Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Археология – это наука о древности, которая изучает прошлое путем раскопок. Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. К основным археологическим источникам относят: - Поселения и жилища – прошли долгий путь развития от примитивных стоянок и шалашей до современных супергородов и небоскребов. Среди древних поселений выделяют 2 группы: а) неукрепленные (открытые) – стоянки, стойбища, селища - были единственным типом поселения первобытного человека. б) укрепленные поселения называют городищами - Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность, а укрепляли их валом и рвом. - Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, состояли из нескольких частей. - Жилища - для археологии важен нижний слой жилищ. - Погребения – По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые. - Остатки культовых сооружений, древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей. - Отдельная древняя вещь, орудия труда. Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно. Палеографические источники. Палеография – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии. Палеографические источники: - Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Две печати с надписями: «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске. - Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна). - Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н. - Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске. - Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке). - Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в) - Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в). - Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Палеографические источники. Дайте определение понятия «палеография». Перечислите и охарактеризуйте основные палеографические источники. Поясните, какова роль изучения палеографии для краеведения. Палеография (от греч. палайос древний, графо – пишу) – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии. Палеографические источники: - Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Древнейшим образцом восточнославянского кирилловского письма 10 в., является печать полоцкого князя Изяслава с надписью: «Изас(лав)ос» русскими буквами. Две печати с надписями: «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске. - Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна) - Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н. - Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске. - Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке). - Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в) - Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в). - Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.). О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма (писала). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Древнейший рукописный памятник «Туровское евангелие» 11 в. в своем первоначальном виде был богато украшен миниатюрами и заставками. Основа нумизматических исследований на территории Беларуси. Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю денежных систем и денежного обращения, техники монетных эмиссий (производства), медальерного искусства. Первым собирателем старинных монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятельности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казенное ведомство (Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в основу нумизматического собрания, созданного здесь Румянцевского музея. В Виленской губернии крупнейшим собирателем монет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору старинных монет вел Г. X. Татур. На Витебщине крупными нумизматическими коллекциями в 80-х гг. владел археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине много монет собрал в начале XX в. известный этнограф Е. Р. Романов. С конца XIX в. решающая роль в деле регистрации и сбора монетных находок на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. наиболее значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям. при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. Наиболее богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями обладают Белорусский государственный музей и Нумизматический кабинет БГУ. Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной. В XVIII в. оформились наиболее значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. После этого нумизматика эволюционирует от простого, механического собирательства памятников денежного обращения и их общей классификации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографическому анализам с привлечением письменных, археологических и других источников. Язык беларусов. В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в. Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактора формирования белорусского этнического самосознания. Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала. После событий революции белорусский язык стал государственным. Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков. Музееведение. Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Музей–научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв. Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников. Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы. В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.217 (0.007 с.) |