Появление вкусов и наклонностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление вкусов и наклонностей



 

даже сексуальная ориентация может меняться: Ученым хорошо известна тенденция формирования у некоторых гетеросексуалов гомосексуальных пристрастий в случае недоступности представителей противоположного пола (например, в тюрьме или армии), и эти пристрастия являются «дополнениями». По мнению Ричарда С. Фридмана, занимающегося исследованиями мужской гомосексуальности, когда у мужчин-гомосексуалистов формируется гетеросексуальные пристрастие, оно практически всегда становится «дополнительным», а не замещающим.

тем не менее человеческий сексуальный «инстинкт», похоже, освободился от своей главной задачи – размножения: Подобная пластичность стала одной из причин, по которым Фрейд называл сексуальную энергию «движущей силой» в противоположность обычному инстинкту. Движущая сила – это сильное побуждение, которое уходит корнями в инстинкты, но обладает более высокой пластичностью и более подвержено влиянию мозга.

при изменении одной из систем мозга меняется и связанные с ней системы: Мерцених проводил эксперименты, доказывающие, что изменение, возникающее в области обработки сенсорной информации, а именно в слуховой коре, вызывает изменение в лобных долях, принимающих участие в планировании, с которым слуховая кора связана. «Вы не можете изменить слуховую кору. – говорит Мерцених, - не изменив при этом процессы происходящие в лобных долях. Это совершенно невозможно».

Платон… писал о том, что Эрос человека принимает множество форм: Эрос Платона не идентичен либидо Фрейда (которое он впоследствии тоже начал называть Эросом), но между ними есть некоторое сходство. Платоновский Эрос – это страстное желание, которое мы чувствуем, когда осознаем свою незавершенность. Это стремление добиться собственной целостности. Один из способов решения этой проблемы заключается в том, чтобы найти свою «вторую половину». Однако в диалоге Платона «Пир» показано, что один и тот же Эрос может принимать множество форм, некоторые из которых, на первый взгляд, не кажутся эротическими, и что эротическое желание может быть направлено на объекты самых разных типов.

Это короткие временные окна, когда… формируют новые системы и карты мозга ребенка: В течение первого года жизни вес мозга увеличивается в среднем с 400 г при рождении до 1000 г в возрасте двенадцати месяцев. Наша зависимость от ощущения любви и заботы со стороны других людей в раннем детстве, настолько сильна отчасти потому, что большие участки нашего мозга начинают развиваться только после рождения. Связи между нейронами в префронтальной коре, которая помогает нам регулировать эмоции, устанавливаются в течение первых двух лет жизни, но происходит это только благодаря присутствию близких людей (в большинстве случаев это – мать, она в буквальном смысле слова формирует мозг своего ребенка).

По мере развития привыкания: О том, что нравится животному или человеку вкус еды или нет, можно судить по выражению его лица. Берридж и Робинсон доказали, что, манипулируя уровнями допамина вовремя того, как животное ест, можно заставить его захотеть еще корма, даже если он животному не нравится.

Вторая система относится к удовлетворению, или конечному удовольствию ребенка: Определенные люди, находящееся в состоянии депрессии, вообще не могут испытывать никакого удовольствия, а их аппетит и консуматорная системы не функционируют. Они не способны предвкушать хорошее времяпровождение, и даже если их друзьям удается вытащить их в ресторан или другое приятное место, они не могут получить от этого удовольствие. Однако некоторые в состоянии депрессии, несмотря на эту неспособность предвкушать, ощущают повышение настроения, когда их заставляют пойти на ужин или какое-нибудь мероприятие. Это происходит потому, что, хотя «система предвосхищающего аппетита» работает у них плохо, вторая система (система конечного удовольствия) продолжает функционировать.

«уродство становится красотой»: Стендальтакже пишет о том, что в театре молодые девушки порой влюбляются в актеров, известных своим «уродством», потому что те во время спектакля вызывают своей актерской игрой сильные, приятные эмоции. К концу представления поклонницы восклицают: «Ну, разве он не прекрасен?» См. Stendhal. 1947. On love. Translated by H.B.V. under the direction of C.K. Scott-Moncrieff. New York: Grosset & Dunlap, 44, 46-47.

при активации центров удовольствия осложняется активация центров боли или отвращения: К сожалению, существование у наших центров удовольствия и боли тенденции подавлять друг друга также означает, что человеку, который находится в состоянии депрессии и у которого происходит активация центров отвращения, гораздо сложнее получать удовольствие от того, что радовало его в нормальном состоянии.

у счастливых влюбленных может возникнуть снижение чувствительности: Привыкание возникает в тех случаях, когда мозг насыщен каким-либо веществом – в данном случае допамином, - в результате чего рецепторы нейронов, имеющих к нему отношение, «подавляются» или сокращаются в количестве, что приводит к тому, что для достижения определенного эффекта требуется больше этого вещества.

он усиливает наши связи с родителями и привязанность к детям: Древние греки с присущей им простотой и изяществом, описывают свойственную людям тенденцию формировать сильные, не всегда рациональные, любовные привязанности к членам семьи и друзьям, и, похоже, что окситоцин относится к числу тех нескольких нейрохимических веществ, которые способствуют её возникновению.

Фриман предполагает, что окситоцин уничтожает существующие нейронные связи: Он указывает на то, что обычно для действия гормонов, влияющих на поведение, таких как эстроген или тиреоид, необходима их непрерывная выработка в организме. Однако окситоцин выделяется только кратковременно, что позволяет предположить, что его роль заключается в подготовке почвы для нового этапа, во время которого новые формы поведения заменят старые.

Утрата навыков может быть особенно важна для млекопитающих, у которых цикл воспроизводства и выращивания молодняка занимает много времени и требует установления глубоких связей. Для того чтобы мать переключалась с одного помета, полностью поглощающее её внимание, на заботу о следующем, необходимо масштабное изменение её целей, намерений и вовлеченных в процесс нейронных цепей.

сравните такого мужчину с закоренелым холостяком: Ригидность стареющих холостяков или холостячек, которые хотят вступить в брак, но слишком привередливы для этого, можно, среди всего прочего, объяснить тем, что жизнь в одиночестве делает их все менее гибкими. Однако вполне вероятно, что они становятся все более ригидными, потому что не могут полюбить, и у них никогда не возникает выброс окситоцина, способствующего пластическим изменениям. В том же ключе можно объяснить, почему опыт влюбленности позволяет людям отучиться от эгоизма и стать более открытыми для другого человека, усиливает их способность стать хорошими родителями. Если каждый опыт зрелой любви способен помочь нам избавиться от старых, более эгоистических намерений и стать менее эгоцентричными, то зрелая любовь взрослого человека может стать одним из лучших факторов прогнозирования способности быть хорошими родителями.

Нэнси Бил… учит людей… разделять соответствующие им зоны мозга: Мерцених помогает японцам, пытающимся научиться говорить по-английски без акцента, выбраться из той ловушки мозга, в которую они попали. Понимая, что причина их проблемы кроется в отсутствии дифференцированной слуховой коры для определения звуков, Мерцених решил её дифференцировать, используя тот же самый подход, что и в программе Fast ForWord, он радикально видоизменил звуки r и l, чтобы это различие было чрезмерно преувеличенным, и японцы могли уловить его. Затем во время прослушивания ученые постепенно «нормализовали» звуки. Было крайне важно, чтобы люди, произносившие звуки, всегда сохраняли повышенное внимание к тому, что делают. Требовалось от десяти до двенадцати часов тренировок, чтобы испытуемые научились различать звуки. «Вы можете научить любого взрослого человека говорить на втором языке без акцента, - говорит Мерцених, - но для этого необходима интенсивная тренировка».

Сексуальный садизм: Некоторые люди отвергают мысль о том, что агрессивность оказывается связанной с сексуальностью только в случае отклонения от нормы. Литературный критик Памела Паглиа утверждает, будто сексуальность по сути своей агрессивна. «Моя теория, - говорит она, - заключается в том, что во всех случаях, когда кто-то стремится к сексуальной свободе или достигает её, садомазохизм не заставит себя долго ждать». Она критикует феминисток, которые считают, что секс может быть только «сладким и пряным» и что жестоким его делает патриархальное общество. Секс, по мнению Паглиа, имеет непосредственное отношение к власти. И, если уж на то пошло, общество – это сила, которая сдерживает присущую сексу жестокость. Взгляды Паглиа, несомненно, более реалистичны, чем взгляды тех, кто отрицает, что отклонения от нормы изобилуют агрессивностью. Однако, предполагая, что сексу изначально присущи агрессивность и садомазохизм, она отказывает человеческой сексуальности в пластичности. Тот факт, что секс и агрессия могут объединяться в пластичном мозге и казаться «естественными», не означает, что это единственное возможное выражение сексуальности. Мы уже знаем, что во время занятий сексом происходит выделение определенных химических веществ мозга, таких как окситоцин, которые пробуждают в нас нежность друг к другу. Утверждать, что сексуальность, реализованная в полной мере, всегда агрессивна, так же неправильно, как утверждать, что она всегда окрашена нежностью и сентиментальностью. C. Paglia. 1990. Sexual personae. New Haven: Yale University Press, 3.

фетиш – это предмет: Если быть более точным, то Мор писал: «фетиш – это история, маскирующаяся под предмет».

 

 

ГЛАВА 5

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

 

Уотсон писал с изрядной долей иронии: «Большинство психологов с удивительной легкостью говорят о формировании новых путей мозге: Специалисты по нейропластичности доказали, что Уотсон был крайне неправ в своем высокомерии, и что наши мысли и навыки действительно формируют новые пути и углубляют старые. J.B. Watson. 1925. Behaviorism. New York: W.W. Norton & Co.

Иван Павлов… утверждал, что мозг пластичен: Он писал: «…наша система в высшей степени саморегулирующаяся – она сама себя поддерживает, исправляет, перенастраивает и даже совершенствует. Самое главное, сильное и всепоглощающее впечатление, полученное при изучении высшей нервной деятельности по нашей методике – это её невероятная пластичность. Её колоссальные возможности: ничто не остается неизменным; и все всегда достижимо, все может быть изменено к лучшему, были бы созданы соответствующие условия». Цитируется в D.L. Grimsley and G. Windholz. 2000. The neurophysiological aspects of Pavlov`s theory of higher nervous activity: In honor of the 150th anniversary of Pavlov`s birth. Journal of the history of Neurosciences, 9(2): 152-163, especially 161. Original passage from I.P. Pavlov. 1932. The reply of a physiologist to psychologists. Psychological Review, 39(2): 91-127, 127.

К моменту окончания первого предварительного слушания, состоявшегося в ноябре 1981 года, с Тауба были сняты обвинения по 113 пунктам из 119: Ветеринар из Министерства сельского хозяйства, который неофициально посещал лабораторию Тауба в то время, когда в ней работал Пачеко, дал показания о том, что не обнаружил там неудовлетворительных условий содержания животных, описанных Пачеко. Тауба признали невиновным в жестоком или бесчеловечном обращении с животными, но тем не менее присудили ему штраф в размере 3500 долларам по оставшимся обвинениям. Суд отметил, что ему следовало прибегнуть к ветеринарной помощи со стороны для ухода за шестью деафферентированными обезьянами, а не лечить их самому (хотя сложно было бы найти ветеринара, умеющего ухаживать за деафферентированными обезьянами лучше, чем Тауб). Если в ходе первого суда Тауба обвиняли в преступлениях небольшой тяжести, то теперь по закону он должен был предстать перед судом присяжных. В июне 1982 года к концу второго судебного разбирательства он был оправдан по пяти из шести оставшихся обвинений, то есть по 118 из первоначальных 119. Последнее обвинение заключается в том, что лаборатория не обеспечила соответствующий уход за одной из обезьян – Неро. Что якобы привело к развитию у него костной инфекции. Тауб писал, что существовал отчет патологоанатома, доказывающий, что у обезьяны не было никакой костной инфекции. E.Taub, 1991, 6.

Новые нейроны должны взять на себя выполнение утраченных функций, и они могут оказаться не столь эффективными: Нам известно, что пластичность делает выздоровление возможным, однако из-за своего конкурентного характера она может выступать в роли фактора в чем-то ограничивающего выздоровление людей, проходящих традиционное лечение. В мозге есть нейроны, которые способны адаптироваться и взять на себя выполнение утраченного движения или утраченной когнитивной функции, и они, соответственно, могут быть использованы для любой функции. Исследователь из Университета Торонто Робин Грин занимается изучением этого феномена. Полученные им предварительные данные (работа с пациентами, проходящими лечение – стационарную реабилитацию) указывают на то, что у некоторых пациентов, страдающих двигательными и когнитивными расстройствами после инсульта, в процессе выздоровления возникает компромиссная ситуация: чем больше они улучшают свои когнитивные функции, тем меньше их прогресс в области движений и наоборот. R.E.A. Green, b. Christensen, B. Melo, G. Monette, M. Bayley, D. Hebert, E. Inness, and W. Mcilroy. 2006. Is there a trade-off between cognitive and motor recovery after traumatic brain injury due to competition for limited neural resources? Brain and Cognition, 60(2): 199-201.

ГЛАВА 6

КАК СНЯТЬ БЛОКИРОВКУ МОЗГА

 

будет производить положительный эффект, даже если продлится всего минуту: Когда вы хотите поднять вес в сто фунтов, то не ждете, что это получится у вас с первого раза. Вы начинаете с более маленького веса и понемногу его увеличиваете. Каждый день вы пытаетесь поднять вес в сто фунтов, но вам это не удается, пока не наступит день, когда вы добиваетесь успеха. Но этот рост происходит именно в те дни, когда вы прилагаете все усилия, чтобы его достичь.

 

ГЛАВА 7

БОЛЬ

 

«острая боль» - предупреждает нас о какой-либо травме: Обычно боль предотвращает возникновение проблем. Когда мы пробуем только что сваренный кофе и обжигаем кончик языка, то мы вряд ли будем делать целый глоток и причинять себе еще больший вред. Дети, у которых от рождения наблюдается неспособность чувствовать боль (заболевание под названием «врожденная аналгезия»), часто умирают в раннем возрасте от того, что первоначально кажется незначительным недомоганием. Например, они не знают, что следует прекратить ходить при повреждении сустава, и могут умереть от костной инфекции.

Из карт мозга, составленных Пенфилдом, видно, что зона гениталий расположена рядом с зоной стопы: Марта Фарах из Пенсильванского университета отмечает, что находясь в утробе матери, дети часто сворачиваются так, что их ноги скрещиваются и складываются над гениталиями. Таким образом, при соприкосновении ноги и гениталий происходит их совместная стимуляция и, соответственно, возникновение общих карт мозга, поскольку одновременно активирующиеся нейроны связываются друг с другом.

головной мозг… постоянно контролирует сигналы той боли. Которую мы чувствуем: сегодня ученые считают, что в мозге существует множество областей, отвечающих за боль, которые называются «болевыми матрицами», включая таламус, соматосенсорную кору, островок, передние отделы поясной коры и другие области.

мозг закрывает «ворота», чтобы внимание ведущего бой солдата было сосредоточено на том, как спастись от опасности: многие люди видели феномен закрытия ворот в действии в 1981 году, когда смотрели кадры покушения на президента Рональда Рейгана, во время которого ему в грудь попала пуля калибра 9 мм. Рейган просто стоял на месте, ничего не чувствуя. Ни он, ни сотрудники секретной службы, которые грубо затолкали его в автомобиль, чтобы защитить, не знали, что он ранен. В одном из документальных фильмов, снятых компанией CBS, Рейган сказал: «В меня раньше никогда не стреляли, только в кино. Там ты всегда изображаешь боль. Теперь я знаю, что так бывает не всегда». Cited ibid., 1999.

хроническая травма может заставить клетки в болевой системе активироваться легче… что делает человека гиперчувствительным к боли: Понятие «гиперчувствительности» было предложено Дж. МакКинзи в J. MacKenzie. 1893. Some points bearing on the association of sensory disorders and visceral diseases. Brain, 16:321-54.

лучший способ предотвратить движение, чем сделать так, чтобы сама двигательная команда запускала механизм боли: В описанных Рамачандраном случаях хроническая боль и патологическая защита возникали из-за того, что двигательная команда «подключалась» непосредственно к болевому центру, поэтому даже мысль о движении вызывала приоритетную защиту и боль. Я предполагаю, что нечто похожее происходит, когда люди чувствуют приступы вины, лишь только подумав о совершении плохого поступка. Двигательная команда для запретного желания «подключается» непосредственно к центру тревожности, поэтому приводит в действие душевные страдания даже до того, как что-то произошло. Это позволяет чувству вины предотвратить совершение чего-то плохого, а не только заставлять нас чувствовать себя плохого постфактум.

Болеутоляющие средства. Назначенные до проведения хирургической операции, а не после, способны предотвратить пластические изменения в болевых картах мозга: R. Melzack, T.J. Coderre, A.L. Vaccarino, and J. Katz, 1999, 35-52, 43-45; Грета Флор рассуждала точно так же. Она для снижения послеоперационной боли у пациентов, перенесших операцию по ампутации конечности, назначала им лекарственный препарат мемантин. Разделяя идею Рамачандрана о том, что фантомная боль – это воспоминание, «запертое» в организме, она использует мемантин для блокировки деятельности белков, необходимых для формирования воспоминаний. Она обнаружила, что препарат действует, если его давать перед операцией или в течение четырех недель непосредственно после ампутации. Reported in The Economist, 2006.

ГЛАВА 8

ВООБРАЖЕНИЕ

 

*Воспользовавшись ТМС для картирования двигательной коры, Паскуаль-Леоне: Для картирования двигательной коры Паскуаль-Леоне стимулировал участок коры, смотрел, какая мышца приходит в движение, и фиксировал это. Затем он сдвигал прибор ТМС на один сантиметр вдоль головы пациента. Он смотрел, приведет ли это в действие ту же саму мышцу или какую-нибудь другую. Чтобы картировать размер сенсорной карты, он прикасался к кончикам пальцев испытуемого и спрашивал, чувствует ли тот прикосновение. Затем он подносил прибор ТМС к голове испытуемого, чтобы проверить, может ли он блокировать эти ощущения. Если ему это удавалось, он понимал, что блокированный им участок мозга является частью сенсорной карты. Наблюдая за тем, какой объем трансмагнитной стимуляции необходим для блокирования у человека ощущения прикосновения, он получал представление о размерах чувствительной карты. Если для блокирования ощущения ему требовалось повышение интенсивности стимулирования, он знал, что в этом месте карты кончики пальцев представлены широко. Затем он передвигал прибор ТМС в разные точки на голове испытуемого, чтобы определить точные карты. A. Pascual-Leone and F. Torres. 1993. Plasticity of the sensorimotor cortex representation of the reading finder in Braille readers. Brain, 116:39-52; A. Pascual-Leone, R. Hamilton, J.V. Tormos, J.P. Keenan, and M.D. Catala, 1999, 94-108.

Кроме того, он предполагал, что этот процесс может быть наиболее ярко выражен… у пианистов: С. Рамон-и-Кахаль писал: «Неподготовленный человек неспособен оценить … труд пианиста: приобретение новых способностей требует долгих лет психической и физической тренировки. Для того чтобы полностью понять этот сложный феномен, необходимо признать, помимо усиления ранее сложившихся нейронных путей, факт формирования новых путей в результате прогрессивного роста дендритных и концевых разветвлений нервов. …Такое формирование происходит под действием тренировок и может прекращаться и обращаться вспять в тех областях мозга, которые не развиваются». S. Ramyn y Cajal. 1904. Textura del sistema nervioso del hombre y de los sertebrados. Cited by A. Pascual-Leone. 2001. The brain that plays music and is changed by it. In R. Zatorre and I. Peretz, eds., The biological foundations of music. New York: Annals of the New York Academy of Sciences, 315-29, especially 316.

замедление воображаемых и реальных действий происходит из-за того, что и те и другие являются продуктом одной и той же двигательной программы в мозге: Десети также доказал, что когда люди представляют, что идут с тяжелым грузом, их вегетативная нервная система – частота дыхания и пульса – активируется.

Нам еще предстоит окончательно разобрать с тем, как именно мысли меняют структуру мозга: Джеффери Шварц, который изобрел метод лечения блокировки мозга, предложил теорию, в которой он использует квантовую теорию для объяснения того, как психические действия могут менять нейронную структуру. Лично я не обладаю достаточными знаниями в этой области, чтобы дать оценку этой теории. В J.M. Schwartz and S. Begley. 2002. The mind and the brain: Neuroplasticity and the power of mental force. New York; ReganBooks/HarperCollins.

 

ГЛАВА 9

РАССТАВАНИЕ С ПРОШЛЫМ

моллюсков можно научить распознавать стимул как безвредный: Обучение распознаванию стимула как безвредного называется «привыканием» и представляет собой форму научения, с которой все мы имеем дело, когда учимся не замечать фоновый шум.

Потом Кандел убедился, что моллюсков можно научить устанавливать связь между двумя разными событиями и что в процессе этого научения их нервная система меняется: То, что демонстрировал Кандел, является нейронным аналогом классического, или павловского обусловливания. Эта демонстрация имела для него важное значение. Аристотель, британские философы-эмпиристы и Зигмунд Фрейд утверждали, что научение и память возникают в результате соединения в сознании переживаемых нами событий, идей и стимулов. И.П. Павлов, которого считают основоположником бихевиоризма, открыл классическое обусловливание – форму научения, суть которой в том, что животное или человек учится ассоциировать два стимула. В качестве типичного примера можно привести ситуацию, когда на животное воздействуют нейтральным стимулом, вроде звука колокольчика, за которым сразу же следует неприятный стимул, например удар, и все это повторяется несколько раз, в результате чего реакцией животного на звук колокольчика становится страх.

изменения в нейронах сохранялись целых три недели: E.R. Kandel, J.H. Schwartz, and T.M. Jessel. 2000. Principles of neural science, 4th ed. New York: McGraw-Hill, 1250. Изучая результаты тренировки, они также обнаружили, что если на моллюска воздействовали одним слабым стимулом сорок раз подряд, возникающее в результате этого привыкание к втягиванию сифона сохранялось в течение дня. Однако когда на него воздействовали ежедневно десятью стимулами в течение четырех дней, эффект сохранялся неделями. Отсюда можно сделать вывод, что правильный подбор временных интервалов обучения – основной фактор, определяющий формирование долговременных воспоминаний. E.R.Kandel, 2006, 193.

Фрейд начинал свой путь в науке с должности сотрудника лаборатории…: Несмотря на свои способности, Фрейд не добился быстрого карьерного роста в Венском университете отчасти из-за своих идей, а отчасти из-за того, что был евреем. В 1885 году он получил должность преподавателя, но потребовалось семнадцать лет для того, чтобы он стал профессором. (Обычно разрыв между этими двумя назначениями составлял в среднем восемь лет.) Притом ему нужно было содержать семью. P.Gay. 1988. Freud: A life for our time. New York: W.W. Norton & Co., 138-39.

до сих пор вызывают восхищение своей глубиной: В число людей, восхищающихся этой работой, входят Карл Прибрам и лауреат Нобелевской премии Джералд Эдельман.

Первая пластическая концепция, разработанная Фрейдом, - это закон, согласно которому одновременно активирующиеся нейроны связываются друг с другом: По сути, Фрейд разработал более динамичный взгляд на мозг, который способствовал появлению работ Александра Лурии и рождению идей нейропластичности. S. Freud, 1891; O. Sacks. 1998. The other road: Freud as neurologist. In M.S. Roth, ed., Freud: Conflict and culture. New York: Alfred A. Knopf, 221-34.

метод свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом: Например, в «Проекте научной психологии» после обсуждения контактных барьеров, или синапсов, Фрейд переходит к обсуждению памяти и пишет: «Главной особенностью нервной ткани является память: это способность постоянно меняться под воздействием одиночных событий». S. Freud, 1895/1954, 299; K.H. Pribram and M.M. Gill, 1976, 64-68.

Вторая идея Фрейда, касающаяся пластичности: Фрейд писал: «сексуальные инстинкты примечательны присущей им пластичностью, способность менять свои цели, замещаемостью, предполагающей, что удовлетворение одного влечения замещается другим, а также своей отсроченностью». S. Freud. 1932/1933/1964. New introductory lectures on psychoanalysis. Translated by J. Strachey. In Standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud, vol. 22. London: Hogarth Press, 97.

Результаты исследования страдающих депрессией пациентов, которых лечили с помощью межличностной психотерапии: Доктор Мирра Вейсман, создательница межличностной психотерапии, разработала этот метод, анализируя факторы риска развития депрессии и опираясь на работу двух психотерапевтов – Джона Боулби и Гарри Стэка Салливана, которые уделяли особое внимание тому, как отношения и потери влияют на психику (в личной беседе). Еще одно исследование пациентов, страдающих депрессией, показало, что когнитивно-поведенческая терапия (метод лечения, который помогает в состоянии депрессии привести в норму преувеличенное негативное мышление) также действует. Нормализуя работу префронтальных долей.

«Мне кажется, что открытый гроб вызывал у меня воспоминания о похоронах матери»: Некоторые могут засомневаться в том, были ли воспоминания господина Л. о похоронах его матери «настоящими» воспоминаниями или просто желанием что-то вспомнить. Если это была всего лишь фантазия, то она не могла появиться у него в начале курса психоанализа. Даже в таком случае воспоминание вряд ли направлялось его желанием: для него это было крайне болезненным переживанием и, без сомнения, не являлось магическим отрицанием реальности, поскольку он удостоверился в том, что присутствовал на похоронах. Как вы узнаете далее из этой главы (и последующих примечаний), сегодня исследования показывают, что некоторые дети в возрасте 26 месяцев способны осознанно запечатлеть события в памяти. Израильский психоаналитик и психиатр Йорам Йовел, работающий в лаборатории Кандела, отмечает, что тяжелые жизненные травмы могут оказывать двойственное влияние на гиппокамп в момент формирования воспоминаний. Вырабатываемые в тот момент глюкокортикоиды способствуют возникновению отрывочных воспоминаний. Однако адреналин и норадреналин, выделяемые под действием стрессовых событий, могут заставить гиппокамп формировать «импульсные воспоминания», представляющие собой усиленные, яркие, эксплицитные (некогда произвольные, осознанные) воспоминания. Возможно, именно поэтому у людей, перенесших травму, могут быть гиперяркие воспоминания для одних аспектов травмы и обрывочные воспоминания - для других. Вид мертвой матери вполне мог вызвать такие импульсные воспоминание у господина Л.. В конце концов, осторожное утверждение самого господина Л. говорит само за себя: образ открытого гроба появился в его сознании именно как воспоминание, однако он предварил свой рассказ о нем осторожным «Мне кажется». См. Y. Yovell. 2000. From hysteria to posttraumatic stress disorder. Journal of Neuro-Psychoanalysis, 2:171 -81; L. Cahill, B. Prins, M. Weber, and J.L. McGaugh. 1994. в - Adrenergic activation and memory for emotional events. Nature, 371(6499): 702-4.

Хотя в первые несколько лет жизни система осознанной памяти неустойчива, результаты исследований… свидетельствуют о том, что она существует: мы недооцениваем развитие системы произвольной памяти на факты и события у детей младшего возраста, потому что, как правило, проверяем эту систему, задавая людям вопросы, на которые они отвечают словами. Очевидно, что дети, находящиеся в довербальном периоде, не могут рассказать нам о том, происходит ли у них сознательное запоминание определенного события. Однако недавно исследователи нашли способ тестирования детей младшего возраста, заставляя их ударять ногой, когда они распознают повторение событий и могут их запомнить. C. Rovee-Collier. 1997. Dissociations in infant memory: Rethinking the development of implicit and explicit memory. Psychological Review, 104(3): 467-98: C. Rovee-Collier. 1999. The development of infant memory. Current Directions in Psychological Science, 8(3): 80-85.

Сон господина Л. («Я ищу что-то потерянное, но не знаю, что. Возможно, это часть меня… и я узнаю, когда найду это») совершенно явно сообщает о том, что у него проблемы с памятью и воспоминанием. Л. знает, что сам не может вспомнить, что потерял, но он также уверен, что узнает это, когда оно окажется прямо перед ним, поскольку узнавание является более базисной формой запоминания, чем вспоминание. Причем предсказание, содержащееся в его сне, оказалось совершенно точным. Ведь когда, в конце концов, Л. нашел то, что искал, он узнал это. И «находка» потрясла Л. до глубины души.

подобная серия разворачивающихся снов свидетельствует о медленном изменении сознания и мозга… должны «отучиться»: Лауреаты Нобелевской премии Френсис Крик и Грэм Митчисон предположили, что во сне происходит своего рода «обратное научение» - одна из задач мозга, видящего сны, заключается в том, чтобы забывать различные побочные образы. F. Crick and G. Mitchison. 1983. The function of dream sleep. Nature, 304 (5922): 111-14. Cм. Также G. Christos. 2003. Memory and dreams: The creative mind. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press. Согласно их модели “мы видим сны, чтобы забывать». То есть мозг в процессе сна классифицирует некоторые события и образы как важные и достойные запоминания, а гораздо большее количество – как подлежащее забыванию. Эта теория прекрасно объясняет, почему мы забываем и наши сновидения. Но она плохо помогает понять, почему мы можем научиться столь многому из снов, особенно посттравматических, повторяющихся снов, которые видел господин Л. и которые не мог выбросить из головы.

самые последние данные, полученные при сканировании мозга, свидетельствуют о том, что, когда мы видим сны: Сны часто носят беспорядочный характер и сложны для понимания, потому что во время сна «более высокие» психические функции действуют иначе, чем в период бодрствования.

Активируются области мозга, обрабатывающие эмоциональную информацию, а часть мозга, контролирующая наши рациональные действия, находятся в относительном подавленном состоянии. Поэтому те желания и влечения, которые мы обычно сдерживаем или даже не осознаем, могут находить свое выражение в снах, о чем говорил Фрейд, а до него еще Платон.

Но почему наши сновидения сродни галлюцинациям? Почему мы переживаем то, что не происходит, как реальность? Когда мы находимся в состоянии бодрствования, мы начинаем воспринимать мир с помощью чувств. Если рассмотреть зрение, то этот процесс начинается с того, что через глаза поступает входящая информация. После чего основная зрительная зона мозга получает прямые входящие сигналы от сетчатки глаз. Далее вторичная зрительная зона обрабатывает цвета и движения и распознает объекты. И, наконец, третичная зона (она находится в месте соединения затылочно-височной и теменной областей коры) собирает воедино эти образы и связывает их с другими сенсорными ощущениями. Таким образом, события, воспринимаемые нами конкретно, оказываются связанными друг с другом, после чего могут появиться более абстрактные мысли и значения.

Фрейд утверждал, что во время галлюцинаций и сновидений сознание человека «регрессирует». Под этим он понимал, что обработка образов происходит в обратном порядке. Мы начинаем не с получения ощущений от внешнего мира и последующего формирования абстрактных представлений о нем, а с наших собственных абстрактных образов – идей, представленных в конкретной, обычной визуальной форме, словно действие реально происходит в мире.

Аллен Браун показал с помощью сканирования мозга спящих людей, что те части мозга, которые первыми получают входящую зрительную информацию – первичные зрительные области. Во время сна отключаются. Однако вторичные зрительные зоны, интегрирующие входящую зрительную информацию разных типов (например, цвет, движение) в объекты, остаются в активированном состоянии. Поэтому образы сновидений, которые приходят не из внешнего мира, а изнутри, мы воспринимаем как «реальные» галлюцинации. Это согласуется с утверждением о том, что во время сна информационная обработка восприятия происходит в обратном порядке.

Интерпретацию снов следует начинать с анализа галлюцинаторных образов, которые кажутся странными и не связанными друг с другом, и прослеживать их до более абстрактных идей. Которые их создают.

Невролог и психоаналитик Марк Солмс внес значительный вклад в изучение снов, исследуя пациентов, перенесших инсульт. Работая с этими пациентами, Солмс доказал, что сны состоят не только из зрительных образов. Он обследовал пациентов с повреждениями области мозга, необходимой для формирования зрительных образов. В состоянии бодрствования такие пациенты не могут формировать полноценные зрительные образы, помогающие воспоминанию. Одна женщина, у которой инсульт поразил именно эту область, не узнавала лица членов семьи, но могла узнавать их голоса. Солмс обнаружил, что в своих снах она тоже слышала лишь голоса, но не видела никаких визуальных образов; таким образом, ее сны были незрительными.

Другой пациент с похожим расстройством, которое возникло после удаления опухоли мозга, сообщал: «Во сне моя мама и еще одна дама не дают мне подняться». Солмс спросил, откуда он может это знать, если в сновидении у него нет зрительных образов. Пациент ответил: «Я просто знаю» и сообщил, что ясно ощущает, как его удерживают. Он сказал, что со времени операции его сновидения стали «мысленными». Другими словами, за зрительными образами снов всегда стоит процесс мышления.

Так каким же образом происходит формирование абстрактных мыслей у пациентов с повреждением третичных зон мозга? Ведь, по мнению Фрейда, именно эта часть мозга ответственна за формирование сновидений, Солмс обнаружил, что в случае повреждения третичных зон, определяющих «идею» сновидения, люди перестают видеть сны. Это позволяет сделать вывод, что данная область играет важную роль в генерировании сновидений.

Солмс предполагает, что сновидения, как правило, сложно понять, потому что в них абстрактные идеи представлены визуально. В чем это выражается? Например, обобщенная идея: «Я – особенный человек и не обязан соблюдать правила, которым следуют другие люди», может быть образно выражена в сновидении, где оказывается, что вы умеете летать. Идея «я глубоко внутри себя боюсь, что не способен контролировать свои амбиции», может быть представлена в виде сна, в котором человек видит тело Муссолини после казни. K. Kaplan-Solms and M. Solms. 2002. Clinical studies in neuropsychoanalysis. New York: Karnac; M. Solms and Turnbull, 2002, 209-10.

REM-сон имеет особое значение… для перевода содедержимого кратковременной памяти в долговременную: Когда мы видим сны, гиппокамп продолжает работать, взаимодействуя с корой головного мозга для создания долговременных воспоминаний.

Когда во время бодрствования у нас возникает опыт восприятия, мы фиксируем его в коре. Так, внешний вид вашего приятеля активирует клетки в зрительной коре, звук его голоса приводит в действие нейронов в слуховой коре, а когда вы обнимете друг друга, «включаются» чувствительная и двигательная кора. Ваша лимбическая система,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.1.156 (0.067 с.)