Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины возникновения государства и праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Причины возникновения государства и права: 1) развитие производства, переход от присваивающей экономики к производящей. Появляются ранние земледельческие общины в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резко увеличивается численность и плотность населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа. 2) усложнение внутренней организации семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. 3) изменения в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе. Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества.
КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ. СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Под ЮК понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными НПА, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, ЮК - это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины ЮК носят, как правило, объективный характер. Наиболее яркой из всех этих причин является скачкообразное развитие общественных отношений, что приводит к «старению права». Однако истоки ЮК могут иметь и субъективный характер. Иными словами, правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей гос власти. Вообще, в рамках ТГП существует множество видов ЮК, однако все их можно разделить на четыре основные группы: 1. ЮК, возникающие между целыми НПА или отдельными правовыми нормами. 2. ЮК, возникающие в области правотворчества. К такого рода ЮК относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих НПА. 3. ЮК, возникающие в области правоприменения. 4. ЮК, возникающие в полномочиях и статусах гос органов, должностных лиц, других властных структур и образований. Несмотря на выделение указанных выше четырех основных групп ЮК, целесообразно рассмотреть некоторые отдельные их виды: а) ЮК, которые существуют между Конституцией РФ и другими НПА. Такие ЮК разрешаются в пользу Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; б) ЮК, которые возникают между общефедеральными НПА и актами субъектов РФ. Данные ЮК разрешаются в пользу общефедеральных НПА. Вообще, в Конституции РФ указано, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах исключительного ведения РФ, имеют прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов. Вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование; в) ЮК, которые возникают между Конституцией РФ и федеративным договором, а также другими договорами, заключенными РФ и ее субъектами. При правоприменении соответствующие гос органы и должностные лица в случае обнаружения ЮК руководствуются следующими правилами: - закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же гос органом, во всем том, в чем он с ним расходится; - в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными гос органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой; - при расхождении общего и специального НА одного правового уровня (это так называемые ЮК по горизонтали), применяется специальный НПА; - при расхождении общего и специального НА различных правовых уровней (это так называемые ЮК по вертикали), применяется общий НПА. В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения ЮК: 1) толкование, 2) принятие нового НПА, устраняющего ЮК, 3) отмена старого НПА, 4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий НПА, 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение, 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм, 7) переговорный процесс, создание согласительных гос комиссий, 8) конституционное правосудие, т.е. разрешение ЮК Конституционным Судом РФ. Конституция РФ предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, ФЗ и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Подобное приостановление действует на все время, пока вопрос о ЮК не разрешит суд. Следует отметить, что в любых случаях способ устранения ЮК между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от содержания они подразделяются на: - исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на: - императивные (содержащие властные предписания); - диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); 6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные(направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты); 7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); 8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы: - абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), - относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания); - альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф); 9) в зависимости от сферы действия: - общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), - региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации); 10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов; 11) в зависимости от способа правового регулирования: - управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), - обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги); - запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения); 12) в зависимости от субъектов правотворчества: - нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами - негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. По существу же термин «гражданское общество» приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти. Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности. По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются: 1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. Основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. Исходя из сказанного, можно добавить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующие: - возникновение гражданского общества на определенных основаниях не исключает и того, что некоторые институты гражданского общества создаются в его интересах в целом и государственной рационализации; - недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.115 (0.008 с.) |