Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.



Археология – это наука о древности, которая изучает прошлое путем раскопок. Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. К основным археологическим источникам относят: - Поселения и жилища – прошли долгий путь развития от примитивных стоянок и шалашей до современных супергородов и небоскребов. Среди древних поселений выделяют 2 группы: а) неукрепленные (открытые) – стоянки, стойбища, селища - были единственным типом поселения первобытного человека. б) укрепленные поселения называют городищами - Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность, а укрепляли их валом и рвом. - Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, состояли из нескольких частей. - Жилища - для археологии важен нижний слой жилищ. - Погребения – По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые. - Остатки культовых сооружений, древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей. - Отдельная древняя вещь, орудия труда. Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно.

Палеографические источники.

Палеография – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии. Палеографические источники: - Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Две печати с надписями: «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске. - Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна). - Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н. - Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске. - Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке). - Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в) - Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в). - Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр.

Палеографические источники. Дайте определение понятия «палеография». Перечислите и охарактеризуйте основные палеографические источники. Поясните, какова роль изучения палеографии для краеведения.

Палеография (от греч. палайос древний, графо – пишу) – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии.

Палеографические источники:

- Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Древнейшим образцом восточнославянского кирилловского письма 10 в., является печать полоцкого князя Изяслава с надписью: «Изас(лав)ос» русскими буквами. Две печати с надписями: «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске.

- Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна)

- Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н.

- Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске.

- Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке).

- Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в)

- Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в).

- Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.).

О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма (писала). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Древнейший рукописный памятник «Туровское евангелие» 11 в. в своем первоначальном виде был богато украшен миниатюрами и заставками.

Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.

Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю денежных систем и денежного обращения, техники монетных эмиссий (производства), медальерного искусства. Первым собирателем старинных монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятельности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казенное ведомство (Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в основу нумизматического собрания, созданного здесь Румянцевского музея. В Виленской губернии крупнейшим собирателем монет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору старинных монет вел Г. X. Татур. На Витебщине крупными нумизматическими коллекциями в 80-х гг. владел археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине много монет собрал в начале XX в. известный этнограф Е. Р. Романов. С конца XIX в. решающая роль в деле регистрации и сбора монетных находок на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. наиболее значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям. при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. Наиболее богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями обладают Белорусский государственный музей и Нумизматический кабинет БГУ. Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной. В XVIII в. оформились наиболее значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. После этого нумизматика эволюционирует от простого, механического собирательства памятников денежного обращения и их общей классификации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографическому анализам с привлечением письменных, археологических и других источников.

Язык беларусов.

В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в. Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактора формирования белорусского этнического самосознания. Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала. После событий революции белорусский язык стал государственным. Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

Музееведение.

Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Музей–научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв. Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников. Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы. В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)