Белинский и Шевырев о «Герое нашего времени». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белинский и Шевырев о «Герое нашего времени».



С.П. Шевырев (1806-1864): у господина Лермонтова талант. Он и одушевлённый лирик и замечательный повествователь. Оба мира поэзии (внутренний душевный, и внешний действительный) равно для него доступны.

1) Из побочных лиц 1 место - М.М. Цельный характер коренного русского добряка, не тронутого Западом. Верит в любовь и дружбу. В характере его отзывается наша Русь.

2) Грушницкий (не привлекательная личность). Пустой малый. Тщеславный. Любит без любви. Нет чувства чести.

3) Доктор Вернер - материалист и скептик.

4) Две женщины: обе отдались в жертву герою. Бэла (дикая, робкое дитя природы) противопоставлена княжне Мери (произведение общества искусственного, которая заранее вообразила своего героя и ищет его во всех).

Печорин - 25 лет, а кажется старше. Когда он смеётся, глаза его не смеются (потому что в глазах горит душа, которой в Печорине нет). Он жаден ненасытно, в нём страсть противоречить.

Счастье для него - насыщенная гордость. Развратил Бэлу чувственно, Мери - душевно. Он забавлялся княжною. Апатия - следствие развращённой юности и всех пороков воспитания - породили в нём томительную скуку. Скука же сочеталась с непомерною гордостью духа властолюбивого произвела в Печорине злодея.

Корень всему злу - западное воспитание, лишённое веры. Век наш тяжко болен. И недуг его - в гордости духа и в низости пресыщенного тела.

Шевырев настроен был против запада, который мы копируем.. Он обвинил Запад в дурном влиянии на характер Печорина.

Белинский: В романе выразилось единство мысли, оконченность, полнота и замкнутость целого. Говорит о двойственности Печорина: в нём словно два человека: один действует, а другой смотрит на действия первого и осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Белинский видит всю сущность Печорина в его признании доктору Вернеру перед дуэлью: «Думая о близкой смерти, я думаю о самом себе. Из жизненной бури я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уже живу головою».

Белинский говорит о том, что нельзя винить Печорина за то, что у него нет веры. Просто он сам от этого страдает. Душа его не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Это всё не эгоизм. Он не апатично и не равнодушно несёт своё страдание, а он гоняется за жизнью бешено, ища её повсюду. «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени.

 

11. творческий путь Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: тематика, проблематика, художественные особенности.

Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". Общая характеристика: жанр, сюжет, композиция, конфликт, основные герои.

В 1831-2 году опубликованы «Вечера» - книга фантастических путешествий. К Гоголю приходит слава после выхода перв тома (1831). Ему оказывает покровительство Пушкин. «Вечера» написаны под влиянием Пушкина.
В сборник вошли восемь повестей, различающихся по проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гог. использовал распространенный принцип циклизации произведений. Повести объединены единством места (Диканька и ее окрестности), фигурами рассказчиков (все они – известные в Д. люди, хорошо знающие друг друга)и «издателя» (пасечник Рудый Панько). Гоголь скрылся под литературной маской издателя-простолюдина.
Повести – устные рассказы, легенды, байки на современ. и историч. темы.
Цель писателя-романтика – познать дух народа, истоки национального характера (Пушкин: «племя поющее и пляшущее»).
Г. обращается к фольклору (народные легенды: папоротник, который расцветает в ночь накануне Ивана Купалы, продажа души черту, о полетах и превращениях ведьм; мифологические персонажи: русалки, ведьмы, оборотни и черт и т.д.). Почти все повести написаны на сказочные сюжеты. Все герои борются за свою любовь.
Идея «Вечеров» - борьба добра и зла, которые коренятся в самой природе человека. В первом сборнике герои побеждают зло (фольклорный мотив).
Смех юмористический (это сочный народный юмор).
Фантастика – одна из важнейших сторон миросозерцания народа.
За искл. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» все произведения в первом сборнике – романтические. Красочный легендарно-фантастический мир «В.» резко отличается от скучно, мелочной жизни российских обывателей («Ревизор», «М.д.»).
«Страшная месть»
Переложение Библейской легенды об Авеле и Каине. Зло корениться в человеке и порождает зло. Г. ставит вопрос о несовершенстве человеческой природы. В отце Катерины – печать первородного предательства. Это духовная проза Г.
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Проблема страха перед любовью. Иван Шпонька, тетушка Василиса Кашперовна. Шпонька боится свадьбы. Во враждебном мире любви быть не может. Любовь у Гоголя – гармония, счастье и покой.
кратенько: http://briefly.ru/gogol/vechera/ (там и персонажей посмотрите)

12. творческий путь Гоголя. «Миргород»: тематика, проблематика, художественные особенности.

Н.В. Гоголь "Миргород". Общая характеристика: жанр, сюжет, композиция, конфликт, основные герои
Вышел в 1835 году.

В Книге показана не только жизнь «небокоптителей», но и романтическая героика прошлого, и страшный мир природного зла, воплощенные в «Вие». Композиция: делится на 2 части, каждая из которые включает две контрастных друг другу повести: бытовая повесть «Старосветские помещики» и героическая эпопея «Тарас Бульба», нравоописательная «Повесть…» о двух Иванах противопоставлена «народное предание» - повесть «Вий». Г. отказывается от литературной маски «издателя».
В жизни людей писатель обнаружил противоположные начала: духовное и телесное, общественное и духовное. Торжество духовности Г. показал в героях повести «ТБ», прежде всего в Тарасе. Победу телесного, вещественного – в обитателях «старосветского поместья» и Миргорода (два Ивана). Природное зло, перед которым бессильны молитвы и заклинания, торжествует в «Вие». Зло социальное, возникающее среди людей в результате их собственных усилий, - в нравоописательных повестях. Г. считает, что оно преодолимо, т.к. нелепо и случайно.
«Вий»
Хома Брут заглянул в глаза Вию, природному злу, и умер от страха перед ним. Мир, противостоящий человеку, страшен и враждебен – тем острее перед люьми стоит задача объединиться перед лицом мирового зла. Отчуждение ведет к гибели человека, ведь только мертвая вещь может существовать независимо от других вещей.
«Старосветские помещики»
Истинная любовь – привычка. Это существование двух сердец в гармонии. Тихая любовь. Мифологический сюжет о Филимоне и Бовкиде.
«Тарас Бульба»
Единственное произведение, где присутствует героическая личность, дух вольности запорожской сечи. Опять тема предательства. Отец сына простить не может. Шекспировский размах страстей. Г. интересует поступок, а не психология. Для Тараса нет ничего святее, чем его отечество. Тоска по отечеству.
«Повесть, как поссорились…»
Страсть сутяжничества. Все время подчеркивается казачий дух (ружье).
Описание умирания больших страстей, умирания человеческого духа. Скука – то, что угнетает, что делает человека бесполезным.

13. Творческий путь Гоголя. «Петербургские повести»: тематика, проблематика, художественные особенности.

29. «Петербургские повести». Образ маленького человека.

Гоголь (1809-1852)

В Петербургские повести, которые относятся ко второму периоду творчества Гоголя, входят «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Коляска», «Портрет», «Рим».

Говоря об образе маленького человека, лучше всего рассказать о «Шинели». Герой - Акакий Башмачкин. Тема маленького человека возникла с появлением сентиментализма. Первое появление - у Карамзина в «Бедной Лизе». Потом у Пушкина. Для Гоголя маленький человек - это не просто представитель социального меньшинства. Башмачкин - маленький человек, потому что он беден духовно. Гоголь даёт своему маленькому человеку почти романтическую страстность. У него это маниакальная страсть к вещи (все мечты героя сведены к обретению шинели). Слишком низменна эта цель. Башмачкин - пуст, на него никто не обращает внимания. Здесь интересно построение имени героя. Какос - от латинского = злобивость, а - отрицание, соответственно Акакий - незлобивый. Акакиевич - дважды незлобивый, он безответный на любые чувства до крайнего состояния. И вдруг этот человек обретает себя в шинели. Он становится важным, но когда её снимают с него, он как будто теряет всё, это

Активно здесь разрабатывается образ города. Никто не хочет помочь герою найти свою вещь, просто потому что город глух к проблемам отдельного человека.

Противопоставление образа маленького человека с именем значительному лицу (которое не имеет имени). Он представитель бюрократии. Это противопоставление - это конфликт между государством и маленьким человеком, обличение равнодушия.

 

30. Гротеск в «Петербургских повестях» Гоголя.

Гоголь (1809-1852)

В Петербургские повести, которые относятся ко второму периоду творчества Гоголя, входят «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Коляска», «Портрет», «Рим».

Объединяющая тема повестей - расхождение желаемого и действительного, цели и результата. Всё происходит наоборот. Практически все герои повестей терпят поражение. Их мечты разбиваются. Только один герой своей цели достигает (совершенно случайно). Это Ковалёв в «Носе». И то, он просто возвращает потерянное на своё место (статус кво).

«Нос» (1835).

Фантастика у Гоголя всегда играла большую роль. Эта повесть - очень смелый гротеск. Многие здесь высматривали связь между Гоголем и Гофманом.

В основе сюжета - балаганная присказка о старухе с носом.

Начало - Цырюльник за завтраком в хлебе находит нос, знакомый, коллежского асессора Ковалёва, которого он бреет каждую среду и воскресенье.

Гротеск - в образе носа, который спрятал лицо своё в мундир. Основная тема - страх перед чинами, чинопоклонение, идея значимости мундиров. Личность перед ним ничто. Нос спокойно может существовать без человека, без хозяина, если у него есть мундир. Хозяин носа подчинён своему же носу только потому, что тот облачён в мундир. «По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник», - о носе.

Потеряв нос, Ковалёв страдает не физически, а морально. Общество его заставляет страдать морально, это общество с перевёрнутой шкалой ценностей.

 

31. Тема художника в «Петербургских повестях».

Гоголь (1809-1852)

В Петербургские повести, которые относятся ко второму периоду творчества Гоголя, входят «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Коляска», «Портрет», «Рим».

Тема художника хорошо изображена прежде всего в «Портрете», и в «Невском проспекте».

«Портрет».

1 часть повести восходит к социальному повествованию, проблемы художника и моды, художника и рынка: портрет дарит Черткову деньги. Он начинает работать на заказ, на потребу публики - теряет истинный образ художника. Его страхом и наслаждением становится золото. Начало краха Черткова - столкновение с шедевром, написанным его коллегой. Для Гоголя идеал художника - образ отшельника. Столкнувшись с настоящим искусством, Чертков понимает свою несостоятельность, он пытается изобразить падшего ангела. Но не очистившись перед богом, он не может уйти дальше от этого штампа, им овладевает помешательство, уничтожает все картины и умирает.

2 часть - разъяснение причины нехватки света (то, что в душе самого автора не было света и духовности). Приобретение загадочного портрета - изменение жизни Черткова. Тема рокового портрета.

Это тема искушения. Художник П. сумел победить демона в душе путём ухода в религию. Он обращается к иконописи; только через страдания возможно восхождение к свету и истине. «Портрет» несёт в себе основную идею Гоголя - «Мало воспроизводить действительность, нужно прежде всего просветлить свою душу. Только после этого ты имеешь право показывать грязную действительность».

«Невский проспект» - воспевает проспект (единство коммуникации, каждая улица выходит на него) Мир Петербурга раздроблен, в этом Гоголь видит основной его трагизм. Нет той духовности города. Действующие лица - из другого сословного круга, нежели у Пушкина. Это скорее люди из Всадника. Здесь герои из мира художественной интеллигенции. Проблема о нравственной ценности искусства. Главная нравственная коллизия - между мечтательным идеализмом и реальностью. Разочарование художника - в реальной обманутой красоте.

Пескарёв. Ему снятся сны. 1-ый - реальный, 2-ой мечтательный, здесь впервые введена тема наркотиков как замены счастья для творческой личности. В образе Пескарёва раскрывается область бессознательного. Он сходит с ума от контраста внешнего парадного Петербурга и внутренней грязи. Пескарёв ранимый. Ему противопоставлен поручик Пирогов, заурядный, простой, незамысловатый человек. Он ухаживает за блондинкой, женой немецкого чиновника. Имена друзей её мужа - Шиллер, Гофман.

Финал: ещё одно описание Невского. Но уже другое к нему отношение: «О, не верьте этому проспекту! Всё обман, всё мечта». Ирония в начале оборачивается желчностью в конце.

«Рим» - проблематика «Восток-Запад». Раздумия автора о необходимости гармонии в мире и путях её достижения. Главный герой - итальянский князь, патриот. Он задаётся вопросом о преодолении раздробленности жизни. Гоголя привлекала тема итальянского карнавала, где мирно уживаются три эпохи: античность, средние века и возрождение, и современность. Прославление Рима, у его народа высокое предназначение.

14. Обращение Гоголя к истории: «Тарас Бульба». Фантастическое у Гоголя. Повести «Портрет» и «Вий».

«Тара́с Бу́льба» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.

События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

 

Сюжет

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких, лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала — и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью — признаком запорожской воли. Казаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь — не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, пытается найти обоснование для выгодного похода на Турещину, но под влиянием прибывших из Украйны козаков, рассказавших о притеснениях польских панов над народом Украйны, войско единодушно решает идти на Польшу, чтобы отомстить за все зло и посрамление православной веры. Таким образом война приобретает народно-освободительный характер.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына — среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубно, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из темных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает, что панночка — в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведет его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих. Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое — половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остается продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленен, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» — «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прощенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание — собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костер. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту предрекает старый атаман обьединение русских земель, погибель вргам ее и победу православной веры.

Казаки уходят от погони, дружно гребут веслами и говорят про своего атамана.

Различия между первой и второй редакцией

Перерабатывая редакцию 1835 года для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внёс в повесть ряд существенных изменений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему. Историко-бытовой фон повести значительно обогатился — дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу.

В первой редакции казаки не называются «русскими», предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православная русская земля» отсутствуют.

В 1858 году граф Кушелев-Безбородько за 1200 рублей серебром купил у семьи Прокоповичей рукопись «Тараса Бульбы» и подарил её Нежинскому лицею. Эта, так называемая «нежинская рукопись», полностью написана рукой Николая Гоголя, внесшего немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, переработавшего 8-ю и 10-ю и, таким образом, представляет собой последнюю авторскую редакцию «Тараса Бульбы». Однако во всех последующих изданиях «Тарас Бульба» перепечатывался не с оригинала, а с издания 1842 года, «подправленного» Павлом Анненковым и Николаем Прокоповичем, которые, по мнению некоторых критиков, «прилизали» остроту, натурализм, а также лишили произведение художественной силы.

 

Критика повести

Наряду с общим одобрением, которым встретили критики повесть Гоголя, некоторые аспекты произведения были найдены неудачными. Так, Гоголю неоднократно ставили в вину неисторичность повести, чрезмерную героизацию казачества, отсутствие исторического контекста, что отмечали Михаил Грабовский, Василий Гиппиус, Максим Горький и другие. Это может быть объяснено тем, что писатель не обладал достаточным количеством достоверных сведений об истории Малороссии. Гоголь с большим вниманием изучал историю родного края, но информацию он черпал не только из довольно скудных летописей, но и из народных преданий, легенд, а также откровенно мифологических источников, вроде «Истории русов», откуда им были почерпнуты описания зверств шляхтичей, бесчинства евреев и доблести казаков. Особое недовольство повесть вызвала в среде польской интеллигенции. Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Негативно высказывался о «Тарасе Бульбе» Михаил Грабовский, хорошо относившийся к самому Гоголю, а также многие другие польские критики и писатели, такие как Анжей Кемпинский, Михаил Бармут, Юлиан Кшижановский. В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя.

Повесть также критиковалась за антисемитизм некоторыми политиками, религиозными мыслителями, литературоведами. В юбилейном гоголевском 1909 году лидер правого крыла сионизма Владимир Жаботинский опубликовал в сионистском журнале «Рассвет» статью «Наброски без заглавия», переименованную в 1913 году в «Русскую ласку». В этой статье автор упрекает евреев, использовавших «случай <гоголевские торжества> лишний раз „поплясать на чужой свадьбе“». Причина, по которой Гоголь был объявлен чуждым еврейской нации — сцена еврейского погрома в повести «Тарас Бульба»: «Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное, ясное веселье, не омраченное даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги — ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды. С этих пор обвинения Гоголя, (а также Пушкина, Тургенева, Достоевского, Некрасова, Чехова) в антисемитизме неоднократно были повторены на страницах близкой к сионизму прессы. Как отмечал литературовед Аркадий Горнфельд, евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишенные всяких человеческих черт. По его мнению, Гоголь здесь отражает «заурядное юдофобство эпохи»; антисемитизм Гоголя исходит не от жизненных реалий, а от устоявшихся и традиционных теологических представлений «о неведомом мире еврейства»; образы евреев шаблонны и представляют собой чистую карикатуру. Cогласно мнению религиозного мыслителя и историка Георгия Федотова, «Гоголь дал в „Тарасе Бульбе“ ликующее описание еврейского погрома», что свидетельствует «об известных провалах его нравственного чувства, но также о силе национальной или шовинистической традиции, которая за ним стояла».

С другой стороны многие выдающиеся литературоведы и религиозные деятели еврейского происхождения, посвятившие себя изучению творчества Гоголя, в том числе М. О. Гершензон, С. А. Венгеров, Ю. И. Айхенвальд, П. С. Коган, Л. И. Шестов, Н. О. Лернер, А. Л. Волынский, Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский, Н. Л. Бродский, Р. О. Якобсон, И. П. Золотусский, С. И. Машинский, Ю. В. Манн, М. Я. Вайскопф, М. С. Гус, Ю. М. Лотман никаких проявлений антисемитизма в творчестве Гоголя не находили, и вопрос отношения его к еврейству не рассматривали вообще. Так известный литературовед Михаил Вайскопф, профессор литературы иерусалимского университета, считает, что повествование «Тараса Бульбы» происходит от лица рассказчика, а не от лица автора. Рассказчик симпатизирует запорожцам, и не любит евреев. Поэтому антисемитизм рассказчика нельзя ставить в вину автору.

 

 

15. Гоголь-драматург. «Ревизор». «Театральный разъезд».

«Ревизор». Жанр и композиция. Сборный город.

5 действий. Комедия. 2 месяца писалась Гоголем.

Сюжет о мнимом ревизоре был предложен ему Пушкиным.

Эпиграф: «Неча на зеркало пенять, коли рожа кривая».

В комедии нет положительных персонажей, однако герои не совершают злодеяний. Гоголь не говорит здесь об отдельных недостатках чиновников, он изображает их порочными в целом. Они человечны, но гиперболически гротескны, их недостатки сильно преувеличены.

Новаторство Гоголя: изобрёл «тёмный город». Необычная завязка в самом начале. «Приём композиционного кольца», приём водевильности: суетливость, спешка. Комизм усиливается, когда Хлестакову дают взятки. Кольцевая композиция: начинается с чтения письма и заканчивается им. Говорящие фамилии - судья Ляпкин-Тяпкин; смотритель училищ Хлопов.

Завязка: Любовного сюжета нет, нет экспозиции. Сразу Гоголь ставит всех героев перед лицом одного события. «Страх, ужас, гроза идущего вдали закона». Страх ожидания завязывает комедию. Слух о том, что ревизор Хлестаков, разносят Бобчинский и Добчинский.

Образ города: иерархичность (социальная лестница) и универсальность (типичный провинциальный город). Центр. Место - чиновники (взяточничество - судья берёт борзыми щенками, казнокрадство (церковь растащена), грубый произвол (почтмейстер распечатывает все письма).

Город населён теми же мёртвыми, бездуховными душами. Главный герой - собирательный образ чиновников. Положительный герой - смех.

Мнимая завязка, мнимый конфликт, мнимая развязка. Объявление о приезде настоящего ревизора - возмездие.

Кульминации 2: чтение письма (о том, что Хлестаков не ревизор), и приезд настоящего. Мнимая сцена. Завязка - сон городничего (ему приснились две крысы, напавшие на город).

Самодурство Городничего беспредельно и его подданные следуют его же примеру. Каждый чиновник знает о взятках, но знает и своё место. Здесь очень строгая иерархия.

Все говорят с Хлестаковым «вытянувшись» - одна и та же характеристика.

Городничий - привык приказывать

Попечитель богоугодных заведений - льстец и хитрец

Смотритель училищ - робок и несмел

Судья - «очень умный», прочитал 5 или 6 книг

Почтмейстер может сделать «далеко идущие выводы».

Интрига: объявление о приезде Ревизора с тайными предписаниями. Приезжает Хлестаков случайно, проездом в этом городе. Его принимают за ревизора, дают взятки, показывают всё, гостеприимничают. Потом случайно открывают письмо от Хлестакова его другу и понимают, что он не ревизор. Его уж след простыл, а тем временем появляется настоящий ревизор. Все в шоке.

Хлестаков - лицо фантасмагорическое.

Во-первых, это человек 23 лет приглуповат, без царя в голове. Едет из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию к отцу. По дороге проигрался и теперь не имеет денег. Быстро понимает, что его приняли за какое=то важное лицо, вытягивает у всех деньги, ведёт себя развязно с женщинами, а потом уезжает. Письмо к Тряпичкину всё решает в комедии.

Хлестаковщина - желание сыграть роль вершком выше той, которая предписана ему ан служебной лестнице. Ею больны все чиновники города. Осип (слуга) тоже кутит в компании, как барин, уподобляется Хлестакову.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.074 с.)