Творческий путь Лермонтова. Поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри»: тематика, проблематика, художественные особенности. Проблема положительного героя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь Лермонтова. Поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри»: тематика, проблематика, художественные особенности. Проблема положительного героя.



Павлов, «Именины»

 

Пушкин А. С. заметил: “Павлов первый из нас написал истинно занимательные рассказы”.(1)* По мнению Пушкина, повесть “Именины” представляет некоторые несообразности, для того, чтобы эти несообразности исчезли, требуются более глубокие знания человеческого сердца. В слоге Павлова, чистом и свободном, как считает Александр Сергеевич, изредка отзывается манерность; в описании – близорукая мелочность нынешних французских романистов. Слог его романтических повестей быстр, изящен, щеголеват в своей тщательной отделке фраз. Павлова не без основания сравнивали с Бальзаком.

 

Белинский В. Г. уделял пристальное внимание изучению творчества Павлова. Он писал: “Трудно судить о повестях г-на Павлова, трудно решить, что они такое: душа умного и чувствующего человека, плод мгновенной вспышки воображения, произведение одной счастливой минуты, одной благоприятной эпохи в жизни автора, порождение обстоятельств, результат одной мысли, глубоко запавшей в душу, - или создание художника, произведения безусловные, безотносительные, свободное излияние души, удел которой есть творчество?”.(2)* По мнению Белинского, все три повести ознаменованы одним общим характером, и только их содержание придаёт им наружное несходство. Они не проникнуты слишком глубокою истиною жизни, в них есть эта верность, которая заставляет говорить: “Это точно списано с натуры, но эта верность видна в частях и подробностях”. Белинский утверждает, что характеры только очерчены и потому лишены почти всякой личности; все действия и слова самые общие; по ним можно узнать касту, но не человека.

 

Повесть “Именины” отличает сила, и емкость обобщающей творческой мысли, интеллектуальное начало, развитая концептуальность.

В начале повести “Именины”, по существу, определён новый принцип воссоздания характера. Но ещё не “типические обстоятельства”, а “причудливый случай” знаменует, по мнению автора, проявление характера героев. В характере начинали обнаруживаться более определённо закономерности становления, конкретные связи со “средой” и предрешённость вариантов поведения личности условиями её существования.

Павлов выбрал в качестве своего героя одного из париев помещичье-крепостной России, одного из “существ, исключённых из книжной переписи людей”, человека, принадлежащего к крепостной интеллигенции. В повести “Именины” описание унизительного положения крепостного музыканта трогательно и правдиво. В повести много реалистических описаний и ситуаций, дающих представление о положении талантливых людей, выходцев из крепостного сословия. Хотя превращение героя из забитого крепостного музыканта в бравого штаб-ротмистра выглядит не совсем убедительно. Но в повести есть и истинный психологизм, и резко очерченный характер. Основное же достоинство её в том, что она пронизана авторским сочувствием к бесправному крепостному интеллигенту. Понятен тот лиризм, то одушевление, которым проникнуты речи героя. За многими угадываются чувства и переживания самого автора.

Бесстрастность авторской манеры повествования, эта кажущаяся холодность находит своё эстетическое обоснование в своеобразном вступлении к повести: “Когда-то я познакомился с одним семейством, которое по воле судьбы, рано сошло со сцены”. Строго говоря, только оно и принадлежит собственно повествователю, путешествующему по среднерусским равнинам. Но предисловие это, по мнению Борзовой Л. П.,- своего рода идейно-эстетическая установка, которая определила всю структуру повествования, его смысловую ёмкость и в то же время предельную краткость организации.

В “Именинах” мы не встретим ни биографии повествователя, ни его “живого” человеческого лица. Борзова Л. П. пишет: “Образ этот реализован как эстетическая установка на исследование массовых, социальных процессов, которая организует и саму систему рассказчиков”.(36)*

Основные события рассказаны с отдалённой временной дистанцией, что сообщает повествованию характер углублённого размышления: “Когда-то я познакомился с одним семейством…”,(37)* - пишет Павлов. При этом развитие сюжета выстраивается таким образом, что сначала мы узнаём итог события, а затем его причины, извлекая из глубины явления его внутренний смысл. В центре внимания – два случая из жизни крепостного музыканта на именинах. Случайная встреча с Александриной, героиней повести, на именинах её бабушки, которая решила судьбу С., стала его “Ватерлоо”. Второй эпизод – опять случайная встреча теперь уже офицера С., бывшего крепостного музыканта, с той же Александриной, ставшей за это время женой помещика N, - встреча, разрушившая жизнь не только бывшего крепостного музыканта, но и всех участников этой драмы.

Исповедальное повествование в “Именинах” изначально предполагает остро социальный характер, потому что в нём сталкиваются между собой несколько мировоззрений, человеческих судеб, порождённых различными социальными условиями и поэтому декларирующих своё собственное отношение к окружающей действительности, свою гражданскую и нравственную позицию.

Основная часть исповеди каждого из героев передана в прошедшем времени: “Как я суетился…Я расположился ужинать…”, но в кульминационных эпизодах повествование драматизируется, а время переходит в функцию художественного настоящего: “Я не скажу вам…”. Несомненно, что, вчерашний крепостной, С. принят в обществе на равных, когда он из никому не известного музыканта превращается в великолепного офицера, - при нём и сами гости N теперь уже не смели очень развернуться при великолепном офицере”.(41)* Но судьба устойчива в своей несправедливости к людям подобного происхождения, и жизнь всегда найдёт способ преподнести ему такой “сюрприз”, от которого он не в состоянии уже будет оправиться.

В условиях крепостнического строя человек, случайно вырвавшийся из крепостной неволи, лишь исключение. Он остаётся одиночкой, не обладает мужеством для последовательной борьбы с враждебным ему обществом. Трагична поэтому и его судьба. Конец повести подчёркивает безвыходность и трагизм положения в дворянском обществе человека из низов.

Но реализм Павлова не всегда можно назвать последовательным и полнокровным. Не всегда типичны обстоятельства, в которых писатель помещает своих героев. Так, в финале повести “Именины” бывший крепостной превращается в офицера, имеющего свободный доступ в привилегированное общество. Это, несомненно, смягчало остроту социального конфликта. Герой погибает, но его гибель не является следствием его социального положения. С ним дерутся на дуэли как с равноправным членом дворянского общества.

Повествование о роковых событиях ведётся последовательно от лица трёх действующих лиц. Исповедуется не только главный герой, крепостной музыкант, убитый на дуэли, но и его соперник, молодой помещик N, супруг любимой этим крепостным Александрины. От имени помещика N написана почти вся повесть. Но первому автор предоставил слово повествователю. Повествователь застаёт своего случайного знакомого N только что женившимся человеком, которому “угар счастия…туманил…голову”. Вторая встреча повествователя с N, так же случайная, через полтора года, в театре, когда он наблюдает разительную перемену в помещике: “Радость человека возмужалого”, и в его отношениях к жене: “Не видал более равенства между ними; они разучились уже угадывать друг у друга мысли”.Теперь автор убеждается, “что нет в природе мускуса, который продолжил бы жизнь умирающей любви”.(45)*

Одной из основных особенностей творчества Павлова явилось стремление дать углублённый психологический анализ. Его интересуют главным образом переживания, связанные с социальными отношениями и конфликтами.

Повествователь как бы предлагает последовать за ним в его поисках ответа представшей перед нами тайны судьбы. Так после экспозиции внимание сосредоточено на дневнике помещика. Рассказ переходит к одному из главных участников этой жизненной драмы, к помещику. Художественное время повествования резко обращается вспять. Помещик записал и исповедальный рассказ самого офицера. Перед нами два рассказчика и две исповеди, что позволяет автору сблизить и сопоставить не только совершенно различные временные планы, но и две точки зрения на происшедшее. Этот приём характерен для прозы 20 – 30-х годов 19 века (Пушкин, Гоголь, Нарежный), что свойственно и творчеству Павлова. Высвечивается объективная логика обстоятельств. Тем самым весь строй повествования у Павлова как бы предлагал найти “философию” в самом течении жизни как она есть. Судьба крепостного музыканта раскрывается при этом не как игра рокового случая, не как цепь романтических ситуаций испытания, но как судьба типическая, подсказанная властью объективных обстоятельств: система случаев превращается в социальное исследование “истории жизни демократического таланта”.(46)*

Просто, сурово, но выразительно рассказывает главный герой о своих бедствиях. Образ дороги, странствий человека по неисповедимым жизненным путям выступает в “Именинах” не только как предмет описания, но как понятие сюжетообразующее, которое организует ключевые моменты развития действия. Все герои повести путешествуют, мгновения встреч и расставаний решают их судьбу. “Дорога” приобретает метафорическое значение “жизненного пути”, извечной неустроенности и бесприютства судьбы человеческой,- поскольку и сама эта драма разыгрывается как эпизод из движения жизни. И образ самого повествователя, и образ помещика, и офицера – образы людей, на мгновение мелькнувших в потоке поколений: “Они прошли мимо как люди обыкновенные; они были, их нет: вот книга их бытия”,- так говорит Павлов в эпилоге повести.

В ходе повествования легко проследить мысль автора о мимолётности, безвестности жизни, которая не минует и одарённого крепостного; человек канул в волнах житейского моря – и забыт.

Единственным следом дуэли, следовательно, и смерти музыканта, и всей его несчастной доли осталась лёгкая хромота помещика. В финале приведены недописанные строки из дневника помещика, переданного им повествователю: “Я подсмотрел однажды, как…плакала украдкой…мы встретились…оба вместе упали. Он не встал, я хромаю”.

Проза жизни, которой подвластна и сильная, гордая личность, - это и есть самое большое испытание для человека. Павлов предлагает задуматься о том, что судьба всем готовит этот “сюрприз”, когда человека, наделённого естественным правом на счастье, ждёт прозаическая участь – безвестность и забвение.

Образ музыканта показан в развитии, в изменении его психологического состояния. В начале повествования на нём лежит печать восторженности. По ходу сюжета из робкого, но вдумчивого человека он превращается в мстителя.

Двойная передача события резко отделяет героя от автора и тем самым объективирует самую “романтическую историю”; вплетая её первоначальное повествование о жизни героя. В таком изложении характер героя – рассказчика, крепостного музыканта, приобретал двойную достоверность и был освещён субъективными переживаниями героя в его неудавшейся любовной истории.

Человек, бывший центром вселенной и центром произведения, действующий, инициативный, “строящий замки своего воображения”, оказался сам вещью: “Ты сам – проигран”.(49)* Таким образом, представление о свободно творящем, инициативном, романтическом герое было подрублено под корень: личность оказалась в плену у грубой действительности. Павлов неспроста впервые даёт здесь внешний портрет героя, нарочито подчёркивая шрам от сабельного удара; также это показано в типичности поведения, вытекающего из положения в обществе: “Мне было покойнее держаться около какого-нибудь угла”(50)*, “Зато я теперь вымещаю тогдашние страдания на первом, кто попадётся…отвечать грубо на вежливое слово”.(51)* Художественная логика событий привела к смерти героя, попытавшегося выйти за пределы предназначенной ему земной судьбы. Смерть воспринимается как закономерность, хотя и вызвана непосредственно “стечением случайностей”.

Логика развития персонажа заключена в том, что герой “Именин” не пытается “слиться с человечеством”, потому что он – “человек толпы”, “флейта”, “машина”, “существо”, исключённое из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о котором нечего сказать и которого нельзя вспомнить”(52)*, - так считает Павлов.

Функция пейзажа здесь несёт только романтический оттенок: настроение персонажа передаётся через краски природы. Когда помещик впервые встретил офицера, на улице была “грязная осень, мрачный вечер, когда ни одна звезда не теплилась на небе”.(53)* Природа предупреждает его о том, что встреча с офицером ничем хорошим закончиться не может. Когда музыкант ехал на именины в дом Александрины, то природа приветствовала его, предвещая только хорошее: “Как весело взошло солнце в этот день! Я ещё помню каждую струю Волги, каждый цветок, все лица, все звуки…”.(54)* Узнав, что его проиграл хозяин в карты, молодой человек был потрясён произошедшим. В унисон с ним взбунтовалась и природа: “Волга бунтовала под моими ногами”.(55)* Художник решил бежать, его сопровождал унылый пейзаж, показывая, что молодой человек удаляется от “источника жизни”, своей Александрины. Вновь видны чисто романтические приёмы, которые для более точной характеристики героя сравнивают в сопоставлении переживания персонажа и описание природы. Материальный мир, пейзаж, бытовые зарисовки помогают полнее воспринять характер и поведение героя.

В повести “Именины” Павлов одним из первых затрагивает тему, нашедшую продолжение во многих произведениях 40 – 50-х годов 19 века, - путь крепостного музыканта. В этой теме центральной является любовная линия. Даже романтические эпизоды интересуют писателя не столько сами по себе, сколько в связи с осложняющими их социальными мотивами (любовь крепостного к помещичьей дочери).

Творческой находкой можно считать постановку вопроса о взаимосвязи любви и творчества, художнический взгляд на возлюбленную как на идеал и произведение искусства: “Она должна хорошо петь”.(56)* В их общении значительная роль отводится восприятию искусства, и, в частности, музыке. Любовь к Александрине музыканта носит романтический характер.

Их счастью мешают социальные различия. Александрина, узнав, что её возлюбленный крепостной, не смогла переступить черту, которая их разделяла, поэтому согласилась на предложение помещика и вышла за него замуж.

Неожиданные обстоятельства меняют резко судьбу крепостного музыканта. По приговору суда он был отдан в солдаты, где не упускает случая с иронией отметить, что, наконец, осуществилась его мечта о равенстве: “Я…в поприще, где падают люди не по выбору, а кто попадётся”.(57)* Оглядываясь на всё пережитое, музыкант делает признание о том, что он теперь вымещает свои страдания на первом, кто попадётся. Это и есть излишество мести, порождённое горьким опытом романтического отпадения, пережитых страданий. Но как социально колоритно признание офицера!

Второстепенные персонажи помогают раскрыть характеры главных героев, отсутствие имён которых показывает типичность событий в повести, правдивость повествования. Не случаен эпиграф из Шекспира: “Что в имени?”. В повести Павлов упоминает только два имени: Владимир Семёнович и Александрина Дмитриевна.

Владимир Семёнович – это “фанатик музыки, пламенный поклонник искусства…он меня, музыканта, сажал за обед рядом с каким-нибудь коллежским асессором”(58)*, чтобы найти ему место, достойное его таланта.

В те времена в дворянских семьях бытовали такие женские имена, которые были неупотребительны у крестьянок. Одно из них – это Александра, или Александрина. Это греческое имя означает защитница. С одной стороны, это имя дано ей правильно. Она – защитница своего очага, семьи, когда вышла за помещика N. Но с другой стороны, в этом имени есть и ирония. Она нарушила клятву, данную музыканту С., она предала свою первую любовь, не смогла защитить её.

При описании внешности Александрины Павлов использует светлые тона: на щеках играл тонкий румянец (розовый цвет означает молодость, нежность, веселье), белое платье с голубым поясом (белый цвет означает чистоту, невинность, радость).

Психологическийй анализ помогает Павлову усилить критический, обличительный характер изображения социальной действительности. Раскрывая переживания своих героев, Павлов разоблачает их подлинную, порой очень неприглядную сущность (измена данному слову Александрины, месть офицера). Трагично закончились события в этой повести, где переплелись романтизм и реалистические обстоятельства, погубившие героев.

Не менее интересна вторая повесть этого цикла “Аукцион”. Это повесть – миниатюра из жизни света. История мести молодого светского человека неверной возлюбленной рассказана изящно и с блеском; авторская ирония даёт почувствовать призрачность, мимолётность, “аукционность” светских отношений. Автор решает тему – отмщение за измену – в социальном плане, доказывая, что истинные чувства невозможны в светском обществе.

Повесть “Аукцион” – злая сатира на большой свет. Автор романтического произведения типизирует в образах главных героев определённые человеческие черты. Помещая своего героя в группу Онегиных и Чайльд - Гарольдов, Павлов Н. Ф. выделяет особенности этих людей – силу характера, двойственность натуры, своеобразный демонизм. Если главным героем ещё овладевает грусть от невозможности настоящей любви, то в героине воплощается тип женщины – кокетки, которая испорчена светским обществом. Княгиня, легко меняющая своих возлюбленных, - реально воссозданный тип; но, как и главный герой, он лишён индивидуальности.

Павлов показывает сосуществование в человеке противоречивых свойств характера. Так, ради мести оскорбившей его красавице герой повести отказывается от обладания предметом своей страсти.

Повесть начинается с размышлений о театре. Здесь присутствует тема искусства, на фоне которого и происходит всё действие. У главного героя нет имени, что подчёркивает типичность персонажа.

В повести нет описания внешности главного героя, только лишь упоминаются характерные черты его лица: “Краска выступила у него на лице”(59)*, “На его лице вырезалось то состояние души”(60)*, “На лице его тяготели суровые думы”(61)*, “насмешливая улыбка ещё оставалась на его лице”.(62)*

В том обществе, в котором живёт главный герой, все чувства, как мне кажется, все размышления приходится хранить в своей душе, потому что в этом обществе существуют только законы купли - продажи, законы аукциона. В душе героя хранятся воспоминания об истории любви, о том, что его бросили, о том, что над ним посмеялись, убили его надежды. В нём живёт только одна мысль: “Месть!”. Но это человек хорошо воспитан, великодушен, но самолюбив. Он имеет достоинство, поэтому не может мстить женщине низко: “Пустить в свет её письма – низко!”.(63)*

Всё это говорит о том, что повесть “Аукцион” – романтическая повесть, а главный герой – образ типично романтического героя, реалистических черт в нём почти нет. Мне кажется, автору был интересен не его герой, а его поступки.

Главный персонаж живёт, не взирая на чувства, бушующие в его душе, по устоявшейся привычке великосветского общества. В его доме камин, который, по-моему, олицетворяет мечту о мирной семейной жизни, но которая так и не осуществилась. В обществе ему приходится быть игрушкой, куклой в чужих руках, им вертят, как хотят: “Она выбрала меня игрушкой, поиграла и выбросила”.(64)* Молодой человек принимает условия игры, в которую его втянуло общество: “Наряженный как кукла”.(65)*

Он понимает, что не в силах всё это изменить, он – один. Поэтому его месть ничем не закончилась, всё осталось прежним. Его дама так же мила и привлекательна, так же все восхищаются ею, так же её сладкая речь льётся, а взор ласкает кавалеров.

Дополнить характеристику общества, в котором находится главный герой, поможет фигура дамы, так жестоко поступившей с молодым человеком. Её не трогают истинные чувства, в её жизни главное – деньги. Поэтому её цель – продать себя подороже. Она везде ищет выгоду. Эта дама желает, чтобы ею любовались, восхищались: “Набожно остановился он в дверях, не смея переступить порога…она была утром лучше, чем вечером”.(66)*

Нельзя обойти вниманием ещё одно действующее лицо повести – мужа дамы. Два раза встречает молодой человек его и два раза слышит: “Я на аукцион….Я с аукциона”.(67)* Это человек, который живёт только в мире денег, ищет, где и что можно выгодно купить.

В этом мире люди – вещи. Так он купил себе жену, молодую, красивую, игрушку общества, которой можно любоваться и получать с этого выгоду. Других чувств в этом человеке нет.

В этом мире все играют, все – куклы, в душе которых пустота. Поэтому и повесть заканчивается балом, на котором все, как всегда: все танцуют, улыбаются, скрывая в душе алчность, кровожадность.

Из всего сказанного можно сделать вывод: в повести “Аукцион” Павлов использует романтические приёмы воссоздания характеров (прежде всего в образе главного героя), но и обнаруживаются реалистические черты в воссоздании светского общества.

Третья повесть этого цикла – “Ятаган”. Персонажи – не байронические герои, они слишком явно походили на реальных русских людей, населявших гостиные, казармы и департаменты. За жестоким самодуром – полковником стояла вся николаевская армия с её палочной дисциплиной и тиранством. Повесть выявляет типические черты людей, их общественный вес и значение.

Центральная тема “Ятагана” – тема социального неравенства, неполноправности и связанных с этим страданий. Романтический сюжет (любовный треугольник: княжна вера, корнет Бронин и полковник) наполнен яркими и правдивыми сценами армейской жизни, быта помещиков, точными и тонкими психологическими наблюдениями, живыми описаниями природы.

Действующие здесь лица не являются носителями лишь одной характерологической особенности, в них сосуществуют различные, порой противоречивые стремления. Так, полковник изображён не только жестоким, невежественным, “мстительным злодеем”, но и человеком, не чуждым жалости к побеждённому сопернику.

Герой “Ятагана”, корнет Бронин, совершает путь, обратный пути героя “Именин”. В развитии дан образ Бронина, превращающегося под влиянием испытаний, выпавших на его долю, из пустого малого, восторгающегося усами и красивым мундиром, каким он показан в начале повести, в глубоко чувствующего, облагороженного страданиями человека.

В этой повести герои сохраняют некоторую романтичность. Они поставлены судьбой в особые обстоятельства, они сосредоточены на своих чувствах, своей судьбе. Возвышенная патетика речи, отражающая пылкие чувства, в плену которых герой готов забыть себя, также, несомненно, романтического происхождения.

Яркое этому подтверждение восторженно – патетическое начало “Ятагана”, где портрет героя даётся в начале в едином романтическом ключе: “Как приятно рисовать шелковистые ресницы юноши, когда он опускал довольный взгляд на свои новые эполеты! Он может…блеснуть на Невском проспекте!”.(68)*

Сюжет повести нерасторжимо переплетается с полемикой литературной. В “Ятагане” княжна украшает своего избранника “розами воображения”.(69)* В воображении княжны развёрнут целый романтический сюжет, собранный из деталей и мотивов романтической литературы.

Княжна, истинная романтическая героиня, готова была вознаградить страдальца Бронина и вознаградила бы, если бы не одно щекотливое общество. Ведь Бронин – солдат. “Солдату нельзя ездить в карете!”(70)* Тут отказывают законы романтического течения действия. Социальный момент становится моментом художественного конфликта как некая преграда на пути персонажей. И эту преграду им не перейти.

Павлов в этой повести не рассказывает, как происходила дуэль, как совершалось наказание розгами Бронина. Не события, а причины выдвигает он на первый план. Это был значительный шаг к правдивому изображению действительности: обстоятельства формировали судьбу и определяли характер героя.

Второстепенные персонажи углубляют трагическое содержание произведения. С большим чувством Павловым раскрыты переживания матери Бронина, Натальи Степановны, свидевшейся с сыном после долгой разлуки. Весь образ её жизни – это доказательство материнской любви, чистой, попечительной. Наталья Степановна старалась во всём оберегать сына, защитить его. Но её старания привели сына к трагическим результатам. Она подарила сыну ятаган – кинжал. По преданию, такой подарок означает опасность. Кинжал разрушил жизнь Бронина, будучи орудием убийства полковника. В конце повести Наталья Степановна “дряхлая, ветхая, с печатью страшного разрушения на лице”.(71)* Единственное, что у неё осталось в памяти – это день рождения сына и подарок – ятаган. Кинжал разрушил жизнь не только Бронину, но и его матери, и она до конца дней казнила себя тем, что подарила его сыну.

Ситуация, связанная с эпизодом убийства кинжалом, содержит определённый романтический оттенок.

Характеристику светского общества дополняет фигура адъютанта. Самолюбивый и заносчивый, “разыгрывает роль жертвы, которая переносит своё несчастие с достоинством”.(72)* Романтическое эпигонство, ложная храбрость и стремление быть похожим на “светского льва” напоминают созданного несколькими годами позже Грушницкого в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.

Интересна семантика имён. Павлов вдумчиво выбирает имена: Наталья – значит родная, утешение. Павел – малый, Андрей – мужественный, храбрец. Это помогает воспринимать разнообразие характеров персонажей.

Один из главных персонажей повести “Ятаган” – полковник. Типичность образа показывает отсутствие имени у него. Его образ близок грибоедовской характеристике военачальников той поры: “…кресты и медали…эти знаки отличия, из которых, может быть, каждый прикрывал рану”.(73)*

Павлов показывает в этом человеке противоречивые свойства характера. В обществе княжны и князя полковник “выдавал себя за смертного охотника до просвещения…уверял, что страстен к музыке”.(74)* Другим был в полку, где он на первых ролях, здесь он – бог, глава.

Для более полной характеристики героя автор использует такие приёмы, как бытовые зарисовки, пейзаж, материальный мир. Чтобы быть членом светского общества, он завёл у себя некоторые предметы роскоши. Когда полковник шёл к княжне, то видел только тропинки и дорогу, хотя ему хотелось простора неба. Это человек был не для возвышенных чувств. Идя к обедне, когда кругом прекрасный день, полковник выглядел пасмурно. Казалось, что этому человеку нельзя быть здесь, он нарушает идиллию, царившую кругом. И провидение, в лице Бронина, устранило его.

Используя романтические приёмы для точной характеристики героя, Павлов не отказывается и от социальных мотивов (показ жестоких нравов, царящих в армии).

Главная героиня повести “Ятаган” – княжна Вера – истинно романтическая героиня. Павлов показывает двойственность её характера. В светском обществе она играла роль “спокойной важности”, но в одиночестве: “Это был отдых от неволи, бунт против привычек воспитания”. Княжна подчинялась устройству общества, которое её воспитало с колыбели. Поэтому, когда Бронин стал солдатом, она могла отдать ему жизнь, но связать свою судьбу с ним не могла. Что скажут в обществе? Ведь княжна – порождение этого общества.

Богатая обстановка окружала её. Это всё отвечало требованиям высшего света, но ничего княжну не радовало. Собой она могла быть только в саду, в котором находила успокоение.

Ещё один приём использовал Павлов, чтобы показать, что княжна – романтическая героиня. Это пейзаж. Где бы ни была главная героиня, её всегда сопровождает идеальный пейзаж: “Мелкий дождь сквозь солнечные лучи вспрыснул землю, и радуга, как газовый шарф, опоясала половину прекрасного неба”.(76)*

Главный герой повести – корнет Бронин. Как я уже писала, образ Бронина дан в развитии. В начале он пустой малый, восторгающийся усами и красивым мундиром: “Мундир брал в полон балы и не дожидался лошадей”.Павлов даёт описание романтического героя: “Его движения дышали искренней радостью”.

На протяжении всей повести описание природы помогает передать настроение героя.

Павлов умело использует детали в повествовании. Например, находясь в гостиной княжны корнет, видит безделушки и сравнивает себя с некоторыми из них: “Один с сломанным посохом, одна с отбитой ножкой”. Под воздействием жестокого света Бронин превращается в такого же болванчика: “Солдат…без кивера, мундир нараспашку, лицо искажено…”.

Под влиянием испытаний, выпавших на его долю, Бронин меняется. Павлов использует психологический анализ, чтобы усилить обличительный характер изображения социальной действительности. Свет, жестокий и безжалостный, убил в Бронине способность наслаждаться жизнью, оставив ему только одну мысль: ”Месть за унижение”. Месть его была ужасна – погиб под ударом ятагана полковник. Убийство полковника – месть за все унижения и боль, которую перенёс корнет.

Месть и в “Именинах”, и в “Ятагане”, как определённая пружина сюжета, на мой взгляд, тоже принадлежит романтической прозе.

Павлов стремился дать углублённый психологический анализ, показать переживания, связанные с социальными конфликтами и отношениями – это то новое, что отмечали ещё современники Н. Ф. Павлова.

 

 

4. Становление и развитие жанра повести в рус.литре 2ой четверти 19века. «Светская повесть». Бестужев-Марлинский «Фрегат Надежды». Белинский о творчестве Бестужева-Марлинского.

Господствует массовая, малообразованная аудитория.

Романтическая проза переживает тяжёлый момент. С одной стороны это подъём (читательский интерес к романтической прозе), а с другой - кризис (стереотипы, выработанные шаблоны, однообразность).

Тем не менее созданы значительные произведения:

Романтическая повесть - самый популярный жанр. Расцвет - Бестужев-Марлинский.

Три типа романтической повести:

1. Историческая: Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», Гоголь «Тарас Бульба», Лажечников «Ледяной дом».

2. Нравоописательная: светская (Бестужев-Марлинский «Фрегат-надежда», Одоевский «княжна Мими», Павлов «Именины») и кавказская (Лермонтов «Бэла», Бестужев-Марлинский «Амалатбек»).

3. Фантастическая - Одоевский «Сильфида»

А. Бестужев-Марлинский "Фрегат "Надежда"", Белинский

 

Основная идея повестей Бестужева-Марлинского - отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести (1833) он рисует «бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами - сердца, свет, это сборище пустых и самовлюблённых людей».
Капитан Правин и княгиня Вера - два глубоких человека, способных на глубокое чувство. Капитан вступает в конфликт с дворянским обществом, потому что он противник несправедливых привилегий, патриот, осуждает всё нерусское. Герои увлечены чувством, бросают вызов морали и традициям света, и это приводит их к гибели.

Сюжет для ленивых


Начинается повесть с письма от княгини Веры своей родственнице в Москву с рассказом о том, как ей наскучил свет и его увеселения, но что недавно она была на корабле, и он ей так понравился. Понравился на самом деле капитан. Она увидела в его глазах гениальную мысль, одетую в дуб и железо. В словах княгини какая-то бесхарактерность, отсутствие чувства. Она только сатирически острит против света (Канонир упал за борт в воду,..но ничего, капитан его спас. Ничего необычного). Правин приходит на вечер к княгине. Он не привык к свету, он нерешителен. Там он оскорблён одним человеком, который обвиняет его в незнании французского. Дуэль, дипломат на ней трус, а Правин из презрения оставляет ему жизнь. В Эрмитаже Правин и Вера долго объясняются, целуются. Белинский смеётся над ними, говоря, что здесь в каждой фразе нет ни единого проблеска настоящего чувства, что здесь всё наиграно. Белинский язвит и говорит, что автору вольная воля, и поэтому у него муж княгини Веры до 191 страницы только ест и пьёт, а здесь уже показывает, что он горд и благороден. Он застаёт жену и Правина в её спальне и Вера кидается к Правину, крича, что вот теперь она полностью принадлежит ему, чтобы он её не бросал, но Правин решает, что им должно расстаться. В тот же день он уезжает на фрегате и попадает в страшную бурю, фрегат разбивается, Правин доживает последние минуты. Он пишет Вере письмо, отправляет его с лейтенантом Нилом Павловичем, который спрашивает Веру, на что она погубила такого человека. Вера читает письмо, где последние слова Правина: «Ты, как ястреб Прометея, будешь век терзать своё сердце».
Капитаном фрегата стал Нил Какорин, а потом перед нами сцена в театре, из которой мы понимаем, что Вера умерла в Англии, и что люди говорят об её любви с Правиным, как о примере высокого, но трагического чувства.

Сюжет для Фроловых

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.08 с.)