Прерывания. Источники прерываний, средства управления прерываниями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прерывания. Источники прерываний, средства управления прерываниями.



Прерывания. Источники прерываний, средства управления прерываниями.

Прерывание (англ. interrupt) — сигнал, сообщающий процессору о наступлении какого-либо события. При этом выполнение текущей последовательности команд приостанавливается и управление передаётся обработчику прерывания, который реагирует на событие и обслуживает его, после чего возвращает управление в прерванный код.

В зависимости от источника возникновения сигнала прерывания делятся на:

асинхронные, или внешние (аппаратные) — события, которые исходят от внешних источников (например, периферийных устройств) и могут произойти в любой произвольный момент: сигнал от таймера, сетевой карты или дискового накопителя, нажатие клавиш клавиатуры, движение мыши. Факт возникновения в системе такого прерывания трактуется как запрос на прерывание (англ. Interrupt request, IRQ);

синхронные, или внутренние — события в самом процессоре как результат нарушения каких-то условий при исполнении машинного кода: деление на ноль или переполнение стека, обращение к недопустимым адресам памяти или недопустимый код операции;

программные (частный случай внутреннего прерывания) — инициируются исполнением специальной инструкции в коде программы. Программные прерывания, как правило, используются для обращения к функциям встроенного программного обеспечения (firmware- Прошивкой), драйверов и операционной системы.

Термин «ловушка» (англ. trap) иногда используется как синоним термина «прерывание» или «внутреннее прерывание». Как правило, словоупотребление устанавливается в документации производителя конкретной архитектуры процессора.

Источники прерываний

Когда требуется прервать программу? Обычно, когда происходит какое-нибудь важное событие. Что является важным событием — необходимо определить самим, настроив разрешения прерываний от используемых модулей. Например, пришел байт на UART. Если его не обработать вовремя, то следующий пришедший байт затрет уже имеющийся, и, информация будет потеряна. Поэтому по приходу байта на UART необходимо «все бросить» и считать байт из приемного буфера. Итак, если в проекте используется UART, его необходимо настроить так, чтобы он генерировал прерывание по заполнению приемного буфера. Если это сделано — UART является источником прерывания. Кроме UART источниками прерываний обычно служат модули:

АЦП

Таймеры

Внешние прерывания

I2C

SPI

CAN

EEPROM

и т.д.

Можно сказать, что практически вся периферия может генерировать прерывания. Если периферия какого-либо микроконтроллера не может генерировать прерывания — это сильно ограничивает возможности микроконтроллера.

Кроме прочего, можно ошибочно подумать, что прерывания настраиваются только при запуске микроконтроллера. На самом деле это не так. Прерывания можно включать и отключать, или менять их приоритет в любом месте программы.

Каждый раз перед выполнением очередной команды CPU производит проверку наличия запроса прерывания INTR. При наличии запроса прерывания останавливается выполнение основной программы и происходит переход к обработке прерывания. Выясняется, разрешены ли прерывания (анализ состояния разряда IF регистра флагов). Если разрешены, то процессором выдается сигнал INTA в контроллер прерываний для получения номера вектора прерывания. В стеке сохраняется содержимое регистров и адрес текущей команды, чтобы был возможен возврат к выполнению основной программы. Затем выставляется запрет прерываний (IF=0). По номеру прерывания в таблице векторов определяется адрес обработчика прерывания. По этому адресу находится начало программы обработки прерывания. По окончании работы этой программы из стека извлекается содержимое регистра флагов и счетчика команд, происходит возврат к основной программе.

Контроллер необходим для слежения за соблюдением приоритетов прерываний, а также для присвоения номера каждому запросу.

Контроллер прерываний содержит регистр номера прерывания. При поступлении запроса на прерывание контроллер сравнивает приоритет текущего выполняемого кода и отбрасывает запрос на прерывание с меньшим или равным приоритетом. Старшая часть номера запроса может быть задана программно.

Каждая программа обработки прерывания завершается командой IRET, выполнение которой обеспечивает возврат к прерванной программе для продолжения ее выполнения.

Логическая схема обработки прерывания реализуется в виде программируемого контроллера прерываний (PIC), который располагается на кристалле вместе с CPU.

 

Прерывания. Векторы прерываний, приоритеты прерываний, маскирование прерываний.

Векторы прерываний

Для того чтобы связать адрес обработчика прерывания с номером прерывания, используется таблица векторов прерываний, занимающая первый килобайт оперативной памяти. Эта таблица находится в диапазоне адресов от 0000:0000 до 0000:03FFh и состоит из 256 элементов – дальних адресов обработчиков прерываний.

Элементы таблицы векторов прерываний называются векторами прерываний. В первом слове элемента таблицы записана компонента смещения, а во втором – сегментная компонента адреса обработчика прерывания.

Вектор прерывания с номером 0 находится по адресу 0000:0000, с номером 1 - по адресу 0000:0004 и т. д. В общем случае адрес вектора прерывания находится путем умножения номера прерывания на 4.

Инициализация таблицы выполняется частично системой базового ввода/вывода BIOS после тестирования аппаратуры и перед началом загрузки операционной системой, частично при загрузке MS-DOS. Операционная система MS-DOS может изменить некоторые вектора прерываний, установленные BIOS.

Таблица векторов прерываний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.006 с.)