Общественно-политическое устройство ВКЛ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое устройство ВКЛ.



Правителем государства был вялики князь. Власть великого князя в границах гос-ва сначала ни кем не ограничевалась, и он являлся единственным источником права. Но уже в 15 в. она ограничивалась. шляхецкими привилеями, а потом и магнатско-шляхецкими полит. органами. В результате унии с польским Королевством обосновался принцип выбарнасци монаха, что также ограничило власть. К 14 в. правительственную деятельность осуществляют только сам князь, но надо было организ. дворовое хозяйство, появились проблемы во внутренней и внешней политике, поэтому появились спец. правительства и органы центрального правления. В руках одного лица Маглия сочетаться многия правительственные функцыи, но до Люблинскай унии эти институты не были самостоятельными, а только выполняли поручения князя. Действительными гос. органами они они стали когданачали выполнять постановления вольного сейма. В землях-областях центральную власть осуществляли сначала намесники, потом воеводы и старосты.

Паны-рада. Первым реальным шагом по ограничению власти множеством князя стала княжеская рада. Из документов известно, что князи советовались со сваими баярами. Рада получила право выбираць нового князя после смерци нынешнего.. В раду входили дух. и свецкия вельможы, вяликакнажацкия намесники, удельные князи. Путь в раду открывался для каждого, кто принадлежал к свободному шляхетского сословию и был подданным ВКЛ. Реально в ней пасаянна заседали представители высшей элиты, наиболее мощные и состоятельные люди. И даже православные представители состоятельных родов займали место в раде, хотя по Городельской унии входить могли только католического вероисповедания. Полное юридическое закрепление паны-рада как гос органа зафиксировали привелеи Александра Казимировича от 1492 и Жигимонта Старого от 1506.Полномочия рады: защита и финансовыевопросы, контроль дел шляхетства и раздачу земель, выполняла ряд судебных функций. Политическое значение панов-рад начала уменьшаться, когда был создан новый государственный орган-шляхецкий сейм.

Вялики сейм. Сначала в них участвовали представители самых разных соц. групп-браяр, шляхты и мещан. Были также и областные сеймы, которые занимались делами области.Под кан. 15 в. на основе областных сеймов образовался общий сейм всехземель ВКЛ. Теперь монарх собирал на собрание не только элиту (раду), но и представителей боярства-шляхты.

Первым опытом введения общегос. Письменного права в ВКЛ стал Судебник Казимира 1468г. Статут 1529г.

Социально-экономическое развитие ВКЛ.

В 13-16 веке продолжался процесс формирования феодальныхотношений. Главная ценность-земля. Главный занятие-земледелие, животноводстве. Верховным землевладельцем считался князь. В волостях земля находилась во владении общины и в частной собственности крестьян, кроме лугов, сенажацей, водоёмов,которыми полбзовались коллективно. В 15-16 вв феодалам и церкви были пажалаваны значительные угодди. Происходил рост феодального землевладения таким образом: землю давал князь, крупные феодалы давали землю церкви, наделяли ей своих феодалов, купля-продажа зямли, залог с последующим отчуждением. Малые землевладельцы, получив землю за службу в армии называли баярами, позже-шляхтой. Среди крупных землевладельцев были князи, магнаты, паны. В 16 в все землевладельцы уравнены в правах. Все называются шляхтой. Статус крестьян такжеизменился. Они утратили право распоряжаться землейстали землепользователями у феадалов. Существуют следующие этапы закрепощения крестьян:

Первый Прывилей 1447 окончательно закрепила право феадалау на вотчинных суд

Вторая 1 Статут ВКЛ 1529 отказывал крестьянам во владении землёй.

Третий "Устава на валоки" 1557 закрепляла крестьян за их зямельными наделами-валоками.

Четвёртое 2 Статут ВКЛ 1566 ввёл 10-летний поиск беглых крестьян.

Пятый 3 Статут ВКЛ 1588увеличил поиск до 20 лет. Перевод крестьян, которые прожили больше 10 лет на земле феодала в разряд непахожых-крестьян, которые не могли переходить от одного феодала к другому.

В 15 веке появляются фальварки, феодалы уменьшают наделы крестьян. Создают себе хорошие земли. Крестьяне становятся землепользователями, за право пользоваться землей должныработать на зямли феодала.

Развиваюцца города, связано это с развитием ремесла и торговли. Городское население получила название мещане. Для защиты сваих интересов ремесленники объеденялись в цэхи, купцы в гильдыи. С 14 в города начинают получатьМагдебургское право. Оно давало гарадмсамоуправление, судебный имунитэт, налоговые льготы, право владения городской землей, право иметь собственный герб, освобождала от службы в армии. В конце 16 в это право получили почти все более-менее крупные города.

Гос-конфес. отнош в ВКЛ. Ренессанс. Особенности развития культуры бел земель в составе ВКЛ

Беларусь в составе ВКЛ представляла собой собой регион, открытый для внешнего культурного воздействия. Белорусысчитали, что культура Западной Европы отличный пример для подражания. Наиболее яркими примерами культурных контактов стала обязательная отправка детей на учебу в Европу. Именно это способствовало быстрому распространению магдебургского права, цеховой систэмы, фальваркау. Западные мастера обновили кирпичное дойлидства. Сучётом романского и готического стилей были возведены мощные Замки В Гродно, Новогрудке, Лиде, Мире и т.д. Все большую популярность стали завоёвыватьгумманистические идеи итальянского Ренессанса. Первым проявлением этого стало книгопечатание на родном языке. В Беларуси это дело устроил Ф. Скорина (1490-1551), который получил образование в Кракауским и Падуанским универсицетах. Он издавал книги и Праге, Вильны. На это же время приходится деятельность и Миколы Гусоускага (1470-1533) созданную является первооткрывателем светской литаратуры в ВКЛ. В Кракове издал поэму «Песня про зубра». В это время приобретает силу пратестанские движение, кальвинизм. Строятся церкви, храмы. Протестанты активизировали книгопечатание на Беларуси. Была издана Библия на белорусском языке. Известным рэфарматарским деятелем является С. Будный («Катэхизис»), В. Цяпински («Евангелие»)

Светская литаратура. Радивил Сиротка пишет мемуары, в которых рассказывает о сваих путешествиях в зарубежные страны, создано «Речь Мялешки», где рассказывается о шляхту, В ней критикуется, осуждается уничтожение народных традиций.

Образование.Быстро развивалася образовательное дело Беларуси. Наиболее высокие уровень имели калвинисцкия школы, одна из них была основана князем Радивилам и пользовалась значительной популярностью. Другие канфесии также пробовали не отставать, открывались православные брацкия школы, начали работать унияцкия семинарыи.

Архитэктура. Согласно концепции «идэальнага города» все строения в городе должны представляет цельный ансамбль. Рядом со старыми кварталами начали возникать «новые города». В Минске в это время появился Ракаускае и Троицк предместье, начал строиться Верхний город. Почти полностью итальянскими мастерами был перестроен Нясвиж. Магнацкия рэзидэнцыи, построенный я в это время имели: шырокия окна, арыгинальна декорирование внутренние дизайн интерьеров. Так были перестроены Гроденски и Мирски Замки.

Искусства. Значительные измененияпоявились и в искусстве. Появилось стремление распазнаць человека, раскрыть его внутренний мир. Мужчины изображались в рыцарских доспехах (портрет Радивила), женщины в богатых одеждах (портреты Слуцкой, Олелько-Радивил)

Образование Речи Посполитой и статус ВКЛ в ее составе.

1569. подписанием Люблинской унии. Условия и сущность унии были следующими:

1.ВКЛ и Польша сливались в единое и неделимое целое и новое государство получило название Речи Посполитой.

2. Глава государства - король, выбирался только в Польше. Столицей государства был только Краков.

3. Единственным законодательным органом государства становился общий Сейм, заседание которого проходили по очереди и в Польше, и в ВКЛ.

4. ВКЛ сохранило некоторые автономные права в пределах Речи Посполитой.

Княжество имело право на свой отдельный бюджет, свою армию и свое законодательство, которое не должно было противоречить интересам общего государства.

Условия унии были несправедливыми по отношению к ВКЛ. Княжество потеряло территорию Украины, которую король передал Польше. Политические противоречия заложенные Люблинской унией, неравноправие народов, потеря ВКЛ своего суверенитета не укрепляли общуее государство, наоборот, это способствовало рождению общего кризиса Речи Посполитой.

Таким образом, внешняя политика ВКЛ в XVII в. привела к образованию Речи Посполитой.

Образование Речи Посполитой не расторгла Великого княжества Литовского, но полит. и. положение местного населения значительно ухудшилось. Выборы в общий сейм показали, что решающая роль в нем принадлежала польской шляхте. Полит. вопросы, бел. шляхта просила решить у польского короля путем принятия соответствующих законов, не попадали в общий Сейм.

Поэтому очень скоро депутаты сейма от ВКЛ добились издания отдельных законодательных актов для действия в пределах ВКЛ, что не было предусмотрено Люблинской унией. Статут ВКЛ 1588 г. (были 1529,66) отходил от условий Люблинской унии. Так, запретить полякам приобретать земельную собственность в пределах ВКЛ, сохранял право ВКЛ на отдельное законодательство, собственный государственный аппарат и армию. Польские паны не имели права занимать государственные должности в пределах ВКЛ. Отличительным было и то, что Статут 1588 г. закрепил в качестве государственной старобелорусский язык.

Однако в целом эти правовые нормы не могли остановить главного-упадка государственности. Дело в том, что в Речи Посполитой с течением времени все ветви власти - законодательную, исполнительную, судебную - прибрала в свои руки знать.

Король РП избирался на сейме и полностью зависел от его решений.

Таким образом, общая политическая система РП была по форме республиканской, а по содержанию и сути - олигархической. Это способствовало развитию всеобщего кризиса Речи Посполитой.

Исключительные права, которыми владела польская шляхта, манили политическую элиту ВКЛ. Поэтому на протяжении XVII в. почти вся белорусско-литовская шляхта приняла католичество и была ассимилировано поляками.

Политические противоречия, войны между Вильнюсом и Москвой, а потом между Речью Посполитой и Московским царством способствовали тому, что в ВКЛ усилился униатский движение, которое ставило своей целью объединение православной церкви, но не с костелом вообще, а только с Ватиканом. После того, как в Москве в 1589 г. был создан патырярхат, который получил право на управление православной церковью и в ВКЛ, униатский движение в ВКЛ резко усилился.

В 1595 г. папа Римский подписал акт унии для православной церкви в рамках ВКЛ, а в 1596 г. православные епископы ВКЛ со своей стороны подписали церковную унию с Римом в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь попала в политический и каноническую зависимость от Рима, но компромиссом было то, что она сохранила традиционную православную обрядность.

Таким образом, политическое, правовое и идеологическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой определялось потерей основ государственности и национальной самобытности во всех сферах жизни народа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.009 с.)