Семинар №1. Тема. Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения В школе(1час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №1. Тема. Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения В школе(1час)



План:

1. Предмет, цели и задачи краеведения

2. Роль краеведения и региональной истории в школе

3. Связь краеведения с другими вспомогательными дисциплинами

4. Определение основных понятий краеведения

Цель:

1. Определить роль и значение краеведения в процессе обучения в высших учебных заведениях.

Методические рекомендации

Дать определение понятиям «краеведение», «региональная история», «край», «топонимика», «исторический памятник», «районирование». Выделите и опишите несколько направлений краеведения, на какие типы делится краеведение. Рассмотрите междисциплинарные связи краеведения с другими историческими науками – нумизматикой, бонистикой, топонимикой, этнологией, археологией, также географией, социологией, экономической наукой. Роль краеведения в школе.

Литература

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М., 1980

2. Ахметова С.М. Историческое краеведение в Казахстане.- Алматы,1982

3. Акназаров Н.В. Историческое краеведение. Уч. Пособие. – Алматы,2000

4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987

5.Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988

6. Казахи. Историко-этнографическое исследование.- Алматы, 19959

7. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей.- М., 1989

8. Жанузакова Т. Очерк казахской ономастики.- Алма-Ата, 1982

9. Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1921).- Алматы,2000

10. Общие вопросы школьного краеведения.-М.,1971

11. Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»(1992)

 

Семинар №2. Тема. Исторические источники по истории Тоболо-Торгайского региона с древности до наших дней(1час)

План:

1. Тюркские письменные источники об истории края

2. Археологические, исторические и архитектурные памятники на территории Костанайской области

3. Этнографические источники по истории быта и культуры древних насельников Северо-Западного и Северного Казахстана

4. Первые сведения русских ученых-исследователей о Торгайской области (XVI-XIX вв.)

5. Материалы архивов об истории Костанайского региона

6. Труды казахской интеллигенции по истории края (Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов и др.)

Цель:

1. Выделить и рассмотреть основные исторические источники по истории края.

Методические рекомендации

Краеведение Костанайской области основывается на главной цели - актуализации историко-этнографических памятников нашего края. На семинарском занятии надо рассмотреть археологические памятники – Терсек-Карагай, Жилкуар, Саз-8, Алексеевское поселение, Дузбай- 1, Дузбай-6, Евгеньевка-1, рассмотрите также орудия труда найденные в этих поселениях. Расскажите о быте, традициях казахского народа из источников русских исследователей Добросмыслова, Радлова и др. Труды по истории Костанайской области Ш.Валиханова, А.Бокейханова, А.Байтурсынова.

Литература

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Лигвин В.А., Логвин А.В. Каменный век на территории Казахстанского Притоболья. Костанай.

4. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

 

Семинар №3. Тема. Географическое и экономическое положение Костанайской области (1час)

План:

1. Географическое положение и районирование Костанайской области

2. Природно-климатические условия

3. Топонимика Костанайской области

4. Экономическое развитие Костанайской области в начале XXI века

Цель:

1. Рассмотреть современные географические и природно-климатические условия Костанайской области.

Методические рекомендации

Географическое положение Костанайской области – Тургайская ложбина, гидроресурсы, плато, предгорья Мугоджар и Уральских гор, природная лесостепная зона и климатические условия, национальные заповедники и парки, Наурзумский заповедник и другое. В семинарском занятии надо рассмотреть социально-экономическое развитие Костанайской области на современном этапе (2011-2014 годы).

Литература

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайско области. Костанай, 1998.

4. Кузембайұлы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2000.

5. Назарбаев НА. В потоке истории. Изд. «Атамура». Алматы, 1999.

6. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

7. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

8. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура, Алматы, т. 2., 1997.

9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т. 3-5. Алматы. Атамура, 2000-2010 ж.

 

Семинар №4. Тема. Костанайское Притоболье в древнейший и древний период истории (1час)

План:

1. Археологические стоянки и поселения.

2. Орудия труда древних жителей Притоболья. Зарождение кочевого образа жизни

3. Истоки Андроновской культуры.

4. Легенды и предания Костанайской земли.

Цель:

1. Изучить археологические памятники Костанайской области – стоянки, поселения, городища.

Методические рекомендации

Вопросы семинарского занятия предполагают рассмотрение археологических культур на территории Костанйской области, их развитие и эволюцию в бронзовый период. Изучение феномена номадизма в трудах Хазанова, Масанова раскроет причины формирования истоков кочевой цивилизации и культуры на территории Костанайской области. Легенды и предания Костанайской земли раскроют историю первых жителей края – легенда о Кос и Танай, предания о казахских батырах во время казахско-джунгарских войн.

Литература

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайско области. Костанай, 1998.

4. Кузембайұлы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2000.

5. Назарбаев НА. В потоке истории. Изд. «Атамура». Алматы, 1999.

6. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

7. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

8. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура, Алматы, т. 2., 1997.

9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т. 3-5. Алматы. Атамура, 2000-2010 ж.

 

Семинар №5. Тема. Средневековый период в истории Костанайского региона (1час)

План:

1. Тюркские племена и политическая история края. Родоплеменной состав.

2. Монгольское нашествие. Присоединение северной территории Казахстана к Монгольской империи

Цель:

1. Рассказать историю нашего края в монгольский период.

Методические рекомендации

История тюркских племен, проживающих на территории Казахстана, и связанная с Кыпчакским ханством рассматривается по историческим источникам общего курса истории Казахстана. Расскажите формирование этнического родоплеменного состава казахского народа в XV-XVII века№

Литература

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайско области. Костанай, 1998.

4. Кузембайұлы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2000.

5. Назарбаев НА. В потоке истории. Изд. «Атамура». Алматы, 1999.

6. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

7. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

8. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура, Алматы, т. 2., 1997.

9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т. 3-5. Алматы. Атамура, 2000-2010 ж.

 

Семинар №6. Тема. Тоболо -Торгайский регион в период колонизации края (2 часа)

План:

1. Казахские батыры в борьбе против джунгарского нашествия.

2. Пресногорьковская крепость. Образование внешних округов и строительство крепости Тургай.

3. Административные реформы в XIX веке. Налоговая система.

4. Колонизация Костанайской земли переселенцами. Быт и хозяйство переселенцев

4. Национально-освободительное движение в крае (XVIII-XIX вв.)

5. Казахско-русские торговые связи

6. Быт и хозяйство казахов в период колонизации края

7. Первые переселенческие поселки в Тобольском регионе

Цель:

1. Раскрыть особенности колониального периода на территории Северного Казахстана.

Методические рекомендации

Раскрытие вопросов семинара связано с изучением исторических источников, таких как Устав о сибирских киргизах 1822 года, Указы 1867-1868 годов. Рассмотрите исторических личностей периода колонизации края – перечислите окружных султанов, волостных султанов-управителей, опишите ситуацию торгового обмена с купцами, найдите тому документальное подтверждение. Расскажите историю образования Пресногорьковской крепости, Тургайской крепости, быт и хозяйство переселнцев.

Литература

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайско области. Костанай, 1998.

4. Кузембайұлы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2000.

5. Назарбаев НА. В потоке истории. Изд. «Атамура». Алматы, 1999.

6. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

7. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

8. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура, Алматы, т. 2., 1997.

9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т. 3-5. Алматы. Атамура, 2000-2010 ж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.02 с.)