Организация параллелизма с помощью монитора. Кольцевой буфер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация параллелизма с помощью монитора. Кольцевой буфер.



Мониторы

 

Монитор — механизм организации параллелизма, который содержит как данные, так и процедуры, необходимые для обеспечения доступа к неразделяемым ресурсам.

В простейшем случае монитор состоит из мьютекса и набора процедур, взаимодействующих с общим ресурсом.

 

Монитор – это пассивный набор разделяемых переменных и повторно входимых процедур доступа к ним, которым процессы пользуются в режиме разделения, прич¨м в каждый момент времени им может пользоваться только один процесс. Монитор можно представить как комнату, от которой есть только один ключ. Если какой-то процесс намеревается воспользоваться этой комнатой и ключ находится снаружи, то этот процесс может отпереть комнату, войти в не¨ и воспользоваться одной из процедур монитора. Если ключа снаружи нет, то процессу придется ждать, пока тот, кто пользуется комнатой в данный момент, не выйдет из не¨ и не отдаст ключ. Кроме того, никому не разрешается в комнате оставаться навсегда.

 

Рассмотрим, например, некоторый ресурс, который выделяет соответствующий планировщик. Каждый раз, когда процесс желает получить этот ресурс, он должен обратиться к планировщику. Процедуру планировщик разделяют все процессы, и каждый из них может обратиться к планировщику в любой момент. Но планировщик не в состоянии обслуживать более одного процесса одновременно. Такая процедура планировщик представляет собой пример монитора.

 

Таким образом, монитор – это механизм организации параллелизма, который содержит как данные, так и процедуры, необходимые для динамического распределения конкретного общего ресурса или группы общих ресурсов. Процесс, желающий получить доступ к разделяемым переменным, должен обратиться к монитору, который либо предоставит доступ, либо откажет в н¨м. Вход в монитор находится под ж¨стким контролем – здесь осуществляется взаимоисключение процессов, так как в каждый момент времени только один процесс может пользоваться монитором. Процессам, которые хотят войти в монитор, когда он уже занят, приходится ждать, прич¨м режимом ожидания управляет сам монитор. При отказе в доступе монитор блокирует обратившийся к нему процесс и определяет условие, по которому процесс жд¨т. Проверка условия выполняется самим монитором, который и деблокирует ожидающий процесс.

 

Внутренние переменные монитора могут быть либо глобальными (используемыми всеми процедурами монитора), либо локальными (используемыми только в своих процедурах). Обращение к этим переменным возможно только изнутри монитора. При первом обращении к монитору инициализируются начальные значения переменных. При последующих обращениях используются те значения переменных, которые остались от предыдущего обращения.

 

Если процесс обращается к некоторой процедуре монитора и обнаруживается, что соответствующий ресурс уже занят, эта процедура монитора выда¨т команду WAIT с указанием условия ожидания. В этом случае, процесс, переводящийся в режим ожидания, будет ждать момента, когда необходимый ресурс освободится. Со временем процесс, который занимал данный ресурс, обратится к монитору, чтобы возвратить ресурс системе. В этом случае монитор выда¨т команду извещения (сигнализации) SIGNAL, чтобы один из ожидающих процессов мог получить данный ресурс и войти в монитор. Если монитор сигнализирует о возвращении ресурса, и в это время нет процессов, ожидающих такого ресурса, то он вносится в список свободных ресурсов.

 

Чтобы гарантировать, что процесс, находящийся в ожидании некоторого ресурса, со временем его получит, считается, что ожидающий процесс имеет более высокий приоритет, чем новый процесс, пытающийся войти в монитор.

 

Рассмотрим пример монитора для выделения одного ресурса.

 

Monitor resourse;

 

Condition free; (* условие - свободный*)

 

Var busy: Boolean;

 

Procedure Request; (* запрос*)

 

Begin

 

If busy then WAIT (free);

 

Busy:= true;

 

Выдать ресурс;

 

End;

 

Procedure Release; (* освобождение*)

 

Begin

 

Взять ресурс;

 

Busy:= false;

 

SIGNAL (free);

 

End;

 

Begin

 

Busy:= false;

 

End.

 

Единственный ресурс динамически запрашивается и освобождается процессами, которые обращаются к процедурам Request и Release. Если процесс обращается к процедуре Request в тот момент, когда ресурс используется, значение переменной busy будет true и Request выполнит операцию WAIT(free). Эта операция заблокирует обратившийся процесс, и он будет помещ¨н в конец очереди процессов, ожидающих доступа к монитору. Когда процесс, использующий ресурс, обратится к процедуре Release, операция монитора SIGNAL деблокирует процесс, находящийся в начале очереди, не позволяя исполняться никакой другой процедуре внутри того же монитора. Этот деблокированный процесс готов возобновить выполнение процедуры Request.

 

Использование монитора в качестве средства синхронизации и связи освобождает процессы от необходимости явно разделять между собою ресурсы, так как доступ к разделяемым переменным всегда ограничен телом монитора. Поскольку мониторы входят в состав ядра ОС, то разделяемые переменные становятся системными переменными. Этот факт автоматически исключает критические интервалы, так как в каждый момент монитором может пользоваться только один процесс.

 

Использование мониторов имеет ряд преимуществ по сравнению с низкоуровневыми средствами:

 

- локализация разделяемых переменных внутри тела монитора позволяет избавиться от малопонятных программных конструкций в синхронизируемых процессах;

 

- мониторы дают возможность процессам совместно использовать программные модули, представляющие критические секции (если несколько процессов совместно и одинаково используют некоторый разделяемый ресурс, то в составе монитора достаточно иметь одну копию соответствующей процедуры работы с этим ресурсом).

 

Кольцевой буфер

Применение кольцевого буфера (ring buffer) - обычный прием, когда нужно организовать поток данных между асинхронными по отношению друг к другу процессами - например, между получением данных по каналу связи и обработкой этих данных в программе. Кольцевой буфер является упрощенным аналогом очереди (queue), которая применяется в многозадачных операционных системах (Windows, Linux, FreeRTOS и многих других) для организации безопасного (thread-safe) обмена данных между потоками (синхронизации).

 

Кольцевой буфер может использоваться не только на прием, но и на передачу - например, если нужно быстро подготовленные где-то данные постепенно передавать с течением времени. Кольцевой буфер удобен прежде всего тем, что очень просто производить заполнение буфера, проверку наличия данных в буфере и выборку данных из буфера, при этом не нужно особенно беспокоиться о выходе данных за границу буфера, переполнении памяти и т. п. Кольцевой буфер позволяет корректно обмениваться данными между обработчиком прерывания и основной программой.

 

Кольцевой буфер является разновидностью буфера FIFO, First Input First Output (первый зашел - первый вышел). Принцип кольцевого буфера довольно прост - в памяти выделяется непрерывный блок размером обычно равным степени двойки (назовем его buffer), и два индекса (idxIN и idxOUT) - один индекс указывает на место для записи в буфер (idxIN), другой - на место чтения из буфера. Размер буфера, равный степени двойки, выбирается для того, чтобы удобно было манипулировать индексами, указывающими на данные буфера, с помощью инкремента/декремента и наложения маски (это будет понятно далее). Индекс - это обычное число, равное адресу ячейки буфера. Например, на ячейку buffer[0] указывает индекс, равный нулю. Количество бит индекса как раз равно степени двойки размера буфера. Максимально удобны буфера размером 256 байт - в этом случае в качестве индекса можно применить 1 байт, и маску при операциях с указателями уже накладывать не надо. Код получается в этом случае максимально быстрый и компактный. На рисунке показан принцип работы кольцевого буфера на примере буфера в 16 байт (желтым показаны еще не обработанные данные буфера):

 

 

 

Вот так, например, выделяется буфер:

#define BUF_SIZE 16 //размер буфера обязательно равен степени двойки!

#define BUF_MASK (BUF_SIZE-1)

 

u8 idxIN, idxOUT;

char buffer [BUF_SIZE];

 

При помещения значения value в буфер используется индекс idxIN. Это делается так:

buffer[idxIN++] = value;

idxIN &= BUF_MASK;

 

Значение константы BUF_MASK равно размеру буфера минус 1 (при условии, что размер буфера равен степени двойки). При таком принципе работы с индексом происходит автоматический переход на начало буфера, как только мы достигли его конца.

 

Операция выборки из буфера происходит похожим образом, только используется индекс idxOUT:

value = buffer[idxOUT++];

idxOUT &= BUF_MASK;

 

Теперь становится понятным, почему при размере буфера 256 байт и байтовом индексе не нужна операция наложения маски - переход в ноль индекса при достижении конца буфера происходит автоматически.

 

Проверка на наличие данных в буфере происходит очень просто - если idxIN не равен idxOUT, то в буфере есть данные, в противном случае данных в буфере нет. Индекс idxOUT как-бы постоянно догоняет индекс idxIN при работе с данными буфера. Если догнал - значит, считывать из буфера больше нечего.

if (idxIN!= idxOUT)

{

//данные есть, обрабатываем их

...

}

 

Сбросить данные буфера (т. е. удалить их оттуда) тоже очень просто - для этого в idxOUT записывают значение idxIN:

idxOUT = idxIN;

 

Иногда бывает необходимо знать, что не только данные в буфере есть, а еще нужно знать сколько именно байт данных в буфере. Для этого используется довольно простая процедура:

u8 idxDiff (u8 idxIN, u8 idxOUT)

{

if (idxIN >= idxOUT)

return (idxIN - idxOUT);

else

return ((BUF_SIZE - idxOUT) + idxIN);

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.024 с.)