Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная проблематика европейской философии средневековья

Поиск

 

- Отношение человека к Богу;

- Природа как центр Вселенной;

- Поиск субстанции мироздания;

- Эмпиризм как основа научного познания.

 

 

25. Положения византийской философии в отношении человека (выбрать одно правильное):

- Богопознание есть источник самопознания и самосовершенствования человека;

- Бог иррационален, человеческий разум и чувства не в состоянии постичь его ни в какой мере;

- Человеческий разум ограничен и потому не должен пытаться постичь Творца.

 

Критерии оценки:

23 – 25 правильных ответов – 95-100 % (А) отлично

20-22 правильных ответов - 90-94 % (А) отлично

17-19 правильных ответов - 80- 89 % (В) хорошо

14-16 правильных ответов - 75- 79 % (С) хорошо

11-13 правильных ответов - 65 - 69 % (D)

8-10 правильных ответов - 60-64 % (Е)

Меньше 8 - ниже 60 % (неудовлетворительно)

8.3. Вопросы к экзамену:

  1. Понимание сущности философии в историко-философском контексте. Антропологическая сущность философии.
  2. Философское мировоззрение и его структурные компоненты. Предмет и функции философии. Философия и частные науки.
  3. Этапы и отличительные черты древнегреческой философии. Школы натурфилософов. Проблема субстанции в античной философии.
  4. Древнегреческая классическая философия: софистика, этический антропологизм Сократа.
  5. Древнегреческая классическая философия: «теория идей» Платона и метафизика Аристотеля.
  6. Этапы развития и основные принципы философии средневековья. Понятие схоластики. Западная и восточная патристика.
  7. Ранняя схоластика. Проблема универсалий в философии. Оформление номинализма и реализма. Концептуализм Пьера Абеляра.
  8. Классическая схоластика. Проблема разума и веры в философии Ф. Аквинского. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.
  9. Поздняя схоластика: теория «двойственной истины» Д. Скота и У. Оккама.
  10. Специфика философии Византии. Ранневизантийские учения. Иконоборчество.
  11. Философия Византии XI-XV вв. Учение Симеона Нового Богослова. Исихазм и теория «Фаворского света» Григория Паламы.
  12. Специфика и особенности философии Нового времени. Создание механико-материалистической картины мира. Учения Г. Галилея и И. Ньютона.
  13. Проблема метода познания в философии Нового времени. Преодоление схоластики. Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.
  14. Русская философия XIX в. Западничество и славянофильство. (П. Чаадаев, И. Кириевский, А. Хомяков, К.С. Аксаков).
  15. Русская религиозная философия XIX в.: философия всеединства В. Соловьева, экзистенциализм и персонализм Н. Бердяева.
  16. Западноевропейская философия конца XIX – начала XX вв.: «философия жизни» Ф. Ницше и иррационализм А. Шопенгауэра.
  17. Французский и немецкий экзистенциализм. Проблемы жизни и смерти, смысла бытия человека. (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).
  18. Философское понимание бытия и материи. Понятие субстанции в философии. Формы существования материи.
  19. Бытие как философская категория. Движение и развитие. Пространство и время.
  20. Сознание как философская категория. Сознание и отражение объективного мира. Социальная природа сознания.
  21. Структура сознания. Сознание и мозг. Язык и мышление. Самосознание и самопознание. Рефлексия.
  22. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания. Познание как процесс: чувственное и рациональное познание.
  23. Сущность философского понимания человека. Человек как единство природного и социального. Социализация личности.
  24. Глобальные проблемы современной цивилизации. Перспектива цивилизационного развития и условия разрешения глобальных проблем.

25. Философское понимание общества. Общество как целостность особого рода. Структура общества. Важнейшие подсистемы общества.

26. Духовная сфера жизни общества. Общест­венное сознание. Культура и научно-технический прогресс. Культура и цивилизация.

  1. Философия постмодернизма: основные характеристики и этапы развития.
  2. Философия постмодернизма. Ж. Бодрийяр и его понимание социального. Понятие «симулякр».

 

8.4 Рекомендации по использованию материалов Рабочей программы курса «Философия»:

Особенностью данной Рабочей программы является ее целостность, логическая соотнесенность и взаимосвязанность всех разделов и содержательных тем дисциплины «Философия». В связи с этим успешное овладение материалом курса предполагает последовательную, поступательную работу студентов в изучении каждой темы дисциплины.

При работе с настоящей программой особое внимание следует обратить на тестовые задания, тематику письменных работ (рефератов), отражающих основные положения курса «Философия», на сегмент «Академическая этика», предостерегающий студентов от плагиата. Для закрепления изученных тем рекомендуется тестирование (или самотестирование) после прохождения каждого из разделов курса. Теоретическим продолжением настоящей Рабочей программы являются Методические указания к самостоятельной работе студентов заочной формы обучения, где изложены рекомендации и требования для успешной и эффективной самостоятельной работы по темам дисциплины «Философия».

Специфика в изучении раздела № 1 настоящей программы проявляется в достаточно сложном материале, который должны усвоить студенты. Наиболее проблемными представляются историко-философские темы с большим разнообразием учений, концепций, специфическим категориальным аппаратом. Указанные темы (Раздел I) предполагают обязательное чтение первоисточников, глубокое изучение хрестоматийного материала, обязательного повторения каждой пройденной темы. Рекомендуется использовать разнообразные формы проведения занятий.

Специфика в изучении раздела № 2 настоящей программы проявляется в возможности использования теоретического материала по современным вопросам философии в практике интеллектуальной деятельности. Может быть полезной практическая отработка некоторых интеллектуальных техник: герменевтического анализа текста, метода восхождения от абстрактного к конкретному, феноменологический анализ фактов современной жизни и т.д. Характерной чертой теоретической части дисциплины «Философия» является ее антропологическое содержание, нацеленность на сущностное раскрытие личности, индивидуальности, места человека в системах «человек - общество» и «человек – природа».

Характерной особенностью в изучении всех тем учебно-методического комплекса дисциплины «Философия» состоит в необходимости соотносить теоретические вопросы с социальной реальностью, видеть в проблематике прошлого актуальность для наших дней, вырабатывать «вкус» к философствованию и постепенно формировать теоретико-аналитическое мышление.

 

8.5 Методические рекомендации преподавателю

В соответствии с современными требованиями внедрения инновационных методов обучения преподавателю рекомендуется проведение лекционных и семинарских/практических занятий с применением технических средств, в частности мультимедийного проектора. Лекционный материал следует преподносить с презентацией в программе «Power Point». Материл должен отражать основные положения и понятия лекционногокурса, может содержать диаграммы, таблицы, слайды с изображением исторических лиц, событий, фактов социальной истории.

Преподаватель, читающий лекционный курс, должен быть в курсе последних научных новинок по изучаемым проблемам и темам; использовать в образовательном процессе последние достижения науки и теоретические работы, монографические исследования, статьи ученых в сфере изучаемых тем и разделов учебного плана. На лекционных и семинарских занятиях рекомендуется использование учебно-методической литературы (рабочих учебных программ, методических указаний для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов и т.д.).

Лекционные и семинарские занятия должны проводиться с применением других наглядных материалов – карт, плакатов, телефильмов по изучаемой теме; студенты должны быть обеспечены в достаточной степени раздаточными материалами, соответствующими теме учебного плана.

Преподавателю следует применять разнообразные формы занятий – деловые игры, дискуссии, презентации, пресс-конференции, выездные занятия, тестирование, написание эссе, коллоквиумы, дискуссии и круглые столы. Процесс преподнесения дисциплины должен быть проблемным, вовлекающим студентов в обсуждение наиболее актуальных проблем изучаемого объекта.

В связи с развитием информационных технологий и использованием студентами электронных материалов и продуктов масс-медиа в качестве собственных работ, преподавателю необходимо исключать плагиат из предоставляемых студентами материалов. Необходимо объяснять студентам сущность академической этики, к которой можно отнести следующие положения.

 

 

8.6 Академическая этика:

 

В предоставляемой студентом работе все имеющиеся сноски тщательно выверяются и снабжаются ссылками на использованный источник, даже если это не цитата, а заимствованная идея. Случаи плагиата (как цитируемого, так и идейного) должны быть исключены. К плагиату относится:

a) Включение в свою работу выдержек (цитат) из работ других авторов без соответствующих ссылок (автор, название работы, издательство, страница/цы, или использованный электронный ресурс);

b) Близкий к тексту пересказ части чужой работы без отсылки к ней;

c) Использование чужих идей без указания первоисточника.

Указанные требования относятся также и к источникам, найденным в сети Интернет. В этом случае указывается адрес сайта, автор источника, электронная страница. Преподаватель должен контролировать, чтобы студенты выполняли письменную работу творчески, излагая материал своими словами, указывая все использованные источники информации. Следует избегать излишнего цитирования (максимум 50-60 слов), цитаты должны быть короткими и глубокими по смыслу. В конце письменной работы приводится список всех использованных источников. В случае экзаменационного (аттестационного) эссе/реферата ссылки на первоисточники не могут содержать все необходимые требования, но в виде ссылки на определенного автора и его работу они также нужны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.009 с.)