Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Cочинение «анализ центральных образов романа «война и мир» – о наташе ростовой»
«Война и мир» — роман «многогеройный», т. е. в нем на первом плане не один, а пять центральных героев, представителей нескольких русских дворянских семей. Дороги, которыми идут пятеро героев, различны. Но среди них можно выделить три варианта молодости. Во-первых, молодость Наташи и Николая Ростовых, отмеченная счастливой беззаботностью, рождающей безоглядное упоение «живой жизнью». Во-вторых, молодость князя Андрея и Пьера, которым свойственны напряженные поиски правды и смысла жизни. В-третьих, молодость княжны Марьи Болконской, живущей напряженным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. О Наташе Ростовой. В характере Наташи соединены две драгоценные человеческие черты: во-первых, дар интуитивного проникновения в души русских людей («она умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке»); во-вторых, способность полного, безоглядного самоотречения ради другого или других людей (ради раненых солдат, ради семьи, ради раненого князя Андрея, позже — ради Пьера, ради детей). Интересно, что такое же полное эмоциональное самозабвение ради высших вне индивидуальных ценностей присуще в романе Кутузову, Каратаеву, русским солдатам, в целом народу, а также княжне Марье и Пьеру. Толстой считает эту способность лучшей чертой русского национального характера. (Важно, что этот дар полного самозабвения почти никогда не дан князю Андрею). Такая безоглядная самоотдача связывает Наташу с русским народным началом. Не случайно ее страдания и радости повторяют страдания и радости русского народа. Защищая отечество, народ бросает свое имущество — и Наташа требует отдать подводы с имуществом для раненых. Народ во время войны переживает трагедии утрат, разрушения и смерть близких — и Наташа, как и тысячи простых женщин, теряет в войне брата Петю, ухаживает за умирающим князем Андреем, и ей представляется, что страдания бесконечны. Но возрождается из пепла Москва — возрождается к жизни и Наташа. Через эту параллель — Наташа-народ — Толстой в немалой степени выразил главную мысль всего романа — «мысль народную». А через богатство интуиции своей героини Толстой показал богатство женского человеческого сердца, которое дополняет богатство человеческого разума, представленное в идейных и нравственных исканиях князя Андрея и Пьера. Эта безоглядная способность и готовность Наташи на немедленное самопожертвование проявляется и в ее отношении к любви. Для Наташи влюбленный в нее мужчина — это человек, просящий о помощи. Не отозваться, не откликнуться на такую просьбу о помощи (просьбу-мольбу) для Наташи означает не помочь человеку, которому тяжело. Ее постоянная отзывчивость на любовное внимание к ней со стороны различных людей — это своеобразная форма помощи находящемуся в беде, это страстное желание облегчить человеку жизнь, смягчить его страдания. Поэтому Наташа в романе безоглядно влюбляется несколько раз: в Бориса Друбецкого, в Андрея Болконского, в Анатоля Курагина, в Пьера, в детей. Наташа переполнена любовью и стремится поделиться с другими переполняющей ее любовной нежностью, своим избытком любви. Такая любовная отзывчивость для Наташи — единственный способ реализации себя как женщины и как личности. В ее страстном любовном ответе на просьбу о помощи оба начала в ней («духовно-личностное и природно-женское») сливаются и она обретает желанную цельность. Без возможности такой любовной самоотдачи Наташа гибнет. Вот почему она очень тяжело переживает целый год испытательного срока, который назначает ей Андрей. В этой постоянной жажде не брать, как Элен Курагина, а самозабвенно отдавать свою любовную энергию и заключается смысл слов Толстого: «Сущность ее жизни — любовь». Образу Наташи принадлежит важная роль в раскрытии пафоса книги — мысли о свободном и добровольном единении людей. И Наташа действительно притягивает к себе окружающих. К ней с любовью относятся крепостные слуги, дворовые дядюшки, а также все центральные герои: Андрей и Пьер, Марья и Николай, Петя, мать и Василий Денисов. К ней тянутся потому, что она дарит людям ощущение истинной жизни. Распутывая и просветляя все вокруг себя, она оживляет людей и создает открытую, волную и непринужденную атмосферу, которую можно назвать атмосферой полной свободы. Примером является оживление Наташей брата Николая после того, как он проиграл Долохову в карты 43 тыс. рублей и думал о самоубийстве. Эта безграничная Наташина свобода и является лейтмотивом ее образа. В этой Наташиной свободе — категорическое требование открытых, ясных, искренних человеческих отношений и непонимание всяких других отношений, основанных на искусственных предрассудках и запретах. Примером является разговор Наташи с матерью о Борисе Друбецком. Мать просит Натащу отказать Борису в посещении их дома, если Наташа не собирается выходить за него замуж. Наташа удивлена: «Почему же обязательно замуж? Мне хорошо и ему хорошо, поэтому пусть ходит просто так. Почему же нельзя просто так?». Это вызывает недоумение у всех родных Наташи, опутанных устоявшимися представлениями о том, что если молодой человек приходит к девушке, то в нем обязательно нужно видеть жениха, будущего мужа. Наташа своей непринужденностью разрушает эти представления и, освобождая людей от всего ложного, временного, объединяет их. Люди тянутся к тому, чего им не хватает, — к свободе, поэтому они тянутся к Наташе. Но эпизод с Анатолем Курагиным, увлечение им Наташи показывает, что безграничная свобода имеет и свою оборотную сторону, т. е. безграничная свобода должна корректироваться не юридическим, а моральным законом — совестью. А иначе безграничная свобода превращается в принцип «все дозволено».
Интересно, что то, к чему с таким трудом пробивается князь Андрей и Пьер, Наташе известно изначально. Как и люди из народа, она живет не рассудком, а естественным нравственным чувством, поэтому приход Андрея и Пьера к Наташе был для них и приходом к народу.
Князя Андрея трудно представить окруженного детьми и пеленками: он мыслит себя человеком исключительным, он выше такой прозы жизни, и поэтому жизнь вычеркивает его из своих списков. А Наташа оттого и центр книги, что она одновременно и проза, и поэзия жизни. Наташа — воспроизводящая себя одухотворенная природа. Ее образом Толстой учит видеть, находить и ценить прекрасное в обыкновенном, великое — в простом, поэтическое — в прозаическом, духовное — в земном! Равнодушная к политике и к интеллектуальным интересам, Наташа — словно олицетворенный ответ на все вопросы и живое их разрешение. В ней содержится природный талант.
Знаменательна эволюция Наташи в романе: в первом томе (1805 г.) она показана девочкой, во втором томе (1807 г.) — девушкой, в третьем томе (1809—1812 гг.) — невестой, в четвертом томе (1812 г.) — женой, в Эпилоге (1819 г.) — матерью. В отличие от внутренне неподвижной Сони, Наташа, проходящая такой большой жизненный путь и так сильно изменяющаяся во времени, является выразительницей идеи движения, фундаментальной идеи для Толстого, считающего, что «Истина — в движении».
Если раньше, до разрыва с князем Андреем, Наташа жила беззаботно по принципам «все можно» и «а если я хочу?», то после разрыва с Болконским у Наташи появляется сознание своей вины и страстная жажда самопожертвования, выражающая продвижение героини к духовной зрелости. Вспомним посещение ею церкви и сближение с княжной Марьей: «Наташа, прежде со спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанною с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни». В самом конце четвертого тома Наташа говорит с Марьей о предстоящем отъезде Пьера в Петербург: «Только для чего же в Петербург! — и вдруг сама же поспешила ответить себе. — Нет, это так надо... Да... Так надо...». Эти последние два слова как бы по контрасту сцеплены с прежним Наташиным «все можно». В этом преодолении Наташей своего полудетского своеволия и проявляется нарастание в ней духовной зрелости и ответственности человека, который умеет повиноваться требованиям жизни.
Образ Наташи в Эпилоге остро полемичен. Наташа настолько с головой погружена в заботы о детях, что перестает следить за своей одеждой и даже утрачивает прежнее обаяние. За это Толстого упрекали в том, что, сведя Наташу до уровня «лишь» матери, он унижает женщину. Но именно такую Наташу, забывающую о своем внешнем виде, Толстой особенно любит и особенно поэтизирует. Он здесь спорит с публицистами-шестидесятниками по «женскому вопросу», в котором у них была «детская болезнь левизны», доходящая до отрицания необходимости семьи и материнства. В этой полемике, защищая идеи семьи, Толстой утверждал право на уважение материнства. К тому же в начале XIX века для женщины из средне-дворянского круга единственным поприщем, на котором она могла проявить себя, была семья. Критики Толстого забывали, что Наташа — женщина не 60-х гг., а начала XIX в. Значит, погрузив Наташу в семейные заботы, Толстой не отступил от правды истории, от художественного реализма.
Образом Наташи в Эпилоге Толстой утверждает материнство как высшее творчество для женщины, ибо оно включает не только рождение, но и воспитание человека, а это труднейшая и ответственнейшая работа. Поэтому образ Наташи в Эпилоге — это гимн женщине-матери, а сам Толстой выступает здесь поэтом святого материнства.Одновременно с тем, что образ Наташи является реалистическим образом русской женщины XIX в., этот образ в романе выступает символом народной совести, матери-природы, любви, вечной женственности, а также синтезом всех перечисленных символов.
Прототипом образа Наташи-девушки послужила сестра жены Толстого — Татьяна Кузьминская, написавшая после смерти Толстого замечательную книгу «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне».
Cочинение «Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"»
Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа. Толстой стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного персонажа.
Психологические портреты любимых героев Толстой часто дает развернутыми. О Наташе Ростовой он пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» Ключевое слово в описании – «живая». Наташа – искренняя, порывистая, открытая. Она обладает даром заражать всех своей жизненной энергией. Этим она дорога автору. Описывая Наташу в разных душевных состояниях, Толстой употребляет «устойчивый» эпитет – «блестящие глаза». Эта повторяющаяся портретная деталь подчеркивает очарование девушки. Автор обращает внимание на внутреннюю красоту героини. Много раз в произведении он подчеркивает, что Ростова внешне не всегда привлекательна. Она бывает почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота рождается от внутреннего огня, от душевной открытости. Толстой, создавая портреты Наташи, фиксирует внимание на ее движениях, жестах, мимике. Все это раскрывает ее внутренний мир. Например, Наташа на балу «стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Начав описание с внешнего облика Наташи, Толстой постепенно развертывает характеристику ее душевного состояния. При описании другой любимой героини – Марьи Болконской – Толстой тоже использует «постоянный» эпитет – «лучистые глаза». Внешне непривлекательная, она поражает благородством и красотой духовного мира. Толстой подчеркивает выражение лица, взгляда, улыбки. Именно в них отражается душа человека. Так, у Марьи Болконской «любовный, теплый и кроткий взгляд». Писатель не всегда придерживается одного и того же принципа в создании портрета. При описании нелюбимых героев Толстой создает статичные портреты-маски. Например, Элен Курагина поражает безупречной внешностью. Автор постоянно обращает внимание на «античную красоту тела» и сравнивает эту девушку с прекрасной мраморной статуей. В салон Шерер Элен входит, «шумя своею белою, бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Все взгляды притягиваются к великолепной Курагиной, но автор сознательно снижает ее образ, не рисуя глаз, потому что Элен – холодная, бездушная. Улыбка этой героини, как застывшая, никогда не меняющаяся маска. Элен всегда и всем одинаково улыбается. Курагина для Толстого – символ зла. Ее холодная, «мраморная» красота ослепила Пьера Безухова, и он совершил страшную ошибку: связал свою жизнь с порочной женщиной. За великолепной внешностью Элен скрывалось жестокое сердце. Сатирическую направленность имеет описание Анатоля Курагина. Толстой пишет: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза». «Разинуть глаза» - специфическая портретная деталь, которая выразительно подчеркивает тупость Анатоля, убогость его внутреннего мира. Красивая внешность Берга также обманчива. Этот «свежий, розовый, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» человек неприятен Толстому. Автор «разоблачает» внешнюю безупречность героя. Она не соответствует внутреннему облику, скрывает пустоту и ничтожность. Его «приятная улыбка» предназначается только нужным людям, тем, от кого зависит его карьера. Давая характеристику императору французской армии, Толстой активно использует портретные детали. В описании Наполеона Толстой ничего не искажает. Точно таким, как в романе, герой был и в действительности, когда ему исполнилось сорок три года. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». Но другие люди не замечали недостатков во внешности их кумира. Даже подрагивание от волнения левой ноги представлялось поклонникам императора чем-то особенным. Для Толстого же Наполеон – «человек с помраченной совестью», развязавший войну. Поэтому в описании героя автор не искажает правду, но многое сознательно подчеркивает и усиливает. Портрет Наполеона – иронический, сниженный. Толстой несколько раз говорит о «дрожанье икры в левой ноге Наполеона», постоянно напоминает о его «потолстевшей, короткой фигуре». Автор не хочет видеть в этом герое ничего необыкновенного. Для него Наполеон просто человек, позволивший себе поверить, что он выше других. Автор подчеркивает самоуверенность, неестественность, ограниченность Наполеона, которая проявляется во всех его жестах, манерах. Например, в портрете императора, вышедшего навстречу посланцу русского царя, обращает на себя внимание такая деталь: он только что причесался, но «одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба». Это была знаменитая прическа, которой подражали, поэтому ее нужно было сохранять. Для Толстого Наполеон – нравственно ущербный человек. Особенно резко писатель выделяет одну его черту – позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он, зная, что на него все смотрят, «сделал вид задумчивой нежности». Постоянно в романе автор указывает на маленький рост Наполеона: «маленький человек в сером сюртуке», «маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка», он «снимает перчатку с белой маленькой руки». Так автор показывает внешность героя ничтожной и отталкивающей. Толстой с помощью сатирических красок в портрете резко осуждает деятельность «великого» человека, развенчивает ореол славы, которым его окружили современники. Портреты-маски Курагиных, Берга, Наполеона и других отрицательных персонажей не изменяются, потому что это люди-манекены, неестественные, ущербные: в них нет души. Портреты тех, кто живет, по Толстому, «настоящей» жизнью рассредоточены по разным периодам времени, и следовательно, неотделимы от развития характеров героев. Создавая портретные характеристики, Толстой активно выражает свою нравственную и гражданскую позицию.
|