Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование белорусской народности. Религия и культура Беларуси в 14-16 вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географическо-климатических, социально-экономических, политических, церковно-религиозных тенденций. В целом среди черт, определяющих сущность любой народности, необходимо назвать наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, а так же вероисповедание, менталитет, этническое самосознание и этноним (самоназвание). Существует несколько основных концепций этногенеза белорусов. Так, согласно «финской» концепции (автор И. Ласков), нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена. «Балтская» концепция (В. Седов, Г. Штыхов) утверждает, что предками белорусов были и балты, и славяне. «Кривичско-дреговичско-радимичская» концепция (Е. Карский, М. Довнар-Запольский) называла именно эти племена непосредственными предками белорусов, а «древнерусская» (Б. Греков, Е. Корнсйчик, Б. Рыбаков) считала белорусов составной частью якобы существовавшей древнерусской народности. Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финно-угров, которых, однако, в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые на протяжении V-VIII вв. н.э. ассимилировали местное население и создали первые на белорусских землях раннефеодальные этнополитические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. В период существования древних белорусских княжеств (1Х-ХШ вв.), происходило активное политическое, культурное и экономическое взаимодействие этих сообществ, в том числе и в рамках так называемой Киевской Руси. Вместе с тем среди восточнославянских племен развивались и тенденции, направленные на определенное обособление некоторых территорий. По этой причине с середины XIII в. активизировался процесс формирования самобытной белорусской народности. В основном этногенез белорусов происходил на территории верхнего Поднепровья, среднего Подвинья, верхнего и среднего Понеманья, бассейнов Буга и Припяти. Отметим, что белорусская народность формировалась на землях, превосходящих границы Республики Беларусь. Этногенез белорусов проходил на отдельных территориях современной Литвы, Латвии, Польши и России. Кроме того, в этом процессе участвовали не только славяне (кривичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, волыняне), но и балты (литва, ятвяги). Белорусским первопечатником был просветитель и гуманист Франциск Скорина. В 1521 г. в Праге он издал на тогдашнем литературном белорусском языке 23 библейские книги Ветхого Завета, которые, как известно, являются бесценным памятником мировой культуры. Он не только издал книги Библии и произведения, которые до этого не были известны белорусскому и западноевропейскому читателю, но и прокомментировал их, сделал более доступными для всех слоев населения. В Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал две книги: в 1522 г. - «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. -«Апостол». Великий пример Ф. Скорины был поддержан другими деятелями, понимавшими большое историческое и национально-культурное значение книгопечатания для Беларуси. В 50-60-е годы XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Любче, Слуцке, Пинске, Супрасли, Ивье и др. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» (1562), «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562), «Про светскую власть» (1583), «Новый Завет» (1574). Социальные и политические взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к книге он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры. 10.Ливонская война и Люблинская уния. Борьба за самостоятельность ВКЛ в конце 16-начале 17 в. Ливо́нская война́ (1558—1583) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России. Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны российские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалось в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, а другая непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского. В 1563 году российским войском был взят Полоцк. В 1566 году в Москве был собран Земский собор, высказавшийся за продолжение войны. В 1570 году в войну против России вступили Швеция. После ряда поражений российских войск боевые действия были перенесены на территорию России. Последовавшая в 1581 году осада Пскова войсками Речи Посполитой и в 1582 году осада Орешка войсками Швеции оказались неудачными. Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода). Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией. Лю́блинская у́ния — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное союзное государство Речь Посполитую. Заключено 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждено раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине Сигизмундом II Августом. 4 июля Сигизмунд II также лично ратифицировал унию королевской властью. Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож — за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение данной Унии часто объясняется необходимостью серьёзного укрепления позиций Литвы в войнах с Царской Россией. В результате Унии было создано крупнейшее государство Европы, после Русского царства и Османской Империи, которые были больше по площади, но находились большей частью в Азии. Данное объединение давало шанс победить в войне с Русским царством. В рамках Унии Литве пришлось окончательно согласиться с потерей Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства и официального включения их в состав Польской Короны. Была проведена денежная реформа и введена единая валюта на всей территории нового государства — Злотый Речи Посполитой. Таможенные границы между Польшей и Литвой ликвидировались. Отменялась пошлина на вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов из имений духовенства и лиц дворянского сословия. За Литвой сохранялась ограниченная государственность в виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственного языка. Польша и Литва имели различные армии, однако объединяли силы защиты обеих государств в единые вооруженные силы Речи Посполитой. Иван Грозный подчеркивал суть объединения: Единение их в том что им стояти ото всех окраин заодин. Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой. Наиболее важным и полезным изменением в политическом и правовом плане стал запрет на занятие одновременно нескольких государственных должностей одним лицом. Кроме того запрещено было не только занятие чиновничьих и правительственных постов, но и совмещение данных постов с судебной деятельностью. По сути создавался институт независимых судей, отделённых от государства, хотя это было только самое начало формирования данного института
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.007 с.) |