Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вид работ: Решение задач на построение графиков спроса и предложения, определение равновесной цены и равновесного количества товара, расчёт коэффициентов эластичности спроса и предложения. Задание студентам: Проанализировать ситуационное задание, решить задачи. Форма контроля: Проверка выполненных практических заданий и ситуаций. Ситуационное задание. Проанализируйте мировой и российский рынок кофе на основе предложенного далее обзора. Дополните анализ графическими моделями равновесия. Обзор российского и мирового рынка кофе в 2002—2008 гг. В зависимости от урожая основные страны-производители ежегодно отправляют на экспорт 4—5 млн т кофе. Потребление этого напитка в странах происхождения составляет около 1,3 млн т. Во всем мире под кофейные плантации занято 10 млн га, на которых растет 15 млрд кофейных деревьев. С одного дерева можно получить урожай 0,5—0,8 кг. Цены на кофе устанавливаются на биржах сырьевых материалов по результатам заключенных контрактов: с 1882 г. в Нью-Йорке — на сорт арабика и с 1954 г. — на сорт робуста (дешевое сырье для производства растворимого кофе). Крупнейшим производителем на рынке кофе является Бразилия (25% мирового рынка кофе). От урожая на бразильских плантациях зависит состояние рынка, определяющего жизнь 25 миллионов фермерских хозяйств в 60 странах. За Бразилией следуют Колумбия и Вьетнам. В 1994 г. зимние холода опустошили плантации Бразилии, в результате чего цены поднялись до 2 долл. США за фунт. В том году спекулянты на рынках фьючерсов трижды поднимали цены. Конкуренция среди производителей привела к тому, что в 1990-х гг. были расширены плантации, и Вьетнам втрое увеличил объем производства низкокачественного дешевого сорта робуста, что привело к переизбытку и кризису 2000 г., когда цены упати до 60 центов за фунт. По данным Международной организации кофе (МОК, ICO) в 2002 г. в мире было произведено 150,3 млн мешков, а потребление составило лишь 108,1 млн.
Объем экспорта в денежном исчислении сократился с 12 млрд долл. США в 1996 г. до 5 млрд долл. в 2002 г. Союз стран — производителей кофе уже не раз предлагал основным поставщикам снизить производство, однако часть государств (такие как Вьетнам, Индонезия, Индия) продолжают наращивать выпуск. Все это подвигло МОК на решительные меры по сокращению производства и уничтожению запасов кофе низких сортов, которым последовали центрально- и латиноамериканские страны. Однако сейчас ситуация восстанавливается. В 2007 г. экспорт составил 10 млрд долл. США, а цены достигли рекордно высоких отметок. Как пишет издание «Foodnewsweek». рынок начинает понемногу приходить в себя, однако уверенности в том, что будет в следующие месяцы, по-прежнему нет. В числе главных причин кризиса современной кофейной индустрии называют резко возросший спрос на сырье, ограниченность поставок, нестабильность экономики США, возросшую активность фондов хеджирования и инвесторов с Уолл-стрит. По оценкам экспертов, «нынешние цены значительно ниже цен месячной давности, однако несравнимо выше прошлогодних». Тем временем паника, царящая на мировых кофейных рынках, неизбежно отражается на потребителях. Так, представители Procter & Gamble Co., управляющей одним из самых популярных североамериканских кофейных брендов «Folgers», сообщили, что в 2008 г. менеджмент был вынужден пойти на двукратное увеличение цен фирменного кофейного ассортимента. Другие, не менее известные производители — Starbucks и Panera Bread Co., не планируют увеличения цен во многом из-за долгосрочных контрактов на поставку кофейного сырья. В России рынок кофе в период с 2002 по 2007 г. заметно увеличился. Темпы роста розничных продаж в стоимостном выражении достигают 20%. Благоприятная экономическая ситуация, а также рост заработной платы и пенсионных выплат способствуют росту покупательной способности населения и увеличению потребительского спроса. Доля потребителей со средним уровнем дохода в России велика, и она продолжает расти. Соответственно, при покупке продуктов питания эти более состоятельные потребители все меньше ориентируются на цену и больше — на качество и удобство продукта. Растворимый кофе продолжает доминировать на российском рынке — продажи в этом сегменте составили 1,8 млрд долл. США, или 69,9 тыс. т. При этом львиную долю продаж обеспечивает традиционный растворимый кофе, а сегмент растворимого кофе без кофеина по- прежнему развит недостаточно. В 2007 г. в сегменте растворимого кофе был отмечен рост на 12% в стоимостном выражении. Несмотря на сдвиг потребительских предпочтений в сторону более качественного кофе, высокий темп жизни потребителей способствует сохранению популярности растворимого кофе, а появление таких новых разновидностей напитка, как латте, моккачино, ваниль, айриш крим и фрапуччино, вызвало значительный рост продаж. Продажи натурального кофе в России составили около 18% общих розничных продаж кофе в денежном выражении.Этот сегмент продемонстрировал серьезный рост в стоимостных показателях — около 24%. Такая динамика была обеспечена развитием сетей кофеен, что привело к росту осведомленности потребителей, а также к их стремлению приобретать высококачественный кофе. Кроме того, многие потребители переключились с растворимого на высококачественный натуральный кофе в связи с заботой о своем здоровье. В среднем потребление кофе составляет 750 г в год на одного россиянина, что все еше несколько ниже, чем в Европе или в Америке. Российский рынок кофе контролируют два международных гиганта, которые в 2007 г. совместно занимали более половины российского рынка кофе в стоимостном выражении.
В сегменте натурального кофе лидируют российские производители. Государство старается поддержать отечественных производителей кофе. Российские компании смогли расширить производство и улучшить дистрибуцию своей продукции, в том числе благодаря снятию ввозных пошлин с сырых (необжаренных) кофейных зерен. Российские кофейные компании также все больше инвестируют средства в развитие мощностей по производству растворимого кофе. Производители кофе постоянно разрабатывают новые продукты и новые виды упаковки. На фоне растущей покупательной способности и увеличивающихся доходов населения, которые наблюдаются в течение последних лет, российские потребители становятся все более требовательными. Россияне готовы платить за качественный кофе в качественной красивой упаковке, поэтому производители ищут новые возможности для расширения своего ассортимента. Кроме того, компании вкладывают деньги в продвижение и рекламу новых брендов и разновидностей существующих марок. В период с 2007 по 2012 г. ожидается снижение темпов роста продаж кофе в России, поскольку этот рынок близок к насыщению. По прогнозам Euromonitor International, в указанный период розничные продажи кофе в России будут ежегодно увеличиваться в среднем на 5% в стоимостном выражении. В основном это будет происходить за счет роста цен и желания потребителей покупать более качественный кофе. Растущее число сетевых кофеен также будет формировать стремление потребителей к покупке высококачественного продукта. Соответственно, продажи натурального кофе будут расти более высокими темпами, чем продажи растворимого. Наибольший ежегодный рост в рассматриваемый период ожидается в сегменте натурального кофе в зернах — около 13% в стоимостном выражении. Продажи натурального молотого кофе в стоимостном выражении также будут расти высокими темпами — около 9% в год, поскольку многие потребители считают предварительно смолотый кофе более удобным в потреблении. Сегмент растворимого кофе в России уже достиг насыщения, и в 2007-2012 гг. роста здесь не ожидается. К 2012 г. продажи растворимого кофе в стоимостном выражении немного вырастут — приблизительно на 3% — и достигнут 2,1 млрд долл. США. Спрос на удобные для потребления продукты позволит сегменту растворимого кофе занимать наибольшую долю на российском рынке. Несмотря на нестабильность мировых цен на кофе и их относительно низкий уровень, российские цены продолжают расти. Цена на готовые кофейные продукты в России будет зависеть, по мнению экспертов, от общеэкономической ситуации, в частности от цен на нефть. Подорожание нефти вызовет рост цен на производство и на логистику, что повлияет на кофейные цены. Кроме того, рост цен на кофе провоцируется завершением договоренности о замораживании цен в розничной торговле, затрагивающей на деле и товары повседневного спроса, к которым относится и кофе.
Задача 1.
Предположим, что на местном рынке действуют три фирмы, реализующие стройматериалы по ценам не ниже следующих. Оцените рыночное предложение. Задача 2. На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением Qd1 = 10 - 2Р, второй группы (400 человек) — уравнением Qd2 = 5 - 4Р. Определите рыночный спрос. Какой объем спроса установится на рассматриваемом рынке при цене Р = 2 руб.?
Задача 3. Функция спроса на рынке образовательных услуг представлена уравнением Qd = 1000 - 35Р, а функция предложения — уравнением Qs= 5Р + 600, где Р — рыночная цена за час, a Qd, Qs — объемы соответственно спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на продукт в размере 3 у.е. за 1 ч. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.
Задача 4. Пусть функция спроса на картофель имеет вид Qd = 4000 - 25Р. Оцените эластичность спроса по цене на данный продукт, если на рынке сложилась цена Р= 10 руб./кг. Раскройте экономический смысл полученного коэффициента. Задача 5. Для стимулирования сбыта своей продукции фирма — производитель молочной продукции объявила о снижении цен на одну из разновидностей йогуртов с 24 до 18 руб. за упаковку. В результате за две недели компания увеличила объем продаж с 10 тыс. до 18 тыс. ед. продукции. Оцените эластичность потребительского спроса по методу дуговой эластичности. Задача 6. Анализ результатов деятельности фирмы показал, что уменьшение цен на продукцию на 5% привело к снижению денежных доходов компании на 2%. Какова эластичность спроса по цене на продукцию фирмы?
Задача 7. Издательство обнаружило, что при исходной цене книги 150 руб. оно смогло продать 100 экз. книги в неделю, а после того, как цены опустились до 110 руб., продажи возросли до 110 экз. Какова эластичность спроса по цене? Правильно ли поступила фирма, приняв решение о снижении цен, если предположить, что совокупные затраты компании не изменились? Обоснуйте свой ответ.
Задача 8. Фирма, занимающаяся экспортом замороженных полуфабрикатов, оценила зависимость рыночного спроса от доходов покупателей как Qd= 1000 - 0,5Р+ 0.001R. Известно, что в текущем периоде средний уровень доходов потенциальных покупателей ее продукции составил 25 000 руб., а цена одной упаковки Р= 80 руб. Какова ценовая эластичность спроса по доходу на продукцию фирмы? Как воспринимается товар фирмы ее потребителями?
Задача 9. Маркетинговые исследования позволили вывести функцию спроса на шампунь марки X: Qd = 800 - 5Рх - 0,2 Ру, где Рх — цена рассматриваемого шампуня, Ру — цена связанного с ним товара. В настоящий период времени Рх = 140 руб., Ру = = 150 руб. Оцените значение перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y. Можно ли рассматривать товары X и Y в качестве конкурентов? Ответ обосновать.
Задача 10. Строительная компания оценила эластичность спроса на жилье в интересующем ее регионе и вывела следующие показатели. Эластичность спроса по цене равна -0,7, эластичность по доходу +3. Как изменится спрос на рынке недвижимости, если в текущем году рост цен составит 10% за год, а доходы предполагаемых покупателей увеличатся на 8%?
Задача 11. Первоначально билеты в кино стоили 400 руб., число посетителей составляло 800 человек в неделю. Как изменилась посещаемость кинотеатра после снижения цен до 300 руб., если известно, что эластичность спроса по цене равна -2,5? Как изменился суммарный доход кинотеатра?
Рекомендуемые источники информации: Ø Конспекты лекций по теме 2.1 Ø Экономическая теория: учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшее образование, 2009. – (Университеты России) – с. 67-85 Ø Основы экономической теории: учеб. пособие/ Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с.165-170, 182-197 Ø Экономическая теория: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009. – с.34-76 Ø Курс микроэкономики: учебник/ Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – с.80-157
Задание для самостоятельной работы №8
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.013 с.) |