Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 6. Лексика ограниченного употребления. Социальные диалекты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Замените выделенные слова синонимами, исходя из контекста .
Определите по контексту значение слов: прикалываться, прикольный, прикол, приколист. Опишите механизм семантической деривации: колоть- прикалываться.
Ознакомьтесь с одной из основных форм неофициальной оценки «новорусских достижений» - прилагательного крутой. Определите по контексту его значение. 1. Он приехал на крутой тачке: это был «Лексус», который редко можно было увидеть в городе. 2. Если встретишь его, не узнаешь, он стал таким крутым: ездит на шестисотом Мерседесе, ходит только с телохранителями. 3. Круто было бы попасть на такую тусовку. Там собирается весь местный хай-лайф. 4. Я видел тебя с новой девицей. Круто смотритесь! 5. КГБ и милиция провели серию арестов крутых и не очень крутых владельцев видеотехники (о «пиратском бизнесе»). 6. Тибальт – он всего лишь подкрученный дядька, а Ромео- крутой по-настоящему, почти Брюс Ли. 7. Нынешнего президента охраняют, пожалуй, даже круче, чем предыдущего. 8. Это мероприятие обошлось нам в 5 тыс. долларов. Спонсоры денег так и не дали. В итоге мне пришлось 3 тысячи занимать у «крутого». Нет, это не композитор Крутой, это бандитов я так называю.
Обратите внимание на эластичность семантики слова крутой. Подберите синонимы в зависимости от контекста. 1) С большим интересом читает об этой крутой дискриминации подросток. 2) Цены на кладбище крутые. 3) «Крутой» ностальгии по Родине здесь не чувствуется. 4) Самые «крутые» подробности из жизни рок-звезд. 5) В бумагах был крутой компромат на высокопоставленных лиц. 6) В 5-этажном особняке Министерства финансов идет крутой евроремонт. 7) Пиаровские приемчики стали грязнее, «наезды» - больнее. Совершенству технологий нет предела - особенно, когда за это платят крутые «бабки». 8) «Спартак» круто помолодеет. 9) С двумя десятками «крутых» договориться проще, чем с миллионом простых. 10) Террористы, атаковавшие Америку, оказались хитроумнее самых крутых спецслужб в мире. Соотнесите иностранные слова с русскими.
Выделите лексемы- признаки интеллектуализации языка масс-медиа. Передайте смысл предложений с помощью синонимов (где это возможно).
7) Дайте определения следующих слов (различного рода номинации человека)
Задание № 6. Тема занятия: Морфологические нормы.
Упр. 1. Прочитайте данные словосочетания, употребив существительное в единственном числе. Заказные бандероли, старинные банкноты, новые расценки, большие мозоли, кожаные туфли, войлочные тапки.
Упр. 2. Подберите к данным существительным определения (подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени). Бра, кофе, тюль, мозоль, Тбилиси, Дели, Батуми, Миссисипи, авеню, безе, коммюнике, пони, алиби, рандеву, резюме, жалюзи, шампунь, мартини.
Упр 3. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составное наименование, которое они обозначают, Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность. ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, ФСБ, ЛДПР, ГИБДД, СПИД, ЮНЕСКО, АЗС, НИИ.
Упр. 4. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление. Адрес бухгалтер год благо директор Договор доктор лектор ордер токарь Профессор шофер слесарь диспетчер клапан Ректор шприц
Упр. 5. Допишите окончания. Стакан ча.. Сортировка ча.. Стакан крепкого ча.. Ложка сахар.. Производство сахар.. Много снег.. Задержание снег.. Много народ.. История народ.. Присутствие дух.. И дух.. твоего чтобы здесь не было Поддать пар.. Давление пар.. Банка лак.. Изготовление лак..
Упр. 6. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. 1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, шорты, кеды. 2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня. 3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли. 4. Башкир, бурят, грузин, киргиз, монгол, осетин, румын, туркмен, узбек, цыган, якут.
От предложенных существительных образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа: 5. Звено, шило, брелок, бюллетень.
Упр. 7. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. 1. Момент был для всех (торжествен, торжественен). 2. Вид юноши был легкомыслен, легкомысленен). 3. Директор школы (ответствен, отвественен) за каждого ученика. 4. Актер был (естествен, естественен) в своей игре. 5. Старый лес (величествен, величественен). 6. Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 7. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 8. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 9. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 10. Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 11. Лектор (известен, известный) своими выступлениями.
Упр. 8. Найдите ошибки, исправьте предложения. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. Обоим ученицам дали дополнительное задание. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Для выполнения задания мне не хватила пары часов. На занятиях не было обоих сестер. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. На обеих берегах реки раскинулись поля. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.
Упр. 9. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением. 1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 7) 88,9% (руководитель) поддержали реформы. 8) Более 51% (опрошенный) высказались «за». 9) За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 10) Более 2500 человек обратились за помощью. 11) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 12) Длина окружности равна 422 (сантиметр). 13) Из 596 вычесть 387. 14) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 15) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 16) К 1778 прибавить 852. 17) От 17464 отнять 11090. 18) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 19) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. 20) Было получено 146 (посылка) с 3883 (книга).
Упр. 10. Найдите ошибки.
1. Читать произведения Жюль Верна – читать произведения Жюля Верна. 2. Встреча с Геннадием Бурбулис – встреча с Геннадием Бурбулисом. 3. Выступление Ромен Роллана – выступление Ромена Роллана. 4. Братья Томас и Генрих Манн – братья Томас и Генрих Манны. 5. Приветствовать сестер Ольгу и Ирину Рихтер – приветствовать сестер Ольгу и Ирину Рихтеров. 6. Встретиться с Борисом Нейман – встретиться с Еленой Нейман.
Задание № 7. Синтаксические нормы. Правильное построение словосочетаний и предложений. Порядок слов в речевом общении. Трудные случаи именного и глагольного управления; управление при однородных членах предложения; нанизывание падежей; выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами; выбор правильного падежа и предлога; употребление деепричастных оборотов.
Задание 1. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа. Образец: Подготовка и руководство - аспиранты: подготовка аспирантов и руководство ими.
Задание 2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. 1) По (окончание) лекции все собрались уходить. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. Хорошей погоды ждали по (много) дней. 2) Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие). 3) Время доказало превосходство этого способа (другие). Все это делается на благо (дети, родина). Задание 3. Исправьте ошибки и стилистические недочеты. Высказывалась критика о том, что мы делаем. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. Магазин, ориентированный специально для школьников. Уверенность каждого за свой завтрашний день. Контролировать за ходом лечения. Участвовать на выборах. Факты говорят за возможность использования резервов. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. Разрушения произошли за счет плохой работы системы. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. По окончанию работы все должны собраться в зале. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу.
Задание 4. Вставьте вместо точек предлоги ИЗ или С. Вернуться … Крыма, … Урала, …Кавказа, …Карпат, … гор, … моря, … реки, … вокзала, … театра, … школы, … концерта, … работы, … оперы, … балета, … стадиона, … университета, … факультета, … города.
Задание 5. Выберите нужную форму. 1) По приблизительным подсчетам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей. 2. Большинство его произведений (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. Большая часть депутатского корпуса (проголосовала, проголосовали) «за». 4. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 5. Урок-лекция (начался, началась). 6. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 7. Газета «Аргументы и факты» не раз (писала, писали) об этом.
Задание 6. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно. 1. Я отредактировал рукопись. 1. Я передал рукопись редактору. (Отредактировав рукопись, я передал её редактору).
2. Отредактировать рукопись 2. Нужно передать рукопись редактору. 3. Я закончил работу. 3. Мне стало радостно на душе. 4. Я закончил рукопись. 4. Рукопись была передана редактору. 5. Иметь свободное время. 5. Можно многое сделать. 6. Доктор познакомился с 6. Доктор рекомендовал курс лечения. результатами исследования.
Задание 7. Найдите в предложениях грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте предложения. 1) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2) Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 3) Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4) Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 5) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 6) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7) Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 8) Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9) Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Задание 8. Исправьте нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание. 1) Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2) Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 3) В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 4. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 4) С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.247.223 (0.016 с.) |