ТОП 10:

Cочинение «Образ и характеристика Пьера Безухова»



Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни. Разобраться в этих вопросах бывает нелегко. Сделать правильный выбор, принять верное решение — еще труднее. Именно здесь на помощь нам приходят великие произведения русской литературы, такие, например, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
В своем произведении писатель поднимает важнейшие вопросы не только своего времени, но и всей человеческой жизни. Он выступает в качестве психолога и философа, рассматривая многие нравственные, моральные проблемы, рисуя нелегкий и тернистый путь своих героев в поисках истины и смысла жизни, в поисках самого себя, своего предназначения. Такой путь проходят почти все главные герои романа. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на идейных исканиях Пьера Безухова — одного из интереснейших и противоречивых персонажей Толстого.
В своей жизни Пьер проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется у него масонством. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. В душе богатого графа просыпается глубокая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном итоге Безухов приходит к идеям декабристов. Это человек,” живущий интересами и стремлениями своего времени, ищущая натура, которая более всего хочет прожить свою жизнь не зря.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — вот те вопросы, которые мучительно пытался разрешить Пьер Безухов.
При этом он всегда стремился отстоять свое мнение, в споре прийти к пониманию истины. Вот мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер, где герой яростно защищает перед монархистами идеи Французской революции. При этом он искренне восхищается Наполеоном, видя в нем главу революционной Франции. Сам Толстой так говорит об устремлениях молодого Пьера: «…Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона». Однако герой еще не нашел настоящей цели своей жизни — потому он находится в постоянных метаниях, сомнениях. Он совершает ошибки, растрачивая силы на разгул в компании Долохова и Курагина. Получив титул и наследство после смерти отца, Безухов ведет праздную, бессмысленную жизнь в окружении « золотой молодежи ». Однако такая жизнь вскоре наскучила и опротивела герою. Пьер продолжает совершать ошибки. Он женится на Элен Курагиной, но очень скоро осознает, что этот брак принес ему только несчастья. Безухов постигает весь ужас своего положения: он связал жизнь с низкой женщиной, окунулся в пошлую и фальшивую среду, к которой она принадлежит. Стараясь понять, как мог он так жестоко ошибиться, Пьер начинает винить себя в том, что женился без любви, что весь их союз с Элен был ложью:
«она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет».
Убийство любовника жены, конечно же, не приносит ни облегчения, ни удовлетворения герою. Он принимает единственно верное решение — расстаться с этой женщиной. Безухова всегда угнетала и возмущала человеческая подлость. В поисках правды и смысла жизни он попадает в масонскую ложу. На какое-то время ему кажется, что здесь он наконец нашел воплощение своих идеалов. Идеи «равенства, братства, любви» полностью соответствуют нравственным принципам героя, желание «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», является одним из основных стремлений самого Пьера. Испытывая потребность в активных действиях, Безухов в первую очередь решает облегчить участь крепостных, наивно полагая, что таким образом ему удастся выполнить свой долг: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Однако это лишь промежуточный этап на пути к настоящему счастью и постижению правды жизни. Пьер все больше начинает осознавать, что в среде масонов процветают те же ханжество, лицемерие, карьеризм, которые свойственны людям из высшего света. Им на самом деле чужды благородные порывы Безухова, его стремление к бескорыстной помощи людям. Разочаровавшись в масонстве, герой порывает с этим обществом. Снова его мечты и планы потерпели крах. Он уже начинает сомневаться в том, что в этом мире вообще можно найти справедливость и счастье. Однако новое пробуждение его души, его светлых чувств наступает с появлением в его жизни Наташи Ростовой. Любовь к ней все сильнее и глубже проникает в сердце героя. Романтические, полные поэзии и чистоты чувства Безухова возвышают его над Окружающими, вселяют в его душу радость и надежду на счастье.
Казалось бы, безмятежное счастье Пьера с любимой женщиной прерывается войной. На самом же деле именно в годы Отечественной войны герой ощущает наиболее полное духовное возрождение. Для этого человека недостаточным было достижение только лишь личного счастья. Огромное значение для него имело соприкосновение с народом, участие в его судьбе, способность принести пользу всей стране. Именно в дни войны он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в каждом русском солдате, которая жила и в его собственной душе, до этих пор не находя выхода. Теперь же он твердо решает защищать Москву, мечтает убить Наполеона, осознав истинную сущность его личности.
Пьеру суждено было попасть во французский плен. Но духовныеи физические страдания только укрепили силу его духа, научили ценить жизнь с самыми маленькими ее радостями. Этому в наибольшей степени способствовало общение героя с «солдатиком Апшеронского полка» Платоном Каратаевым, в любых ситуациях сохраняющим бодрость духа и оптимизм. Однако, в отличие от Каратаева, полностью растворившегося в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соединить в душе своей значение всего». Именно это помогает ему обрести гармонию с миром.
«Человек сотворен для счастья», — вот основной вывод, к которому приходит Безухов во время пребывания в плену. Однако народ несчастлив. А счастье собственное герой Толстого осознавал только как часть всеобщего счастья. Он не мог равнодушно смотреть, как страдают вокруг простые люди, не мог на каждом шагу наблюдать проявления общественного зла: «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят». Продолжая всем сердцем стремиться к защите добра и правды, Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Л. Н. Толстой показал нам трудный путь своего героя к духовному обновлению.
Пьер Безухов нашел свое счастье — рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям. И пока жив человек, пока на земле народ продолжает страдать и мучиться, не закончатся нравственные поиски героя и стремление к полной самореализации, к выполнению возложенной на него судьбой и Богом миссии.

Cочинение «Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир").»

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — поиск успокоения, согласия с самим собой, стремление к жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.
Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.
Большой душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим движением во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передал свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.
Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение бить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, Пьер совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявился авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке. Толстой видел его в слиянии с народом и природой.
Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.
В плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И вот наконец с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в Каратаеве — верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует и Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развил свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей.
Счастливая семейная жизнь в браке с Наташей Ростовой не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви, истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.006 с.)