ТОП 10:

О зубцах Ай-Петри и красном флаге



Летом 1950 г. В Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анциферов — научный сотрудник Московского литературного музея. Он рассказал, что в 1907 г. Еще юношей вместе со своим другом совершил восхождение к зубцам Ай-Петри (см. приложение №20) и на одном из этих зубцов увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43 года Николай Павлович разыскал интересную фотографию и вот теперь передавал ее музею.

Прошло несколько лет, пока сотрудникам музея удалось выяснить происхождение этой удивительной надписи. Осенним утром 1905 г. На вершине Ай-Петри затрепетало алое знамя, а под ним все увидели надпись «Долой царизм». Это было время, когда шла на подъем первая русская революция. Охотников лезть на скалу, чтобы сорвать знамя, полиция не нашла. Тогда решили расстрелять знамя и крамольные слова, высеченные на камне Скошенное очередью древко знамени упало, но не свалилось в пропасть: красное полотнище зацепилось за расщелины скалы.

Кто же взобрался на вершину зубца, за одну ночь сумел укрепить знамя и сделать надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных поисков работникам музея удалось найти одного из участников этой смелой демонстрации. В 1957 г. Они встретили его в Москве: А. А. Теодорович работал сотрудником Института лекарственных растений. Вот что он рассказал.

Однажды на Южном берегу появилась небольшая группа туристов-шведов, которая на удивление хорошо говорила по-русски. В Мисхоре они нашли проводника, которых провел их к подножию зубцов. Вырубив в скале несколько ступенек и пристроив подвесную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев а «шведы» оказались членами РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально приехавшими в Россию в 1905 г.

http://adonis-crimea.com.ua/dostoprimechatelnosti/358-aj-petri-marshrut-ekskursija-doroga.html

Пещера «Трехглазка»

Пещера Трехглазка (см. приложение №21) расположена в 700 метрах от станции канатной дороги. Попасть в пещеру можно через одно из трех крупных отверстий, расположенных недалеко друг от друга и напоминающих глазницы. Именно благодаря этим отверстиям пещера и получила свое название.

Также многие называют пещеру – Ледяной. Это название говорит само за себя и убедиться в этом может каждый, кто хоть раз посетил пещеру. Пол в пещере образован несколькими метрами льда, который появился за счет попадания снега. Этот снег не тает даже летом, со временем он прессуется и превращается в лед.

Одной из достопримечательностей пещеры является возвышающийся в самом центре снежный сугроб высотой в шесть метров, в него принято кидать монетки, загадывая при этом желания.

Свисающие со сводов огромные ледяные сосульки сталактитов, поднимающийся им навстречу частокол ледяных сталагмитов – все это придает пещере Трехглазка неповторимое очарование и делает ее уникальной.

Ледяную пещеру использовали еще древние люди – они хранили здесь, как в холодильнике, добытое на охоте мясо диких животных. Добычу спускали на веревках, через центральную «глазницу», хранили в замороженном виде и доставали при необходимости.

Пещера пользовалась популярностью и при царской власти. Во время путешествия империатрицы Екатерины II по Крымскому полуострову, ей доставляли лед, добытый именно в этой пещере. Интересно, что и граф Воронцов использовал лед Ледяной пещеры для охлаждения продуктов, вин и напитков. Была придумана целая система, благодаря которой лед кололи, складывали в огромные бадьи и спускали в поместье графа. Добывать лед в то время было очень тяжело и опасно, так как спуск первоначально был возможен только с помощью канатов.

Особенностью пещеры Трехглазка является ее температура, которая на протяжении всего года близка к нулю. Спустившись в пещеру летом, поражаешься контрасту изнуряющей жары снаружи и царству холода внутри.

http://crimeatraveling.ru/peshhera-trexglazka-na-plato-aj-petri/

Скала Шишко

Ай-Петринская яйла. Над Южнебережьем, у самой кромки плато, на высоте 1182 м устроена видовая площадка (см. приложение №22). Это знаменитая скала Шишко, названная так в память о выдающемся инженере, руководившим строительством дороги через Ай-Петри, полковнике Иване Станиславовиче Шишко.

Строительство дороги, связавшей через Ай-Петринскую яйлу Ялту и Бахчисарай, длилось почти 30 лет и завершилось лишь в 1888 году. Первоначально дорога была построена только от Ялты до водопада Учан-Су (1872 г.), затем потребовались еще долгие 16 лет для продолжения ее далее через горы. Работа потребовала поистине титанических усилий – чтобы в этом убедиться достаточно один раз пройти или проехать по головокружительным серпантинам этого шоссе, врезанного в склон крутизной (на некоторых участках) до 60-80 градусов.

Однако дерзкий проект, несмотря на серьезные трудности, был полностью реализован. В честь завершения строительства император Александр II, патронировавший строительство дороги, высочайше повелел назвать «отличительную скалу на Ай-Петринской яйле – скалой Шишко».

Полковник И.С. Шишко построил в Ялте первый водопровод, он также автор и строитель нижней Магарачской дороги в Никитский ботанический сад. За выдающиеся заслуги в области благоустройства Ялты И.С. Шишко впоследствии был избран потомственным почетным гражданином города.

http://svamy.com/?p=933

Водопад Учан-Су

Уча́н-Су (см. приложение №23)— водопад в Крыму, на одноимённой реке, самый высокий водопад Крыма. Находится на высоте 390 метров над уровнем моря на южном склоне горы Ай-Петри в шести километрах западнее от Ялты. Высота водопада — 98,5 метров.

Название водопада означает «летящая вода» в переводе с южнобережного диалекта крымскотатарского языка (летящий, вода).

Водопад Учан-Су наиболее эффектно смотрится во время ливней и снеготаяния на яйле. В летнее время он практически полностью пересыхает, в суровые зимы иногда замерзает.

При падении Учан-Су образует два каскада: на втором каскаде сооружено небольшое строение с водозабором и скульптурой орла на крыше. Отсюда вода поступает в Могабинское водохранилище (300 тыс. м³) и затем используется для водоснабжения Ялты.

Водопад образован рекой Учан-Су, которая берёт начало под кромкой Ай-Петринской яйлы на значительной высоте и течёт вниз с очень большим уклоном. В своём нижнем течении река образует ещё три небольших водопада. Учан-Су протекает через западную часть Ялты, впадая в море. Длина реки — 7 км, площадь водосборного бассейна — 28,9 км².

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F7%E0%ED-%D1%F3_(%E2%EE%E4%EE%EF%E0%E4)

Крымский полуостров, благодаря своему географическому положению, один из самых красивейших мест природы. А также, благодаря близости к морю, он является популярным место отдыха. Многочисленные пещеры, остатки древних поселений – все это нравится отдыхающим и самим жителям Крыма.

Еще в далекие времена природа Крыма сыграла важную роль для людей. Пещерные города, такие как Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Эски-Кермен и другие, обеспечивали людям защиту и безопасность. Врагам было очень трудно осаждать такие города. Поэтому поселения развивались и в торговых, и в политических направлениях.

Большой каньон Крыма – очень удивительное место, не только со стороны, но и внутри. Прекрасное чудо природы – Водопад Серебряные струи восхищает людей многие столетия, который также является прекрасным местом для медитаций.

Природа горного Крыма очень полезна для здоровья, достаточно вспомнить «Ванну молодости», которая молодит всех, кто в нее окунется. Свежий горный воздух в горах, соленый воздух на берегу моря – лучшее средство для пользы и лечения дыхательной системы.

Гора Ай-Петри – является одним из любимых мест посещения как обычных людей, так и туристов «походников», «скалолазов» и других. На ее вершине раскрывается великолепный вид на Ялту, а также «край света» или другими словами, горизонт между морем и небом.

В горах можно наблюдать такие растения, которые никогда не произрастают на более низких высотах, а также собственными глазами увидеть высотную зональность в природе.

Исторические объекты

Бахчисарай

Ханский дворец

Ханский Дворец в Бахчисарае (см. приложение №24) был построен как родовая резиденция династии Гераев — правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.

Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробницы, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады, парковые сооружения, Екатерининская миля и др.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского языка как «дворец-сад». Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

Дворец сегодня имеет не малую значимость. Прежде всего — это национальная святыня крымско-татарского народа. Занимает он видное место и в мировой литературной традиции. Бахчисарайский Дворец — важнейший исторический памятник эпохи Крымского ханства, единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры, а также уникальный для Европы целостный дворцовый комплекс ближневосточного цивилизационного круга.

Бахчисарайский Ханский Дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, что нашло признание в начавшейся недавно процедуре включения Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.

http://suntime.com.ua

http://ru.wikipedia.org

Осадный колодец Тик-Кую

Данный колодец (см. приложение №25) расположен в окрестностях пещерного города Чуфут-Кале. В 1998-2001 годы в древней крепости сделано сенсационное открытие. Выявлена древняя гидротехническая система подземных сооружений, или, проще говоря, осадный колодец Тик-Кую Чуфут-Кале, которого просто не могло не быть в крепости такого ранга. Впрочем, память о такой системе сохранялась в преданиях; их достоверность блестяще подтвердили недавние открытия.

Его обнаружение частично раскрыло свет истины на загадку о том, откуда пещерный город добывал воду, а главное как ему удавалось выдерживать длительные осады, которым он часто подвергался. Кроме того по колодцу можно было выйти в тыл нападавших врагов.

Это не просто колодец, а, выражаясь современным языком, целое гидротехническое древнее сооружение. Система состоит из винтовой лестницы на глубине от 25 до 45 метров, которая затем продолжается в виде вертикальной шахты высотой 25 метров до поверхности земли (см. приложение №26).

Там где сходятся шахта и винтовая лестница — к вертикальной составляющей примыкает наклонная лестничная галерея (Алтын-Мердвен) длинной 120 метров. Эта галерея ведет к выходу у стен Чуфут-Кале, где раньше находилась оборонительная башня.

На стенах помещений есть настенные рисунки IV века нашей эры, а галерея покрыта караимским курсивом, по-арамейски, а также на латыни.

Последнее признаки пребывания человека относят к XV веку, после этого колодец был завален по неизвестным причинам землей и камнями. Засыпать столь глубокую шахту — нелегкая и не быстрая работа.

http://suntime.com.ua

http://www.prival.crimea.com

Свято-Успенский Монастырь

Успенский пещерный монастырь (Свято-Успенский монастырь) (см. приложение №27) — православный монастырь. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной церкви Московской Патриархии (Патриархии Московской и всея Руси).

Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.

Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, списки икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

История монастыря

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма с XV по XVIII вв.

К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм св. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены братские корпуса, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 40е годы XX в., на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер.

http://suntime.com.ua

http://ru.wikipedia.org

Караимское кладбище

Караимы — древний тюрскский народ, традиционно исповедующий караизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI — XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия (см. приложение №28) уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.

Иософатова долина – ущелье возле пещерного города Чуфут-кале в Бахчисарайском районе Крыма. Это название дано ей по аналогии одноименной долины в окрестностях Иерусалима, где имеется древнее кладбище, и где, по преданию состоится Страшный Суд. Кладбище очень древнее, самые ранние надгробия датируются 1-м веком нашей эры. На кладбище в наши дни осталось около 5000 надгробий.

Кладбище сильно пострадало в советское время от рук вандалов.

Караимы пишут на тюркском языке, но буквами ивритского алфавита. Наряду с надписями на некоторых надгробиях встречаются древние тюркские символы в виде розеток. Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.

Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

http://suntime.com.ua

http://www.stejka.com

Пещерный монастырь Шулдан

Юго-западная часть крымского предгорья когда-то давно была территорией средневекового княжества Феодоро. На достаточно небольшой по сегодняшним меркам площади – от Севастополя до Демерджи на юге и Баклы на севере – до сих пор можно встретить свидетельства былого могущества княжества в виде остатков поселений, крепостей и пещерных монастырей.

Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) (см.приложение №29) расположен к северу от села Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шелдан, нависающей над Шульской долиной. Основан не раннее Х – ХI вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев.

Монастырь состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм сохранился особенно хорошо, он просторен и высок. Когда-то апсида[14] отделялась преградой, вырубленной в скале. Иконостас был деревянным — в полу можно рассмотреть подрубки для установки Царских врат. В апсиде этого храма помещалось епископское кресло, а в центре располагалось горнее место. В северной стене вырублена скамья. В том месте, где она соединяется с алтарной преградой, высечена гробница в виде аркосолии[15], под ней в полу — могила. В южной стене дверной проем выводит на площадку над обрывом, здесь же высечена ниша с окном. На северной стене еще в 30-е гг. были различимы следы росписи, которую датируют XII–XIII вв. — фигуры в рост и среди них изображение Богоматери.

http://jalita.com/

Чайный домик

Чайный домик (см. приложение №30) — это небольшой участок урочища Малый Бабулган (к северо-западу от зубцов Ай-Петри) в Крыму, где находится лесной кордон Орлиновско-Куйбышевского охотохозяйства, турбаза и домики общества охотников. На этом участке расположено штук десять строений разного назначения, построенные в бытность министра обороны маршала Гречко, включая бревенчатую баньку с бассейном и вертолетную площадку.

К Чайному домику ведет не утомляющая однообразием лесная дорога, которая начинается у входа в Большой каньон (в 5 км от села Соколиного). Вид на каньон там действительно великолепный и смотровая площадка оборудована неплохо, прямо во дворике строения выполненного в немецком стиле.

А первоначально, как гласит легенда, этот вид дал место постройки для другого чайного домика, предназначавшегося для отдыха императрицы, Екатерины, которая осматривала только-только завоеванный Крым и раздавала земли своим аристократам. Ай-Петринские земли получил Юсупов, который известен по потомку, отважившемуся отправить на тот свет неуязвимого Григория Распутина. Но Екатерина так и не заехала в это местечко, выбрав путь на Южный берег через село, которое сейчас называется Счастливое. А Чайный домик успешно простоял до ХХ века, однако в период последней войны, стал ареной новых событий. Партизанский наблюдательный пост в этих местах был очень удобен и продуктивен. Благодаря нему, дорога и село Коккоз (ныне Соколиное) были как на ладони. Поскольку место было труднодостижимым, то партизаны здесь хозяйничали смело. Об этом можно почитать в воспоминаниях одного из командиров отряда Вергасова И. З (Крымские тетради, 1982, Советский писатель). Вот что пишет Вергасов о довоенной истории домика:

«…Сам домик был построен еще князем Юсуповым для Екатерины II. Но настырная императрица все же не добралась до него, у ее величества закружилась голова от «небесных высот». Зато ее далекий потомок Николай II  — последний русский царь — попивал здесь чаек да картежничал. Как след былых времен остался лесной домик с вычурными наличниками. Рядом выросли другие постройки. До войны в этих местах лечили горным воздухом детей от тяжелого недуга — туберкулеза, недалеко от санатория процветала молочная ферма ялтинского курорта…»

В войну здесь была база партизанского отряда (это был 5-й партизанский район). Но партизанские командиры, просчитались, доверившись татарам. Один татарин, зам. По хоз. Части, зная местонахождение всех заранее скрытых в лесах продовольственных баз, выдал их немцам. А другие вообще привели немцев к Чайному домику, и те взорвали пещеру — партизанский госпиталь, в которой были спрятаны раненые. Сам чайный домик немцы сожгли, чтобы он не давал приюта партизанам.

Бои у Чайного домика, по воспоминаниям очевидцев, считаются самыми жестокими в истории крымского патризанского движения.

Также есть информация, что «Раненых товарищей партизаны укрыли в пещере Борю-Тешик (она называется теперь Партизанской)  (см. приложение №31). Карателям удалось обнаружить пещеру-госпиталь, и они расправились с находившимися там ранеными».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.013 с.)