Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моу «дубовская сош белгородского района белгородской области

Поиск

МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области

С углубленным изучением отдельных предметов»

 

Подготовка учащихся 9-х классов

К итоговой государственной аттестации

По русскому языку

 

 

Сборник методических рекомендаций

 

Составитель Терехович Т.А.

 

 

Дубовое 2011


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ………………….…4

ТИПЫ И ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ………………….……….…7

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ……………………….12

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ С2)……………..19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И УЧЕНИКУ…………………………………..…24

 


МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

 

Сжатое изложение текста – это емкая передача особенностей его содержания с учётом стилистической принадлежности и ведущего типа речи текста (проблематики, событийной канвы, описательных элементов, стилистических особенностей). Объем сжатого изложения колеблется от 1/3 до 2/3 в зависимости от степени сокращения исходного текста

При первом прочтении важно понять, к какому стилю речи относится исходный текст и каков ведущий тип речи в нем. Это позволит определить, что можно сократить в исходном тексте, а что следует обязательно оставить.

Если ведущий тип речи рассуждение, важно сохранить тезис автора, то есть его главную мысль, вокруг которой строится рассуждение, и основные аргументы. При этом можно сокращать развернутые иллюстрации, примеры, дополнительные, попутно сообщаемые сведения, описания, элементы повествования

Если ведущий тип речи описание, важно сохранить описательную часть, особенности авторских образов, приемы и средства выразительности; при этом сокращать можно дополнительную, попутно сообщаемую информацию, элементы повествования и рассуждения, прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Если ведущий тип речи повествование, важно сохранить последовательность событий и динамику, которая выражается глаголами, односоставными предложениями, неполными предложениями; при этом сокращать можно попутно сообщаемые факты, иллюстрации, примеры, развернутые описания, элементы рассуждения, авторские оценки

Приведем примеры сжатия исходного текста разных типов речи.

Текст-рассуждение

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час. (из текста М. Чулаки) 54 слова

 

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, объясняется тем, что оно казалось самым легким и быстрым способом «отречься от старого мира», так как название можно сменить в один час. 35 слов (66%)

 

 

Текст-описание

Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.

Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь...

Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?

(по В. Ткаченко)113 слов

 

Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски. Но нет лучшего памятника погибшим, чем яблоневый сад. В его свежем благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.

Спасибо тем, кто придумал насадить сады на этой горькой равнине и воплотил этот великолепный замысел в жизнь...

Весной над садами гремят ликующие хоры соловьев. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни? 78 слов (69%)

 

 

Текст-повествование

Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

- Санёк,спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный... У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

- Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок! (по В. Дроганову) 172 слова

 

 

Петька поблагодарил меня за книгу, пожал руку.

В класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Его мать часто приходила в школу, чтобы разобраться с теми, кто обижал его и сестренку. Это усиливало наше презрительное отношение к Бабушкину.

Когда он поздоровался, никто даже не взглянул на него. Бабушкин поставил портфель на стол и увидел книгу.

Он взял её в руки, пролистал – и восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и сказал:

- Спасибо за подарок! 76 слов (45 %)

 

 

Тип речи Сохранить Сократить
Повествование Последовательность событий и динамику действий, выражающуюся глаголами, односоставными предложениями, неполным предложениями · Попутно сообщающаемые факты, примеры, иллюстрации · Развернутые описания · Авторские оценки · Элементы рассуждения
Описание · Описательную часть · Особенности авторских образов · Приемы и средства выразительности · Дополнительно попутно сообщаемую информацию · Элементы повествования и рассуждения · Прямые авторские оценки, не связанные с описанием
Рассуждение · Тезис · Основные аргументы · Развернутые иллюстрации, примеры · Дополнительные сведения · Описание · Элементы повествования

 

 

Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста - как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

 

 

Содержательные приемы компрессии текста:

1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

 

Языковые приемы компрессии текста:

1. Замены:

· замена однородных членов обобщающим наименованием;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

· замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

· исключение повторов;

· исключение фрагмента предложения;

· исключение одного или нескольких синонимов;

3. Слияния:

· слияние нескольких предложений в одно.

 

 

Для того, чтобы написание сжатого изложения не вызывало трудности у учащихся, на уроках целесообразно проводить следующую работу по анализу текста:

I. Чтение текста.

II. Беседа:

· Какова тема текста? Какова основная мысль текста?

· Определяем речевую ситуацию.

· Каков стиль текста?

· Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

· Какова позиция автора? (призывает, уговаривает, убеждает …)

III. Определение количество абзацев и микротем.

 

 

Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующие рекомендации для учащихся по написанию сжатого изложения:

1. Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему текста (о чем он).

3. Сформулируйте его основную мысль (чему учит).

4. Определите ведущий стиль речи.

5. Выделите микротемы, отметитьте существенное каждой части (о чем обязательно надо сказать).

6. Прочитайте (прослушайте) текст во второй раз.

7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

8. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение и т.д.).

9. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.


 

ТИПЫ И ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

 

 

В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

 

1. выделение законченных смысловых отрезков текста – предложений – с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);

2. указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

3. разделение слов на смысловые части (дефис);

4. выделение прямой речи, цитат (кавычки);

5. указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);

6. указание на пропуски текста (многоточие);

7. знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта).

 

 

Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.

 

Функции знаков препинания:

1. смыслоразличительная

2. интонационно – экспресcивная

3. отделение (отделяющие знаки)

4. разделение (разделяющие знаки)

5. выделение (выделяющие знаки)

 

 

Отделяющие знаки (точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки)

· Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

(.!? …)

 

 

· Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (!?)

· Подчеркивают неисчерпанность передаваемого содержания. (…)

· Являются сигналом преднамеренного пропуска частей. (…)

 

Разделяющие знаки ( запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

· Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. (,;)

· Выделение в предложении особо значимых частей. (,)

 

Запятая разделяет:

- Однородные члены предложения.

- Простые предложения в составе сложного

 

Точка с запятой разделяет:

- Разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

 

Выделяющие знаки (парные)

Запятые выделяют:

- Вводные слова, обращения.

- Причастный оборот (обособленные определения).

- Деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства).

- Обособленные дополнения.

- Уточняющие члены предложения.

 

Кавычки выделяют прямую речь.(«»)

 

Скобки и тире (парные) выделяют в предложении особо значимые части (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения – вставных конструкции) () - … -

 


 

Функции знаков препинания

 

Точка

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Ботанический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи. Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег.

Многоточие

1. Отделительная функция.

Россия не только государство…

2. Знак эмоционального напряжения.

Не хочу я … вот так.

3. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания (в конце предложения).

Звезда упала…, - тихо сказал Мишка.

4. Сигнал преднамеренного пропуска частей.

5. Передает многозначность сказанного, указывая на подтекст.

 

 

Запятая

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части (разделительная функция).

Ботанический залив был скован льдом, высокие сосны трещали от стужи, непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег.

2. Выделяет в предложении особо значимые части. (Выделение обособленных, уточняющих ЧП, вводных конструкций, обращений и т.д. – выделительная функция).)

Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха (Пауст.)

 

 

Точка с запятой

1. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Ботанический залив был скован льдом; высокие сосны трещали от стужи; непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег.

 

 

Тире

1. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.).

Белгород – областной центр. (Белгород есть центр). Дважды два – четыре (есть четыре).

2. Означает пропуск членов предложения.

Дан приказ ему – на запад, ей – в другую сторону (приказ ехать).

3. Разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного (передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП).

Больше уроков – больше знаний (условие). Лес рубят – щепки летят (время). Посмотрит – рублем одарит (сравнение).

4. Отделяет однородные члены от обобщающего слова.

Дети, старики, женщины – всё смешалось в этом потоке.

5. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность (интонационное тире).

Сверкнула молния – начался дождь (быстрая смена событий). Детям – объяснять надо.

6. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения). Выделение вставных конструкций.

В лугах - в землянках и шалашах - живут болтливые старики (Пауст.)

7. Формальный знак-разграничитель при оформлении прямой речи, реплик диалога (разделяет прямую речь и слова автора).

Петька спросил: «Пойдешь на рыбалку?».

 

- Пойдешь на рыбалку? – спросил Петька.

- Не, дед не пускает, - ответил я жалобно.

 

Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная функция:

1. Разделяет однородные члены от обобщающего слова.

И всё это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка – напоминало мне далекие дни детства.

2. Разделяет слова автора от прямой речи.

Он спросил: «А далеко ли ехать вам?»

3. Разделяет части БСП (2-е предложение поясняет 1-е).

Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.

 

Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей – вставных конструкций (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

На некоторых мшарах (на Красном болоте и на болоте Пильном) уже началась добыча торфа (Пауст.)

 

Кавычки

Выделение

А). «чужой речи»: цитат, прямой речи;

Б). слов, употребленных в переносном, ироничном, двойном значениях;

В). различных названий (газет, книг, предприятий...)

 

Абзацный отступ

Выделительная (выделение значимых частей текста):

- формальное средство разграничения реплик диалога;

- логико-смысловая функция (делит текст на значимые по смыслу и тематике части);

- экспрессивно-эмоциональная функция (разрывает логико-смысловую последовательн6ость высказываний и служит стилистическим средством выделения).

 

 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

 

Функции синонимов в речи

Использование синонимов в речи позволяет более точно выразить мысль, избежать неоправданного повторения слов, придать высказыванию эмоционально-экспрессивную окраску.

В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции.

· Использование синонимов позволяет избежать повторов одного и того же слова.

· Синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла:

И скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа… Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А. Чехов)

– в отличие от нейтрального существительного толпа, разговорное слово сборище выражает отрицательную оценку.

· С помощью синонимов может уточняться значение каких-либо слов, особенно заимствованных или узкоспециальных

Инвективная, иначе говоря, бранная лексика на телевидении сегодня никого не удивляет.

· В некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий:

Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А. Чехов).

· Синонимы используются в функции разъяснения. Синонимы могут быть использованы в тексте для сопоставлений значений понятий.

Автор обращает внимание на различие в семантике для выразительности текста. При явлении противопоставления синонимы становятся контекстуальными антонимами (У неё не лицо, а лик).

· Употребляя синонимы при однородных членах предложения, автор предает высказыванию эмоциональность и экспрессивность. С явлением уточнения («Он словно потерялся немного, словно сробел») тесно связана память градации, когда последний синоним усиливает предыдущий («Готов растерзать, уничтожить, раздавить»).

 

 

Функции антонимов в речи

· Основная функция антонимов в тексте – служить средством создания антитезы

Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого, скромный гордого (А. Чехов).

· Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений

Эта книга понравится и взрослым и детям (т. е. понравится всем), Войска идут день и ночь, Им становится невмочь (А. Пушкин) – т.е. идут долго.

· Антонимы могут усиливать эмоциональность речи (отличаются стилистической принадлежностью и экспрессивно-эмоциональной окрашенностью).

С их помощью может создаваться каламбур (стилистический оборот или миниатюрное произведение, основанное на преимущественно комическом использовании многозначных слов или омофонов).

Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров).

 

 

Лексические омонимы

Лексические омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma - имя) – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: ласка «нежность» – ласка «пушной зверь»; лук «растение» – лук «оружие»; худой «тощий» – худой «плохой».

 

От лексических омонимов следует отличать:

1. фонетические омонимы – омофо́ны (от греч. homos – одинаковый, phone – звук) – слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании: компания – кампания, пруд – прут, посветить – посвятить;

2. графические омонимы – омо́графы (от греч. homos – одинаковый, grapho – пишу) – слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом ударения: стре́лки – стрелки́, му́ка – мука́, па́хнуть – пахну́ть;

3. морфологические омонимы – омоформы (от греч. homos – одинаковый, forma – форма) – слова, совпадающие в некоторых грамматических формах: пасть (сущ.) – пасть (глагол), три (числит.) – три (глагол), стекла (род. п. сущ.) – стекла (прош. вр. глаг.).

 

Функции омонимов в речи

1. Придают речи экспрессию, яркую эмоциональность.

Употребление омонимов в одной фразе, подчеркивая значения созвучных слов, придает речи экспрессию.

(Миру нужен мир).

2. Являются средством занимательной словесной игры, обыгрывания слова.

 

Омонимы могут придавать высказыванию комизм и двусмысленность.

На омонимах строятся шутки и каламбуры. Каламбур (от франц. calembour) - стилистический оборот или миниатюрное произведение, основанное на преимущественно комическом использовании многозначных слов или омофонов. Каламбуры могут быть построены разными приёмами: сопоставлением омонимов, сближением омофонов, столкновением омографов, переосмыслением устойчивых оборотов. Каламбур как форма передачи мысли придаёт ей особую выразительность, эмоциональность и занимательность, усиливая художественный эффект.

 

Омонимы, принадлежат к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессивной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. И, тем не менее, совмещение значений омонимичных слов возможно. Однако в этом случае оно бывает обусловлено определенной стилистической целью, причем в разных стилях речи эта цель различна.

 

1. Намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов.

Еще Козьма Прутков писал: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот».

«Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз» В. Даль

· Совмещает созвучные слова, писатель, поэт, публицист как бы сближает и те предметы, понятия, которые ими обозначены. Такой прием является средством актуализации, он выполняет задачу сообщения дополнительной художественной информации.

Слышишь, как порохом пахнуть стали

Передовые статьи и стихи?

Перья штампуют из той же стали,

Которая завтра пойдет на штыки.

(К. Симонов «Победитель»)

· Поэты используют омонимичные рифмы, которые нередко придают стихотворению особую занимательность.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

(А.С. Пушкин)

· Использование омонимичных рифм тем более оправдано в юмористических жанрах, например в эпиграммах.

Не щеголяй, приятель тем, что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы.

(Д. Минаев)

· Или омонимичные созвучия – основной материал для каламбура.

Что пробуждается народ,

Сейчас дают ему уставы,

Кричат: «Закройте-ка уста вы!»

И вмиг кладут печать на рот.

(К.М. Фофанов)

· Омонимы часто используются для создания рифмы.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл, сошлись кормила*,

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Аллея, как поток вина.

(В.Брюсов)

*кормило – трад.поэтич. руль судна, кормовое весло.

 

Паронимы

Паронимы - (от греч. para - возле, ohyma - имя) однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (отборный - отборочный; постройка - построение - строение).

Относятся к одной и той же части речи, отличаются либо приставками, либо суффиксами, которые придают слову новый смысловой оттенок; один из паронимов может иметь непроизводную, а другой производную основу.

Паронимы могут отличаться как стилистической окраской, так и сферой употребления.

Паронимический ряд состоит из однокорневых паронимов, возникших в результате словообразовательных процессов.

 

Умелое использование паронимов позволяет автору точно и правильно выразить мысль. В тексте встречается скрытое и открытое использование паронимов.

При скрытом использовании паронимов мы видим только одни из паронимов. Такое использование называется использованием для комического эффекта. При открытом использование паронимов автор ставит их рядом, обращает внимание на смысл различий. При этом они выполняют разные стилистические функции. Яркий стилистический эффект дает противопоставление паронимов.

Употребление паронимов может быть использовано для выделения соответственных понятий. Употребление в тексте нескольких паронимов называется паронимией.

 

 

Фразеологизмы

Фразеологизм - это устойчивое (несвободное) словосочетание. Фразеологизм имеет устойчивое грамматическое строение, постоянный лексический состав, требует точного воспроизведения в речи. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а лишь всё выражение в целом.

Фразеологизмы различны по происхождению (исконно русские; заимствованные; старославянского происхождения).

Фразеологизмы используются в различных функциональных стилях, имеют стилистическую окраску. Стилистическая роль фразеологизмов - образность и выразительность речи.

Фразеологизмы с ярко выраженной стилистической окраской используются как средство речевой характеристики персонажей; книжные фразеологизмы, обладающие окраской патетичности, используются для придания тексту торжественного тона; стилистически сниженные разговорные фразеологизмы способствуют созданию в тексте атмосферы непринуждённости, разговорности; фразеологизмы могут использоваться и для создания каламбурности речи.

 

К фразеологическим оборотам относятся и языковые афоризмы (пословицы, поговорки, крылатые слова).

 

Пословица - образное изречение, имеющее обычно поучительный (назидательный) характер.

Век живи - век учись.

 

Поговорка - образное иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.

Язык мой - враг мой.

 

Крылатые выражения - это литературные цитаты, принадлежащие различным авторам и получившие широкую известность.

С корабля на бал… (из "Горе от ума" А. Грибоедова)

 

 


 

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ С2)

 

 

Структура текста-рассуждения

 

Тезис Доказательства Вывод

Аргументы

Факты

Примеры

 

 

МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.014 с.)