Зарождение производящей экономики. Общественное устройство, организация производства и обмена в каменном веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение производящей экономики. Общественное устройство, организация производства и обмена в каменном веке.



В неолитическую эпоху, особенно в ее позднейшие периоды, древнейшее население Беларуси начало овладевать производящими формами хозяйства –земледелием и скотоводством.

Земледелие зародилось на Ближнем Востоке около 8-7-го тыс. до н.э. Через пару тысячелетий это занятие распространилось на юго-восточный район Европейского континента. Затем оно распространилось на бассейн Дуная, на юг Польши и Украины. В Среднем Поднепровье навыки земледелия проникли в 4-м тыс. до н.э. с племенами трипольской культуры. Еще один импульс распространения земледелия шел от общности ямной культуры, которая перемещалась на левобережье Нижнего и Среднего Днепра.

Почти на каждом неолитическом поселении юга Беларуси найдены кремневые серпы и массивные жатвенные ножи. В почве около поселений нового каменного века выявлена пыльца окультуренных растений.

Животноводство зародилось и распространилось примерно одновременно с земледелием. В позднепалеолитическое время на стоянке неманской культуры Камень-2 на западе Полесья были известны коровы, свиньи, козы и овцы, собаки.

В позднем неолите и особенно в последующую эпоху возникла необходимость вырубки лесов, для чего был необходим инвентарь – топоры. Кремень, который залегал на поверхности не подходил для их изготовления. Для этих целей особенно подходил кремень, который залегал в толще мела. В отдельных местах население начало переходить к добыче кремня шахтовым способом. Археологические исследования возле Красносельского показали, что первоначально кремень тут добывали небольшими ямами и траншеями. Это могло делать и население местной поздненеолитической неманской культуры. Однако первыми шахтерами стали носители культуры шароподобных амфор. При добыче кремня использовались различные инструменты – камни, возможно каменные сверленные топоры. Для шахтопроходки использовались различные инструменты из рога, дерева и камня – колья, кирки-кайлы, копачи. Для проникновения в шахты использовались лестницы или обычные палки. Первоначально обработка добытого кремня велась на месте: отбирался мелкий материал, сбивались с желваков ненужные наросты. Дальнейшая обработка велась в размещенных рядом с шахтами мастерских. Мастерские, которые действовали на основе Красносельских шахт, специализировались преимущественно на изготовлении кремневых топоров. На Среднем Поросье найдено несколько тысяч шахт. Поэтому из добытого кремня, вероятно, было изготовлено бесчисленное множество топоров, которые затем путем обмена распространялись на Понеманье и могли экспортироваться даже в более отдаленные районы.

14. Начало индоевропейского этапа этнической истории Беларуси. Ранний этап бронзового века.

С одним из этапов индоевропеизации значительных просторов Средней и Восточной Европы связывают распространение культур шнуровой керамики.

Возникновение групп населения со шнуровой керамикой на территории Беларуси, вероятно, было одним из существеннейших событий индоевропеизации нашего края. Сложно пока определить, как сложилась общность племен поднепровской шнуровой керамики, культуру которой называют среднеднепровской. По заключению И. Артеменко, первоначально среднеднепровская общность шнуровиков начала формироваться на небольшой территории правобережья Среднего Поднепровья. Этот самый ранний этап ее существования занимал 26-24вв. до н.э. На среднем этапе (24-18вв. до н.э.) среднеднепровцы расселились на левобережье Среднего Днепра, на Десну, Припять, Верхнее Поднепровье. Одновременно происходит процесс ассимиляции местного населения, результат чего проявляется на позднем этапе (18-15вв. до н.э.). На территории Беларуси поселения и погребения среднеднепровцев относятся к среднему и позднему этапам развития их культуры.

Население среднеднепровской к-ры обычно селилось на песчаных пригорках среди речных и озерных пойм, на краях речных террас. Жилища: наземной столбовой конструкции с очагами в ямах, иногда обложенное камнями. Рядом с жильем встречаются хозяйственные ямы. Использовали кухонную и столовую лепную посуду: большую плоскодонную с отогнутыми прямыми горловинами, горшки с утолщением по краю венца, чаши с плоскими или округлыми днищами. Орнаментация: ряды перекрещенных треугольников, линий, насечек, отпечатки шнура или палочки с обкрученной ниткой. Пользовались кремневыми скребками, ножами, топорами, наконечниками стрел, копьев, каменными сверлеными топорами, зернотерками, отбойниками, изделиями из кости. Металлические изделия – в основном украшения и оружие.

Погребения (Ходосовичи Рогачевского, Сябровичи Чечерского р-нов и др.). На месте погребений обычно разжигался костер, наверное, чтобы очистить их магической силой огня. Затем выкапывали ямы очень разной ориентации, дно которых посыпали углем или пеплом, покрывали постилкой. На подстилку умершего клали в скорченном положении.. в некоторых случаях помещали и сожженные остатки. Погребальные ямы перекрывались, иногда мели ограду, затем над могилами насыпались курганы, которые обкапывали ровиками, иногда обносились оградой. Однако чаще среднеднепровцы хоронили умерших в бескурганных могильниках по обряду как кремации, так и трупоположения. Погребальный инвентарь: глиняная посуда, каменные, кремневые, металлические изделия, украшения и др. При этом посуда обычно отличалась от столовой и кухонной некоторыми технологическими, орнаментационными и мифологическими особенностями.. чаще это были горшки, амфоры, кубки. Умершим, которые при жизни занимали высокое социальное положение, клали медные и бронзовые орудия труда и оружие. Очень распространен был обычай помещать в погребения жертвенных животных или их части. Занятия – земледелие и скотоводство (коровы, овцы, свиньи, лошади. Значительная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству.

Были широко распространены культы огня и солнца.

Типичный пример радикальных этнокультурных изменений – судьба жителей Белорусского Поозерья. Этот регион в конце неолита занимали племена поздненарвенской культуры, однако в начале 2-го тыс. до н.э., а может и раньше, сюда начинают переселяться с Поднепровья группы мигрантов, которые отступали под натиском шнуровиков. Они принесли свои традиции, что в первую очередь отразилось на керамике. Вскоре сюда проникают и шнуровики как с Поднепровья, так и со стороны Прибалтики, с которыми проникают и элементы культуры. В результате получился синтез нескольких этнокультурных компонентов – местного поздненарвенского и пришлых, в результате чего сформировалась необычайно самобытная северобелорусская культура.

Северобелорусская культура представлена в основном стоянками, вероятных ее могильников пока не выявлено. Местное население селилось на песчаных побережьях озер или устьях или истоках небольших рек. Наиболее значительные поселения выявлены на Кривинском торфянике на границе Бешенковичского и Сенненского районов, это стоянки Кривино-1,2,3 и Осовец – 2,5.

Жители кривинских стоянок стоили наземные жилища вытянутой формы с двускатной крышей. В центре жилища размещались сильно углубленные в землю вертикальные заостренные столбы. В жилищных постройках на Осовцах-2 находились открытые очаги, основу которых составляли пласты песка. В очагах сохранились скопления пепла и углей, однако каменных обкладок не найдено.

Белорусский север беден на кремневые запасы, поэтому это сырье поступало к местным жителям в основном с соседних территорий. Кремень берегли и использовали экономно. Местное население было знакомо с каменными топорами, долотами и теслами. Из камня были также разные полированные плиты, некоторые грузила для рыболовных принадлежностей. Нехватка кремневого сырья успешно заменялась рогом и костью. Из них изготавливались: оружие (наконечники копий, кинжалы), рыболовные принадлежности (крючки и гарпуны), инструменты (топоры, тесла, долота, шилья и иголки, скребки, ретушеры, ложки и т.д.). Широко использовалось дерево, из которого изготавливали миски, различные бытовые вещи, а также челны. Глиняная посуда: большие горшки со сведенным верхом и острым дном. В глину добавлялись толченые ракушки. В позднее время начала использоваться плоскодонная посуда. Орнаментация – насечки, отпечатки тонкого гребня, ямочные и накольчатые элементы, линейный штамп. Был известен и шнуровой орнамент. На стоянках найдены костяные статуэтки зверей, птиц и особенно человека, музыкальные (похожие на жалейку) инструменты из трубчатых костей птиц, что свидетельствует о высоком уровне развития искусства.

Основные занятия – охота, собирательство. Рыболовство. Около середины 2-го тыс. (в конце существования племен северобелорусской к-ры) местное население уже знакомо с некоторыми медными изделиями (медное шило на стоянке Осовцы-2). В это же время все больше распространяется плоскодонная гладкостенная, а также заштрихованная керамика.

 

 

15. Средняя и поздняя бронза Беларуси и ее этнокультурная карта в середине 2 – начале 1 тысячелетия до н.э.

Среднеднепровская общность шнуровиков начала формироваться на небольшой территории правобережья Среднего Поднепровья. Этот самый ранний этап ее существования занимал 26-24вв. до н.э. На среднем этапе (24-18вв. до н.э.) среднеднепровцы расселились на левобережье Среднего Днепра, на Десну, Припять, Верхнее Поднепровье. Одновременно происходит процесс ассимиляции местного населения, результат чего проявляется на позднем этапе (18-15вв. до н.э.). На территории Беларуси поселения и погребения среднеднепровцев относятся к среднему и позднему этапам развития их культуры.

Население среднеднепровской к-ры обычно селилось на песчаных пригорках среди речных и озерных пойм, на краях речных террас. Жилища: наземной столбовой конструкции с очагами в ямах, иногда обложенное камнями. Рядом с жильем встречаются хозяйственные ямы. Использовали кухонную и столовую лепную посуду: большую плоскодонную с отогнутыми прямыми горловинами, горшки с утолщением по краю венца, чаши с плоскими или округлыми днищами. Орнаментация: ряды перекрещенных треугольников, линий, насечек, отпечатки шнура или палочки с обкрученной ниткой. Пользовались кремневыми скребками, ножами, топорами, наконечниками стрел, копьев, каменными сверлеными топорами, зернотерками, отбойниками, изделиями из кости. Металлические изделия – в основном украшения и оружие.

Погребения (Ходосовичи Рогачевского, Сябровичи Чечерского р-нов и др.). На месте погребений обычно разжигался костер, наверное, чтобы очистить их магической силой огня. Затем выкапывали ямы очень разной ориентации, дно которых посыпали углем или пеплом, покрывали постилкой. На подстилку умершего клали в скорченном положении.. в некоторых случаях помещали и сожженные остатки. Погребальные ямы перекрывались, иногда мели ограду, затем над могилами насыпались курганы, которые обкапывали ровиками, иногда обносились оградой. Однако чаще среднеднепровцы хоронили умерших в бескурганных могильниках по обряду как кремации, так и трупоположения. Погребальный инвентарь: глиняная посуда, каменные, кремневые, металлические изделия, украшения и др. При этом посуда обычно отличалась от столовой и кухонной некоторыми технологическими, орнаментационными и мифологическими особенностями.. чаще это были горшки, амфоры, кубки. Умершим, которые при жизни занимали высокое социальное положение, клали медные и бронзовые орудия труда и оружие. Очень распространен был обычай помещать в погребения жертвенных животных или их части. Занятия – земледелие и скотоводство (коровы, овцы, свиньи, лошади. Значительная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству.

Были широко распространены культы огня и солнца.

Типичный пример радикальных этнокультурных изменений – судьба жителей Белорусского Поозерья. Этот регион в конце неолита занимали племена поздненарвенской культуры, однако в начале 2-го тыс. до н.э., а может и раньше, сюда начинают переселяться с Поднепровья группы мигрантов, которые отступали под натиском шнуровиков. Они принесли свои традиции, что в первую очередь отразилось на керамике. Вскоре сюда проникают и шнуровики как с Поднепровья, так и со стороны Прибалтики, с которыми проникают и элементы культуры. В результате получился синтез нескольких этнокультурных компонентов – местного поздненарвенского и пришлых, в результате чего сформировалась необычайно самобытная северобелорусская культура.

Северобелорусская культура представлена в основном стоянками, вероятных ее могильников пока не выявлено. Местное население селилось на песчаных побережьях озер или устьях или истоках небольших рек. Наиболее значительные поселения выявлены на Кривинском торфянике на границе Бешенковичского и Сенненского районов, это стоянки Кривино-1,2,3 и Осовец – 2,5.

Жители кривинских стоянок стоили наземные жилища вытянутой формы с двускатной крышей. В центре жилища размещались сильно углубленные в землю вертикальные заостренные столбы. В жилищных постройках на Осовцах-2 находились открытые очаги, основу которых составляли пласты песка. В очагах сохранились скопления пепла и углей, однако каменных обкладок не найдено.

Белорусский север беден на кремневые запасы, поэтому это сырье поступало к местным жителям в основном с соседних территорий. Кремень берегли и использовали экономно. Местное население было знакомо с каменными топорами, долотами и теслами. Из камня были также разные полированные плиты, некоторые грузила для рыболовных принадлежностей. Нехватка кремневого сырья успешно заменялась рогом и костью. Из них изготавливались: оружие (наконечники копий, кинжалы), рыболовные принадлежности (крючки и гарпуны), инструменты (топоры, тесла, долота, шилья и иголки, скребки, ретушеры, ложки и т.д.). Широко использовалось дерево, из которого изготавливали миски, различные бытовые вещи, а также челны. Глиняная посуда: большие горшки со сведенным верхом и острым дном. В глину добавлялись толченые ракушки. В позднее время начала использоваться плоскодонная посуда. Орнаментация – насечки, отпечатки тонкого гребня, ямочные и накольчатые элементы, линейный штамп. Был известен и шнуровой орнамент. На стоянках найдены костяные статуэтки зверей, птиц и особенно человека, музыкальные (похожие на жалейку) инструменты из трубчатых костей птиц, что свидетельствует о высоком уровне развития искусства.

Основные занятия – охота, собирательство. Рыболовство. Около середины 2-го тыс. (в конце существования племен северобелорусской к-ры) местное население уже знакомо с некоторыми медными изделиями (медное шило на стоянке Осовцы-2). В это же время все больше распространяется плоскодонная гладкостенная, а также заштрихованная керамика.

История населения Южной Беларуси, после которого остались памятники тшцинецко-сосницкого типа, обычно рассматривается в рамках тшцинецко-комаровско-сосницкой общности, которая в эпоху бронзы распространяется на просторах Европы. Хронология ее определяется в рамках 15-9вв. до н.э.

В этой общности выделяются восточный и западный регионы. Западный занимали племена, культуру которой выделяют как тшцинецкую или западнотшцинецкую (Польша, Западное Полесье и Западная Волынь). В восточном регионе жили племена восточнотшцинецкой культуры. Они занимали территорию на восток до Подьясенья и образовывали ряд групп, из которых сосницкая, по мнению некоторых археологов, образовывала самостоятельную культуру и охватывала территорию Среднего и Верхнего Поднепровья, заходя в Припятское Полесье и даже центральные районы.

Наибольшее количество памятников на Белорусском Полесье, в низовьях правых притоков Припяти.

Тшцинецко-сосницкое население селилось на песчаных возвышениях среди речных и озерных лугов или редко на мысообразных выступах на краях речных террас. В некоторых регионах прослеживается «гнездовой» способ расположения, когда на определенных участках долины размещались до 5-6 и больше поселений. Одни из поселений были кратковременными, на других жили долгое время. При раскопках в д. Пустынка на Черниговщине выявлено 35 построек, из которых 20 являлись жильем, 2 – культовыми, а остальные – хозяйственными постройками. Жилье – наземное или углубленное в землю на 0,5-1,4м площадью от 24-40 до 72-120м2. Жилье состояло из двух помещений – жилой «светлицы» и кухни. В интерьер входили печки из камней или открытые очаги, хозяйственные ямы.

Погребения – курганные и бескурганные могильники с трупосожжениями и трупоположениями. Встречаются могилы с большим количеством сожженных покойников. Погребения в ямах, ориентированных на восток-запад. Сверху они, вероятно, имели перекрытия. Существовал обычай разбивать посуду.

Наиболее распространены небольшие вытянутые вверх горшки с узким донцем, расширенным верху и отогнутым венцем (тюльпанообразные). Использовались глубокие миски, банки. В глиняное тесто добавляли толченый камень, а иногда кремень. Орнаментация концентрировалась в верхней части горшков и на изгибе венчика. Узор из поперечных линий, от которых отходили вниз треугольники, вертикальные полоски, группы наклоненных штрихов. Как элементы украшения налепливались валики. Иногда они формировались из самой стенки.

Рабочий инвентарь – кремневые серпы, мелкие наконечники стрел, треугольные с вогнутой основой или с черенками, каменные зернотерки, сверленые топоры и топоры-клинья, литейные формы и тигли (признак металлургии). Украшения – шпильки, браслеты, фибулы, кольца разных типов. Занятия – земледелие, скотоводство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.017 с.)