Михаил Дмитриевич Чулков(1743-1792) «Пригожая повариха», «Горькая участь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михаил Дмитриевич Чулков(1743-1792) «Пригожая повариха», «Горькая участь»



Творчество также носило антидворянский характер, он был автором нескольких сочинений на экономические темы и придавал огромное значение силе денег, кот. дарит человеку власть и независимость.

Творчество Ч. Было направлено против эстетики классицизма. Он сознательно обращает литературу к реальной жизни, к низким картинам действительности. Герои Ч. Обычно простые люди, которые всего добиваются сами. Они стремятся достичь земного благополучия любыми средствами, и вопрос о недозволенности целей перед ними не встает. Ч. считал бесполезным бороться с существующей несправедливостью, каждый должен стараться получше устроить свою личную жизнь.

«Горькая участь»(из сб. «Пересмешник или славенские сказки»(1766-1768)). - рассказ о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова,в котором видит Ч. «главного отечества питателя во время мирное, а в военное крепкого защитника»Жизнь С. Ф., сына Дурносопова, тяжела с самого детства. Ч., рассказывая о крестьянской жизни, впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса. Деревенские кулаки отдают бедного С. В рекруты. Из 500 завербованных остается 50.С.оказался бравым солдатом и вернулся домой, но там обнаружил, что вся семья убита. Здесь автор переходит к описанию загадочной истории убийства и судебного разбирательства.

«Пригожая повариха или Похождения развратной женщины»(1770г.)в 19 лет овдовев, Мартона осталась без средств к существованию Ч. Не осуждает героиню за аморальное поведение, хотя и не идеализирует ее. Во всем виноваты жизненные обстоятельства..Повествование ведется от первого лица - героиня рассказывает о своих неудачах и злоключениях. М. в принципе неплохой человек, способна на настоящую любовь(к офицеру Свидалю).Он сталкивает ее с еще более порочными людьми,кот. принадлежат к дворянскому сословию.(барский камердинер,Светон и др.)

Особенности:натурализм,народные обороты речи,пословицы,поговорки.Это шло вразрез с требованиями классицизма и придавало прозе Ч. демократический и сатирико-обличительный хар-р.

БИЛЕТ№3.1)Феофан Прокопович.Трагикомедия «Владимир»,театр Петровского времени.

Ф.П.(г.ж.1681-1736) -писатель- Публицист горячо поддерживал все начинания Петра.

«Владимир» - 1705 год.Сюжет:принятие В.христианства и борьба со жрецами.В. показан как историческое соответствие П.,а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, врагов христианства,он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство.Трагедия традиционна по форме,написана в соответствии с теорией школьной драматургии:состоит из 5-ти актов,пролога и эпилога. Пролог:тень Ярополка сообщает жрецам о решении В. принять христианство, завязка: В.борется со жрецами(2 акт),3 акт:Кульминация,в кот. показано психологическое состояние В.,его сомнения,тревога и спор Жеривола с философом-христианином..В. принимает решение и в 5 акте идолы разрушены, жрецы посрамлены,принято хр-во.В эпилоге - хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю,современную Ф.П. пору. Автор проводит аналогию хр-во - просвещение.

Трагедокомедия содержит новаторство - отст. От шк. Драмы в том,что традиц. Серьезность переплетается с комедийными элементами(образы жрецов («Жеривол едино токмо пожирает быка на день) +психологические терзания В. в 3-м акте

Тема революции в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева.

Эпиграф к «П.»9из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стоземно и лаяй» - чудище - самодержавие. Повествователь - революционер. Народ - главная движущая сила истории.

«Спасская полесть»Сон, о том, что он король. Прозрение монарха- утопия

«Торжок» «Краткое повествование о происхождении цензуры».цензура вводится правителями от страха., т. к. вдруг все все поймут и «истукан падет»Р. также обличает помещиков - крепостников:«Медное» - сцена продажи крестьян.«Тверь» -отрывки из оды «Вольность (1781-1783)

В главе «Вышний Волочок» путешественник призывает народ к восстанию.

Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

БИЛЕТ №4.1)философские оды Державина.(«На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»)

Гаврила Романович Державин (1743-1816).Новаторство: обращение поэзии к жизни, внес в поэзию индивидуальное «я».В эстетике Д. Видят и начало худ. Реализма, и сентиментализм, и предромантизм, и классицизм. Идеал Державина - свободный, независимый писатель, выразитель общественного мнения.

«На смерть князя Мещерского» (1779 г.).эта ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизма. Это ода-элегия. Неожиданная смерть знакомого заставила поэта задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. Д. часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. «Жизнь есть небес мгновенный дар...»

«Бог» (1784г.) - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Ода напоминает Ломоносовские духовные оды..Эо произведение писалось несколько лет и посвящена рассуждению о возникновении мироздания и происхождения человека. Обращаясь к богу, Д. Употребляет определение «Без лиц, в трех лицах божества».Автор здесь имеет в виду не только богословское понятие, но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает».Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире, т.е. ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Д. Достигает предельной ясности мысли: «Я царь, -я раб, -я червь, -я бог!»,тем самым доказывая, что человек - вершина создания природы и значение его на земле велико.Чел-к: «Черта начальна божества».

«Водопад» (1794г) - глубокое философское раздумье о смысле жизни, человеческом существовании и праве на бессмертье. Державин развивает те размышления на тему жизни и смерти, которые были подняты ранее в оде «На смерть князя мещерского».Ода написана на смерть князя Потемкина, умершего также совершенно внезапно. Потемкин - человек неординарный и отношение к нему автора неоднозначное. Снова мысль о том, что жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Водопад - символ вечности.

Д. Рассуждает о бессмертьи и приводит наряду с Потемкиным образ другого полколводца - Румянцева, кот. для поэта являлся идеалом истинной гражданственности. Д. приходит к выводу, что бессмертной славы достоин Р., который «пользу общую хранил».

Классицизм как литературное направление.

30-е-50-е годы 18 века - появление классицизма. Это появление закономерно, и на определенном этапе прогрессивно для русского литературного процесса. Рус. классиц. тесно связязан с западным.Первоначально это направление возникло во Франции,в середине 17 века. Идеологом к. Был Декарт.В России он появился именно тогда. когда стал соответствовать по своей идейной направленности основным задачам исторического развития. Основные идеи классицизма - это гражданский пафос, проповедь общегосударственных идей,просветительская тенденция.В основе к. Как литературного явления лежит такой принцип оценки жизненных явлений,чтобы «мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

«Образы без лиц»,типичные собирательные образы. Характер, изображенный к - ми должен был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах.Единство времени, места, действия «вне пространства и времени».Мысль,а не чувство обеспечивает познание действительности.Строгая жанровая и стилевая регламентация,стеснявшая творческую свободу писателя.Классич. трагедия - не драма действия,а драма разговоров.

Отличительные черты русского к.:1)Наиболее отчетливо выраженный гражданско-патриотический пафос,2)Ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция,3)связь с фольклором

БИЛЕТ№ 5.1)Особенности и основные черты литературного процесса 1-го десятилетия 18 века(Повесть о Василии Хреотском).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.)