Функции государственных и муниципальных финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государственных и муниципальных финансов



1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета,

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централиз-е фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

5. Распределительная функция ГМФ заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению



Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы посредством специальных инструментов,

Целью управления централизованными финансами является рост благосостояния населения на основе достижения стабильных темпов экономического роста страны, сбалансированности бюджета и устойчивости национальных валютной и кредитной систем.

Объектом управления централизованными финансами выступают сферы и звенья финансовой системы страны.

Субъектами управления централизованными финансами выступают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Управление финансами осуществляет МинФин.

Функции МинФина:

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддерж­ке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов. И тд.

Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление го­сударственной финансовой политики и нормативно-правовое регу­лирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратеги­ческих целей развития страны.

Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых ор­ганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министер­ству финансов Российской Федерации. Тем не менее, финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Феде­рации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области); Волгоградская областная дума; Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется Главой администрации г.Волгограда; Волгоградской городской Думой; Департаментом финансов г.Волгограда.

Финансовые органы муниципальных образований обеспечи­вают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее ру­ководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержден­ными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначен­ными главами администрации муниципальных образований по согла­сованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

Функции органов управления финансами осуществляют:

- органы представительной власти – Федеральное собрание в составе ГосДумы и Совета Федерации рассматривают и утверждают бюджет, отчет о его исполнении, рассматривают и принимают законы о налогах, сборах и др. обязательных платежах; устанавливают нормативы фин. регулирования. Счетная палата осуществляет и некоторые контрольные функции.

- органы исполнительной власти - Правительство, Минфин, ФНС, органы фин. управления на местах, которые непосредственно занимаются разработкой бюджетов и их исполнением, осуществляют межбюджетное регулирование; Федеральное казначейство и органы фин. контроля фин. органов субъектов РФ осуществляют функции по контролю правильности финансовых операций, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

Государственная финансовая политика – это часть соц-эк. политики государства по обеспечению сбалансированности роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы. Цель - создание финансовых условий для соц-эк. развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти, собственники и органы управления хозяйствующих субъектов.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

§ формы финансовых ресурсов;

§ методы их формирования;

§ система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

§ государственные программы и национальные проекты;

§ организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

§ политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

§ экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

§ социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений.

Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Расходная финансовая политика предполагает разработку кон­цепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специ­альных критериев (признаков) различают:

1. по уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;

2. по признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;

3. по отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.

Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирова­ние деловой активности.

Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризи­са перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активно­сти, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Современная финансовая политика направлена на формирование модели российской экономики, которая обладает долгосрочным потенциалом эк. роста и направлена на повышение благосостояния населения. В ее основе главное место отводится бюджетной политике. Имеет место отраслевая направленность (здравоохранение, образование, жилье, с/х, транспорт и оборона).

Основные направления финансовой политики в современных условиях:

1. Повышение эффективности гос.расходов.

2.внедрение программы целевых методов бюджетного планирования – получение социально значимого результата.

3. прекращение перекрестного субсидирования в сферах ЖКХ и транспорте.

4. сокращение натуральных льгот физическим лицам.

Сокращение налоговых льгот.

4. Финансовый контроль, его сущность, виды и формы проведения. Органы финансовго контроля.


финансовый контроль - это совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов их деятельности и управления с применением специфических форм и методов его организации. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов,

. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

 

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

задачи финансового контроля: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;; и др.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

- Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют.

- Принцип гласности.

- Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам

- Принцип объективности.

- Принцип ответственности.

- Принцип сбалансированности.

- Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансо­вого контроля.

- В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

- государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления; включает в себя бюджетный контроль и налоговый контроль

- внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций;

- независимый (аудиторский) контроль осуществляется специализированными аудиторскими фирмами или службами с целью предоставления пользователям финансовой отчетности дополнительного подтверждения достоверности данных деятельности компании.

основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.

v В зависимости от времени проведения:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

v В зависимости от степени охвата данных:

- полный (комплексный, сплошной);

- частичный (тематический, выборочный)

v В зависимости от срочности:

- плановый;

- внеплановый.

v По характеру материала, на основе которого осуществляется финансовый контроль:

- документальный;

- фактические проверки.

Существуют различные методы осуществления контроля:

1.проверки – проверяются акты деятельности по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.обследования охватывают отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но в отличие от проверок охватывают более широкий круг обследуемых предметов. Проводится анкетирование и опросы, выявляются финансовое положение предприятия и перспективы его развития.

3.анализ. Как метод финансовый контроль может быть системным и пофакторным, т.е. выявить причины, снижающие производительность труда и т.д. В результате выявляются недостатки выполнения производственных заданий, соблюдения норм расходов материалов, финансовых ресурсов и финансовой дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.037 с.)