Тема 2. Философия античной Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философия античной Греции



Социально-культурные условия формирования античной философии. Древневосточное влияние. Отличительные черты древнегреческой философии: космоцентризм, антропологизм, рационализм. Движение античной греческой философии от мифа к Логосу.

Этапы развития. Становление древнегреческой философии. Натурфилософия: Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Идея субстанции и начала бытия в учении Фалеса. «Архе» Анаксимандра. Апейрон как первоначало мира. Космогония и происхождение жизни у Анаксимандра. Апейрос Анаксимена как субстанциональная основа мироздания. Гилозоизм и пантеизм милетской школы натурфилософии.

Пифагор и его школа. Этическое учение пифагорейского союза. Число как основа всего сущего в философии Пифагора. Единица как абсолютное число. Космос как упорядоченное числовое мироздание. Традиции мифологии и магии в пифагореизме.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Первое философское понимание субстанции как бытия. Философское понимание Единого у Ксенофана. Соотношение бытия и небытия, бытия и мышления у Парменида. Рационализм элейцев и апории Зенона.

«Физики» - плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор. Атомизм Левкиппа, Демокрита. Стихийная диалектика Гераклита из Эфеса.

Начало рационалистического периода развития древнегреческой философии. Софисты. Старшие и младшие софисты. Протагор и основные принципы софистики. Соотношение мышления и бытия у Горгия.

Проблема человека в истории философии. Этический антропологизм Сократа. Принцип самопознания Сократа как постижение нравственных понятий. Понимание истины и принципы диалектики. Метод субъективной диалектики Сократа. Майевтика как способ достижения истины. Понимание философии как мышления посредством специальных категорий.

Классический этап античной философии. Диалектика идей Платона. Соотношение мира идей и материального бытия. Понятие Демиурга, Творца, творческого разума. Теория идей Платона как методология исследования чувственных вещей и общественных явлений. Диалектика как искусство интеллектуальной интуиции. Социологический закон Платона. Типология государства. Понимание человека. Роль философа в государстве. Философия Аристотеля и её значение для развития науки. Аристотель о предмете философии как изучении первопричин всего сущего. Критика Аристотелем учения Платона об идеях и его учение о форме и материи. Учение о первоначалах мира. Бог как духовный Абсолют и Перводвигатель. Теория познания и формальная логика Аристотеля. Проблема человека и общественной жизни в метафизике Стагирита.

Эллинистический этап развития древнегреческой философии. Эпикур и его школа. Киники, скептики, стоики. Неоплатонизм и создание религиозной философии. Учение Филона и понимание трех видов божества. Теологическая интерпретация Логоса. Учение Плотина. Тождество субъекта и объекта, знания и бытия как основополагающий принцип александрийской школы неоплатоников. Триипостасность Единого Бога как предвестие христианской Троицы. Ямвлих и Прокл и последний взлет философии неоплатонизма. Складывание ранней патристики как преемницы александрийской школы неоплатоников.

Тема 3. Философия Средневековья

Характеристика эпохи Средневековья. Условия формирования философии, её основные черты и этапы развития. Особенности схоластического способа мышления. Принципы теоцентризма, креационизма, провиденциализма, антропологизма в философии. Роль богословия.

Западноевропейская патристика и основные этапы ее развития. Соотношение с восточной греко-византийской патристикой. Учения Тертуллиана и Оригена. Учение Августина Блаженного. Соотношение Божественного и человеческого миров в «Граде Божием». Цель жизни человека и основные антропологические ценности в системе Августина. Проблема разума и веры, сущности и сущест­вования. Соотношение Бога и человека в учениях Григория Нисского, Василия Великого, Григория Богослова.

Завершающий этап западноевропейской патристики и переход к ранней схоластике. Иоанн Скот Эриугена у истоков средневекового реализма. Средневековая логика и начало проблемы универсалий в системе Боэция. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского.

Спор о природе универсалий как противоположности между общим и индивидуальным. Оформление реализма и номинализма. Крайний реализм А. Кентерберийского и Гильома из Шампо. Умеренный реализма Фомы Аквинского. Крайний номинализм Росцелина. Концептуализм П. Абеляра как доктрина «золотой середины» между реализмом и номинализмом. Диалектический метод Абеляра, его значение в эпоху средневековья. Смена влияния Платона на авторитет Аристотеля в эпоху классической схоластики.

Расцвет схоластики в XIII веке. Влияние арабоязычной философии и культуры на западноевропейскую. Систематизация догматического вероучения католической церкви в религиозной философии Фомы Аквинского. Концепция «двойственной истины» в учении Аквината. Доказательства бытия Бога в «Сумме теологии».Томистское направление и неотомизм в истории философии. Аверроизм как оппозиция ортодоксальному направлению в философии XIII века. Сигер Брабантский.

Поздняя схоластика. Теория «двух истин» Дунса Скота и Уильяма Оккама. Номинализм Оккама и решение вопроса об универсалиях. Завершение схоластического этапа развития философии. Заслуги и недостатки схоластики.

 

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 4. Основные идеи философии постмодернизма

Модерн и постмодерн: анализ основных принципов социальной жизни и форм теоретизирования. Основные принципы философии постмодернизма. Информационное общество и масс-медиа как коммуникативное пространство постмодерна. ПОСТМОДЕРН или постсовременность как культурно-историческая эпоха. Понятия индустриального, постиндустроиального, информационного общества.

Определения постмодерна в работе Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». Философия Ж. Бодрийяра. Симуляционность мира. Гиперреальность. Симулякры. Порядки симулякров. Человек: проблемы жизни и смерти (по работе «Символический обмен и смерть»). Массы как «экстатический конец социального». Исчезновение социального. Роль человека в мире постмодерна. Свобода человека. Постмодернистский гуманизм.

Мир как текст. Ролан Барт и Ж. Деррида. «Смерть автора» и новая роль Читателя в мире постмодерна. Масс-медиа как субъект производства социальной жизни и ключ к познанию реальности. «Средство коммуникации есть сообщение» – «Medium is message». Концепция М. Маклюэна.

 

 

Тема 5. Философское учение о сознании

 

 

Развитие представлений о природе сознания. Разнообразие концепций о сущности сознания. Фундаментальная роль категории сознания в философии. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи и как способность получения адекватных образов дей­ствительности. Психика как форма отражения. Сознание как субъективный образ объективного мира.

Структура сознания: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, мышление. Функции сознания. Соотношение сознания, мышления, языка. Сознание и самосознание. Самопознание и саморегуляция. Самосознание и рефлексия.

Понятие идеального в истории философии. Концепции Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М.А. Лившиц. Природа идеального. Формы существования идеального. Сознание как особая форма идеального.

Природа бессознательного. Сознание и бессознательное. Фрейд и его структура психики.

 

 

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.021 с.)