Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ü Концепция пределов роста ü Концепция органического роста ü Концепция глобального управления ü Концепция экологической революции ü Концепция развития и охраны ОС
Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, которые регулируют отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий.
Предмет регулирования – общественные отношения в сфере охраны ОС – экологические отношения. Методы регулирования: Ø Императивный – адм. предписания, содержащиеся в ЭП: установление запретов, нормативов, выдача лицензий, сертификатов, разрешений. Ø Метод экономического стимулирования - воздействует на имущ. интересы юр. и физ. лиц, деятельность которых влияет на ОС: плата за негативное воздействие, установление налоговых льгот. Ø Диспозитивный метод – договоры на пользование природными ресурсами.
Система ЭП: I. Общая часть § Предмет и система ЭП § Источники и принципы § Экологические правоотношения § Права собственности и природопользования § Эк. экспертиза § Эк. контроль § Управление экологией § Ответственность
II. Особенная часть – эколого-правовые режимы использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. § Эколого-правовые режимы: i. недропользования; ii. лесопользования; iii. водопользования; iv. использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; v. использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; vi. экологических систем, в которых находятся населенные пункты. § Защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов; § Эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. III. Специальная часть § Международно-правовая охрана ОС; § Загрязнение Мирового океана; § Экология и космос.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: 1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7. независимость контроля в области охраны окружающей среды; 8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10.обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 11.учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12.приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13.допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14.обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15.обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16.сохранение биологического разнообразия; 17.обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18.запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19.соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20.ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21.организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22.участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23.международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42 Статья 58 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭП
1. Закрепление права собственности на вредные выбросы 2. Экологические налоги 3. Экологическое страхование 4. Экологический контроль.
Становление и развитие ЭП условно можно разделить на 4 этапа:
I. Становление и развитие отдельных природно-ресурсных отраслей права: лесного, водного, земельного и пр.; II. Объединение отдельных природно-ресурсных отраслей права в общее природно-ресурсное право; III. Возникновение и развитие относительно самостоятельного комплекса правовых норма по охране ОС. IV. Интеграция природно-ресурсного права и норм по ООС в комплексную отрасль права – экологическое право.
НОРМЫ ЭП
I.
II.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОС
Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. 2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. 3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ»
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы. Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу. Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации представляемой на экологическую экспертизу.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются: - информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий; - выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; - решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду. Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности.
Этапы оценки: I. Уведомление II. Предварительная оценка III. Составление технического задания
Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее: - определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); - анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.); - выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив; - оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); - определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации; - оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий; - сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации; - разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов);
Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОС Сущность экономического регулирования: применение методов социально-экономического воздействия на юр. и физ. лиц, деятельность которых оказывает воздействие на состояние природы, с тем, чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране ОС.
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся (ст.14): § разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; § разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; § разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; § установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; § установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; § проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; § проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; § предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; § поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; § возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; § иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Меры экономического характера: 1) финансирование мероприятий по ООС 2) правовое регулирование платы за негативное воздействие на ОС 3) экономическое стимулирование в целях ООС
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Нормативы – правовой способ закрепления допустимой степени вредного воздействия хоз. деятельности на ОС, при котором она не теряет возможности самовосстановления и является относительно благоприятной для человека.
Нормирование – особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов в пределах установленной для них компетенции, позволяющий установить пределы допустимого вредного воздействия на ОС с учетом современного развития науки и техники.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. 2. Запрещаются: · сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; · размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; · захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; · ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Требования к обращению с опасными отходами 1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. 3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. 4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ü Концепция пределов роста ü Концепция органического роста ü Концепция глобального управления ü Концепция экологической революции ü Концепция развития и охраны ОС
Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, которые регулируют отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий.
Предмет регулирования – общественные отношения в сфере охраны ОС – экологические отношения. Методы регулирования: Ø Императивный – адм. предписания, содержащиеся в ЭП: установление запретов, нормативов, выдача лицензий, сертификатов, разрешений. Ø Метод экономического стимулирования - воздействует на имущ. интересы юр. и физ. лиц, деятельность которых влияет на ОС: плата за негативное воздействие, установление налоговых льгот. Ø Диспозитивный метод – договоры на пользование природными ресурсами.
Система ЭП: I. Общая часть § Предмет и система ЭП § Источники и принципы § Экологические правоотношения § Права собственности и природопользования § Эк. экспертиза § Эк. контроль § Управление экологией § Ответственность
II. Особенная часть – эколого-правовые режимы использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. § Эколого-правовые режимы: i. недропользования; ii. лесопользования; iii. водопользования; iv. использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; v. использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; vi. экологических систем, в которых находятся населенные пункты. § Защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов; § Эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. III. Специальная часть § Международно-правовая охрана ОС; § Загрязнение Мирового океана; § Экология и космос.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: 1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7. независимость контроля в области охраны окружающей среды; 8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10.обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 11.учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12.приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13.допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14.обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15.обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16.сохранение биологического разнообразия; 17.обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18.запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19.соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20.ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21.организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22.участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23.международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 58
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.106 (0.019 с.) |