Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика видов краеведения.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Краеведение Беларуси. 1. Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание. Краеведение – это проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д). В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся для самостоятельной экскурсионной работы. Главная задача – это история исследований прошлого Беларуси. Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности. Общая характеристика видов краеведения. Виды краеведения: географическое, литературное и историческое. Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае. Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов, литературные произведения. историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное. В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой. Школьное краеведение. Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой. Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими. Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Организационные формы: Урочное и внеурочное. Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся. Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия. Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся не-обходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе. Археология – это наука о древности, которая изучает прошлое путем раскопок. Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. К основным археологическим источникам относят: - Поселения и жилища – прошли долгий путь развития от примитивных стоянок и шалашей до современных супергородов и небоскребов. Среди древних поселений выделяют 2 группы: а) неукрепленные (открытые) – стоянки, стойбища, селища - были единственным типом поселения первобытного человека. б) укрепленные поселения называют городищами - Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность, а укрепляли их валом и рвом. - Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, состояли из нескольких частей. - Жилища - для археологии важен нижний слой жилищ. - Погребения – По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые. - Остатки культовых сооружений, древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей. - Отдельная древняя вещь, орудия труда. Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно. Палеографические источники. Палеография – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии. Палеографические источники: - Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Две печати с надписями: «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске. - Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна). - Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н. - Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске. - Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке). - Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в) - Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в). - Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Язык беларусов. В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в. Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактора формирования белорусского этнического самосознания. Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала. После событий революции белорусский язык стал государственным. Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков. Музееведение. Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Музей–научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв. Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников. Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы. В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Музейные собрания Чапских. История коллекции графов Чапских очень интересна. Она создавалась в XIX – XX вв. несколькими поколениями этой семьи. Последний в роду, Эмерик Гуттен-Чапский, в 1976 г. прислал из Рима Национальному музею культуры и истории Беларуси карту «Литвания». Его дед, тоже Эмерик, в свое время собрал в своем станьковском дворце знамени-тую впоследствии коллекцию медалей, монет, картин, а также огромную библиотеку. Бо́льшая часть этого собрания была перевезена им в Краков и находится в Национальном художественном музее Польши. Отец Карл был городским головой в Минске в течение одиннадцати лет. Благодаря его усилиям в Минске был пущен трамвай (конка), начала действовать телефонная станция, появилось электрическое освещение на улицах, заработал пивоваренный завод «Богемия» (его корпуса теперь использует пивзавод «Оливария»). Музейные коллекции павильона - «скарбницы» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. основан музей, в котором были собраны коллекции – нумизматическая, археологическая, иконографическая, живописных картин, рисунков, гравюр, оружия декоративно-прикладного искусства. Судьба семьи, их коллекций, библиотеки довольно драматична. После событий 1917 – 1920 гг. хозяева вынужденно покинули Станьково. Жили в Столбцах, Вильне, потом в лесничевке на Слонимщине, близ Сынковичей. В сентябре 1939 г. пришлось спешно оставлять и эти места. Наша «Литвания» — это гравированная на меди карта, нарисованная от руки. Высокая степень информации – около 400 населенных пунктов. Творчество В. Сырокомли. Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящие имя и фамилия- Кондратович Людвиг, бе-лорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба. Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты. Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хозяев. В 1844 г.становится арендатором фольварка Залучье в Новогрудском уезде. Здесь полностью раскрывается его поэтический талант. Его поэтическое стихотворение-разговор «Почтальон. стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком. Он занимался переводами с латыни, публицистикой, писал «Историю литературы в Польше». Поэт много путешествовал по Беларуси, Польше и Литве. Он делится впечатлениями о дорогих сердцу местах: Мир, Несвиж, Столбцы, Свержень, Койданы и др.. Читатель с неослабевающим вниманием следит за тем далеким путешествием поэта, с интересом осматривает тогдашние городки и деревни, заглядывает в простую крестьянскую избу, дворик знати, величественные дворцы и замки магнатов, углубляется вместе с автором в седую старину края. В. Сырокомля разворачивает перед нами всю историю Беларуси. "Поездки по моим бывших окрестностях" В. Сырокомли - прекрасный источник, где есть важные сведения по многим вопросам нашей истории и культуры, в том числе и истории местечек Беларуси. Костюм белорусов. В зависимости от типологических особенностей одежда бывает мужская и женская, летняя и зимняя, повседневная и праздничная. В крестьянской и мещанской среде использовалась чаще всего ткань местного производства. Основным сырьем для ее изготовления были волокна льна, конопли, кожа и шерсть животных. В качестве красителей использовались отвары различных трав и цветов, листья, кора, болотная руда, глина. Цветовая гамма-красный, синий, черный, бурый, белый. Кроме краски применялось узорное ткачество, вышивка, отбеливание, орнамент, аппликация и т.д. Основой белорусского мужского и женского костюма являлась нательная сорочка, которую шили из белого полотна. Будничные сорочки не имели украшений. Праздничные же имели целый комплекс украшений, состоящий из вышитого орнамента на груди, воротнике, верхней части рукава. Мужская сорочка была до колена, ее носили навыпуск, поверх штанов. Главным ее украшением был пояс с геометрическим орнаментом. Пояса были вязаными, плетеными, ткаными, кожанами. сорочки, мужской костюм включал штаны, которые шили из домотканого материала, и кафтаны, свитки, жупаны. Наиболее распространенными были кожухи. Зажиточные слои шили из дорогих мехов, а крестьяне из овчины.Женский костюм состоял из длинной сорочки свободного покроя, юбки или узорного сукна, фартука, безрукавки. Верхняя одежда была идентична мужской, она имела те же названия, но отличалась по фасону. Среди мужских головных уборов преобладали суконные или меховые шапки сферообразной формы, а также шляпы капелюши, женщины носили платки, чепцы, намитки, венки и т.д. Женские головные уборы показывали возраст и семейное положение, придавали костюму логическую завершенность. Разнообразна по типам была обувь. С древних времен на Беларуси была представ-лена кожаная обувь, которую в основном носили привилегированные слои населения. В крестьянской среде носили в основном лапти из лыка или кожи. В зимние холода ступню утепляли либо соломой, либо сеном, поверх накручивали портянки. В праздники девали сапоги, молодые женщины носили башмачки. Общий костюм дополнялся различными поясами, пуговицами, украшениями, кошельками, сумками и т.д. Отличия соблюдались по сословному признаку. Одежду носили с большим уважением. Одежда носила и некоторые социальные функции: замужняя женщина должна была появляться на людях только с покрытой голо-вой; мужчинам необходимо было снимать шапку в помещениях, перед старшими, перед духовными особами.
Краеведение Беларуси. 1. Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание. Краеведение – это проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д). В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся для самостоятельной экскурсионной работы. Главная задача – это история исследований прошлого Беларуси. Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности. Общая характеристика видов краеведения. Виды краеведения: географическое, литературное и историческое. Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае. Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов, литературные произведения. историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное. В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой. Школьное краеведение. Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой. Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими. Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Организационные формы: Урочное и внеурочное. Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся. Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия. Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся не-обходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.205.82 (0.011 с.) |