Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта (1 марта 1921 г.)

Поиск

1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием...

2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений…

5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями…

7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели…

11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должно и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом.

15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

 

1. Прочитайте документы 1 и 2. Какие события послужили началом «красного террора»? Против кого эта политика была направлена? Что было главным критерием «враждебности»: Степень вины? Социальная принадлежность? Партийная принадлежность? Что Вы знаете о “белом терроре”? Против кого он был направлен? Приведите конкретные исторические факты в обоснование Вашего вывода.

2. Прочитайте выдержку из резолюции IX Совета партии эсеров “0 прекращении вооруженной борьбы против большевиков” (документ 3). Какой выход страны из кризиса предлагали эсеры? Чьи интересы стремилась выражать эта партия? Как данный документ характеризует тактику эсеров? Их отношение к большевистскому режиму? К белому движению?

3. Прочитайте подборку документов 4. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношение народа к большевикам? белогвардейцам? Каким образом и почему изменялось настроение населения? С чем было связано “чудо решающих побед” большевиков в конце 1919 г., о котором писал Ленин?

4. Какой вывод о причинах поражения белого движения можно сделать, опираясь на факты, приведенные в документах 4 и 5?

5. Политическая программа «Национального центра» сводилась к требованиям ликвидации советского строя, восстановления государственной целостности России, учреждения военной диктатуры, как переходной формы власти до созыва Учредительного собрания, продолжения совместно с союзниками войны против Германии. На основании документа 6 охарактеризуйте содержание экономической программы данной организации. В какой период положения этой программы нашли отражение в экономических мероприятиях советского правительства?

6. Прочитайте документы 7 и 8. Какую позицию в годы гражданской войны занимала Русская Православная Церковь? Приведите конкретные исторические факты, характеризующие политику большевиков по отношению к церкви в то время?

7. «Кронштадтцы» в 1921 г. были обвинены в «антисоветских» настроениях и репрессированы. На основе документа 9 подтвердите или опровергните это обвинение. Какое влияние оказало Кронштадтское восстание на политику большевиков?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Каковы причины (экономические, политические) гражданской войны и иностранной интервенции?

2. На какие социальные силы опирались в годы гражданской войны большевики? Лидеры белого движения?

3. Каковы причины политики «военного коммунизма»? Подумайте, имела ли эта политика объективно вынужденный характер (в связи с трудностями военного времени)? В какой мере ее можно рассматривать как сознательный курс большевиков на реализацию коммунистических идей?

4. Какую политику в финансовой области проводили большевики в годы гражданской войны?

5. В чем суть политики продовольственной диктатуры, осуществлявшейся в годы гражданской войны?

6. Когда был составлен первый в советской истории единый план хозяйственного развития страны? Что Вы знаете о его содержании? Был ли он реализован?

7. В чем, на Ваш взгляд, причины победы большевиков в гражданской войне?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ

Таблица 1

Основные события гражданской войны

Годы На фронте В тылу
     
     
     

Таблица 2

Последствия гражданской войны для России

Политические Экономические Социальные Демографические
       

 

Заполните схему

Характерные черты политики "военного коммунизма"

Политическая цель Экономическая цель Основные мероприятия
     

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1. Гражданская война
2. Красный террор, белый террор
3. Продразверстка
4. Комбеды
5. Всеобщая трудовая повинность
6. Продотряды
7. Комуч

ТЕСТЫ

1. Особенности иностранной интервенции

а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России

б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны

в) активная материальная и финансовая помощь иностранных держав белому движению;

2. Цели иностранной интервенции

а) уничтожение большевизма
б) расчленение России между странами Антанты
в) восстановление в России монархии
г) защита своей собственности и капиталов в России;

3. Руководители стран Антанты оправдывали присутствие своих войск в России

а) необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии
б) необходимостью предотвратить расползание большевизма по всей Европе
в) стремлением предотвратить гражданскую войну в России;

4. Содержание политики "военного коммунизма"

а) продразверстка
б) замена торговли прямым продуктообменом
в) продналог
г) полная национализация всех промышленных предприятий
д) равное распределение общественного продукта между всеми членами общества
е) всеобщая трудовая повинность;

5. Основные положения программы белого движения

а) свержение Советской власти
б) возвращение национализированной собственности бывшим владельцам
в) решение аграрного вопроса за счет конфискации земли у помещиков
г) сохранение единой и неделимой России;

6. "Красногвардейская атака на капитал" означала

а) ускоренную национализацию крупных, средних и мелких предприятий
б) начало массовых репрессий против российской буржуазии
в) экспорт мировой революции;

7. Цели выступления левых эсеров 6 июля 1918 г. в Москве

а) возобновить войну с Германией
б) свергнуть Советскую власть
в) удалить большевиков из Советов
г) отменить продразверстку
д) создать правительство из представителей всех социалистических партий;

8. Причины создания в июне 1918 г. комитетов бедноты

а) для передачи им всей полноты власти на местах
б) для организации с их помощью колхозов
в) для борьбы с кулачеством и реализации продовольственной диктатуры;

9. Одна из главных причин победы большевиков в гражданской войне

а) поддержка Русской Православной Церкви
б) руководящая роль Коммунистической партии
в) наличие привлекательной для народных масс социальной программы;

10. Требования восставших моряков и рабочих Кронштадта (февраль - март 1921 года)

а) ликвидация советской власти
б) свобода слова и печати
в) освобождение всех политических заключенных - членов социалистических партий
г) немедленное переизбрание Советов
д) немедленный созыв Учредительного собрания
е) предоставление крестьянам права свободно распоряжаться своей землей;

11. Руководители высших органов власти в Советской России в годы гражданской войны (установить соответствие).

1. Совет рабочей и крестьянской обороны
2. Совет народных комиссаров (СНК)
3. Революционный военный Совет Республики
4. ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией)

12. События 1918-1919 гг. в Советской России (установить соответствие).

1. Покушение на В.И. Ленина
2. Постановление СНК "О красном терроре"
3. Убийство в Екатеринбурге царской семьи
4. Принятие Конституции РСФСР
5. Начало политики продовольственной диктатуры
6. Введение продразверстки

13. Гражданская война приобрела наибольший размах

а) осенью 1917 г. - весной 1918 г.
б) осенью 1918 г. - осенью 1919 г.
в) осенью 1920 г. - весной 1921 г.;

 

Тема 6

Советское государство в годы новой

Экономической политики

В историю нашего государства 20-е годы вошли как годы НЭПа. В стране была предпринята самая крупная попытка реформирования экономики в рамках советской системы, а на карте мира в 1922 г. появилось новое государство – СССР.

 

План изучения темы:

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике.

2. НЭП: сущность, противоречия, итоги.

3. Общественно-политическое развитие страны в годы НЭПа.

 

После изучения темы студент должен знать:

- причины перехода к новой экономической политике;

- особенности использования рыночных отношений в сельском хозяйстве, промышленности, торговле;

- сущность новой финансовой политики – реформы Г.Я. Сокольникова;

- противоречия НЭПа;

- причины свертывания НЭПа, итоги и значение этой политики для развития СССР;

- особенности политического развития СССР в годы НЭПа;

- основные понятия и исторические термины.

 

Литература

1. История России IX-XX вв.: учебник. Под ред. Г.А. Амона, Н.П. Ионичева – М.: ИНФРА-М, 2006

2. История России: Учеб./ Под общей ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. – М.: ИНФРА-М., Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2002

3. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Т.А. Сивохина. 3-е изд. пер. и доп. М.: Проспект, 2006

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник для вузов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2003

5. Мунчаев Ш.М. История России: учебное пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд. изм. и доп. – М.:: норма, 2004

 

 

Конспект лекции

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.007 с.)