомки – по путям предков, когда наступило позднеледниковье (15-14 тысяч лет назад). Северная часть Беларуси освободилась ото льдов, восстановилось Балтийское море, тундровая растительность сменилась лесной, исчезли мамонты, шерстистые носороги.

Именно тогда территория Беларуси окончательно вошла в состав областей, заселенных человеком. Охотники на северного оленя, племена свидерской культуры надолго заняли ее западную часть, прилегающие районы Волыни.

13. Этнокультурная карта мезолита и неолита Беларуси.

В 3-м тысячелетии до н.э. в развитии неолитического общества Западной Беларуси наступили существенные изменения в материальной культуре, хозяйстве и, видимо, в духовной жизни. Именно с 3-го тыс. до н.э. местное население начинает изготавливать гладкостенную посуду с выделенной шейкой и отогнутым венцем, украшая его различными штампами, в том числе и линейным. В кремневом инвентаре появляются треугольные наконечники стрел. Увеличивается количество каменных топоров. Скорее всего эти изменения наступили под влиянием племен центральнобелорусской культуры воронковидных кубков. Они пользовались гладкостенной посудой, умели добывать кремень шахтовым способом, знали земледелие и скотоводство.

Носители культуры воронковидных кубков были непосредственными соседями с ранненеманским населением на Волыни, постепенно его ассимилировали, а частично вытеснили на побережье Припяти. Возможно, отдельные его группы проникли и на запад Беларуси. Они оказали заметное влияние на развитие неманской культуры, в результате чего и сформировались ее новые особенности, которые проявляются в памятниках, характерных для другого, лысогорского, этапа ее развития (по стоянке Лысая Гора Столбцовского района).

Не исключено, что в верховья Немана проникали влияния и с северо-востока, занятого в 3-м тыс. до н.э. как носителями поздненарвенской культуры, так и культуры гребенчато-ямочной керамики.

На северо-западе Понемонья и на Верхней Припяти в скором времени, наблюдаются дальнейшие изменения в местной неолитической культуре. У населения распространяется посуда с заштрихованной поверхностью стенок, в которых присутствуют примеси песка. В орнаментации почти целиком исчезают гребеньчатые узоры, одновременно начинают преобладать отпечатки различных линейных штампов. В кремневом инвентаре распространяются серпоподобные ножи, Памятники этого периода характеризуют поздний этап развития племен неманской культуры. Много сведений о том, что этот этап культуры сформировался под влияниями, которые шли из Центральной Европы. При этом видимо, что такие влияния получались в результате проникновения из Повисленья и Волыни нового населения.

На рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. на судьбу позненеолитического населения Западной Беларуси выпадают новые испытания, которые влияют на его культурно-духовную жизнь и этнический состав. В это время здесь появляются носители культуры шнуровой керамики. При этом пришлое население не смогло вытеснить местное население, но существенно изменило их культуру.

В конце 3-го тыс. до н.э. на запад Беларуси накатилась новая волна миграций. В это время тут появилась новая группа носителей культуры шароподобных амфор, для посуды которой были характерны легкая заштриховка и орнаментация линейными штампами.

Шароподобники строили свое жилье на приречных возвышениях, жилища – столбовой конструкции, которые делились иногда на отдельные помещения. Очаги в жилищах – каменные или глиняные. Рядом с жилищами размещались многочисленные хозяйственные ямы. Погребения – в небольших могильниках, обложенные, как правило, камнями. Иногда кроме трупоположения практиковался обряд неполной кремации. Характерной была посуда, совсем не похожая на ту, которую использовало местное население Беларуси. Они пользовались различными глиняными изделиями – горшками, кубками, мисками. Особенно выразительными были амфоры с шарообразным туловом, простой короткой шейкой и прилепленными ушками. Посуда орнаментировалась узорами с отпечатками линейного штампа, шнура, насечками, наколами, отпечатками пальцев. Среди кремневых изделий использовались четырехугольные шлифованные топоры-клинья, узкие долота. Из кости изготавливали кинжалы и долота. Шароподобники стали первыми шахтерами на западе Беларуси.

Примерно во второй четверти 3-го тыс. до н.э. в Юго-Восточную Прибалтику с территорий, прилегающих к Финскому заливу, начинает проникать население совсем чужой нарвенцам культуры. Оно занималось присваивающим хозяйством, особое значения придавало рыболовству. Поэтому пришлое население выбирало прибрежные районы, богатые рыбой, рядом со стоянками аборигенов, а иногда поселялось и на этих же стоянках. Это неизбежно вело к острым межплеменным стычкам. По некоторым причинам пришельцы оказались сильнее. Они довольно скоро стали хозяевами территорий, освоенных до этого нарвенцами. Им удалось даже проникнуть на территорию Северной Беларуси. Эту экспансию не узнали только территории Восточного Поозерья Беларуси, побережья Вилии, Центральная Литва и левобережье Нижнего Немана. Однако отдельные группы проникали и сюда. Пришельцы наиболее выделялись своей керамикой. Они пользовались довольно однообразными горшками яйцеподобной формы с округлым днищем. Стенки были сильно обожженными, толстыми. Орнаментальные элементы нередко компоновались в ромбы, соединенные углами. Именно по посуде они получили название гребенчато-ямочной керамики. Для изготовления орудий труда использовали кремень, сланец, кость и рог. При этом некоторые формы костяных изделий они переняли у нарвенцев. От них же они взяли обычай украшать тело и одежду подвесками, трубочками, кольцами, нашитыми пуговицами.

На территории Беларуси стоянки населения культуры гребенчато-ямочной керамики выявлены на протоке между Нарочью и Местром, около Постов. Стоянки их на Беларуси небольшие по размерам и очень слабо насыщены находками.

Из-за своей малочисленности пришлое население с севера не смогло культурно и этнически освоить Поозерье. Уже к концу 3-го тыс. до н.э. оно было ассимилировано местным нарвенским населением, хоть и успело определенным образом повлиять на культуру последнего.

Носителей культуры гребенчать-ямочной керамики ряд исследователей причисляет к древнейшим предкам прибалтийских финнов, скорее всего эстонцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.014 с.)