Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Война селима I с ираном и мамлюками. Завоевание египта.

Поиск

СЕЛИ́М I Грозный. 1467, Амасья — 20 сентября 1520, Стамбул.

 

Путь к престолу

 

Селим I вступил на престол в 1512 г. в результате переворота, когда был свергнут с престола его отец Баязид II Святой (правил с 1481). До возведения на престол Селим I был трапезундским наместником и не являлся прямым наследником отца, так как не был старшим сыном. Но старший сын Ахмед склонялся к суфизму и потерял поддержку отца. Селим, воспользовавшись плохим здоровьем отца, бежал в Крым, где губернатором был его сын и там собрал войско, которое прошло по северному побережью Черного моря и захватило Адрианополь. Янычары Селима подошли к Стамбулу и заставили Баязида отречься. Умер он по пути к месту ссылки, скорее всего, был отравлен. Селим приказал убить также и своих братьев и малолетних племянников. Спасти удалось лишь принцу Джему, который попросил убежища у христианских государей, но в 1515 был отравлен по приказу папы Александра VI Борджиа, подкупленного богатыми дарами Селима.

 

Характер человека и правителя

 

С первых шагов своего правления Селим I заявил о себе как неординарной личности и правителе. Как и большинство знаменитых восточных властителей он отличался склонностью к афористическим высказываниям и, в частности, заявил, что он бреется для того, чтобы никто из вельмож не мог тащить его за собой за бороду, как его отца.

Действительно, правление Баязида II — это один из наиболее мирных периодов в политической жизни турецкой империи и действия Селима I в его краткосрочное правление были в корне отличны от всей предшествующей политики. Практически, он подготовил все основные плацдармы для последующих завоеваний своего сына Сулеймана I Великолепного. Однако, сразу же после вступления на престол, Селим I выступает резким противником уже ставшим привычной для оттоманской Порты политики религиозной веротерпимости. Начинаются преследования христианских подданных, но они не достигают особенной остроты, ибо основной удар администрация султана обрушивает на еретиков-шиитов. В 1512-1514 гг. было уничтожено ок. 40 тыс. шиитов.

Вообще, характерной чертой Селима как личности оказалась невероятная жестокость. Непосредственное сотрудничество с ним приводило вельмож в ужас. С большими трудностями было связано назначение новых сменяющихся визирей. Для того, чтобы назначить очередного визиря, султану приходилось даже прибегать к избиениям (даже родилась поговорка-проклятие: «Чтоб тебе быть визиром у Селима!»). Избрав себе единственного прямого наследника, султан практически прекратил свои отношения с гаремом. Возможно, это была реакция на те политические сложности, которые возникали в стране из-за многочисленности наследников предыдущих султанов, и борьбу различных элит, связанных с гаремами и окружением сыновей предшественников. Чаще всего внутриполитические коллизии, связанные с борьбой за власть, разрешались с помощью отравления.

Селим, однако, неплохо знал литературе, был образован и сам писал стихи, в частности, оды на фарси. Он покровительствовал поэтам и ученым.

 

Война с Ираном

В личности Селима I очень характерной оказывается какая-то внутренняя неотделимость, казалось бы, сугубо личных интересов и замыслов от проводимой им государственной политики. Так, начав преследования шиитов, Селим приступает к подготовке войны с сефевидским Ираном, где шиизм был признанным исповеданием. Формальным предлогом к началу войны послужило то, что Измаил Сефевид, основатель династии (1499-1524) отказался признавать законность восшествия на престол Селима I. Через два года после вступления на султанский престол, весной 1514 г., Селим обращается с письмом к Измаилу Сефевиду, заявляя, что он еретик, и что на этом основании он объявляет ему войну. Султан с большим войском вторгается в Азербайджан, следует по юго-западному берегу озера Урмии и невдалеке от тогдашней столицы Ирана Тебриза в Челдыранской долине наносит сокрушительное поражение иранским войскам, захватывает гарем и обозы шаха. Сам Измаил в этой битве не участвовал. В начале сентября султанские войска захватывают Тебриз.

Характерно, что по указанию султана в Турцию уводятся иранские ремесленники с семьями, что, в частности, способствовало развитию в Турции производства керамики. В 1515 г. с шахом заключен мир, по которому значительная часть Месопотамии, вплоть до Мосула, оказывается в границах Турции. В эти границы попадают в основном районы, заселенные курдами-суннитами, беги которых, переходя на султанскую службу, составляли основной контингент в приграничном противостоянии между Ираном и Турцией, что облегчало подготовку дальнейших завоеваний в Иране, осуществленных уже при сыне и наследнике Селима, Сулеймане I Великолепном. Захваченное здесь природное высокогорное плато делало Турцию практически неуязвимой с Востока, что кардинально изменило расстановку сил в Азии.

 

Война против мамлюкского Египета

 

Следующую решительную военную кампанию Селим I проводит против сирийско-египетской арабской державы мамлюков. Эта компания была проведена в 1516-1517 гг. Она открылась битвой под Алеппо в конце лета 1516, когда, разгромив мамлюкские войска на равнине Мардж-Дебик, султан овладевает Сирией, Палестиной (включая Иерусалим), затем северной Аравией, (включая Медину и Мекку) и Египтом с его столицей Каиром. Эта быстрая военная компания нанесла огромный хозяйственный ущерб странам Восточного Средиземноморья. Грабежи и уничтожение значительных посевных площадей на территориях Сирии и Палестины вызвали голод и запустение во многих районах. Народные движения протеста подавлялись с типичной для Селима I жестокостью.

 

Легенда о наследстве халифов

 

Одним из мифологических итогов этого завоевания явилось возникновение вопроса о праве султана на титул халифа. Дело в том, что при дворе мамлюкских правителей содержалась семья последних потомков арабских халифов Аббасидов, которые, не имея реальной власти, чисто формально продолжали династийную историю арабского халифата, хотя сами эти эфемерные халифы просто числились в свите мамлюкского султана. По легенде, мамлюкский халиф Мутаваккиль III, когда попал в плен к Селиму Грозному, передал ему право на наследование халифского престола. Правда, пережив Селима, Мутаваккиль III, по возвращении в Египет, по-прежнему считался халифом до самой своей смерти в 1543 г., что не мешало турецким султанам именовать себя халифами правоверных, даже в официальных документах.

 

Военные итоги царствования

 

Большие завоевательные войны Селима I открыли для турецкой империи огромный базовый плацдарм, позволивший подготовить дальнейшую завоевательную политику Турции в восточном Средиземноморье и на Средиземном море в целом. Через Египет, восточные средиземноморские порты усиливается торговля турок с европейскими государствами и начинают налаживаться сложные и противоречивые политические контакты, до того шедшие через европейские владения Турции в Северном Причерноморье, Подунавье.

Селим I начинает готовить следующую крупную операцию, которая должна была быть направлена против европейского форпоста в Восточном Средиземноморье, о. Родос, владения крестоносцев-иоаннитов. Однако, подготовка к этой войне потребовала значительных усилий по созданию турецкого военного флота. Именно за созданием этого флота султана-завоевателя постигла смерть.

Восьмилетнее правление султана Селима I, Грозного открывает эпоху турецкого завоевания Средиземноморья и господства в нем Оттоманской Порты, а тем самым и влияния Турции и турецкой политики на сложную политическую жизнь европейских государств в этот период.

Начало реформации способствовало успехам мусульман в Средиземноморье, а политические контакты с противоборствующими в условиях религиозных войн европейскими государствами превращали Турцию в мощную силу, к которой обращались за поддержкой и германские императоры и французские короли.

 

ОСОБЕННОСТИ ОСМАНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА (ТИМАРНАЯ СИСТЕМА)

 

Тимарная система была оптимальной для Турции в первые века ее существования, когда земли было много, а незначительность налогов с крестьян с лихвой компенсировалась регулярной и обильной военной добычей. Золотым веком централизованной империи считается в этом смысле правление Сулеймана I Кануни (Законодателя), или Сулеймана Великолепного (1520-1566), как называли его в Европе. Именно в те годы был опубликован ряд законоположений, определивших окончательную структуру империи, и в частности всю систему тимаров, а также были достигнуты впечатляющие победы, в ходе которых к Турции были присоединены почти все земли халифата, кроме разве что Ирана с прилегающими к нему территориями. Впоследствии стало считаться даже, что во времена Сулеймана никто не страдал от какой-либо несправедливости и вообще дела империи шли идеально. С конца XVI в. и особенно на протяжении двух последующих столетий дела начали идти все хуже и хуже. Империя все более очевидно вступала в состояние тяжелого кризиса - того самого, который сделал ее в начале XIX в. «больным человеком Европы». К чему же сводилась суть этого затянувшегося кризиса и каковы были способы лечения действительно всерьез «болевшей» структуры?

В XVI в. площадь обрабатываемых земель империи практически перестала расти; тогда как рост населения, напротив, продолжался, к тому же весьма быстрыми темпами. С одной стороны, это вело к дроблению тимаров и, следовательно, к уменьшению их доходности. С другой - к ухудшению качества жизни райя, к появлению в их среде все большего количества безземельных. Оба процесса вели также к тому, что бедневшие тимариоты правдами и неправдами стремились сохранить свой доход, для чего они захватывали крестьянские земли и увеличивали собственные хозяйства-чифтлики, сдавая при этом землю в аренду безземельным и малоземельным. В итоге казна лишалась своей доли законных налогов, а тимариоты все равно беднели и, как следствие этого, теряли свою боеспособность.

Нерентабельность мелкого тимара на рубеже XVI-XVII вв. была усугублена докатившейся до Турции волной «революции цен», вызванной наплывом в Европу дешевого американского серебра. Цены, как и налоги с крестьян, стали быстро увеличиваться, что опять-таки, с одной стороны, способствовало еще большему разорению райя, а с другой - ухудшению положения мелких тимариотов, сумма ежегодного дохода которых была жестко фиксирована. Все это вызвало серию народных восстаний, в которых принимали участие и деклассированные элементы, и крестьянские низы, и даже тимариоты. Результатом было как сокращение доходов казны, так и упадок воинского могущества империи. Необходимы были срочные реформы.

Сначала власти пошли по наиболее легкому пути. Наглядно проявившийся упадок боеспособности воинов-сипахи было решено компенсировать увеличением корпуса живших за счет выдач из казны янычар: в 1595 г. их было примерно 25 тыс., а несколько десятилетий спустя - уже 50 тыс. Однако ставка на янычар дала, как то бывало и с арабскими гулямами-мамлюками, обратный эффект. Расходы на армию резко увеличились, и казна не всегда была в состоянии вовремя выплачивать жалованье янычарам, которые в ответ начинали бунтовать и даже смещать неугодных им султанов. Кризис и нестабильность стали проявляться с еще большей силой.

В 1656 г. великим везиром стал знаменитый Махмед Кёпрюлю, который и провел в Турции первую серию столь необходимых для страны реформ. Смысл этих реформ сводился к укреплению структуры за счет восстановления боеспособности тимаров, оживления распадавшейся тимарной системы. Тимары были восстановлены путем ущемления некоторых других категорий землевладения, включая хассы и вакуфы. Это привело к укреплению дисциплины в войске воинов-сипахи, в результате чего повысился авторитет центральной власти и были даже одержаны некоторые победы. В частности, в 1681 г. была присоединена к империи Правобережная Украина. Но все эти успехи были недолгими. Явления, вызвавшие кризис, не были ликвидированы. В XVIII в. они проявились вновь, причем с еще большей силой.

Процесс дробления тимаров продолжался, причем все увеличивалось количество тимариотов, которые не были в состоянии выполнять свои воинские обязанности. Нуждаясь в деньгах, казна подчас продавала их владения, которые при этом нередко переходили в руки разбогатевших торговцев либо ростовщиков. Выходцы из этих слоев населения с конца XVII в. активно включились и в сферу откупа, которая в интересах казны была усовершенствована: земли категории хасс, как и некоторые иные ненаследственные пожалования, все чаще отдавались на откуп мультазимам пожизненно. Мультазим, уплатив определенный взнос и ежегодно отдавая государству либо владельцу хасса определенную сумму, получал почти полную свободу в своих отношениях с крестьянами, в результате чего государство порой вовсе утрачивало контроль за положением райя. Снова результатом было ухудшение положения крестьян и тимариотов, что не могло не сказаться на состоянии страны в целом, включая и ее военную мощь, ее отношения с соседними государствами.

Уже на рубеже XVII-XVIII вв., несмотря на отдельные успехи, Турция потерпела и ряд серьезных поражений в войнах. И хотя в начале XVIII в. она все же смогла взять реванш в войнах с Венецией, Австрией и Россией, дни ее военно-политического могущества были уже сочтены. Все чаще та или иная европейская держава в итоге войны с Турцией добивалась определенных льгот либо преимуществ в торговле (первые такого рода льготы - капитуляции - были предоставлены французам в знак благодарности за их помощь в войне с Венецией и Габсбургами еще в 1535 г.; в 1580 г. таких же льгот добились англичане; в начале XVIII в. - австрийцы). Примерно с 1740 г. капитуляции стали превращаться в неравноправные договоры, предоставлявшие односторонние преимущества европейским торговцам, что постепенно открывало двери для проникновения в империю европейского капитала.

Сначала упадок военной мощи, а затем и становившееся все более очевидным экономическое и политическое (не говоря уже о социальном, научно-техническом, культурном и т.п.) отставание Турции от быстро развивавшейся капиталистической Европы, включая и Россию, привели в конце XVIII в. к тому, что для европейских держав, прежде с трудом отбивавшихся от натиска турок, возник так называемый восточный вопрос - как быть с Турцией? Начиная с этого времени Турция фактически утрачивает былую самостоятельность в международных делах, а само сохранение империи в качестве крупного военно-политического объединения во многом стало зависеть от разногласий между державами, не желавшими за счет изменения статуса Османской империи резко нарушить с трудом сохранявшийся политический баланс в Европе.

Правящие круги империи не могли не видеть упадка страны. Вопрос для них был лишь в том, как приостановить процесс деградации, какие меры принять для укрепления внутренней структуры империи. Совершенно очевидным было, что военно-ленная система, вполне оправдывавшая себя ранее, особенно в условиях малочисленности этноса завоевателей, давно себя изжила и требовала замены. Но что следовало противопоставить ей?

Второй тур реформ, связанный с именами султанов Селима III (1789-1807) и Махмуда II (1808-1839), по сути и духу весьма значительно отличался от первого, особенно при Махмуде II. Правда, и на сей раз было кое-что предпринято для регенерации приходившей в упадок тимарной системы и поднятия боеспособности воинов-сипахи. Но теперь главным было уже не это. Главным стало явственно выраженное стремление реформаторов покончить с военно-ленной системой как таковой и тем более с таким уродливым проявлением ее, как корпус янычар. Основной упор в ходе реформ был сделан на создание новой, реформированной по европейскому образцу армии, включая артиллерию, флот, инженерные войска. В качестве специалистов-консультантов были приглашены офицеры и преподаватели из ряда европейских стран, включая получившего в дальнейшем известность прусского военачальника Г. Мольтке. По мере создания и укрепления этих новых армейских формирований султаны избавлялись от старых: в 1826 г. было жестоко подавлено восстание недовольных реформами янычар и специальным указом Махмуда II янычарский корпус был ликвидирован. Вместе с ним с политической арены был удален влиятельный и игравший реакционную роль суфийский орден Бекташи. В 30-х годах XIX в. в несколько этапов была упразднена и тимарная система; место бывших сипахи заняла новая регулярная армия. Был поставлен даже весьма радикально для турецкой традиции звучавший вопрос о возможном включении в эту армию турецких подданных из числа немусульманских этнических групп.

Второй тур реформ и особенно деятельность Махмуда II не ограничились только радикальными переменами в военно-административной системе и организации войска, хотя это было самым важным для страны. Были внесены изменения и в систему администрации (созданы некоторые новые министерства и ведомства по европейскому образцу), и в порядок налогообложения, включая форму взимания налогов, проблему откупов, и в сферу культуры (почта, газеты, больницы, учебные заведения и т.п.). Словом, реформы начала XIX в. следует расценивать как решительный шаг Турции в сторону европеизации ее внутренней структуры. Эти реформы заложили основу для новой, еще более радикальной в истории страны третьей серии реформ - для Танзимата (40-70-е годы XIX в.), о чем речь будет идти в следующей части данной работы.

Второй тур реформ и вся весьма плодотворная в этом смысле деятельность султана Махмуда II, время от времени открыто бросавшего вызов отжившим традициям вчерашнего дня (так, например, во время одной из своих поездок по стране султан демонстративно лично оплачивал все связанные с этой поездкой расходы - факт невероятный и непривычный для его подданных), во многом способствовали выживанию Турции как государства. Но не как империи: Османская империя уже была обречена.

10.Правовые основы Османского гос-ва. Создание конфессиональных общин(миллетов).Османский султан как халиф.

В Османской империи законодательство развивалось по двум самостоятельным линиям. Первая у них была связана с принципами общемусульманского права и соответствовала официально принятому в империи толкованию халифатской правовой школы, наиболее гибкой из всех мусульманских правовых школ. В соответствии с её предписаниями решения принимались кадиями, а по каким-либо спорным вопросам издавались фетвы шейх-уль-ислами. Так как шариатское право не кодифицировано, то эти фетвы становились определенными правовыми основаниями для последующих судебных решений.

В мусульманской юридической практике высказывалось мнение, что шариат может дать основание для решения любых проблем, а потому не требуется каких-либо законов, издаваемых правительством. В Османской империи, однако, была развита и вторая линия законодательной деятельности: издавались султанские законы-канун-наме, обобщавшие складывающуюся в империи социальную практику. Наличие канонов и шариатов, т.е. двойственная система законодательств, – особенность, отличавшая Османскую империю от других мусульманских государств. Именно, благодаря канунам османские власти сумели использовать многое из практики завоеванных стран. Тимарная система также была порождена и регулировалась в своем развитии именно султанскими, а не шариатскими толкованиями.

Законодательная деятельность османских султанов была наиболее активной в XV–XVI вв. Квалификация османского законодательства была связана с периодом наивысшего расцвета империи. Большая заслуга в этом принадлежала, очевидно, двум султанам – Махмеду II Фатику и Сулейману I, причем составленные по их приказам кодексы не представляли какой-либо ломки прежнего законодательства, а лишь развивали, дополняли, уточняли один и тот же свод законов, в становление которого многое было сделано и при других султанах.

Были случаи, когда между толкованиями кануна и шариата наблюдались противоречия, которые являлись отражением внутренней борьбы, шедшей в османском обществе. Так было, например, при Махмеде II, с именем которого связывают три кодекса: первый, включал перечень обязанностей и повинностей подданных государства, второй описания государственного устройства и статус господствующего класса, третий – регулировал земельный режим, налоговую систему и прочие экономические отношения.

Особенно активно законодательная деятельность развивалась при Сулеймане I. Были утверждены канунами для каждого санджака. Копии общего свода с законом стали распространяться по всем кадийским судам. Принципиальные изменения, внесенные Сулейманом I в законодательство, заключались в отмене особых привилегий и освобождения от законов, которые распространялись в предшествующий период на довольно многочисленные слои населения. При Сулеймане I же были отменены ограничения, на торговлю с Ираком и некоторые репрессивные меры и конфискации товаров у купцов, разрешено вернуться на родину ремесленникам и другим горожанам, переселенным в Стамбул из Египта и Ирана.

При Сулеймане I, т.е. в период наивысшего могущества Оманской империи, установился тесный контакт между султанской властью и мусульманским духовенством.

С конца XVI в. законодательная деятельность султана формально прекратилась. Перестали издаваться канун-наме, а появились адалет-наме, цель которых заключалась не во введении новых постановлений, а в стремлении добиться соблюдения старых законов, и тем самым – восстановления «справедливости». Как «бидат» стали восприниматься любые нововведения. Большое значение в османском законодательстве придавалось всеобщей регламентации жизни и доходов. Также как доходы сипохи, регламентировались и доходы торговцев, ремесленников, даже ростовщиков. Осуществлялось это за счет кадиев, на которых в османской империи возлагались разнообразные функции.

Они не только разрешали гражданские, уголовные, торговые, кредитные споры, но и нотариально фиксировали многие сделки, осуществляли надзор за разверткой и сбором налогов, контролировали вакфные учреждения, устанавливали цены на основные потребительские товары, организовывали общественные работы, фиксировали жалобы частных лиц, доносили о них центральным властям и на основании полученных директив давали ответ.

В своих столь разносторонних действиях кадии опирались не только на шариат, но и на канун-наме, следовательно, как справедливо заметил болгарский исследователь Н. Тодоров, «выступали уже не как толковали религиозных норм и судьи, но и как административные представители центральных властей». Еще при Махмеде II государством было монополизирована торговля солью, мылом, свечным воском. На остальные товары широкого потребления постановлениями канун-наме вводилась строгая регламентация цен.

В соответствующих дефтерах фиксировались специальные поставки тех или иных продуктов льготными налогами, ограничивалась сфера торговли. Кадии и их помощники мухтесибы устанавливали цены почти на все продукты питания и товары широкого потребления. При этом учитывались сезон, транспортные расходы и даже возможная прибыль продавца, которая не должна была превышать 10%. Лишь в ремесле, которое очень трудно, «10… пусть станут 12», т.е. разрешалась прибыль до 20%. Подобные нормативы устанавливались на длительные сроки, на десятилетия, а на ряд товаров поддерживались почти столетия.

Всеобщая регламентация и централизация особенно усилившиеся при Сулеймане I, сказывались и на эволюции главной опоры султанской власти этого времени – тимарной системы. Если в XV в. еще многие сипахи владели своими тимарами лишь с санджакбея, то в XVI в. центральная власть усилила свой контроль за представлением тимаров. Были введены обязательное утверждение пожалования и выдача специальных документов – бератов.

Было усилено налогообложение рейа. Податное население в тимарных областях унифицировалось по своему правовому положению. Как уже отмечалось, отдельные категории райатов, имевшие ранее налоговые льготы, их утрачивали. Однако в то же время сохранялись более строгие правовые ограничения для так называемых издольщиков-рабов, со времен Орхана работавших на землях султанов и в вакфных владениях. Особенно много их было в окрестностях Бурсы, Стамбула.

В Османской империи начали вводиться «чрезвычайные налоги» – аваризы и принудительные закупки государством, сельскохозяйственных продуктов по низкой цене. Все эти мероприятия были связаны тем огромным напряжением, которого требовали почти беспрерывные войны.

Милеты

История

В XV—XVII веках, после падения Византии и превращения Константинополя в столицу новой Османской державы, в её состав вошли многочисленные народы.Османская империя постепенно стала многонациональным государством, в которой проживали народы разных языков и вероисповеданий. Примечательно, что именнорелигия — ислам, а не национальность и/или язык, стала главным отличительным признаком принадлежности к доминирующим в политическом отношении группам населения.

Основные миллеты

Именно на основе религий и сложились миллеты:

· мусульмане,

· millet-i Rûm (буквально «римский»): православные (константинопольский патриархат, сирийский патриархат и александрийский патриархат),

· армяно-католики

· иудаисты.

Каждый миллет подчинялся главному духовному пастырю — халифу (мусульмане), Вселенскому патриарху (православные), Католикосу (армянские католики) илираввинну (иудеи). Главным халифом — наместников Бога на земле — был сам турецкий султан. Главы других общих неформально подчинялись именно турецкому султану и несли перед ним личную ответственность за деятельность своей общины и её покорность перед доминирующим исламским государством, подчёркивая главенство ислама. Назначение формального главы общины давало турецким султанам повод юридически обойти один из главных принципов мусульманского права, согласно которому мусульманский халиф не может быть главным руководителем иноверцев райя/зимми. Конечно, главным требованием для назначения на пост главного пастыря миллета были личные связи с султаном и близким ему визирям, а также демонстрация лояльности к доминирующему классу военных мусульман.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.017 с.)