Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Поиск

Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Цель диагностики – способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Основные задачи диагностики:

1. Регулярное проведение врачебного контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физической культуры.

3. Нормирование контрольных упражнений для оценки физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсменов.

4. Прогнозирование спортивных результатов спортсменов и развития спортивных достижений в отдельных видах спорта.

Виды диагностики: врачебный контроль; диспан-серизация; педагогический контроль; самоконтроль.

Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

Диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Контроль за техникой движения может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, киносъемки, но, чаще всего, педагог это делает визуально, отмечая и корректируя правильность выполнения техники движений.

Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием организма человека.

Цель самоконтроля заключается в самостоятельных наблюдениях простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

Задачи самоконтроля: расширение знаний о физическом развитии; приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки; определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, с последующей коррекцией физических нагрузок.

Основные методы самоконтроля: инструменталь-ные; визуальные.

Основные методы исследования физического развития: наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр – метод, позволяющий оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

Метод стандартов – метод, основанный на сравнении полученных данных со средними стандартными величинами, которые установлены путем изучения большого числа обследованных того же пола, возраста, роста.

Метод корреляции – метод, основанный на оценке взаимосвязи отдельных антропометрических показателей.

Метод профилей – метод, позволяющий представить полученные данные в графическом изображении на специальных сетках.

Метод индексов – метод, основанный на соотношении отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.

 

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Профессионально-прикладная физическая подго-товка (ППФ) представляется, как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Целью ППФП является достижение психо-физической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Задачи ППФП студентов:

· формирование и совершенствование прикладных знаний, умений и навыков;

· воспитание прикладных физических качеств, отвечающих требованиям будущей профессии;

· развитие специальных качеств прикладного характера и психических качеств и свойств личности, требующихся в трудовой деятельности.

Основные методы исследования профессиональной деятельности:

· хронометрия – метод, изучающий временные характеристики рабочих операций;

· хроноциклография – метод, изучающий характер рабочих движений.

· профессиография – психофизиологическое описание профессии.

Основные формы ППФП:

· учебные занятия (обязательные и факультативные);

· самостоятельные занятия;

· физические упражнения в режиме дня;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Средства ППФП: физические упражнения; естественные факторы природы; гигиенические факторы.

Средства комплексного формирования профес-сионально важных качеств специалистов:

· занятия профилированными видами спорта;

· выполнение специально разработанных комплексов ППФП;

· упражнения на тренажерах;

· преодоление полос препятствий.

Производственная физическая культура (ПФК) – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основные задачи ПФК:

· подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;

· поддерживать высокий уровень работоспособности в течение рабочего дня и обеспечивать восстановление организма после окончания работы;

· профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

Методические особенности ПФК:

· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;

· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры.

Формы производственной гимнастики:

· вводная гимнастика;

· физкультпауза;

· физкультминутки общего или локального воздействия;

· микропаузы активного отдыха.

Вводная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности.

Профессиональное заболевание – это категория болезней, вызываемых влиянием производственной среды или трудового процесса.

Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда:

· ограниченная двигательная активность;

· неудобная рабочая поза;

· повышенная нервно-эмоциональная напряженность;

· монотонность в работе;

· постоянная концентрация внимания.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

 

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник для вузов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005. – 366 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Л.П. Матвеев.– СПб.: Лань, 2004. – 160 с.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.

Дополнительная

 

1. Волков В.Ю. Физическая культура: Учебное пособие. / В.Ю. Волков. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

2. Грязев М.В. Оздоровительные и прикладные аспекты физического воспитания студенческой молодежи: Метод. пособие / М.В. Грязев, А.Н. Лотарев, А.В. Артемов; Тула: изд-во ТулГУ, 2004. – 72 с.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие. / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с.

4. Решетников Н.В. Физическая культура. Учебное пособие / Н.В. Решетников. –М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 152 с.

 

 

В.Н. Егоров, Э.М. Попов, Шишкова Ж.А.

 

тематический глоссарий

Физической культуры студентов

Авторское редактирование

 

Изд. Лиц. ЛР №020300 от 12.02.97. Подписано в печать

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 2,5 Уч.-изд. л. 2,0

Тираж 100 экз. Заказ № 378

 

Тульский государственный университет

300600, г. Тула, просп. Ленина, 92

 

Отпечатано в издательстве ТулГУ

300600, г. Тула, ул. Болдина, 151



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.007 с.)