Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце



У р о к 1.

ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ. ПОЧВЫ,
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОДНОГО КРАЯ

Цели:

1. Познакомить учащихся с деревьями, кустарниками и травами лесов родного края; научить распознавать эти растения.

2. Рассмотреть почвы лесов; определить тип почвы по таблице «Типы почв».

3. Познакомить учащихся с животным миром лесов.

4. Воспитывать эстетические чувства, стремление охранять лесные насаждения.

С н а р я ж е н и е:гербарные папки, газетная бумага, корзины, простые карандаши.

Подготовка учителя к экскурсии. В лесу или парке учитель выбирает места, где растут лиственные и хвойные деревья, кустарники и травянистые растения, продумывает маршрут, определяет места остановок, готовит вопросы для беседы.

Подготовка учащихся. Перед экскурсией учитель проводит беседу, во время которой выясняется, что именно учащиеся знают о лесе, какие деревья и кусты им известны; какого цвета бывают листья и трава летом; какие лесные цветы знают. Учитель сообщает время, цель и место проведения экскурсии, дает задание звеньям (назвать и показать самые распространенные деревья и кустарники в лесу; присмотреться, чем отличаются кустарник от дерева, сосна от ели, где больше растет травянистых растений – в густом лесу или на открытой местности и почему; чем отличается форма дерева, растущего на открытом месте, от формы дерева, которое растет в чаще).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии, инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.

Учитель. Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

По мере приближения к лесу учитель обращает внимание учащихся на красоту осеннего пейзажа, на ярко окрашенные листья деревьев, на общий вид леса. В лесу дети наблюдают за листопадом, прислушиваются к шелесту листьев под ногами.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с растительным миром леса, наблюдают за насекомыми, слушают голоса птиц. Самостоятельно определяют названия растений, насекомых и птиц, увиденных на опушке леса.

II. Работа над новой темой.

После короткого отдыха учитель проводит небольшую беседу о значении леса в природе. Потом опрашивает учащихся.

– Какие из деревьев, растущих вокруг, вы знаете? (Ель, сосна, дуб, береза и др.)

– Рассмотрите березу вблизи. Как вы узнали, что это береза?

– Сорвите листок березы и рассмотрите его. Какой он формы, цвета? Что вы заметили на его краях?

– Какие ветки у березы?

– Рассмотрите сережки у березы. В них содержатся семена: если они упадут на землю, то из них вырастут новые деревья (показать молодую поросль березы).

– Встаньте под березой и посмотрите наверх. Что вы видите сквозь листья? (Синее небо.) А теперь посмотрите вниз и скажите, что вы видите на земле под березой? (Здесь растет много травянистых растений.)

Затем дети рассматривают липу, и учитель дает задание: став под деревом, посмотреть вверх и сказать, что они видят. (Сквозь листья липы почти ничего не видно.)

– А что видите на земле под липой? (Под липой травянистых растений очень мало.)

– Почему их мало? (Сюда проникает мало света.)

Вывод. Для роста каждого растения необходим свет. Чтобы учащиеся убедились в правильности этого вывода, их можно повести на участок, где растет много елей. Они заметят, что ели дают много тени, поэтому под ними такая бедная растительность.

После этого учитель дает задание: найти дуб и определить, какое дерево выше – дуб или береза, чем отличаются их ствол, ветки, листья.

Учащиеся рассматривают деревья, сравнивают их, устанавливают различие между ними. Они могут найти под дубом желуди. Необходимо сказать, что это плоды дуба.

Затем учитель знакомит учащихся с осиной, сравнивая ее с березой. Подведя к осине, он предлагает рассмотреть ее и сказать, какая у нее кора, ветки, листья. (У осины кора зеленоватая, ветки толще, чем у березы, листья почти круглые.)

Точно так же учащиеся могут познакомиться еще с некоторыми лиственными деревьями. Обобщая материал о лиственных деревьях, учитель спрашивает:

– Как распознать лиственные деревья? (По размеру, общему виду, форме и цвету листьев, окраске коры.)

На примере ели и сосны следует познакомить учащихся с хвойными деревьями. При помощи учителя они устанавливают, что стволы этих деревьев прямые. У ели – темно-коричневого цвета, у сосны – желто-красного, а вместо листьев хвоинки, похожие на иголочки, но у ели они короче и размещены на ветках по одной, а у сосны попарно. Верхушка ели острая, а у сосны – закругленная. Шишки у ели продолговатые, а у сосны – короткие. При случае можно показать учащимся и другие хвойные деревья, кратко их охарактеризовать.

На примере сосны учитель может объяснить, как влияет свет на рост и развитие дерева. Он предлагает учащимся сравнить 2 сосны: ту, которая выросла в чаще леса, и ту, которая выросла на открытой местности.

– Почему ветки сосны, которые выросли в густом лесу, растут только в верхней части дерева, а внизу засохли и отпали?

Учащиеся сравнивают, насколько больше света и тепла на опушке леса, чем в чаще его. Они замечают, что внизу ветки на дереве постепенно отмирают, так как там всегда меньше света. Ветки сосны, которая выросла на опушке леса, роскошные, широкие, ствол не очень ровный, а сама она ниже, чем сосна, выросшая в густом лесу. С южной стороны ветки развиты лучше, чем с северной.

– Сосна не требовательна к почве и влаге. Это светолюбивое растение.

Дети отмечают, что осенью листья на деревьях теряют свой зеленый цвет и приобретают различную окраску, начинается листопад.

Учащиеся объясняют причину этих явлений. Окраска листьев изменяется потому, что под влиянием похолодания и сокращения светового дня разрушаются красящие вещества, которые придают листьям зеленый цвет, а остаются другие красители. Листопад также связан с подготовкой растений к зиме. Ведь зимой корни не могут всасывать из почвы воду, и если бы листья оставались, то растение засохло бы: из него испарилась бы вся вода.

На основе наблюдений учащиеся приходят к важному выводу: в зависимости от условий жизни в разное время года (температура воздуха, освещение) происходят изменения в жизнедеятельности растений.

– Что общего между всеми деревьями? (Все деревья имеют корни, ствол, ветки, они растут и размножаются.)

Учитель подводит детей к кусту орешника, предлагает сравнить его с березой. На основе сравнения дети устанавливают, что деревья выше, чем кустарники; ствол у них толще; кустарники не имеют большого ствола, у них много тоненьких стволиков.

– Найдите еще 3–4 вида кустарника.

Собрав учащихся на поляне, учитель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие еще растения, кроме деревьев и кустарников, растут в лесу. Дети показывают различные травы.

– Чем отличаются эти растения от деревьев и кустарников?

– У трав стебли тоненькие, в большинстве случаев сочные, зеленые, некрепкие. Травы осенью засыхают и гибнут. Учащиеся знакомятся с несколькими травянистыми растениями, рассказывают как они могут использоваться человеком.

Если дети найдут в лесу грибы, учитель должен определить, какие они (съедобные, несъедобные), обратить внимание на характерные признаки ядовитых грибов.

– Как же расположен растительный мир в лесу? (В лесу все растения занимают как бы свой «этаж».)

– Ученые называют эти этажи ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы по порядку. (Деревья, кустарники, травы.)

Далее учитель предлагает по таблице «Типы почв» определить типы почв в лесу. (Серая лесная почва, подзолистая почва.) Какие птицы живут в этом лесу? Учащиеся дают краткое описание птиц и насекомых, живущих в этом лесу.

Далее учитель просит составить цепи питания.

В ходе экскурсии следует обратить внимание на влияние человека на жизнь леса.

III. Итоги экскурсии.

1. Какие вы знаете деревья и кустарники, растущие в лесу?

2. Что общего в строении всех деревьев?

3. В каких условиях лучше развиваются деревья?

4. чем отличается дерево от кустарника?

5. С какими травами вы познакомились?

6. Под какими деревьями лучше развиваются травянистые растения? Почему?

7. Какие деревья расположились в верхнем ярусе?

8. Какие растения расположились в среднем ярусе?

9. Что растет в нижнем ярусе?

10. Какие насекомые обитают в лесу?

11. Каких птиц увидели на экскурсии? Голоса каких птиц услышали?

12. Какие почвы в лесу?

13. Чем является лес для живых организмов?

14. Какое значение имеет лес для человека?

Домашнее задание.

Написать сообщение об одном растении или животном леса.

Составить цепи питания в лесу.

У р о к 2.

Ход урока

IV. Работа по учебнику.

Статья учебника, с. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.

«Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара). Диаметр Солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца – … (6 тысяч) градусов, а в его центре – … (15–20 миллионов) градусов».

Карточки сдаются учителю на проверку.

Учитель. Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце?

Ученики. Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз.

У р о к 3.

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ, НОЧЬ,
ВРЕМЕНА ГОДА

Цели:

1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

О б о р у д о в а н и е: с хема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года».

Ход урока

III. Работа над темой «Планеты Солнечной системы».

Учитель. Итак, мы взлетели и сейчас находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Ученики. Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель. Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

Ученики. На Земле много воды.

Учитель. Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

Ученики. Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

Учитель. Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Так почему Землю называют «планета-сад?»

Ученики. Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет».

Меркурий – первая планета от Солнца.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера – вторая планета от Солнца.

По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Марс.

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причем некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.

Гигант Юпитер.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

Уран.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

Нептун.

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

Плутон.

Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Ее диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на поверхности Нептуна – минус 230 градусов.

Учитель. Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

Учитель. Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия.

Ученики. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

Учитель. Пришло время выйти в открытый космос и отдохнуть. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

Город стоит

На широкой реке,

А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля…

Тянется к Солнцу наша Земля.

И путешествуем вместе мы с ней

В далеких просторах Вселенной моей!

V. Итог урока.

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 15.

Домашнее задание.

С. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

Ответы на вопросы по схеме:

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Назовите самую большую исамую маленькую планеты Солнечной системы.

– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.

– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?

– Назовите первую и последнюю планету от Солнца.

У р о к 4.

Ход урока

Т е с т «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; в) астрономы;

б) историки; г) химики.

2. Вокруг Солнца вращаются:

а) спутники; в) кометы;

б) планеты; г) звезды.

3. Количество планет Солнечной системы:

а) 9; в) 7;

б) 11; г) 10.

4. Найди лишнее слово:

а) Марс; в) Луна;

б) Юпитер; г) Венера.

5. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Плутон; в) Земля;

б) Венера; г) Юпитер.

6. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Плутон; в) Уран;

б) Марс; г) Нептун.

7. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Земля; в) Марс;

б) Венера; г) Нептун.

8. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ответы к тесту: 1 (в), 2 (б), 3 (а), 4 (в), 5 (г), 6 (а), 7 (в), 8 (в).

Учитель собирает тесты на проверку.

Учитель. Пора отправляться в путь. Но вначале, чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты.

2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.

3. Небесное тело, которое само светится.

4. Ближайшая к Земле звезда.

5. Ближайшая к Солнцу планета.

6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.

7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.

8. Планета, на которой есть жизнь.

Учитель. Молодцы! Вы показали свои знания. И с таким багажом можно отправляться в путь к далеким звездам.

IV. Работа по учебнику.

Учитель. Ребята, о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?

Ученики. Большая Медведица, Малая Медведица.

Учитель. На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц?

Ученики. На ковшик с ручкой.

Учитель. А кто знает, в каком созвездии находится Полярная звезда?

Ученики. В созвездии Малой Медведицы.

Учитель. Верно. Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звездного неба» (с. 18–20).

После чтения учитель предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20).

Учитель. Какое созвездие изображено на с. 18? Как вы узнали?

Ученики. Созвездие Малой Медведицы, так как оно имеет форму ковша. В этом созвездии находится Полярная звезда.

Учитель. Какое направление указывает Полярная звезда?

Ученики. Полярная звезда указывает точное направление на север.

Учитель. Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике на с. 19? (Сириус.) Как вы узнали?

Ученики. Созвездие Большой пёс, так как в этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус.

Учитель. Какие созвездия изображены на с. 20? Как вы узнали?

Ученики. Созвездие Телец, здесь светит звезда Альдебаран. А выше и правее находится созвездие Плеяды – это маленький ковшик из нескольких звездочек.

Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

V. Итог урока.

Выставление оценок.

Учитель. Что же такое созвездие? Это одиночная звезда?

Ученики. Созвездие – это группа звезд, расположенных в звездном небе.

Учитель. Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке.

Ученики. Созвездия Малая Медведица, Большой пес, Телец, Плеяды.

Учитель. Прочитайте вывод в учебнике на с. 21.

Домашнее задание.

С. 16–21.

Записать в словарик новое слово (созвездие).

Написать памятку «Как наблюдать звездное небо?».

У р о к 5.

МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА.
ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой географией.

2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой

3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е:физическая карта; карта полушарий.

Ход урока

IV. Работа по учебнику.

Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.

Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.

Учитель. Как назвал он свое изобретение?

Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».

Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?

Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.

Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.

Пауза психологической разгрузки.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

VII. Закрепление. Самостоятельная работа.

1) Дополните текст.

Модель Земли называют …. А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют …. На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым – …, белым – …. Каждая карта имеет свой …. Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.

2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.

Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.

VIII. Итог урока.

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 29 учебника.

Домашнее задание.

С. 22–29. Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

У р о к 6.

ПОЯСА ЗЕМЛИ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

О б о р у д о в а н и е:глобус; карта полушарий; таблица «Тепловые пояса Земли»; рисунки и фотографии, характеризующие тепловые пояса; схема нагревания Земли.

Ход урока

Вариант I

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Модель Земли – это …

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это …

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

Вариант II

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Природу земной поверхности изучает наука – … (география).

Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это …

а) карта; б) глобус; в) масштаб.

2) Сколько океанов на земном шаре?

а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.

Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.

Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.

Иллюстрация к кроссворду

Учитель. Что обозначает слово «экватор»?

Ученики. Это самая большая параллель.

Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.

Учитель. Какие тепловые пояса есть на Земле?

Ученики. Полярные пояса, умеренные пояса, тропический пояс.

Домашнее задание.

С. 30–34.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задание 1 (с. 34).

У р о к 7.

Ход урока

IV. Работа по учебнику.

Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).

Что такое история?

Ученики. История – это наука о прошлом людей.

Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Ученики. Археологию.

Учитель. Приведите примеры исторических источников.

Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.

Домашнее задание.

С. 35–41.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

У р о к 8.

КОГДА И ГДЕ? ИСТОРИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ
В ГЛУБЬ ВРЕМЕН. КАРТА-ПОМОЩНИЦА

Цели:

1. Познакомить учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление».

2. Формировать умение работать с исторической картой.

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать и обобщать.

О б о р у д о в а н и е:карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; лента времени.

Ход урока

Проверочная работа

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к … (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось … (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью … (арабских) цифр, а века – с помощью … (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит … (историческая) карта».

№ 2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 117 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век.

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век

Учащиеся сдают работы на проверку.

У р о к 9.

Ход урока

У р о к 10.

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ ПОД ОХРАНОЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели:

1. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей.

2. Познакомить с Международной Красной книгой+.

3. Познакомить с редкими видами растений и животных.

4. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

О б о р у д о в а н и е:рисунки и фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением Семи чудес света.

Ход урока

Диктант

1. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

2. Человек – властелин и покоритель природы.

3. Историки и археологи – специалисты по экологии.

4. Древние люди преклонялись перед силами природы.

5. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды с полей, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

6. Вырубка тропических лесов не приведет к изменению климата.

7. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

8. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

9. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.

10. Международная экологическая организация Гринпис в переводе с английского языка означает «Зеленый лес».

О т в е т ы на диктант: 1(+), 2(–), 3(–), 4(+), 5(+), 6(–), 7(–), 8(–), 9(+), 10(–).

Учитель собирает на проверку ответы учащихся.

Далее проводит конкурс рисунков «Планета заболела» с кратким комментированием лучших работ.

III. Изучение новой темы.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение экологических проблем нашего земного шара. Запишите тему урока «Сокровища Земли под охраной человечества».

Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.

Учащиеся читают самостоятельно.

Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:

1. Пирамиды в Гизе (Египет).

2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).

3. Могила царя Мавсола (Турция).

4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).

5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).

6. Родосский колосс (Греция).

7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).

Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.

Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?

Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.

Учитель. Как называются эти две части?

Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».

Учитель предлагает заполнить схему:

Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?

Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.

Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.

У р о к 11.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО РАЗДЕЛУ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Цели:

1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е:физическая карта мира; карта-план путешествия «Страна Окружающий мир»; карточки со словами; рисунки с изображением созвездий.

Ход урока

Ученики.

1. Большой Пес, Сириус.

2. Малая Медведица, Полярная звезда.

3. Большая Медведица.

Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География.

Высокие горы,

Большие моря,

Широкие реки

Встречают тебя.

Жители этого города зовут нас играть.

Игра «Штурманы и географы»

Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.316 с.)