Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резервы роста производительности труда.

Вопросы к экзамену по экономическому анализу

1. Определение, задачи, цели и предмет экономического анализа.

Экон. анализ – прикладная экон. наука, применение кот. позволяет установить взаимосвязи, тенденции и закономерности развития экон. объекта, а также возможности повышения эффект-ти его деят-ти на основе изучения сущности отдельных элементов ФХД, причинно-следственных взаимосвязей и взаимозависимостей экон. процессов с учетом комплексного воздействия факторов.

Задачи:

- изучение характера действия экон. законов, установления закономерностей и тенденций экон. явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным исп-ем ресурсов;

- изучение влияния факторов на результаты ФХД предприятия;

- поиск резервов повышения эффект-ти ФХД предприятия;

- оценка результатов деят-ти предпр-ия по выполнению планов;

- анализ положения предприятия на рынке продуктов и услуг;

Цели:

Предмет: экон. процессы и рез-ты ФХД экон. объекта, складывающиеся под воздействием разл. факторов и отражающаяся через систему экон. инфо-ии.

 

2. Понятие, виды резервов. Основные принципы поиска и подсчета резервов. Способы их расчета.

Резерв – возможности роста объемов производства, снижения себест-ти, увеличения прибыли, повышения эффективности ФХД за счет наиболее полного и интенсивного исп-ия произв. ресурсов и фондов.


Виды резервов:

 


1. по пространственному признаку:

- общегосударственные;

- региональные;

- отраслевые;

- внутрихозяйственные

2. по времени:

- неиспользованные;

- текущие;

- перспективные

3. по стадиям жизненного цикла:

- предпроизводственные;

- производственные;

- эксплуатационные

4. по стадиям процесса воспроизводства:

- в сфере производства;

- в сфере обращения

5. по видам ресурсов:

- резервы исп-ия осн. средств и производ. мощностей;

- резервы исп-ия трудовых ресурсов;

- резервы исп-ия матер. ресурсов;

- резервы исп-ия финансовых ресурсов

6. по характеру воздействия на результат:

- экстенсивные;

- интенсивные

7. по способам выявления:

- явные;

- скрытые


 


Осн. принципы поиска резервов:

1. поиск резервов должен носить научный характер;

2. поиск резервов должен быть комплексным и системным;

3. резервы должны быть экономически обоснованными и реальными;

4. предварительное определение резервоемких направлений;

5. поиск резервов должен быть оперативным

Осн. способы подсчета резервов:

1. способ прямого счета;

2. способ сравнения;

3. способы факторного анализа;


4. экономико-математические методы моделирования;

5. функционально-стоимостной анализ


 

3. Виды экономического анализа и их характеристика.

1. По отраслевому признаку:

- отраслевой (промышл., с/х., строительства, торговли) – учитывает специфику деят-ти отдельных отраслей;

- межотраслевой – является теоретич. и методологической основой отраслевых методик анализа.

2. По времени:

- оперативный (проводится сразу после совершения хоз. операций);

- итоговый (проводится за отчетный период);

- перспективный (анализ для обоснования планов и управленческих решений)

3. По пространственному признаку:

- внутрифирменный (изучает деят-ть только исследуемого предприятия и его структурных подразделений);

- межфирменный (сравниваются рез-ты деят-ти 2-х или более предприятий)

4. По функциональному признаку:

- финансовый (анализ финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования);;

- управленческий (получение инфо-и, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики);

- социально-экономический (изучает взаимосвязь социальных и экон. процессов, их влияние друг на друга и на экон. рез-ты хоз. деят-ти);

-экономико-статистический (изучение массовых общественных явлений на различных уровнях управления:предприятия, отрасли, региона);

- функционально-стоимостной (исследует функции, кот. выполняет объект изучения, и методы их реализации);

- маркетинговый(изучение внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта, конкурентоспособности, спроса и предложения);

5. По методике изучения:

- сравнительный;

- факторный;

- экономико-математический;

- системный

6. По субъектам:

- внутренний (проводится непосредственно на предприятии)

- внешний (проводится на основании финансовой и стат. отчетности органами хоз. управления, банками, фин. органами, акционерами и т.д.)

7. По степени охвата:

- сплошной (изучение всех без исключения объектов);

- выборочный (изучения части объектов из всей совокупности)

8. По содержанию:

- комплексный (деят-ть предприятия изучается всесторонне);

- тематический (изучение отдельных сторон)

 

4. Метод экономического анализа и методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.

Метод экон. анализа – системное и комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты хоз. деят-ти предприятия путем обработки спец. приемами и способами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников инфо-ии с целью повышении эффективности функционирования предприятия.

Метод экон. анализа вкл.:

- детализация – разделение процессов, показателей на составные элементы в той степени, в кот. это необходимо для целей анализа.

- систематизация – изучение взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости показателей, кот. позволяет сформировать модель изучаемого объекта.

- синтез - обобщение результатов проведения анализа.

Методика экон. анализа – сов-ть аналитических способов и правил исследования экон. явлений и процессов хоз. деят-ти, подчиненных достижению цели анализа. Различают общую (одинаково исп-ся для всех предприятий независимо от отрасли, вида деят-ти и т.д.) и частные (учитывают особенности деятельности конкретного предприятия) методики анализа.

 

5. Система экономической информации и ее источники. Система показателей экономического анализа:натуральные и стоимостные, количественные и качественные, объемные и удельные.

Совокупных данных, кот. всесторонне характеризуют хоз. деят-ть на различных уровнях.- система экон. инфо-и. Выделяют 4 осн. группы инфо-и:

- официальные док-ты и нормативно-плановые источники: законы, постановления высших законодательных органов, указы; нормы амортизации, нормы обслуживания, расхода, трудозатрат; планы-задания, расчетные данные.

- учетные источники: бух, стат., налоговая отчетность, управленческий учет, первичная отчетность;

- внеучетные исчточники: технологическая докум-ия; докладные записки; реклама, акты и заключения;

- итоговая инфо-ия для обоснования управленческих решений: аналитич. записки, графики, диаграммы, рез-ты факторного анализа, оценки, рейтинговая инфо-ия

Под системой показателей, характеризующих определенный субъект или явление, понимается совокупность величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта хозяйствования или явления. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарноденежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материальновещественном содержании.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и натуральном измерителях. Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.

Величины товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли — все это объемные показатели. Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей.

 

6. Общая характеристика способов, использующихся в АХД.

Качественные способы (эвристические) основаны на рассмотрении изучаемого явления на логическом уровне, чаще всего они используются для принятия новых решений, открытий. Особенностью является высокая доля субъективизма, так как многое зависит от квалификации, опыта и интуиции аналитиков.

К ним относят:

1) метод мозгового штурма - создается группа специалистов, работающих вместе;

2) способ контрольных вопросов – с помощью наводящих вопросов привести к решению проблемы;

3) морфологический анализ, основан на исследовании всех возможных вариантов решения проблемы, вытекающих из закономерностей строения объекта – морфологии;

4) метод Делфи

5) метод коллективного блокнота и др.

Количественные способы основаны на достаточно строгих математических зависимостях (формулах, уравнениях, неравенствах).

Выделяют 3 основные группы:

1. традиционные способы экономической статистики: способ сравнения; способ относительных и средних величин; группировки; балансовый; индексный; графический.

2. традиционные способы факторного анализа: способ цепной подстановки; способ абсолютной и относительной разницы; способ % разностей; индексный способ; способ пропорционального деления; способ долевого участия; интегральный способ; способ логарифмирования.

3. экономико-математические методы и моделирование: корреляционно-регрессионный анализ; дисперсионный; теория массового обслуживания; многомерный факторный анализ; теория игр и т.д.

 

7. Способ сравнения.

Способ сравнения – это наиболее общий прием, в процессе кот. изучаемое явление сопоставляется и сравнивается с уже известным для выявления тенденций, закономерностей развития с целью определения общих черт или различий между ними.

Для того чтобы сравнение было верным, необходимо соблюдать сопоставимость по:

§ кругу предприятий и отраслей (нельзя сравнивать показатели разных отраслей);

§ времени получения показателей (нельзя сравнивать показатели годовые с месячными, или первого квартала со вторым);

§ методике расчета показателей;

§ напряженности плана (сложности);

§ природно-климатическим условиям;

§ ценам на готовую продукцию и использованию ресурсов.

При проведении сравнения необходимо правильно выбрать базу для сравнения, могут быть:

Ø плановые показатели;

Ø показатели предшествующих лет;

Ø наилучшие показатели других предприятий;

Ø средние показатели по отрасли, региону;

Ø производственные показатели.

Различают следующие виды сравнения:

1) Горизонтальное сравнение – сравнение факт. величины показателей с базовыми. При этом рассчитываются абс. и относит. изменения

Δ y = yi – yi-1 абсолютное изм.

Тр = yi/yi-1 * 100% относительное изм.

Тпр = Тр – 100% темп прироста

Δy% = Δy/Тпр абсолютное изменение процента прироста

2) Вертикальный сравнительный анализ - изучение структуры показателя путем определения уд. веса отдельных элементов в целом, и соотношение частей целого между собой.

3) Трендовый сравнительный анализ – изучение динамики показателя за несколько лет, при этом рассчит-ся цепные и базисные изменения темпов роста и прироста, средний темп роста, абс. изм. 1% прироста.

4) Одномерный сравнит анализ - это сравнение неск. показателей по одному предприятию или неск. предпр-ий по одному показателю

5) Многомерный сравнит. анализ – сравнение неск. предпр-ий по комплексу показателей. Проводится на основе расчета комплексной интегральной оценки, из кот. можно выделить след. методы:

· метод сумм,

· метод геометрической средней,

· метод коэффициентов,

· метод суммы мест,

· метод Эвклидовых расстояний – позволяет учесть различные показатели (имеющие разные единицы измерения, разноплановые и неравновеликие.

 

8. Общая характеристика традиционных способов обработки информации.

К традиционным способам экон. обработки инфо-и относятся: способ сравнения, способ относит. и средних величин, способ группировки, индексный способ, графический способ.

Способ сравнения – это наиболее общий прием, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже известным с целью определения общих черт или различий между ними а также выявляются тенденции и закономерности развития.

Способ относит. и средних величин:

В экономическом анализе используются следующие относительные величины:

- планового задания – это отношение плана отч. периода с соответственными показателями плана предшествующего периода;

- выполнения плана – это отношение факта к плану;

- показатель динамики –темпы роста, прироста

- показатели структуры – удельные веса;

Средние величины в экономическом анализе используются для совокупной характеристики некоторой массы элементов. В анализе можно выделить следующие средние:

o средние арифметические;

o средние гармонические;

o средние геометрические;

o средние квадратические и др.

Способ группировки: Группировка - деление изучаемой совокупности объектов на группы по качественно однородным признакам. В анализе исп-ся для изучения взаимосвязей, расчета средних величин, выявления главного значимого. Различают группировки: структурные, типологические, аналитические; простые/комбинированные, качеств/количеств.

Индексный способ: основан на отношении отчетных величин к базисным или факта к плану.

При этом рассчитываются следующие показатели:

- прямые индексы– когда есть прямая взаимосвязь м/у изменением показателя и хар-й кач-ва И= отчет/пред

- обратные индексы И= пред/отчет

-групповой индекс кач-ва

- сводный индекс кач-ва - средневзвешенная величина по фактическому выпуску продукции:

Графический способ - представление масштабного изображения показателей с помощью геометрических фигур

 

9. Факторный анализ: определение, типы.

Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения влияния факторов на величину результирующего показателя.

Типы факторного анализа:

- детерминированный (функциональный) / стохастический (корреляционный)

- прямой (дедуктивный) / обратный (индуктивный)

- одноступенчатый (исследование факторов одного уровня подчинения без их детализации на составные части) / многоступенчатый (проводится детализация факторов на составные элементы)

- статический (изучение влияния факторов на результирующие показатели на соответствующую дату)/ динамический (исследование причинно-следственных связей в динамике)

- ретроспективный (изучает причины изменения результатов хоз. деятельности за прошлые годы)/ перспективный (исследует поведение факторов и результирующих показателей в перспективе)

 

10. Классификация факторов. Способы моделирования детерминированных факторных моделей.

Классификация факторов:

а). по степени воздействия на результаты: основные / второстепенные

б). по отношению к объекту исследования: внутренние / внешние

в). по зависимости от коллектива: субъективные / объективные

г). по степени распространенности: общие / специфические

д). по времени действия: постоянные / переменные

е) по характеру действия: экстенсивные / интенсивные

ж) по свойствам отражаемых явлений: количественные / качественные

з) по составу: простые / сложные

и) по уровню соподчиненности: первого порядка / второго порядка и т.д.

Способы моделирования:

В детерминированном анализе выделяют след. типы факторных моделей

1. аддитивные (исп-ся в тех случаях, когда результирующий показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей) У=Х1+Х2+Х3+...+Хn

2. мультипликативные (результирующий фактор представляет собой произведение нескольких факторов) У=Х1*Х2*...*Хn

3. кратные (результир. показатель получают делением одного фактора на величину другого) У=Х1/Х2

Для моделирования кратных зависимостей используют след. способы преобразования:

- способ удлинения (разложение числителя на составные элементы)

- способ формального разложения (разложение знаменателя на составные элементы)

- способ сокращения (деление числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель)

- способ расширения (деление и домножение числителя и знаменателя на один или несколько показателей)

4. комбинированные (сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей)

 

11. Традиционные способы факторного анализа.

К традиционным способам факторного анализа относят:


- способ цепных подстановок

- способ относительных разниц

- способ абсолютных разниц

- способ процентных разностей

- индексный способ

- интегральный способ


Способ цепных подстановок – явл-ся универсальным, т.к. может исп-ся для оценки влияния факторов в любых типах факторных зависимостей (аддитивных, мультипликативных, кратных, комбинированных).

Сущность: сначала выполняются цепные обстановки путем последовательного изменения каждого фактора с базисной величины на фактическую, а затем оценивается влияние каждого фактора путем нахождения разницы до и после.

У=(А+В)/(С*Д) У1=(Аф+Впл)/(Спл*Дпл) У2=(Аф+Вф)/(Спл*Дпл) У3=(Аф+Вф)/(Сф*Дпл) Уф=(Аф+Вф)/(Сф*Дф)

Способ абс. разниц – применяется для оценки влияния факторов в мультипликативных зависимостях.

Уа=У1-Упл Ув=У2-У1 Ус=У3-У2 Уд=Уф-У3

Способ отн. разниц – применяется для оценки влияния факторов в мультипликативных зависимостях, при этом исп-ся отн. изменения каждого фактора (Тр или Тпр)

У= А*В*С*Д; ∆Уа=Уа пл * Та пр/100; ∆Ув=(Ув пл+ ∆Уа)* Тв пр/100;

∆Ус=(Ус пл+ ∆Уа+∆Ув)* Тс пр/100; ∆Уд=(Уд пл+ ∆Уа+∆Ув+ ∆Ус)* Тд пр/100

Способ процентных разностей – применяется для оценки факторов в мультипликативных зависимостях, при этом рассчитываются относит. изменения группы факторов (Тр или Тпр)

У= А*В*С*Д;; ∆Уа=Уа пл * Та пр/100; ∆Ув=Ув пл * (Тав р-Та р)/100;

∆Ус=Ус пл * (Тавс р-Тав р)/100; ∆Уд=Уд пл * (Тавсд р-Тавс р)/100.

Индексный способ – применяется для оценки влияния факторов в смешанных зависимостях представленных в виде суммы произведения факторов.

У=А*В*С; JА = (Сумма Аф*Впл*Спл)/(Сумма Апл*Впл*Спл); JВ= (Сумма Аф*Вф*Спл)/(Сумма Аф*Впл*Спл)

JС= (Сумма Аф*Вф*Сф)/(Сумма Аф*Вф*Спл)

Применяется для оценки качества на стоимость выпущенной продукции. При этом рассчитываются след показатели:

- индивид. индекс качества; Ji =отчет/базис (прямой); Ji = базис/отчет (обратный)

- групповой индекс качества; J A гр= JАi*JАJ;

- сводный индекс качества; Jсв= (Сумма Jгрi * Vотчi * Цотчi)/ (Сумма Vотчi * Цотчi)

- общий индекс продукции с учетом изменения качества. Jобщ=Jсв*Jv

Jv (индекс физ. объема) = (Сумма Vотчi * Цпредi)/ (Сумма Vпредi * Цпредi)

 

Интегральный способ – не относится к способам элиминирования, т.к. в нем оценивается влияние каждого фактора с учетом доли от совместного влияния факторов, за счет чего влияние каждого фактора является более точным по сравнению со способами элиминирования.

У=А*В ∆Уа = ∆А*Впл+((дельта А*дельта В)/2)) ∆Ув = ∆В*Апл+((дельта А*дельта В)/2))

У=А/В ∆Уа=∆А/∆В*ln(Вфакт/Вплан) ∆Ув= ∆У - ∆Уа

 

12. Способы элиминирования.

Способы элиминирования – способы, при кот. оценивается влияние одного фактора, при условии, что другие факторы неизменны. К ним относят:


- способ цепных подстановок;

- способ абс. разниц;

- способ отн. разниц;

- способ процентных разностей;

- индексный способ


Во всех способах элиминирования следует применять правило: сначала изменяют экстенсивные (колич.)факторы I, II уровней, а затем интенсивные (качеств).

Способ цепных подстановок – явл-ся универсальным, т.к. может исп-ся для оценки влияния факторов в любых типах факторных зависимостей (аддитивных, мультипликативных, кратных, комбинированных).

Сущность: сначала выполняются цепные обстановки путем последовательного изменения каждого фактора с базисной величины на фактическую, а затем оценивается влияние каждого фактора путем нахождения разницы до и после.

У=а+в/с*д

у1=Аф+Впл/Спл*Дпл

у2=Аф+Вф/Спл*Дпл

у3=Аф+Вф/Сф*Дпл

у4=Аф+Вф/Сф*Дф

Способ абс. разниц – применяется для оценки влияния факторов в мультипликативных зависимостях.

Уа=дельтаА*Впл*Спл*Дпл; Ув=Аф*дельта В*Спл*Дпл; Ус=Аф*Вф*дельта С*Дпл; Уд=Аф*Вф*Сф*дельта Д

Способ отн. разниц – применяется для оценки влияния факторов в мультипликативных зависимостях, при этом исп-ся отн. изменения каждого фактора (Тр или Тпр)

У= А*В*С*Д; ∆Уа=Уа пл * Та пр/100; ∆Ув=(Ув пл+ ∆Уа)* Тв пр/100;

∆Ус=(Ус пл+ ∆Уа+∆Ув)* Тс пр/100; ∆Уд=(Уд пл+ ∆Уа+∆Ув+ ∆Ус)* Тд пр/100

Способ процентных разностей – применяется для оценки факторов в мультипликативных зависимостях, при этом рассчитываются относит. изменения группы факторов (Тр или Тпр)

У= А*В*С*Д;; ∆Уа=Уа пл * Та пр/100; ∆Ув=Ув пл * (Тав р-Та р)/100;

∆Ус=Ус пл * (Тавс р-Тав р)/100; ∆Уд=Уд пл * (Тавсд р-Тавс р)/100.

Индексный способ – применяется для оценки влияния факторов в смешанных зависимостях представленных в виде суммы произведения факторов.

У=А*В*С У=А*В*С; JА = (Сумма Аф*Впл*Спл)/(Сумма Апл*Впл*Спл);

JВ= (Сумма Аф*Вф*Спл)/(Сумма Аф*Впл*Спл) JС= (Сумма Аф*Вф*Сф)/(Сумма Аф*Вф*Спл)

 

Применяется для оценки качества на стоимость выпущенной продукции. При этом рассчитываются след показатели:

- индивид. индекс качества; Ji =отчет/базис (прямой); Ji = базис/отчет (обратный)

- групповой индекс качества; J A гр= JАi*JАJ;

- сводный индекс качества; Jсв= (Сумма Jгрi * Vотчi * Цотчi)/ (Сумма Vотчi * Цотчi)

- общий индекс продукции с учетом изменения качества. Jобщ=Jсв*Jv

Jv (индекс физ. объема) = (Сумма Vотчi * Цпредi)/ (Сумма Vпредi * Цпредi)

 

13. Направления анализа производства продукции. Анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту и структуре.

Основные направления анализа пр-ва продукции:


- оценка динамики выпуска продукции ТП и ВП;

- факторный анализ ТП

-анализ выполнения плана по ассортименту и структуре;

- анализ ритмичности выпуска прод-ии;

- анализ кач-ва выпускаемой прод-ии;

- анализ конкуренции выпущенной продукции

- анализ брака;


 

В анализе изучается изменение выпускаемой продукции путем сравнения фактической и плановой номенклатуры.

В анализе ассортимента проводится расчет ассортиментного сдвига и выполнение плана по ассортименту с использованием метода зачетов – в счет выполнения по ассортименту засчитывается фактический выпуск, но не выше плана.

αА = (∑VФiАПЛ)/(∑VПЛiПЛ) *100

VФiА –фактически выпущенная продукция, засчитанная в счет выполнения плана по ассортименту

∆ТП = ∑VФiАiПЛ/∑VФiПСiПЛ

Изменение ассортимента может сказывается на изменении структуры выпускаемой продукции. Для выявления сдвигов необходимо сравнить темпы роста выпускаемой продукции в стоимостном выражении и темпы роста выпускаемой продукции в трудовом выражении. Если темп роста выпуска прод-ии в труд. выражении больше, то структ. сдвиги произошли за счет увеличения выпуска прод-ии с наибольшей удел. трудоемкостью.

Изменение выпуска продукции за счет структуры:

∆ВПСТР = (IвпСТ–IвпТР)*ВППЛ

IвпСТ, IвпТР –индекс темпа роста в стоимостном и трудовом выражении.

Если нет возможности определить выпускаемую продукцию в трудовом выражении, то структурный сдвиг:

α стр = (∑VФiАiПЛ)/(∑VФiПСiПЛ)*100

VФiА –фактически выпущенная продукция, засчитанная в счет ассортимента

VФПС–фактически выпущенная продукция при сохранении плановой структуры

VФПС = ViПЛ*Kv

Kv – коэфф. роста объема пр-ва или выполнения плана

Влияние изменения структуры определяется способом цепных подстановок:

ВП =∑VОБЩ*УДii

УДi–удельный вес i-го вида продукции

∆ВПСТР = ∑ VОБЩФ*УДiФiПЛ – ∑VОБЩФ*УДiПЛiПЛ

 

14. Анализ ритмичности выпуска продукции.

Ритмичность – это равномерность выпуска продукции предусмотренных планом. Неритмичный выпуск продукции характеризуется ростом затрат на производство, снижением прибыли, формированием лишней продукции на складах, невыполнением договоров поставок, снижением финансовых резуль-татов и эффективности использования производственных ресурсов.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые:


ü Коэф-т ритмичности;

ü Коэф-т вариации;

ü Коэф-т аритмичности;

ü Уд. вес пр-ва прод-и за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;

ü Уд. вес пр-ва прод-и за каждый месяц к квартальному выпуску прод-и;

ü Уд. вес пр-ва прод-и за каждый квартал к годовому V пр-ва;

ü Уд. вес выпущенной прод-и в I декаду отч. месяца к III декаде пред-го;


Косвенные:


ü Доплата за сверхурочные работы;

ü Оплата простоев по вине предприятия;

ü Потери от брака;

ü Штрафы за недопоставку или несвоевременную отгрузку;

ü Наличие сверхнормативных и сверхплановых остатков НП и ГП.


Коэф-т ритмичности - отношение суммы выпуска прод-и, засчитанной в счет выполнения плана по ритмичности к плановому выпуску. КР=∑(ВППЛi–ВПНi)/∑ВППЛi, где ВПНi–невыполнение плана в i-тый период по выпуску прод-ии; ВП плi- плановый выпуск в i-тый период

Коэф-нт вариации – отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемес., среднекварт.) плановому выпуску прод-и.

Кв=((Корень(Х минус Хсреднее)2)/n)/(Хсреднее по плану)

Показатель аритмичности – это сумма модулей «+» и «-» отклонений в выпуске продукции от плана. Чем он выше, тем менее ритмично работает пред-ие. Ка=Сумма ВПi (по модулю)

В процессе анализа изучается динамика всех показателей ритмичности, выявляются уровень неравномерности и отклонений от плана. Дается хар-ка причин неритмичного выпуска, и разрабатываются резервы возможного роста прод-ии в рез-те улучшения ритмичности работы пред-ия. Причины изыскиваются как в целом по производству продукции, так и в разрезе номенклатуры и ассортимента.

Резерв роста выпускаемой продукции при сохранении ритмичности выпуска продукции:

∆ВПРИТМ=(ВПСУТMAX - ВПСУТMIN)*Д

ВПСУТMAX, ВПСУТMIN – максимальный и минимальный среднесуточный выпуск продукции;

Д – число суток в рассматриваемом периоде.

 

15. Оценка и анализ конкурентоспособности продукции.

Под конкурентоспособностью понимается такая хар-ка прод-ии, кот. показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности прод-и основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Для оценки конкурентоспос-ти прод-т необх-мо сопоставить параметры анализируемо изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности прод-ии.

Единичный показатель (g) – отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экон. параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%: g=(P/P100)*100.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технич, экон, эстетич) с помощью весовых коэф-тов (аi), определенных экспертным путем: G=∑ai*gi.

Интегральный показатель (I) – отношение группового показателя по технич. параметрам (Gт) к групповому показателю по экон. параметрам (Gэ): I=Gт/Gэ.

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

 

16. Оценка и анализ обновления и сменяемости продукции.

Включает анализ общего уровня обновления прод-ии, анализ новизны и сменяемости.

В анализе общего уровня обновления прослеживается динамика коэффициента обновления, структура новой продукции по степени новизны и по стадиям обновления (опытные образцы, изделия установочной партии, изделия промышленной партии). Для анализа сменяемости определяется коэффициент соотношения доли освоенной продукции к доле продукции, снятой с производства (в количественном или стоимостном выражении).

КОБН = (QНОВ + QМОДЕРНИЗ.)/ВП*100

Модернизированной считается продукция, выполненная c измененной материальной основой, иным дизайном, с улучшенными ТЭП.

Новая продукция – продукция, имеющая совершенно иную конструкцию и принципы действия.

Различают III степени новизны:

1. Принципиально новая продукция, не имеющая мировых аналогов;

2. Принципиально новая продукция, впервые осваиваемая в РФ;

3. Продукция, новая для предприятия.

В анализе сменяемости прод-ии опред-ся коэфф-т сменяемости – отношение доли освоенной прод-ии к удельному весу прод-ии, снятой с пр-ва.

К= удельный вес осваиваемой / удельный вес снятой с произ-ва прод-ии

Уд. вес м.б. рассчитан как по кол-ву прод-ии в натуральном и стоимостном выр-ии, так и по числу наименьшей прод-ии.

Определяется средний возраст продукции: Т=∑Тt*ВПt/∑ВПt, где ВПt - объем в t-том году, Тt- кол-во лет в t-том году, прошедших с начала освоения выпускаемой прод-ии

17. Анализ качества продукции. Анализ брака.

Важным показателем прод-ии является ее качество. Высокий уровень качества прод-и способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели хар-ют качество всей произведенной прод-и независимо от ее вида и назначения:

- уд. вес новой прод-ии в общем ее выпуске;

- уд. вес прод-и высшей категории качества;

- средневзвешенный балл прод-ии;

- средний коэф-т сортности (отношение ст-ти произведенной прод-ии к ее ст-ти по ценам первого сорта);

- уд. вес аттестованной и неаттестованной прод-и;

- уд. вес сертифицированной прод-ии;

уд. вес прод-и, соответствующей мировым стандартам;

- уд. вес экспортируемой прод-ии, в т.ч. в высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества прод-ии хар=ют одно из ее свойств:

а) полезность; б) надежность; в) технологичность; г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную прод-ю, объем и уд. вес забракованной прод-и, уд. вес зарекламированной прод-и, потери от брака и т.д.

Задачи анализа: изучить динамику пеерчисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения, дать оценку выполнения плана по уровню качества прод-ии; определить влияние качества прод-ии на стоимостные показатели работы предпр-ия: выпуск ТП, выручку от реал-ии прод-и, прибыль.

 

18. Анализ реализованной продукции.

Реализованная продукция – прод-я, оплаченная покупателями или отгруженная, оплата которой находится в пути.

В анализе проводится оценка динамики РП; факторный анализ РП, оценка выполнения договорных обязательств.

Анализ динамики РП проводится в действующих и сопоставимых за 5-10 лет, а т.ж.с разбивкой по кварталам или месяцам за последние 2 года, при этом определяются абсол. измен-е, темпы роста и прироста.

В анализе дается общая хара-ка имеющихся тенденций, а т.ж. основные внутренние и внешние причины повлиявшие на резкое изменение динамики (приводят года в сопоставимый вид с помощью индекса цен- дефлятора).

Далее проводится факторный анализ РП, он проводится следующим образом:

Если РП определяется по отгрузке, то: РП = ТП+ГПНГ- ГПКГ

Если РП определяется по оплате, то факторная модель для РП: РП = ТП + ГПНГ – ГПКГ + ОТНГ - ОТКГ

ОТ – остатки неоплаченной, но отгруженной продукции

В анализе необходимо выявить причины роста остатков на конец года в целом по предпр-ю и по отдел. видам прод-ии при этом выдел-ся как объективные (внешние) так и субъект-ые (внутр-ие) причины. Объект-ые причины: заключение договора на начало следующего периода (т.е. это определяет потребитель), изменение конъюнктуры рынка, выпуск не конкурентоспособной прод-ии, отказ поставщиков от обязательств. Субъект-ые: сырье ненужного кач-ва, плохо работает отдел маркетинга.

В анализе провод-ся сравнение изменения РП и остатков в действ-х ценах с изменением доли остатков, если наблюд-ся рост остатков нереал. прод-ии при одновременном снижении их доли, то рост произошел в рез-те увеличения цен при спаде физ-го объема. Анализ выполнения договорных обязательств проводится только по видам продукции, по которым заключены договоры. Анализ провод-ся методом зачета по которому в счет выполнения договор. обязательств засчитывается факт, но не выше величины, указанной в договоре.

 

19. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ качественного состава рабочих иИТР.

В процессе анализа изучаются:

· Динамика и структура численности персонала в целом по пр-ю, цехам и функциональным группам.

· Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, т. е. соответствие количества, качественного состава работам и услугам;

Также изучается динамика изменения структуры кадров, выявляется соотношение численности рабочих и ИТР, выясняются причины отрицательных изменений и намечаются мероприятия по их устранению.

Рассчитывается относительное изменение численности ∆ЧОТН = ЧФ – ЧПЛ*(ТРВП / 100)

Относительное изменение меньше 0 относительная экономия, больше нуля существует излишняя чис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.012 с.)