Формирование белорусской народности. Религия и культура Беларуси в 14-16 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование белорусской народности. Религия и культура Беларуси в 14-16 вв.



Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географическо-климатических, социально-экономических, политических, церковно-религиозных тенденций. В целом среди черт, определяющих сущность любой народности, необхо­димо назвать наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, а так же вероисповедание, мента­литет, этническое самосознание и этноним (самоназвание).

Существует несколько основных концепций этногенеза бело­русов. Так, согласно «финской» концепции (автор И. Ласков), на­шими предками являлись финно-угорские и славянские племена. «Балтская» концепция (В. Седов, Г. Штыхов) утверждает, что предками белорусов были и балты, и славяне. «Кривичско-дреговичско-радимичская» концепция (Е. Карский, М. Довнар-Запольский) называла именно эти племена непосредственными предками бе­лорусов, а «древнерусская» (Б. Греков, Е. Корнсйчик, Б. Рыбаков) считала белорусов составной частью якобы существовавшей древ­нерусской народности.

Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действи­тельно населяли племена финно-угров, которых, однако, в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселе­ния народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые на протяжении V-VIII вв. н.э. ассимилировали местное население и создали первые на белорусских землях раннефео­дальные этнополитические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. В период существования древних белорусских кня­жеств (1Х-ХШ вв.), происходило активное политическое, куль­турное и экономическое взаимодействие этих сообществ, в том числе и в рамках так называемой Киевской Руси. Вместе с тем среди восточнославянских племен развивались и тенденции, на­правленные на определенное обособление некоторых территорий. По этой причине с середины XIII в. активизировался процесс формирования самобытной белорусской народности.

В основном этногенез белорусов происходил на территории верхнего Поднепровья, среднего Подвинья, верхнего и среднего Понеманья, бассейнов Буга и Припяти. Отметим, что белорусская народность формировалась на землях, превосходящих границы Республики Беларусь. Этногенез белорусов проходил на отдель­ных территориях современной Литвы, Латвии, Польши и России. Кроме того, в этом процессе участвовали не только славяне (кри­вичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, волыняне), но и балты (литва, ятвяги).

Белорусским первопечатником был просветитель и гуманист Франциск Скорина. В 1521 г. в Праге он издал на тогдашнем литературном белорусском языке 23 библейские книги Ветхого Завета, которые, как известно, явля­ются бесценным памятником мировой культуры. Он не только издал книги Библии и произведения, которые до этого не были известны белорусскому и западноевропейскому читателю, но и прокомментировал их, сделал бо­лее доступными для всех слоев населения. В Вильно он организовал пер­вую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и из­дал две книги: в 1522 г. - «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. -«Апостол».

Великий пример Ф. Скорины был поддержан другими деятелями, по­нимавшими большое историческое и национально-культурное значение книгопечатания для Беларуси. В 50-60-е годы XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Мо­гилеве, Любче, Слуцке, Пинске, Супрасли, Ивье и др.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорус­ском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» (1562), «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562), «Про светскую власть» (1583), «Новый Завет» (1574). Социальные и политические взгля­ды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599). Он издал на церковнославянском и бело­русском языках Евангелие. В предисловии к книге он обратился к бело­русской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорус­ской культуры.

10.Ливонская война и Люблинская уния. Борьба за самостоятельность ВКЛ в конце 16-начале 17 в.

Ливо́нская война́ (1558—1583) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России.

Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны российские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалось в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, а другая непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского.

В 1563 году российским войском был взят Полоцк. В 1566 году в Москве был собран Земский собор, высказавшийся за продолжение войны. В 1570 году в войну против России вступили Швеция. После ряда поражений российских войск боевые действия были перенесены на территорию России. Последовавшая в 1581 году осада Пскова войсками Речи Посполитой и в 1582 году осада Орешка войсками Швеции оказались неудачными.

Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода). Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией.

Лю́блинская у́ния — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное союзное государство Речь Посполитую. Заключено 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждено раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине Сигизмундом II Августом. 4 июля Сигизмунд II также лично ратифицировал унию королевской властью. Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож — за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение данной Унии часто объясняется необходимостью серьёзного укрепления позиций Литвы в войнах с Царской Россией.

В результате Унии было создано крупнейшее государство Европы, после Русского царства и Османской Империи, которые были больше по площади, но находились большей частью в Азии. Данное объединение давало шанс победить в войне с Русским царством.

В рамках Унии Литве пришлось окончательно согласиться с потерей Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства и официального включения их в состав Польской Короны.

Была проведена денежная реформа и введена единая валюта на всей территории нового государства — Злотый Речи Посполитой.

Таможенные границы между Польшей и Литвой ликвидировались.

Отменялась пошлина на вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов из имений духовенства и лиц дворянского сословия.

За Литвой сохранялась ограниченная государственность в виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственного языка.

Польша и Литва имели различные армии, однако объединяли силы защиты обеих государств в единые вооруженные силы Речи Посполитой. Иван Грозный подчеркивал суть объединения: Единение их в том что им стояти ото всех окраин заодин.

Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой.

Наиболее важным и полезным изменением в политическом и правовом плане стал запрет на занятие одновременно нескольких государственных должностей одним лицом. Кроме того запрещено было не только занятие чиновничьих и правительственных постов, но и совмещение данных постов с судебной деятельностью. По сути создавался институт независимых судей, отделённых от государства, хотя это было только самое начало формирования данного института

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.009 с.)