С углубленным изучением отдельных предметов»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С углубленным изучением отдельных предметов»



 

Подготовка учащихся 9-х классов

К итоговой государственной аттестации

По русскому языку

 

 

Сборник методических рекомендаций

 

Составитель Терехович Т.А.

 

 

Дубовое 2011


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ………………….…4

ТИПЫ И ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ………………….……….…7

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ……………………….12

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ С2)……………..19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И УЧЕНИКУ…………………………………..…24

 


МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

 

Сжатое изложение текста – это емкая передача особенностей его содержания с учётом стилистической принадлежности и ведущего типа речи текста (проблематики, событийной канвы, описательных элементов, стилистических особенностей). Объем сжатого изложения колеблется от 1/3 до 2/3 в зависимости от степени сокращения исходного текста

При первом прочтении важно понять, к какому стилю речи относится исходный текст и каков ведущий тип речи в нем. Это позволит определить, что можно сократить в исходном тексте, а что следует обязательно оставить.

Если ведущий тип речи рассуждение, важно сохранить тезис автора, то есть его главную мысль, вокруг которой строится рассуждение, и основные аргументы. При этом можно сокращать развернутые иллюстрации, примеры, дополнительные, попутно сообщаемые сведения, описания, элементы повествования

Если ведущий тип речи описание, важно сохранить описательную часть, особенности авторских образов, приемы и средства выразительности; при этом сокращать можно дополнительную, попутно сообщаемую информацию, элементы повествования и рассуждения, прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Если ведущий тип речи повествование, важно сохранить последовательность событий и динамику, которая выражается глаголами, односоставными предложениями, неполными предложениями; при этом сокращать можно попутно сообщаемые факты, иллюстрации, примеры, развернутые описания, элементы рассуждения, авторские оценки

Приведем примеры сжатия исходного текста разных типов речи.

Текст-рассуждение

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час. (из текста М. Чулаки) 54 слова

 

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, объясняется тем, что оно казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира», так как название можно сменить в один час. 35 слов (66%)

 

 

Текст-описание

Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.

Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь...

Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?

(по В. Ткаченко )113 слов

 

Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски. Но нет лучшего памятника погибшим, чем яблоневый сад. В его свежем благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.

Спасибо тем, кто придумал насадить сады на этой горькой равнине и воплотил этот великолепный замысел в жизнь...

Весной над садами гремят ликующие хоры соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни? 78 слов (69%)

 

 

Текст-повествование

Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

- Санёк,спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

- Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок! (по В. Дроганову ) 172 слова

 

 

Петька поблагодарил меня за книгу, пожал руку.

В класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Его мать часто приходила в школу, чтобы разобраться с теми, кто обижал его и сестренку. Это усиливало наше презрительное отношение к Бабушкину.

Когда он поздоровался, никто даже не взглянул на него. Бабушкин поставил портфель на стол и увидел книгу.

Он взял её в руки, пролистал – и восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и сказал:

- Спасибо за подарок! 76 слов (45 %)

 

 

Тип речи Сохранить Сократить
Повествование Последовательность событий и динамику действий, выражающуюся глаголами, односоставными предложениями, неполным предложениями · Попутно сообщающаемые факты, примеры, иллюстрации · Развернутые описания · Авторские оценки · Элементы рассуждения
Описание · Описательную часть · Особенности авторских образов · Приемы и средства выразительности · Дополнительно попутно сообщаемую информацию · Элементы повествования и рассуждения · Прямые авторские оценки, не связанные с описанием
Рассуждение · Тезис · Основные аргументы · Развернутые иллюстрации, примеры · Дополнительные сведения · Описание · Элементы повествования

 

 

Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста - как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

 

 

Содержательные приемы компрессии текста:

1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

 

Языковые приемы компрессии текста:

1. Замены:

· замена однородных членов обобщающим наименованием;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

· замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

· исключение повторов;

· исключение фрагмента предложения;

· исключение одного или нескольких синонимов;

3. Слияния:

· слияние нескольких предложений в одно.

 

 

Для того, чтобы написание сжатого изложения не вызывало трудности у учащихся, на уроках целесообразно проводить следующую работу по анализу текста:

I. Чтение текста.

II. Беседа:

· Какова тема текста? Какова основная мысль текста?

· Определяем речевую ситуацию.

· Каков стиль текста?

· Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

· Какова позиция автора? (призывает, уговаривает, убеждает …)

III. Определение количество абзацев и микротем.

 

 

Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующие рекомендации для учащихся по написанию сжатого изложения:

1. Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему текста (о чем он).

3. Сформулируйте его основную мысль (чему учит).

4. Определите ведущий стиль речи.

5. Выделите микротемы, отметитьте существенное каждой части (о чем обязательно надо сказать).

6. Прочитайте (прослушайте) текст во второй раз.

7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

8. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение и т.д.).

9. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.


 

ТИПЫ И ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

 

 

В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

 

1. выделение законченных смысловых отрезков текста – предложений – с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);

2. указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

3. разделение слов на смысловые части (дефис);

4. выделение прямой речи, цитат (кавычки);

5. указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);

6. указание на пропуски текста (многоточие);

7. знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта).

 

 

Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.

 

Функции знаков препинания:

1. смыслоразличительная

2. интонационно – экспресcивная

3. отделение (отделяющие знаки)

4. разделение (разделяющие знаки)

5. выделение (выделяющие знаки)

 

 

Отделяющие знаки (точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки)

· Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

( . ! ? … )

 

 

· Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. ( ! ? )

· Подчеркивают неисчерпанность передаваемого содержания. ( … )

· Являются сигналом преднамеренного пропуска частей. ( … )

 

Разделяющие знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

· Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. ( , ; )

· Выделение в предложении особо значимых частей. (,)

 

Запятая разделяет:

- Однородные члены предложения.

- Простые предложения в составе сложного

 

Точка с запятой разделяет:

- Разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

 

Выделяющие знаки(парные)

Запятые выделяют:

- Вводные слова, обращения.

- Причастный оборот (обособленные определения).

- Деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства).

- Обособленные дополнения.

- Уточняющие члены предложения.

 

Кавычки выделяют прямую речь.(« » )

 

Скобки и тире (парные) выделяют в предложении особо значимые части (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения – вставных конструкции) ( ) - … -

 


 

Функции знаков препинания

 

Точка

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Ботанический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи.Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.02 с.)