Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московская лингвистическая школа.

Поиск

Неизгладимый след в истории рус языкознания оставил выдающийся ученый-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, специалист в области сравнительно-истор фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теор грам-ки, воспитатель блестящей плеяды языковедов Филипп Федорович Фортунатов. Во многом Фортунатов был близок к методологическим принципам младограм направления, предлагая одновременно оригинальное решение многих теор вопросов. Он фактически различает синхронический и диахронический подходы. Им принимается младограм постулат о безысключительности звуковых законов и тут же подчеркивается необходимость при описании фонетических процессов учитывать структурные особенности языков и конкретные истор условия, хронологию изменений в языке. Фортунатова характеризуют внимание к живому языку. Им была предпринята разработка теории дивергентно-конвергентной эволюции языков. Он развивал также идею языковых ("общественных") союзов. Ему принадлежит призыв к различению внеш и внут факторов разв-я языка. Он открыл закон передвижения ударения от начала к концу слова в определенных фонетических позициях (закон Фортунатова--Соссюра). Фортунатов активно разрабатывал учение о грам форме вообще и грам форме слова в частности. Он фиксировал наличие формы лишь там, где она имеет спец морфол показатель и выводил форму из наличия в языке соотносительных рядов слов, сходных и различающихся по формальным признакам. Ему принадлежит сугубо формальная класс-ция частей речи (без учета семантических и функционально-синтаксических критериев). Получило развитие учение о формах словосочетаний. Предложение было отнесено к числу словосочетаний. Формализм как методологическое кредо Фортунатова и его последователей отразился впоследствии в иммантентизме Соссюра и особенно Л. Ельмслева. Вокруг Фортунатова сложилась Московская лингв школа. Его учениками были: Шахматов, Ульянов, Пешковский. Фортунатовцы строго разграничивали формы словоизменения и словообразования. Они многое сделали в разработке основ современной морфологии, заменившей "этимологию". Был заимствован бодуэновский термин морфема. Получил развитие теоретический синтаксис (Шахматов, Пешковский, Петерсон). Выделилась в самост дисциплину семасиология, исследующая законы семантических сдвигов с учетом системных связей - синонимии, места в семантическом поле, морфологического оформления (Покровский). Было принято противопоставление фонетики и фонологии. Фортунатовская школа представляла собой школу формальной лингвистики, которая способствовала закладыванию основ лингвистического структурализма. Ее формализм заключался в стремлении исходить не из внешних по отн-нию к языку категорий логики, психологии, истории, физиологии, а из фактов самой языковой системы.

 

ТЕОРИЯ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЕЙ

Концепция о стратификации знака спонтанно существовала уже давно (иерархическое строение яз. системы). Эмиль Бенвенист все теорезировал в своей работе “Les niveaux de l’analise lynguistique”. В языке огромное количество переходных зон. Считал, что нужно применять логически строгую систему описания => отсюда его теория об уровневом строении яз. системы. Суть теории: уровни языковой системы получаются в результате анализа предложения. Каждый уровень обладает определ. синтагматическими свойствами (=свойствами сочетаемости) - Единицы уровня: слово (лекс) и морфема (грам). - Критерий интегративности - обязательное вхождение единиц низшего уровня в высшие. Лексический уровень - слова обладают самостоятельной номинативн. функцией. - способностью быть отдельным членом предложения. - слова линейно разложимы

Морфемный уровень - не способны к самост. употреблению в предложении - линейная протяженность

Фонематический уровень Фонема: минимальная единица звукового потока, которая способствует узнаванию слова и дифференциации одного слова среди других.- есть интегративные свойства - обязательное вхождение в более высокий уровень - фонема способств. узнаванию слова и диффер. 1го слова от другого.- не способна к самост. употреблению (как и морфема) - не способна к разложению на линии речи - связана с одновременной реализацией нескольких артикуляторных и акустических признаков. Меризмы - составляющие признаки фонем, особенности артикуляции, которые создают фонему. Д. б. приведены в действие одновременно.

 

 

Бодуэн де Куртенэ

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, один из величайших языковедов мира, равно принадлежит польской и русской науке. Бодуэн призывает к изучению п.в. живого языка во всех его непосредственных проявлениях, наречиях и говорах, с обращением к его прошлому лишь после основательного его исс-ия. Он признает научным не т-ко историческое, но и описательное языкознание, различая состояние языка и его развитие. Бодуэн критически оценивает теорию "родословного древа" и механистические попытки реконструкции праязыка, призывая считаться также с географ, этнограф и прочими факторами и признавая смешанный хар-р каждого отдельно взятого языка. На материале иссл-ия флексий польского языка он устанавливает изменения по аналогии и вводит это понятие (еще до младограмматиков) в широкий научный обиход. Обоснование этих изменений, в отличие от младограмматиков, он ищет не в индивидуально-психологических, а социолого-психологических факторах. Бодуэн строит первую в мировой науке о языке теорию фонемы. Фонема понимается как "языковая ценность", обусловленная сис-мой языка, в которой функцию имеет лишь то, что "семасиологизировано и морфологизировано". С теорией фонемы тесно связана его теория фонетических альтернаций (чередований). Постулируются два членения речи -психическое (на "единицы, наделенные значением"-предложения, слова, морфемы, фонемы) и фонетическое (на "периферические единицы"-слоги и звуки). Бодуэн подчеркивает, что морфема состоит не из звуков, а из фонем. В языке выделяются три уровня: "фонетическое строение слов и предложений", "морфол строение слов" и "морфол строение предложений". Различаются также три стороны: "внешняя" (фонетическая), "внеязыковая", включающая в себя семантические представления, и "собственно языковая" (морфологическая). Синтаксис предстает как "морфология высшего порядка". Бодуэн вводит в научный обиход понятие морфема. Слово в составе предложения хар-ся как минимальная синтаксическая ед-ца (синтагма). Различаются горизонтальное (территориальное) и вертикальное (собственно социальное) членение языка. Язык хар-ся как орудие "миросозерцания и настроения". Он понимает язык как главный признак, служащий определению антропологической и этнографической принадлежности людей. Бодуэн был создателем и многолетним руководителем Казанской лингв школы.

 

Казанская лингвистическая школа

В состав ее входили Куртенэ, ученый Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий и др. К основным принципам Казанской школы относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его сущ-я, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исс-я; стремление к обобщениям (особенно у Бодуэна и Крушевского); психологизм с отдельными элементами социологизма. Наиболее выдающимся среди представителей Казанской школы был крупный русско-польский ученый Николай Вячеславович Крушевский. Основной закон языка он усматривал в "соответствии мира слов миру мыслей". Крушевский следовал осн принципам естественнонаучного подхода к языку и сочетал этот подход с индивидуально-психологическим. Ему принадлежит разработка бодуэновской идеи о переинтеграции составных элементов слова в результате процессов переразложения и опрощения основы. Словообразование он квалифицирует как стройную систему одинаково организованных типов слов, соотносящихся с типами обозначаемых ими понятий. Им различались два вида структурных отн-ний м/у языковыми ед-цами - ассоциации по сходству и ассоциации по смежности Его осн работы: "Очерк науки о языке", "Очерки по языковедению. Антропофоника". Наиб типичным представителем Казанской школы был крупный языковед Василий Алексеевич Богородицкий. Он определял язык как наиб совершенное средство обмена мыслями и как орудие мысли, как показатель классифицирующей деят-ти ума и в силу "одинаковости понимания" служащее объединению людей "к общей деят-ти", как "социологический фактор первейшей важности". В работах представителей Казанской школы предвосхищаются многие идеи структурной лингвистики, фонологии, морфонологии, типологии языков, артикуляционной и акустической фонетики. Они ясно представляли себе проблему системности языка (Бодуэн и Крушевский). Идеи Казанской лингвистической школы оказали влияние на Соссюра, на представителей Московской фонологической школы и Пражской лингвистической школы.

 

 

Язык и мышление.

Мышление – часть сознания. Это спос-ть отражать действительность в форме понятий, суждений и умозаключений. Мышление прерогатива чел-ка. Мышление разв-ся, когда человек начинает овладевать языком. Связь языка и мышления. Вербальность и авербальность мышления (внутри речь). Гипотеза лингв относительности (Сепира-Уорфа). Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании чел-ка. Три вида процесса мышления как спос-ти мыслить, рассуждать и давать оценки: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словестно-логическое. Язык - материальная опора, средство и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль только тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Ед-цы языка связаны с ед-цами логического мышления (слово<->понятие). Вербальность/авербальность: Мысли без слов бывают! В случае внут речи тоже исп-ся слова, но не звуковые (аккустические), а речедвигательные. Язык и мыщление = диалектическое единство идеального и материального. В 30-ые годы (США) возникает гипотеза лингв относительности: стр-ра языка определяет стр-ру мышления и способ познания внеш мира, т.е. каждый язык отображает свою собств картину мира т.к. по-разному членит окруж мир, время, пространство и тд. Язык - зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности. Хотя нас окружает единый мир, представления о нём в разных языках отличаются.

 

МладограмматикИ

Совр. лингвистика была основана младограмматиками. Генрих Штайнталь - огромное влияние на младограм-тов. Его положения: 1. Язык следует изучать, не подчиняясь логике. Надо ориентироваться на психологию говорящего 2. необходимо изучение разв-я языка на разных этапах. Основоположник:- Август Лескен- исс-тель слав и балт языков. Представители: -Дельбрюгг, -Остгоф, -Бругман, -Пауль. Положения Младогр. 1. Самое важное - изучение живого языка. Идея о познании яз-ка осн-на на изучении огромного материала реч. деят-ти. 2. Надо изучать язык детей, т.к. это материал, позволяющий судить о тенденциях разв-я языка. Онтогенез- зеркало филогенеза. 3. Углубленное изучение истории языка. 4. Изучение живых совр языков в речевом общении. Изучение истории языка. 5. Против отождествления языка и логики 6. Создали фонетику как науку. Полагали, что фонетика - одна из важнейших областей языка. 9. Подготовили базу для системного описания языка и идеи Соссюра о мнемоническ рядах. Сказали, что слова в языке хранятся в челов сознании не порознь, а в объединении, т.к. происходит взаимное притяжение отдельн слов и форм, в следст. чего они объединяются в более крупные группы. 11. Учение об аналогии, признанное Соссюром, создано мл-стами. 12. Пауль различает узуальные и окказиональные значения слов. Узус для П - это язык всех, достояние всего социума (= язык). Окказиональное - связано с конкретной индив речью и индив сознанием. => Оппозиция язык-речь, которую потом взял Соссюр. Отсюда следует референтное и не референтное употребление 13. Выступал за полисемию, как грам. так и лекс. 14. Подлинным объектом исс-й лингвистики д.б. говорящий чел-к.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.009 с.)