Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Применение логических законов и правил.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Конспект лекции Текст научной работы отличается от других текстов, прежде всего, своей логичностью. В принципе, любые ошибки авторов при написании научной работы сводятся к нарушению того или иного логического закона или правила. Можно пользоваться законами логики интуитивно, но всегда более эффективно пользоваться ими сознательно, зная и понимая их.
5.1. Закон тождества. Согласно закону тождества, предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным (А=А, где А – мысль, суждение). Это особенно важно при работе с понятиями, поскольку в ходе сообщения все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность. Например, разные взгляды на стратегию…
5.2. Закон непротиворечия (противоречия). Согласно закону непротиворечия (противоречия) не могут быть одноврменно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое – отрицает то же самое (А и не А одновременно). Следование этому закону помогает обнаружить и устранить противоречия в объяснении фактов и явлений. Уличение же автора в противоречии является сильнейшим аргументом против любых утверждений. Например, «Мотивация – функция менеджмента» и «Мотивация – способ управления персоналом». Однако, этот закон не действует 1) в разное время и 2) в разном отношении. Например, «Личностные качества менеджера важнее профессиональных качеств» в разных ситуациях может быть истинно и ложно.
5.3. Закон исключения третьего. Закон исключения третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно, третьего не дано (А есть либо В, либо не В). Например, если «Фирма конкурентоспособна», то «Фирма не конкурентоспособна» - ложно. Закон не действует, если во втором суждении сообщается дополнительная информация. Например, «Фирма конкурентоспособна», но «Фирма не конкурентоспособна на новом рынке».
5.4. Закон достаточного основания. Закон достаточного основания выражает требование доказательности научных выводов: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли (уже обоснованная мысль). Одно и то же утверждение может иметь много различных оснований, но только некоторые могут рассматриваться как достаточные, если они истинные (уже обоснованные). Например, «Согласно системному подходу цель – системообразующий фактор в организации. Тем самым, изменение цели приводит к изменению организации».
5.5. Правила обоснования используемых примеров. В научных текстах приводится большое количество разнообразных примеров для доказательства результатов исследования. Существуют некоторые правила использования примеров. Некоторые правила обоснования примеров. 1. Установление правильности (адекватности) примера. 2. Установление отношения примера к заключению. (Если краска А стоит дешевле краски Б, то краска Б выгоднее). 3. Установление достаточности приведенных примеров. (Все предприятия России имеют проблемы с эффективным менеджментом). 4. Установление типичности примеров, то есть, действительно ли примеры характеризуют сделанный вывод. (Приведенные примеры управления предприятиями показывают, что все предприятия России имеют проблемы с эффективным менеджментом).
5.6. Правила проверки причинно-следственных связей. 1. Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предполагаемая причина? (если «да», то это – не причина) 2. Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо? (если «да», это – не следствие). 3. Не случайна ли указанная связь? (если «да», то это – не обязательная связь). 4. Нет ли других возможных причин явления? (если «да», то вывод не достоверен). 5. Нет ли других возможных следствий? (если «да», то вывод недостоверен).
5.7. Правила аргументирования. Сущность аргументирования состоит в обосновании истинности одного суждения (тезиса) с помощью других суждений, то есть аргументов. 1. Тезис доказательства нужно формулировать ясно и четко, избегая двусмысленности (например, «Законы надо выполнять!» - какие законы?) 2. Тезис в ходе доказательства должен оставаться неизменным (например, «Управление – вид деятельности» и «Управление - руководство»). 3. Тезис нельзя терять или подменять, то есть в ходе доказательства переходить от одного тезиса к другому (например, «Управление – вид деятельности» и «Управление - руководство», «Руководство – организация деятельности»).
5.9. Требования истинности, автономности, непротиворечивости и достаточности аргументов. Требование истинности аргументов – приведение проверенных, доказанных тезисов. Использование предполагаемо истинных аргументов (по мнению многих, предполагает кто-то) приводит к недостаточной аргументации. Требование автономности аргументов означает доказанность аргументов в не зависимости от тезиса. Иначе сам аргумент нужно доказывать (например, «Менеджеры не имеют возможности использовать технологию, потому что она не разработана в теории»). Требование непротиворечивости означает, что аргументы не должны противоречить друг другу. Требование достаточности определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью выводился доказываемый тезис.
Вопросы семинара 3 1. Объясните сущность следующих логических законов написания научной работы: · закон тождества; · закон непротиворечия (противоречия); · закон исключения третьего; · закон достаточного основания. Проиллюстрируйте ответ примерами из научных работ. 2. Раскройте особенности соблюдения правил обоснования используемых в научном тексте примеров: 1) Установление правильности (адекватности) примера. 2) Установление отношения примера к заключению. 3) Установление достаточности приведенных примеров. 4) Установление типичности примеров. Приведите примеры следования приведенным правилам в научных текстах. 3. Перечислите правила проверки причинно-следственных связей в научном тексте. Приведите пример (примеры) научного текста, в котором соблюдаются (не соблюдаются) данные правила. 4. Сущность аргументирования состоит в обосновании истинности одного суждения (тезиса) с помощью других суждений, то есть аргументов. Раскройте с иллюстрацией примеров три основных правила аргументирования: 1. Тезис доказательства нужно формулировать ясно и четко, избегая двусмысленности. 2. Тезис в ходе доказательства должен оставаться неизменным. 3. Тезис нельзя терять или подменять, то есть в ходе доказательства переходить от одного тезиса к другому. 5. Объясните требования к приведению аргументов: 1. Требование истинности аргументов. 2. Требование автономности аргументов. 3. Требование непротиворечивости аргументов. 4. Требование достаточности аргументов.
Тема 6. Написание научной работы Конспект лекции 6.1. Композиция научной работы (структура). Композиция научной работы – это логическая последовательность расположения основных и справочно-сопроводительных ее частей. Традиционно элементами реферата, курсовой и дипломной работ являются: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Разделы основной части (главы и параграфы). 5. Заключение. 6. Библиографический список. 7. Приложения. 8. Вспомогательные указатели. При написании научных тезисов и статей используется та же логика изложения, но без специального выделения элементов: 1. Название. 2. Вводная часть. 3. Основная часть. 4. Заключительная часть. 5. Библиографический список. 6. Вспомогательные указатели.
6.2. Рубрикация материала. Рубрикация научного текста представляет собой деление в соответствии с логикой исследования на составные соподчиненные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации. В восприятии текста роль рубрикации очень большая, поскольку она организует прочтение, заставляет подготовиться к осмыслению и принятию нового материала. Кроме того, рубрикация помогает быстро найти нужный материал, раскрывая строение текста и показывая взаимозависимость отдельных структурных частей. В описательных текстах (предмет раскрывается путем перечисления его признаков и свойств) вначале принято давать общую характеристику явления, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Иными словами, сначала надо рассмотреть более общие факты, явления и процессы, а затем – их части. Деление основной части на разделы (например, глав на параграфы) требует соблюдения некоторых правил. 1. При делении необходимо перечислить все виды делимого понятия. Это означает, что рассматриваемое явление должно быть суммой выделенных его частей. Например, при описании раздела «Функции менеджмента» необходимо рассмотреть все выделяемые функции (планирование, организация, мотивация и контроль), даже если затем детально нужно анализировать только одну. Неполное раскрытие явления (не все части описаны) или излишнее раскрытие явления (описано больше элементов, чем базовое явление) приводит к логической ошибке при написании научного текста. 2. При делении избранный признак деления не должен меняться или подменяться. Это означает, что при разделении текста на части необходимо придерживаться только одной классификации. Например, существуют различные взгляды на функциональное деление процесса управления, поэтому при описании функций нужно придерживаться только одного из них. 3. Разделенные части должны исключать друг друга. Это означает, что при делении необходимо однозначно отделять одно от другого. Например, «материальное стимулирование» и «стимулирование работников» не исключающие друг друга части, а одно, включающее в себя другое. 3. При делении нужно соблюдать структуру явления. Это означает, что при написании текста нельзя перескакивать через структуру явления. Например, «профессиональные качества менеджера» и «кругозор менеджера» не могут являться равными частями текста, поскольку второе есть часть «личностных качеств менеджера». Заголовки частей (глав и параграфов) должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Иными словами, смысловая информация раздела должна точно соответствовать названию раздела, что определяется замыслом, логикой исследования.
6.3. Абзац. Моделирование научного текста. Основной структурной единицей научного текста является абзац. Абзацу присуща логическая целостность высказывания, что облегчает восприятие текста. Существуют различные схемы построения и оформления абзаца. Тем не менее, основными и универсальными для любого текста являются четыре: 1. перечисление, 2. последовательность, 3. сопоставление и противопоставление, 4. причина-следствие. Предложения в основной части абзаца могут выстраиваться по одной из приведенных ниже схем. Для каждой из схем характерно употребление определенных языковых средств (выделены курсивом), которые маркируют связь между предложениями. Они служат своего рода ориентирами, сигнализирующими о связи предложений, а также обеспечивают тексту логичность и законченность.
1. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ. Такой принцип организации абзаца не предполагает определения четкой последовательности предложений в основной части абзаца. Наиболее типичный способ развития мысли – от общего к частному. В вводном предложении сообщаются какие-то общие сведения о предмете или явлении (разъясняется понятие, дается определение, излагаются другие сведения), потом приводятся примеры, иллюстрации, детали, а в заключении суммируется содержание абзаца. Например: Существуют различные точки зрения на сущность управления организацией. …. Тем самым, ….
2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. При таком принципе организации расположение частей отражает хронологический порядок. Это особенно подходит для тех случаев, когда необходимо показать, какие изменения произошли в изучении какого-то явления или вопроса в течение периода времени. Принцип последовательности оправдывает себя в тех случаях, когда мы имеем дело с хронологией. Например: История теория управления прошла в своем развитии несколько этапов. ….
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Организация абзаца по этому принципу оправдывает себя при описании тех явлений, которые получают разное толкование в разных источниках, когда требуется сравнить и сопоставить два явления, понятия и т.д. Например: В теории менеджмента выделяют различные точки зрения на процесс мотивации. Одна из них…. Автором другой…. Таким образом, различия во взглядах на мотивацию....
4. ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ. Организация абзаца по этому принципу хороша тогда, когда необходимо показать, чем вызвано то или иное явление, что послужило толчком к изменениям и т.д. Например: Разработка стратегии не всегда считалась обязательно необходимым элементом эффективного управления. Причинами различных подходов к стратегическому управлению являлись….
Выбор структуры абзаца зависит от того, что и как именно хочет сообщить исследователь. Одно и то же содержание может приобрести разную функциональную нагрузку в зависимости от избранного способа презентации материала.
Помимо описанных выше, существуют и другие принципы организации абзацев: · абзацы-иллюстрации, где приводятся примеры и доводы, развивающие основной тезис; · абзацы, содержащие дефиницию, описание его основных характеристик; · абзацы, содержащие аналогию, которая используется для объяснения незнакомого, сложного понятия путем сравнения его с чем-то конкретным и понятным.
Каким бы ни был абзац по своему содержанию, он должен включать: 1. предложение-тезис, выражающее основную мысль, раскрываемую в абзаце; 2. предложения, развивающие эту мысль, обогащающие ее деталями; 3. предложение-заключение.
6.4. Написание научного текста. Овладение типовыми схемами построения абзацев оказывается недостаточным для адекватного построения текста. Необходимо выделить те языковые средства, которые отражают выбранную нами структуру текста. При написании научного текста мы пользуемся языком научного изложения, который существенно отличается от разговорной речи или языка художественной литературы. Для того, чтобы привести свою письменную речь в соответствие с нормами научного изложения, необходимо, - во-первых, иметь четкое представление об особенностях данной разновидности языка, и, - во-вторых, овладеть языковыми средствами, которые обеспечивают информативному тексту его основные характеристики: логичность, связанность, законченность. В этой связи, особого внимания заслуживают слова и словосочетания, которыми мы пользуемся для создания научного текста, и которые служат для придания тексту логичности, связности и законченности. Данные лексические средства включают в себя вводные слова и выражения, клишированные (т.е. регулярно повторяющиеся) фразы. Для каждой схемы построения текста существуют свои лексические средства, которые маркируют связь между предложениями. Они служат своего рода ориентирами, сигнализирующими о связи предложений внутри и между абзацами. Для модели «перечисление» характерны слова и выражения, обозначающие дополнение и уточнение, иллюстрацию сказанного. Для модели «последовательность» типичны фразы, обозначающие последовательность развития мысли и временную соотнесенность. Для модели «сопоставление и противопоставление» содержательная соотнесенность, а для модели «следствие, причинность» - соподчиненность высказываний. Кроме того, в научном тексте особенно четко подразделяется уже известная и новая информация, что отражается, в частности, в использовании большого числа лексических средств, обозначающих: · ссылку на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.; · введение новой информации; · устойчивые словосочетания используются для выражения логических связей между частями высказывания. Один из самых существенных недостатков начинающего исследователя - псевдонаучность, выражающаяся в использовании максимально усложненных наименований для описания простых, понятных вещей. При чтении иных работ невольно вспоминается известное высказывание, употребляемое для иллюстрации бессодержательности терминологического нагромождения: «Ваша ирония в данной концепции ассоциируется с мистификацией парадоксальных иллюзий».
6.5. Клишированные фразы в научном тексте. В любом тексте (устной речи, письменной речи) можно встретить часто повторяющиеся фразы, которые используются авторами в совершенно определенной ситуации, для внесения совершенно определенной информации. Такие фразы называются клишированными или фразами – клише. Такие фразы помогают читателю, слушателю настроиться на информацию, которую хочет донести до него автор. В научном тексте можно выделить такие клишированные фразы: 1. В настоящее время в России происходят серьезные социально-экономические и социально-политические изменения, которые … 2. В соответствии с … 3. Это (вышесказанное) не может не изменить … 4. Существующие на сегодня подходы к … 5. Как следствие … 6. Таким образом, изменчивость, подвижность внешней среды приводит … 7. Необходимо констатировать, что … 8. Следовательно, … 9. В сегодняшней ситуации … 10. За период своего развития наука управления … 11. При анализе взглядов исследователей на сущность процесса управления, … 12. В данном исследовании принимается за основу определение «системы» как … 13. В данном исследовании целесообразно опираться на определение … 14. С одной стороны, …, а, с другой стороны, … 15. Проведем анализ наличия и содержания … 16. Всеми исследователями проблем управления … 17. Некоторые ученые, рассматривая … Некоторые исследователи… 18. Тем самым, … 19. В исследованиях по управлению социальными системами … 20. В некоторых исследованиях … 21. Авторами предлагается … 22. Рассматривая обозначенным выше образом сущность, специфику и функциональный состав процесса управления … 23. Кроме того, …(При этом …) 24. В последние годы … (В последнее время…) 25. Анализ научных работ по управлению … 26. Зафиксируем некоторые различия … 27. Как уже отмечалось выше, … 28. Вслед за ФИО, определим … 29. Рассматривая проблему эффективности управления, следует отметить… 30. В принципе, …
Практическое занятие 4 1. Изложите элементы структуры курсовой или дипломной работы. На примере конкретной работы раскройте содержание каждого элемента (объясните то, что включает в себя каждый элемент). 2. Раскройте роль и логику рубрикации научного текста. Перечислите основные правила деления основной части текста на разделы и приведите примеры заголовков разделов курсовой работы в соответствии с этими правилами. 3. Объясните особенности универсальных моделей (схем) построения основной структурной единицы научного текста - абзаца: 5. перечисление, 6. последовательность, 7. сопоставление и противопоставление, 8. причина-следствие. Приведите примеры из курсовых работ (5-6 предложений) каждого из абзацев. 4. Объясните специфические схемы (принципы) организации абзаца научного текста: · абзацы-иллюстрации; · абзацы, содержащие дефиницию; · абзацы, содержащие аналогию. Приведите примеры из курсовых работ (3-4 предложения) каждого из абзацев.
Практическое занятие 5 1. Раскройте особенности каждого из трех основных элементов полного абзаца научного текста. Приведите пример из курсовой работы с изложением всех трех элементов. 2. Раскройте особенности написания научного текста. Объясните основные характеристики научного текста: логичность, связанность, законченность. Приведите примеры абзаца (нескольких абзацев), тест которого соответствует этим характеристикам. 3. Объясните особенности использования вводных слов и словосочетаний, характерных для моделей абзацев: перечисление, последовательность, сопоставление/противопоставление, следствие/причина. Приведите примеры из курсовых работ, иллюстрирующие эти особенности. 4. Объясните особенности использования клишированных фраз в научных работах. Приведите примеры из курсовых работ, иллюстрирующие эти особенности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.009 с.) |