![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация юридических фактовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся юридическими не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. К ним относятся стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения. В результате их наступления гибнут люди, причиняется вред имуществу. Это способствует соответственно возникновению правоотношений, связанных с наследованием; страховыми вознаграждениями; возмещением ущерба и т.п. Сами по себе события ничего юридического в себе не содержат, но служат причинами для возникновения юридических последствий. Не все события могут быть вредоносными, например, смена времен года. Действия - это такие факты, которые в отличие от событий прямо зависят от воли и сознания людей. Действия делятся на юридические акты и поступки. Юридические акты - это действия, направленные на достижение определенных юридических последствий (например, обращение гражданина с заявлением в милицию, прокуратуру или в суд за защитой своих субъективных прав). Особое место среди них занимают многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (например, судебные приговоры, решения, постановления, гражданские сделки, договоры и т.п.). Юридические поступки - это действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий. Действия, в свою очередь, в зависимости от соответствия или несоответствия правовым предписаниям делятся на правомерные (поступление в вуз, регистрация брака, покупка машины) и неправомерные или противоправные (все виды правонарушений: преступления, проступки - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые или материальные).
Правовое состояние не в полной мере зависит от воли и желания субъектов правоотношения (например, нахождение в родстве, назначение на должность и т.п.). По характеру последствий различают следующие виды юридических фактов: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, вступление в брак порождает правоотношения между супругами; окончание вуза прекращает правоотношение между студентом и учебным заведением; назначение на другую должность в пределах одного и того же государственного органа изменяет трудовое правоотношение). РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА Сущность теории разделения властей - так структурировать единую государственную власть, чтобы взаимно уравновесить судебную, исполнительную и законодательную власти, а цель - не давать возможности концентрировать эти три власти в руках одного лица, в противном случае, это приведет ко всякого рода произволу и злоупотреблениям властью. В результате получается: чтобы обеспечить демократию, необходимо разделить власть - такова логика. Под демократией можно понимать конституционный принцип принадлежности власти народу, который по-разному нашел свое закрепление в конституциях многих стран. Отсюда следует, что: а) единственным источником и носителем власти является народ (нация), который сам выбирает модель организации и механизм осуществления власти; б) государственная власть (власть) едина. Получается, что механизм осуществления государственной власти построен на основе двух теорий: разделения властей и единства власти. Разделение властей в конечном счете - это разделение властных полномочий единой государственной власти между государственными органами одного уровня, а также между субъектами власти соответствующих территориальных единиц. В обоих случаях объектом является единая государственная власть. Усилия властных полномочий направлены на обеспечение прав и свобод граждан. Ведь именно стремление к обеспечению свободы и прав граждан составляет общественную ценность власти, что и служит, в свою очередь, основой для вывода: разделение властей является гарантом демократии.
Надо различать единство власти и формы обеспечения этого единства. В юридической науке единство власти рассматривается в трех аспектах: - социальное единство; - организационно-правовое единство; - единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов. Исторически единство государственной власти понималось и реализовывалось различными способами, каждый из которых складывался в конкретных исторических условиях и в той или иной форме сохраняет свое действие также и в современных условиях. К ним можно отнести: 1. Иерархический способ обеспечения единства государственной власти (система строгого и безусловного соподчинения органов государства сверху вниз). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах. 2. Обеспечение единства государственной власти через приоритет одной из властей. Такой способ обеспечения единства государственной власти был обоснован Д. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполнительную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти законодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ получил распространение в государствах с парламентской формой правления. 3. Третьим и достаточно распространенным способом обеспечения единства государственной власти является создание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными. Такой способ обеспечения единства государственной власти в свое время был разработан Ш.Л. Монтескье в обширном труде "О духе законов" и получил свое практическое осуществление в США и ряде других стран. Механизм сдержек и противовесов - это система политико-правовых средств, позволяющих одному органу государственной власти влиять на деятельность другого, что осуществляется путем узаконенного проникновения в сферу его деятельности и/или взаимного контроля. Можно полагать, что способом обеспечения единства власти является также наличие президентской власти при полупрезидентской форме правления, где основной задачей президента является обеспечение нормального функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей. Таким образом, в стране существует один субъект (народ) одной и единственной государственной власти. Это - основное положение демократической сущности правового государства с республиканской формой правления. Поэтому власть не разделяется на какие-либо ее виды, формы, органы, должностные лица, как все еще часто пишут во многих научных исследованиях и публицистике, а разделяется ее осуществление с тем, чтобы никто не мог присваивать власть в стране, осуществить захват власти или присвоение властных полномочий. Итак, условием обеспечения единства государственной власти является надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях осуществления государственной власти, а разделение властей является организационной основой правового государства и важным условием его существования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.104 (0.008 с.) |