Понимание любви. Секреты сердца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание любви. Секреты сердца



Понимание любви. Секреты сердца

Посвящается

Моей прекрасной, фантастической, потрясающей, чудесной, внимательной жене Рут. Твоя поддержка, уважение, преданность, посвящение, терпение и молитвы за меня делают меня похожим на хорошего мужа и отца. Спаси­бо тебе за претворение в жизнь принципов, изложенных в этой книге. Спасибо за то, что благодаря тебе наш брак стал именно таким приключением в сфере человеческих взаимо­отношений, каким я себе его и представлял. Я люблю тебя.

Моей драгоценной дочери Карисе и моему дорогому сы­ну Кайро. Пусть ваши семьи будут построены на принципах и заповедях, присущих чистой мудрости проверенных време­нем истин Божьего Слова. Пусть эта книга, наставления ко­торой вы примете, станет для вас и ваших детей моим глав­ным подарком к свадьбе.

Моему отцу Матиасу и моей покойной матери Луизе Монро. Ваш брак, длившийся более пятидесяти лет, стал для меня живым примером и стандартом. Я стал свидетелем кра­соты и пользы брака, построенного на фундаменте Божьего Слова. Спасибо вам за то, что научили меня любить мою жену и детей.

Всем холостякам и незамужним женщинам, которые хо­тят иметь успешную семью – такую, какой ей предназначил быть Творец. Пусть мудрость этой книги споспешествует это­му желанию.

Всем супружеским парам, которые хотят улучшить и усо­вершенствовать свои взаимоотношения. Пусть применение принципов, изложенных в этой книге, поможет вам исполнить свои брачные обеты, и ваш брак станет таким, каким ему изначально предназначалось быть.

Источнику всякой мудрости, знания и разумения, Твор­цу института брака, моему Господу и Искупителю, Иегове Шалом, Иешуа.

 

Глава 1

 

Штука под названием любовь

 

Один поэт некогда сказал: "Любить – значит жить, а жить значит любить". Это, возможно, и так, но что означа­ют эти слова? Поэт не дал определения своим словам. Что же это за штука под названием любовь?

Пожалуй, никакому другому аспекту человеческой жиз­ни не было посвящено столько размышлений, дискуссий, де­батов, рассуждений и мечтаний, как природе истинной люб­ви. Любовь присутствует везде: в наших песнях и книгах, в телепрограммах и на экранах кинотеатров. Тема любви не сходит с наших уст, не покидает наших мыслей и разговоров.

И все же, несмотря на все наши размышления и разгово­ры, дискуссии и дебаты, многие ли из нас по-настоящему по­нимают сущность любви? Знаем ли мы на самом деле, что такое истинная любовь? Франсуа де Ларошфуко, француз­ский писатель-моралист XVII века, весьма проницательно подметил: "Настоящая любовь подобна привидениям, о ко­торых все говорят, но мало кто видел".

Куда мы можем обратиться для получения подлинных знаний в вопросах истинной любви? Мир предлагает много различных концепций любви, но насколько им можно дове­рять? Западная массовая культура склонна приравнивать лю­бовь к теплым чувствам, физической притягательности и по­ловой активности. Этот взгляд на любовь каждый день вби­вается нам в головы с помощью книг и журналов, которые мы читаем, песен, которые мы слушаем, фильмов и телепро­грамм, которые мы смотрим. Эпидемия разрушенных вза­имоотношений, неудачных браков и распавшихся семей, ха­рактеризующая наше сегодняшнее общество, говорит нам о том, что в нашем взгляде на любовь есть что-то весьма ошибочное.

Лучший способ чему-либо научиться – это обратиться к специалисту. Если нам необходимо улучшить свои навыки игры в гольф, мы обращаемся к профессионалу в области гольфа; если есть желание научиться играть на фортепиано, мы берем уроки у квалифицированного репетитора. А кто яв­ляется экспертом в области любви? Никто не понимает сущ­ность любви лучше, чем Бог. Он не только создал любовь и утвердил ее в качестве краеугольного камня основания чело­веческой жизни, но, согласно Библии, Бог есть любовь (см.: 1-е Иоанна 4:8,16). Любовь определяет саму природу Бога.

Любовь определяет саму природу Бога.

Что же Бог говорит о любви? Вопреки распространенно­му предположению многих людей в мире, любовь в Библии предстает, главным образом, не как эмоции, но как отноше­ние сердца. Эмоции не подчиняются приказам: невозможно приказать человеку испытывать определенные чувства по от­ношению к другому человеку или вещи. Однако повсюду в Библии Господь повелевает Своему народу любить. Библей­ская любовь – это заповедь. Посмотрите на эти примеры:

«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Второ­законие 6:5).

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18).

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляй­те проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Матфея 5:44).

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанна 15:12).

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Римлянам 13:8).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя"» (Галатам 5:14).

«Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем ра­зумением твоим": сия есть первая и наибольшая за­поведь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Если нам заповедано любить, как нам следует исполнять эту заповедь? Что значит любить Бога? Что значит любить другого человека? Это очень важные вопросы, которые про­никают в самую суть значимых взаимоотношений. Сегодня очень многие взаимоотношения терпят крах из-за неадекват­ного понимания любви и представления о ней.

Любовь – это, главным образом, не эмоции, но отношение сердца.

Отчасти эта проблема (по крайней мере, в англоговоря­щем мире) вызвана ограничениями нашего языка. В англий­ском языке есть только одно основное слово для обозначения любви, и поэтому мы используем его, чтобы описать свои чувства или отношение ко множеству вещей. Мы говорим: "Я люблю торты" или: "Я люблю мою собаку", но также мы гово­рим: "Я люблю моих детей", "Я люблю мою жену" или: "Я люблю моего мужа". Мы "любим" ходить на пляж, в парк или куда-нибудь еще. Во всех этих случаях одно и то же слово "люблю" используется для описания чувств и отношений, весьма отличающихся друг от друга. Надеюсь, наша "любовь" к тортам не стоит на одном уровне с нашей любовью к соб­ственным детям или супругу(е)!

Многие другие языки не настолько, как английский, ограничены в словах для описания любви. В особенности это касается древнееврейского и греческого – языков оригинала Библии. Древние греки пользовались для обозначения любви четырьмя различными словами – "филео", "сторге", "эрос" и "агапе", при этом каждое слово обозначало отдельный тип или особую степень любви. В Новом Завете встречаются только два слова – "филео" и "агапе", однако исследование всех "типов” любви поможет нам лучше понять, чем является настоящая любовь и чем она не является.

 

"Филео" – дружеская любовь

 

Слово "филео" происходит от слова "филос", означающего "друг", и является самым общим термином для описания любви в греческом языке. Оно обозначает любовь, которую человек испытывает к другу или к знакомому. "Филео" – это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы хорошо знакомы.

Из-за своей обычной, обыденной природы "филео" – это не та любовь, которая вам нужна, чтобы вступить в брак. Брак требует более глубокой, более серьезной любви, чем может дать "филео". Если супруги испытывают друг ко другу только такие чувства, какие они питают к своим обычным друзьям, в этом браке обязательно будут проблемы.

Любовь "филео" знакома нам всем, потому что мы по своей природе общественные существа. Нам свойственно тя­нуться к другим людям, которые разделяют наши интересы и с которыми мы находим общность духа. Истинная дружба придает жизни вкус. Друг – это тот, с кем мы можем поде­литься своими самыми сокровенными мыслями, кому мы можем полностью открыть свою душу (даже больше и чаше, чем членам семьи). Все мы нуждаемся в пище, которую дают осмысленные взаимоотношения с несколькими действитель­но хорошими друзьями. Именно такие взаимоотношения описываются словом "филео".

Истинная дружба придает жизни вкус.

Однако какой бы позитивной и полезной для нашей жиз­ни ни была эта дружеская любовь, "филео" не является выс­шей и наиболее глубокой формой любви. Фактически "филео" часто вырабатывает определенные характеристики, которые могут вызвать проблемы во взаимоотношениях, если мы не будем осторожны. Одной из таких характеристик есть чувство долга. Поскольку любовь "филео" очень часто основывается на взаимных сходствах и симпатии, она запросто может превратиться во взаимоотношения типа "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит Он кукушку", когда нам кажется, что наши отношения делают нас должниками друг друга.

Другая распространенная характеристика любви "филео" - ее склонность сосредоточиваться на качествах характера личности и ее физической привлекательности. Такой взгляд естествен и не несет ничего плохого, если только мы не при­нимаем "филео "за "настоящую любовь". Личностные черты и физические данные со временем меняются, а поэтому сами по себе не являются надежными факторами, на которых следует основывать постоянные, долговременные взаимоотношения.

Этот акцент любви "филео" на личности и физической привлекательности часто приводит ко взаимоотношениям, основанным на взаимной совместимости. Одна из причин зарождения дружбы заключается в том, что обе стороны чув­ствуют, что в той или иной мере "подходят" друг другу. Это вполне приемлемо для обычной дружбы, но многие люди рассматривают "совместимость" как один из критериев выбо­ра потенциального супруга. Основная проблема такого взгляда кроется в том, что при долговременных взаимоотно­шениях у двух людей, которые "подходят" друг другу или весьма похожи друг на друга, может возникнуть чувство со­перничества, что приведет к неудовлетворенности. По моему опыту, наиболее успешно взаимоотношения складываются обычно у тех пар, где супруги либо прямо противоположны друг другу, либо, по крайней мере, очень сильно отличаются друг от друга. Благодаря своим различиям они уравновеши­вают и дополняют друг друга. Во взаимоотношениях дело обстоит так же, как с магнитами: противоположности притягиваются.

В силу таких характеристик, любовь "филео "обычно ста­новится "любовью с условиями": взаимоотношения длятся до тех пор, пока существуют определенные условия. Если усло­вия меняются, меняются и взаимоотношения. Условия во взаимоотношениях порождают ожидания, а ожидания неиз­бежно оборачиваются разочарованием. Именно поэтому любви с условиями недостаточно для того, чтобы построить такие долговременные отношения, как брак. Супругам, без сомнения, необходимо быть друг для друга самыми лучшими друзьями (между ними должна быть любовь "филео "с ее теп­лыми чувствами), но одного этого недостаточно, чтобы со­хранить их взаимоотношения на долгие годы.

"Сторге"семейная любовь

 

Любовь "сторге "тесно связана с "филео", но подразумевает более близкую любовь семейных взаимоотношений. Именно в таком смысле использовали это слово греки. "Сторге "описы­вает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям. Любовь "сторге" также охватывает ласковые близкие чувства, которые обычно существуют между родными братьями и сестрами, а также между другими родственниками: бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами, тетями, дядями, племянниками и племянницами.

Любовь "сторге" подразумевает более близкие отноше­ния, чем "филео", потому что "сторге" имеет отношение к семье, а семья подразумевает постоянство. Именно в этом и заключается главная опасность такой любви. Из-за суще­ствующих в семье традиций мы полагаем, что любим своих родителей, братьев и сестер и что они любят нас. Мы прини­маем эту любовь как нечто само собой разумеющееся: в кон­це концов, ведь мы все – одна семья, не так ли? Хотя в боль­шинстве случаев эта любовь бывает искренней, подобное предположение все равно остается опасным. Проблема за­ключается в том, что принадлежность к одной семье еще не гарантирует наличия существующих взаимоотношений. На­личие кровных уз не приводит к дружбе автоматически.

Посмотрите на свои собственные взаимоотношения с людьми как в семье, так и за ее пределами. Кто вам ближе всего? С кем вы делитесь своими самыми сокровенными, тайными мыслями и чувствами? Кто лучше всех знает вас та­кими, каковы вы на самом деле – родственник или друг? Если быть честными, то большинство из нас признается, что мы более откровенны с друзьями, чем с членами своей соб­ственной семьи.

Когда речь заходит о родителях или братьях и сестрах, мы предполагаем наличие взаимоотношений любви, поскольку мы - одна семья. Если бы вас кто-то спросил: "Вы любите своих родителей?", вы бы, наверное, не задумываясь, ответи­ли: "Конечно, люблю". Если бы за этим последовал вопрос: "А почему?", вы, возможно, ответили бы: "Ну... потому что это мои родители". В этом-то все и дело. Несмотря на то, что наша любовь к родителям, родным братьям и сестрам реаль­на, все равно присутствует некое ощущение того, что мы лю­бим их из чувства долга. Каждый раз, когда у нас возникает чувство нелюбви по отношению к кому-нибудь из членов нашей семьи, вместе с ним обычно возникает и чувство ви­ны. Мы не чувствуем любви, однако в то же время чувствуем, что должны любить.

Таким образом, с этой точки зрения любовь "сторге" по­хожа на любовь "филео" в том, что она легко может вызвать чувство зависимости: мы любим не потому, что нам так хо­чется, а потому, что мы должны любить. Обязательства по­рождают давление, давление порождает стресс, а постоян­ный стресс опасен для любых взаимоотношений. Участвуя в подобных взаимоотношениях с определенными условиями, мы будем испытывать чувство вины каждый раз, когда не сможем выполнить своих обязательств, и будем гневаться, ожесточаться и обижаться каждый раз, когда члены нашей семьи не будут выполнять своих обязательств по отношению к нам. Снова, как и в случае с "филео", мы имеем дело с ожи­даниями и условиями.

Семейная любовь "сторге" не ограничивается только кровными родственниками. Довольно часто христиане (те, кто верят в Иисуса как в Спасителя и Господа, следуя за Ним) называют себя членами "семьи Божьей" и относятся друг ко другу как к братьям и сестрам в Господе. Такой взгляд пол­ностью соответствует учению Божьего Слова. В Послании к Галатам 6:10 апостол Павел говорит о "своих по вере" (в англ. тексте: "семье верующих". – Прим. пер.). В Послании к Евреям 2:11 сказано, что все освящаемые Иисусом являются Его братьями и членами Его семьи. В 1-м Послании Петра 4:17 он называет верующих "домом Божиим" (в англ. тексте: "семьей Божией". – Прим. пер.).

Из-за этого чувства семьи общины верующих сталкива­ются с такими же искушениями, как и "кровные" семьи: "тра­диционными" взаимоотношениями, мышлением "ты мне должен", фамильярностью, в силу которой некоторые счи­тают внимание к себе со стороны других людей само собой разумеющимся. В свете всего этого верующим было бы по­лезно думать друг о друге не только как о членах одной семьи, но также как о друзьях. Это откроет путь к дальнейшей близости и более глубоким взаимоотношениям.

Несмотря на риск укоренения мышления, мотивирован­ного чувством долга, любовь "сторге" тем не менее является важным и полезным фактором в жизни людей как в "кровных" семьях, так и в семье верующих. Семейная любовь, в свою очередь, является фундаментом мира и стабильности всякого общества. Семья – основная ячейка общества, и если институт семьи потерпит крах, все общество вскоре ждет то же самое.

Семейная любовь является фундаментом мира и стабильности всякого общества.

"Эрос" – половая любовь

Называть "эрос "половой любовью на самом деле будет не совсем правильно, поскольку, если говорить точно, половые сношения не имеют ничего общего с настоящей любовью. Половые сношения могут иметь место и без любви, что и происходит постоянно. Любовь же может существовать и без половых отношений – эти две вещи не зависят друг от друга. В рамках священного и моногамного брака, утвержденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви. Именно в этом вопросе современный мир принял совершенно противоположную точку зрения.

Древние греки наслаждались красотой человеческого тела и его сексуальностью и в некотором смысле даже покло­нялись ей. Слово "эрос" у них означало половую активность во всех ее формах, которую они считали одним из видов люб­ви. Эросом также звали греческого бога любви. Поклонение Эросу, в частности, включало в себя ритуальные половые акты и проституцию.

Этот "бог", Эрос, и сегодня продолжает царствовать практически во всех сферах общества. Миллионы людей еже­дневно поклоняются у алтаря Эроса, называя это "любовью".

В рамках священного и моногамного брака, утвер­жденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви.

В своем самом полном и наиболее буквальном смысле понятие "эрос" включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади. "Эрос " можно описать словом "похоть". Будучи совер­шенно эгоистичным по своей сути, "эрос" стремится удов­летворить свою похоть за счет других людей.

В отличие от истинной любви, "эрос "полностью сосредо­точен на чувственности. Он сосредоточивается на физичес­кой стимуляции пяти органов чувств – зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания - и на желаниях, возбуждаемых эти­ми чувствами. Будучи физическим по своей природе, "эрос" управляется химическими реакциями и взаимодействиями в теле и поэтому полностью подчиняется плоти. "Эрос" стре­мится удовлетворить каждое желание плоти. Эротическая любовь – это эмоциональная любовь, питаемая лишь чув­ствами: она появляется или исчезает вместе с этими чувства­ми. Истинная любовь, напротив, не мотивируется и не контролируется эмоциями.

Человек, движимый одним только "эросом", рассматри­вает своего потенциального партнера всего лишь как объект вожделения, которым необходимо овладеть. В самом деле, прискорбно, что наше современное общество так часто поощряет представление о людях противоположного пола как об "объектах охоты", а затем называет это "любовью". Взаимоотношения, построенные на "эросе", существуют до тех пор, пока существуют физическая привлекательность и желание, изначально привлекшие людей друг ко другу.

Будучи эгоистичным, "эрос" безразличен к чувствам и желаниям другого человека. Его интересует только личное удовлетворение, которое он может получить от этого челове­ка. "Эрос" ничего не знает о таких вещах, как человеческое достоинство или уважение, – да его это и не волнует. "Эрос" – это желание, вышедшее из-под контроля, это неудержимая страсть в духе современной философии, которая гласит: "Если это приятно – делай это!".

 

"Агапе" – божественная любовь

 

Во многих аспектах "агапе" – четвертый, высший вид любви – стоит особняком. В силу своей уникальной природы эта любовь нуждается в особом слове, чтобы описать ее. Обычных слов, применяемых для описания любви "филео", "сторге", "эрос", оказывается недостаточно, чтобы выразить всю глубину смысла, заложенного в этой высшей степени любви. Поэтому по вдохновению Святого Духа авторы Ново­го Завета для восполнения этой нужды создали новое слово - "агапе". Вне Нового Завета слово "агапе" встречается в древ­негреческих текстах только один раз: в отрывке, где описы­вается любовь родителей к своему единственному ребенку. В сущности, "агапе" является уникальным библейским словом для обозначения уникального библейского понятия, что сов­падает с его уникальной духовной природой.

Слово "агапе" обозначает божественную любовь – лю­бовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, кото­рую Его народ воздает Ему. Это также такая любовь, которую люди Божьи должны проявлять по отношению друг ко другу. В отличие от "филео" и "сторге". любовь "агапе" не влечет за собой никаких обязательств, не рождает никаких ожиданий и не выдвигает никаких условий. "Агапе" – это безусловная лю­бовь. В отличие от "эроса", который является высшей степенью эгоизма, "агапе" действует прежде всего на благо дру­гих людей. "Агапе" не служит себе, но, напротив, жертвует со­бой. Это жертвенная любовь, изливающаяся ради блага дру­гого человека.

В отличие от "эроса", который является высшей степенью эгоизма, "а гапе" " действует прежде всего на благо других людей.

Величайший призер проявления любви "агапе" был яв­лен тогда, когда Иисус Христос, безгрешный Божий Сын, от­дал Свою жизнь на кресте за грешников (в число которых входим все мы), чтобы они могли стать детьми Божьими. Эта истина выражена в одном из самых известных стихов Биб­лии: "Ибо так возлюбил {агапе) Бог мир, что отдал Сына Сво­его единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).

Бог, и никто иной, является источником любви "агапе". Без Него эту любовь познать невозможно. Он явил ее через Иисуса Христа и свободно дарит ее всем, кто станут Его деть­ми по вере – всем, кто уверуют в Иисуса Христа как Спаси­теля и Господа, – и затем будут передавать эту любовь другим. Бог любит всех людей мира божественной любовью "агапе", но только те, кто принадлежат к сообществу верующих, зна­ют эту любовь на личном опыте. Для мира в целом любовь "агапе" неизвестна.

Одну из лучших иллюстраций проявления любви "агапе" между Богом и Его народом мы встречаем в Новом Завете, в 1-м Послании Иоанна:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его... Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, что­бы мы любили друг друга... Мы знаем, что мы пере­шли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти... Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата сво­его в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1-е Иоанна 3:1, 11, 14, 16–18).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир едино­родного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умило­стивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг дру­га. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совер­шенна есть в нас» (1-е Иоанна 4:7-12).

Эти стихи помогают нам понять несколько важных ис­тин, имеющих отношение к любви "агапе". Во-первых, при­рода "агапе" не физическая и не химическая, это не эмоции и не философия. "Агапе" – это Личность. В 1-м Послании Иоанна 4:8 сказано: "Бог есть любовь". Когда мы познаем "агапе", мы познаем Того, Кто воплощает ее. Будучи Сыном Бога, Который есть любовь, Иисус Христос был "агапе" во плоти.

Во-вторых, "агапе" – это единство. Все те, кто познал "агапе", едины с Богом и друг с другом в сердце и духе. Бук­вально говоря, "агапе" означает, что Бог стал одним целым с нами. Во Христе Он облекся в нашу низкую сущность и стал подобным нам, чтобы сделать нас подобными Ему.

Буквально говоря, "агапе" означает, что Бог стал одним целым с нами.

В-третьих, "агапе" думает о других, а не о себе. "Агапе" всегда прежде всего ищет блага других людей, постоянно ищет возможности давать. Истинная любовь не будет совер­шенной, если не будет отдавать себя.

В-четвертых, "агапе" сама делает первый шаг. "Агапе” берет на себя ответственность. Она не ждет, пока кто-то сде­лает первый шаг. В Послании к Римлянам 5:8 сказано: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Любовь "агапе" проак­тивна. Она действует независимо от того, реагирует ли кто-то на ее действия, воздает ли ей тем лее самым. Иисус сказал: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступай­те с ними" (Луки 6:31). Именно так и поступает "агапе". "Агапе" проявляет инициативу.

Наконец, "агапе" – это выбор. Она основывается не на эмоциях, но на обдуманном решении. Библия четко говорит, что Бог любит нас, но нигде не объясняет, почему Он любит нас. Никакого "почему" просто нет. Бог любит нас потому, что Он есть любовь и Его природе свойственно любить. Бог любит нас потому, что Он решил это делать. Его любовь ли­шена всякого лицеприятия. "Агапе "не выбирает, кого любить, - она просто принимает решение любить. Для нее не имеет значения, кто будет объектом любви.

Поскольку "агапе" является решением, сознательным выбором, она постоянна. В отличие от "любви", основанной на эмоциях, любовь "агапе" никогда не меняется.

"Агапе" не выбирает, кого любить, – она просто принимает решение любить.

Любовь "агапе"- это единственная "настоящая любовь” в мире, и она является основанием для всего того, что мы по­рой называем любовью. Правильно понятые и проявляемые в надлежащей мере "филео", "сторге" и "эрос "могут быть пра­вомерными и прекрасными проявлениями любви " агсте", но ни один из этих видов любви сам по себе не является достаточным основанием для построения глубоких и долговре­менных взаимоотношений. Это является прерогативой только "агапе".

Понимание любви "агапе" является ключом к открытию секретов человеческого сердца. Для этого нам необходимо рассмотреть несколько граней этого сверкающего драгоцен­ного камня, которым является "агапе": Божью любовь к нам, нашу любовь к Богу, нашу любовь к себе и нашу любовь к другим людям, в особенности к своему супругу или супруге (реальным или потенциальным).

 

Принципы

 

1. "Филео" – это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы знакомы.

2. "Сторге" описывает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям.

3. "Эрос" включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади.

4. "Агапе" обозначает божественную любовь – любовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, которую Его народ воздает Ему.

5. "Агапе" – это безусловная любовь.

6. "Агапе"– это жертвенная любовь.

7. "Агапе"– это Личность.

8. "Агапе" – это единство.

9. "Агапе" думает о других.

10. "Агапе" сама делает первый шаг.

11. "Агапе" берет на себя ответственность.

12. "Агапе" проактивна.

13. "Агапе"– это выбор.

14. "Агапе" никогда не меняется.

 

Глава 2

Бог любит вас

Ес л и мы надеемся обрести хотя бы какое-нибудь пони- мание настоящей любви, то должны начать с источни­ка. Поэт, написавший: "Любить – значит жить, а жить – зна­чит любить", был близок к истине, потому что источник и жизни, и любви кроется в одной и той же личности – Боге-Творце. Именно Им мы "живем и движемся и существуем" (Деяния 17:28). Познать любовь ("агапе') – значит познать Бога, потому что Бог есть любовь: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любя­щий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1-е Иоанна 4:7-8, курсив авт.).

Одна из величайших истин, когда-либо явленных миру, – это истина о том, что Бог любит нас. Любовь лежит в основа­нии всего, что Бог делает и уже сделал для человечества. Божья любовь к нам – это одна из центральных тем Библии, которая раскрывается на страницах как Ветхого Завета, так и Нового. Никакие другие священные тексты в мире не содер­жат такой вести. Библия совершенно уникальна в своем про­возглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безуслов­но любит всех людей.

Вот несколько примеров:

«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до ты­сячи родов» (Второзаконие 7:9).

«... Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремии 31:3).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступ­лениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены…». (Ефесянам 2:4-5).

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими...». (1-е Иоан­на 3:1).

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивле­ние за грехи наши» (1 -е Иоанна 4:10).

 

Библия ясно показывает Божью любовь к нам, однако в ней нигде не показано, почему Он любит нас. Никакого "по­чему" просто нет. Любовь с "почему" – это любовь с условия­ми. Божья же любовь безусловна: Он любит нас просто по­тому, что Он любит нас, и потому, что в Его природе заложена любовь к нам. Поиски ответа на вопрос "Почему?" в отноше­нии Божьей любви будут напрасной тратой времени.

Библия совершенно уникальна в своем провозгла­шении того, что Бог осознанно, намеренно и безу­словно любит всех людей.

Тем не менее из Писания мы можем многое узнать о при­роде и качестве Божьей любви. Именно с этого места должно начинаться всякое искреннее исследование природы настоя­щей любви. До тех пор пока мы не обретем понимания Бо­жьей любви, мы не сможем по-настоящему понять любовь в любом другом ее выражении и, в частности, в том, как она влияет на самые важные взаимоотношения в нашей жизни, будь то взаимоотношения с друзьями или семьей.

Сотворенные и "сделанные"

 

Первые три главы Книги Бытие полагают основание для всего, что изложено в остальной части Библии. Первая и вторая главы Книги Бытие раскрывают Божий первоначаль­ный замысел сотворения, третья глава описывает то, как этот замысел оказался испорчен, в остальных главах и книгах Библии показывается, как Бог возвращает все в надлежащее положение. Проше говоря, Библия повествует об утвержден­ном рае, потерянном рае и восстановленном рае. Все, что происходит в Библии, происходит ради того, чтобы вернуть человечество и все творение к их первоначальному состоя­нию в условиях, описанных в первых двух главах Книги Бытие.

Одним из ключей к пониманию первых двух глав Книги Бытие является выявление различий между двумя важными словами: "творить" и "создавать". Три стиха в первой главе иллюстрируют эту разницу:

 

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1).

«И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27, пер. с англ.).

В стихах 1 и 27 слову "сотворил" соответствует еврейское слово "бара", а в стихе 26 слову "сделал" соответствует слово "асах". В первых двух главах Книги Бытие "бара" встречается семь раз, а "асах" – десять раз. Несмотря на то, что эти два слова, похоже, используются в определенной степени вза­имозаменяемо, на самом деле между их основными значени­ями есть четкое различие. "Бара " означает "сделать что-то из ничего". Оно говорит о сотворении в абсолютном смысле и используется в Библии только в связи с Богом, потому что только Он может творить что-то из ничего. В самом начале был только Бог: больше не было ничего. Из этого "ничего" Бог сотворил небеса и землю, просто повелев им быть. Он проговорил – и они появились. Вот что означает "бара".

"Асах", наоборот, означает "сделать что-то из уже суще­ствующего материала". Кроме того, что "асах" используется в стихе 26, оно также используется в связи с тем, что Бог "сде­лал" твердь небесную (см.: Бытие 1:7), солнце и луну (см.: Бытие 1:16), диких зверей (см.: Бытие 1:25), землю и небо (см.: Бытие 2:4), а также женщину – "помощника" мужчине (см.: Бытие 2:18).

В этих двух словах "бара"асах "мы видим два конкрет­ных аспекта Божьей творческой деятельности: сотворение некоторых вещей из ничего и создание других вещей из мате­риала, который Он уже сотворил. Как бы там ни было, прин­цип остается неизменным: Бог творит словом.

На всем протяжении первой главы Книги Бытие мы встречаем фразу "И сказал Бог...", которая всегда предшеству­ет конкретному акту творения. Бог создает вещи словами. Слова – это выраженные, изложенные мысли. Следователь­но, мысль – это непроизнесенное слово.

Божьи слова выражают Его мысли. Он сначала думает, а затем говорит. Всякий раз, когда Бог что-то говорит, это означает, что Он прежде об этом подумал. Прежде чем что-то сделать, Бог создает в Своем разуме образ всего того, что Он хочет сделать. Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них. Все существующее возникло прежде всего в Божьих мыслях.

Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них.

Первая глава Книги Бытие показывает, что всякий раз, когда Бог собирался "сделать" ("асах') что-либо, Он "гово­рил", обращаясь к тому, что уже "сотворил” ("бара'), и то, к чему Он обращался, производило то, что Он хотел. Напри­мер, когда Бог захотел, чтобы на земле появились растения, Он обратился к земле:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.08 с.)