Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя



Вид работ:Решение задач на построение графиков спроса и предложения, определение равновесной цены и равновесного количества товара, расчёт коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Задание студентам: Проанализировать ситуационное задание, решить задачи.

Форма контроля:Проверка выполненных практических заданий и ситуаций.

Ситуационное задание.

Проанализируйте мировой и российский рынок кофе на основе предложенного далее обзора. Дополните анализ графиче­скими моделями равновесия.

Обзор российского и мирового рынка кофе в 2002—2008 гг.

В зависимости от урожая основные страны-производители ежегод­но отправляют на экспорт 4—5 млн т кофе. Потребление этого напитка в странах происхождения составляет около 1,3 млн т. Во всем мире под кофейные плантации занято 10 млн га, на которых растет 15 млрд ко­фейных деревьев. С одного дерева можно получить урожай 0,5—0,8 кг. Цены на кофе устанавливаются на биржах сырьевых материалов по ре­зультатам заключенных контрактов: с 1882 г. в Нью-Йорке — на сорт арабика и с 1954 г. — на сорт робуста (дешевое сырье для производства растворимого кофе).

Крупнейшим производителем на рынке кофе является Бразилия (25% мирового рынка кофе). От урожая на бразильских плантациях за­висит состояние рынка, определяющего жизнь 25 миллионов фермер­ских хозяйств в 60 странах. За Бразилией следуют Колумбия и Вьетнам.

В 1994 г. зимние холода опустошили плантации Бразилии, в резуль­тате чего цены поднялись до 2 долл. США за фунт. В том году спекулян­ты на рынках фьючерсов трижды поднимали цены.

Конкуренция среди производителей привела к тому, что в 1990-х гг. были расширены плантации, и Вьетнам втрое увеличил объем произ­водства низкокачественного дешевого сорта робуста, что привело к пе­реизбытку и кризису 2000 г., когда цены упати до 60 центов за фунт. По данным Международной организации кофе (МОК, ICO) в 2002 г. в мире было произведено 150,3 млн мешков, а потребление составило лишь 108,1 млн.

 

Объем экспорта в денежном исчислении сократился с 12 млрд долл. США в 1996 г. до 5 млрд долл. в 2002 г. Союз стран — производителей кофе уже не раз предлагал основным поставщикам снизить производст­во, однако часть государств (такие как Вьетнам, Индонезия, Индия) продолжают наращивать выпуск. Все это подвигло МОК на решитель­ные меры по сокращению производства и уничтожению запасов кофе низких сортов, которым последовали центрально- и латиноамерикан­ские страны.

Однако сейчас ситуация восстанавливается. В 2007 г. экспорт соста­вил 10 млрд долл. США, а цены достигли рекордно высоких отметок. Как пишет издание «Foodnewsweek». рынок начинает понемногу прихо­дить в себя, однако уверенности в том, что будет в следующие месяцы, по-прежнему нет. В числе главных причин кризиса современной ко­фейной индустрии называют резко возросший спрос на сырье, ограни­ченность поставок, нестабильность экономики США, возросшую активность фондов хеджирования и инвесторов с Уолл-стрит. По оцен­кам экспертов, «нынешние цены значительно ниже цен месячной дав­ности, однако несравнимо выше прошлогодних».

Тем временем паника, царящая на мировых кофейных рынках, не­избежно отражается на потребителях. Так, представители Procter & Gamble Co., управляющей одним из самых популярных североамери­канских кофейных брендов «Folgers», сообщили, что в 2008 г. менеджмент был вынужден пойти на двукратное увеличение цен фирменного кофейного ассортимента. Другие, не менее известные производители — Starbucks и Panera Bread Co., не планируют увеличения цен во многом из-за долгосрочных контрактов на поставку кофейного сырья.

В России рынок кофе в период с 2002 по 2007 г. заметно увеличил­ся. Темпы роста розничных продаж в стоимостном выражении достига­ют 20%. Благоприятная экономическая ситуация, а также рост заработной платы и пенсионных выплат способствуют росту покупа­тельной способности населения и увеличению потребительского спро­са. Доля потребителей со средним уровнем дохода в России велика, и она продолжает расти. Соответственно, при покупке продуктов пита­ния эти более состоятельные потребители все меньше ориентируются на цену и больше — на качество и удобство продукта.

Растворимый кофе продолжает доминировать на российском рын­ке — продажи в этом сегменте составили 1,8 млрд долл. США, или 69,9 тыс. т. При этом львиную долю продаж обеспечивает традицион­ный растворимый кофе, а сегмент растворимого кофе без кофеина по- прежнему развит недостаточно. В 2007 г. в сегменте растворимого кофе был отмечен рост на 12% в стоимостном выражении.

Несмотря на сдвиг потребительских предпочтений в сторону более качественного кофе, высокий темп жизни потребителей способствует сохранению популярности растворимого кофе, а появление таких но­вых разновидностей напитка, как латте, моккачино, ваниль, айриш крим и фрапуччино, вызвало значительный рост продаж. Продажи натураль­ного кофе в России составили около 18% общих розничных продаж кофе в денежном выражении.Этот сегмент продемонстрировал серьез­ный рост в стоимостных показателях — около 24%. Такая динамика была обеспечена развитием сетей кофеен, что привело к росту осведом­ленности потребителей, а также к их стремлению приобретать высоко­качественный кофе.

Кроме того, многие потребители переключились с растворимого на высококачественный натуральный кофе в связи с заботой о своем здо­ровье. В среднем потребление кофе составляет 750 г в год на одного россиянина, что все еше несколько ниже, чем в Европе или в Америке.

Российский рынок кофе контролируют два международных гиган­та, которые в 2007 г. совместно занимали более половины российского рынка кофе в стоимостном выражении.

 

 

В сегменте натурального кофе лидируют российские производите­ли. Государство старается поддержать отечественных производителей кофе. Российские компании смогли расширить производство и улуч­шить дистрибуцию своей продукции, в том числе благодаря снятию ввозных пошлин с сырых (необжаренных) кофейных зерен. Российские кофейные компании также все больше инвестируют средства в развитие мощностей по производству растворимого кофе.

Производители кофе постоянно разрабатывают новые продукты и новые виды упаковки. На фоне растущей покупательной способности и увеличивающихся доходов населения, которые наблюдаются в тече­ние последних лет, российские потребители становятся все более требовательными. Россияне готовы платить за качественный кофе в качественной красивой упаковке, поэтому производители ищут новые возможности для расширения своего ассортимента. Кроме того, компа­нии вкладывают деньги в продвижение и рекламу новых брендов и раз­новидностей существующих марок.

В период с 2007 по 2012 г. ожидается снижение темпов роста продаж кофе в России, поскольку этот рынок близок к насыщению. По прогно­зам Euromonitor International, в указанный период розничные продажи кофе в России будут ежегодно увеличиваться в среднем на 5% в стоимо­стном выражении. В основном это будет происходить за счет роста цен и желания потребителей покупать более качественный кофе.

Растущее число сетевых кофеен также будет формировать стремле­ние потребителей к покупке высококачественного продукта. Соответст­венно, продажи натурального кофе будут расти более высокими темпами, чем продажи растворимого. Наибольший ежегодный рост в рассматриваемый период ожидается в сегменте натурального кофе в зернах — около 13% в стоимостном выражении. Продажи натурального молотого кофе в стоимостном выражении также будут расти высокими темпами — около 9% в год, поскольку многие потребители считают предварительно смолотый кофе более удобным в потреблении.

Сегмент растворимого кофе в России уже достиг насыщения, и в 2007-2012 гг. роста здесь не ожидается. К 2012 г. продажи растворимого кофе в стоимостном выражении немного вырастут — приблизительно на 3% — и достигнут 2,1 млрд долл. США. Спрос на удобные для по­требления продукты позволит сегменту растворимого кофе занимать наибольшую долю на российском рынке.

Несмотря на нестабильность мировых цен на кофе и их относитель­но низкий уровень, российские цены продолжают расти. Цена на гото­вые кофейные продукты в России будет зависеть, по мнению экспертов, от общеэкономической ситуации, в частности от цен на нефть. Подоро­жание нефти вызовет рост цен на производство и на логистику, что по­влияет на кофейные цены. Кроме того, рост цен на кофе провоцируется завершением договоренности о замораживании цен в розничной тор­говле, затрагивающей на деле и товары повседневного спроса, к кото­рым относится и кофе.

 

Задача 1.

Фирма А Б В
Цена, у.е./шт.
Объем продаж, тыс. шт.

Предположим, что на местном рынке действуют три фирмы, реализующие стройматериалы по ценам не ниже следующих.

Оцените рыночное предложение.

Задача 2.

На потребительском рынке некоторого товара можно выделить две группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением Qd1 = 10 - 2Р, второй группы (400 человек) — уравнением Qd2 = 5 - 4Р.

Определите рыночный спрос. Какой объем спроса установится на рассматриваемом рынке при цене Р = 2 руб.?

 

Задача 3.

Функция спроса на рынке образовательных услуг представлена уравнением Qd = 1000 - 35Р, а функция предложения — уравнением Qs= 5Р + 600, где Р — рыночная цена за час, a Qd, Qs — объемы соответственно спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на продукт в размере 3 у.е. за 1 ч.

Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.

 

Задача 4.

Пусть функция спроса на картофель имеет вид Qd = 4000 - 25Р.

Оцените эла­стичность спроса по цене на данный продукт, если на рынке сложилась це­на Р= 10 руб./кг. Раскройте экономический смысл полученного коэффициента.

Задача 5.

Для стимулирования сбыта своей продукции фирма — производитель мо­лочной продукции объявила о снижении цен на одну из разновидностей йогуртов с 24 до 18 руб. за упаковку. В результате за две недели компания увеличила объем продаж с 10 тыс. до 18 тыс. ед. продукции.

Оцените эластичность потребительского спроса по методу дуговой эластич­ности.

Задача 6.

Анализ результатов деятельности фирмы показал, что уменьшение цен на продукцию на 5% привело к снижению денежных доходов компании на 2%.

Какова эластичность спроса по цене на продукцию фирмы?

 

Задача 7.

Издательство обнаружило, что при исходной цене книги 150 руб. оно смогло продать 100 экз. книги в неделю, а после того, как цены опустились до 110 руб., продажи возросли до 110 экз.

Какова эластичность спроса по цене ? Правильно ли по­ступила фирма, приняв решение о снижении цен, если предпо­ложить, что совокупные затраты компании не изменились? Обоснуйте свой ответ.

 

Задача 8.

Фирма, занимающаяся экспортом замороженных полуфаб­рикатов, оценила зависимость рыночного спроса от доходов поку­пателей как Qd= 1000 - 0,5Р+ 0.001R. Известно, что в текущем периоде средний уровень доходов потенциальных покупателей ее продукции составил 25 000 руб., а цена одной упаковки Р= 80 руб.

Какова ценовая эластичность спроса по доходу на продукцию фирмы? Как воспринимается товар фирмы ее потребителями?

 

Задача 9.

Маркетинговые исследования позволили вывести функ­цию спроса на шампунь марки X: Qd = 800 - 5Рх - 0,2 Ру, где Рх — цена рассматриваемого шампуня, Ру — цена связанного с ним товара. В настоящий период времени Рх = 140 руб., Ру = = 150 руб.

Оцените значение перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y. Можно ли рассматривать товары X и Y в качестве конкурентов? Ответ обосновать.

 

Задача 10.

Строительная компания оценила эластичность спроса на жилье в интересующем ее регионе и вывела следующие показа­тели. Эластичность спроса по цене равна -0,7, эластичность по доходу +3.

Как изменится спрос на рынке недвижимости, если в текущем году рост цен составит 10% за год, а доходы предпола­гаемых покупателей увеличатся на 8%?

 

Задача 11.

Первоначально билеты в кино стоили 400 руб., число по­сетителей составляло 800 человек в неделю.

Как изменилась по­сещаемость кинотеатра после снижения цен до 300 руб., если известно, что эластичность спроса по цене равна -2,5? Как из­менился суммарный доход кинотеатра?

 

Рекомендуемые источники информации:

Ø Конспекты лекций по теме 2.1

Ø Экономическая теория: учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшее образование, 2009. – (Университеты России) – с. 67-85

Ø Основы экономической теории: учеб. пособие/ Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с.165-170, 182-197

Ø Экономическая теория: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009. – с.34-76

Ø Курс микроэкономики: учебник/ Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – с.80-157


 

Задание

для самостоятельной работы №8



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.008 с.)