Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включить ссылки на гарант у каждого списка н/а

Поиск

Включить ссылки на гарант у каждого списка н/а

Сокращения года, статьи, части

Текст на обложку об авторах, уду ввк.рецензия от авторов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная академия права»

 

Издательский центр IPR MEDIA

Административное правО россии. практикум

 

 

Рецензент Старилов Ю.Н.

 

Под научной редакцией: Конина Н.М. – д.ю.н., профессора, заведующего кафедрой административного и муниципального права Саратовской государственной академии права;

Соболевой Ю.В. – к.ю.н., доцента кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права.

 

 

Авторский коллектив: Конин Н.М., Соболева Ю.В., Манохин В.М., Журик В.В., Адушкин Ю.С., Маторина Е.И., Соколов А.Ю., Смагина Т.А., Холодная Е.В.

 

Настоящее учебное пособие содержит задачи по курсу «Российское административное право», составленные с учетом всех потребностей теории и практики, а также перечень нормативных актов, списки специальной литературы, образцы процессуальных документов. Задачи составлены на основе реальных примеров, а также судебной практики, с приведением коллизионных моментов в законодательстве, работа с этой книгой позволит студентам – будущим юристам с интересом изучать административное право и развивать гибкость мышления.

Практикум подготовлен ведущими специалистами в области административного права, видными деятелями науки и заслуженными юристами России.

Издание интересно и тем, что к книге прилагается мультимедийный диск от СПС ГАРАНТ с полной подборкой нормативно-правовых актов по административному праву, судебной практики и процессуальных документов (более 3000), при использовании которого студенты смогут не только проверить свои знания, но и укрепить их, обратившись к первоисточникам. Издание станет незаменимым помощником для преподавателей при проведении и подготовке к семинарским занятиям.

Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 02.11.00 — «Юриспруденция».

Предназначено для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Предмет, система и источники Российского административного права

 

Тема 1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества

Тема 2. Предмет административного права (административно-правового регулирования)

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения

Тема 4. Система и источники административного права

 

Раздел II. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Тема 5. Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина

Тема 6. Общественные объединения граждан как субъекты административного права (административно-правовой статус)

Тема 7. Президент РФ, Администрация Президента РФ и органы исполнительной государственной власти (государственного управления) как субъекты административного права

Тема 8. Административно-правовой статус государственных и негосударственных служащих. Правовые основы организации государственной службы

 

Раздел III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

 

Тема 9. Формы управленческой деятельности субъектов исполнительной власти

Тема 10. Методы реализации компетенции субъектами государственной исполнительной власти (государственного управления)

Тема 11. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

 

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННО–ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ КАК СРЕДСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО–ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 12. Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельностигосударства

Тема 13. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении (в сфере административно-правового регулирования)

 

Раздел V. ОСОБЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 14. Административно-правовое регулирование в области экономики

Тема 15. Административно-правовое регулирование в социально-культурной области

Тема 16. Государственное управление в административно-политической области

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тематика дипломных и курсовых работ по российскому административному праву

Приложение 1. Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа власти

Приложение 2. Жалоба на неправомерные действия сотрудника(ов) милиции при задержании а/машины

Приложение 3. Исковое заявление о признании действий сотрудника налоговой службы неправомерными и взыскании ущерба

 

Раздел I. Предмет, система и источники Российского административного права

Раздел II. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Раздел III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

 

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННО–ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ КАК СРЕДСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО–ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Тема 12. Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельности государства

1. Понятие и субъекты правоохранительной деятельности государства

2. Понятие и особенности законности в сфере административно-правового регулирования

3. Понятие, виды и особенности дисциплины в сфере административно-правового регулирования

 

* Нормативные акты [12]

 

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности РФ» (в редакции от 22 июля 2008 г.).
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).
  3. Закон РФ от 1 апреля 1993. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции от 14 июля 2008 г.).
  4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  5. Закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции от 8 апреля 2008 г.).
  6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  7. Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  8. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).
  9. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 (в редакции от 15 ноября 2004 г.).
  10. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 (в редакции от 27 мая 2008 г.).
  11. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 (в редакции от 27 мая 2008 г.).
  12. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в редакции от 6 сентября 2008 г.), утвержденный Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61.
  13. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (в редакции от 3 июля 2008 г.).

**Задачи

 

Задача 1. Раскройте взаимосвязь и соотношение понятий «целесообразность», «законность» и «государственная дисциплина».

Свое обоснование поясните примерами.

 

Задача 2. Дайте понятие законности и раскройте ее особенности в сфере государственного управления (реализации государственной исполнительной власти).

Найдите конкретные нормы, посвященные законности, в Конституции РФ и в действующем законодательстве об организации и деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов.

 

Задача 3. Дайте понятие дисциплины и назовите ее многочисленные разновидности.

По каким критериям осуществляется деление дисциплины на виды?

 

Задача 4. Раскройте взаимосвязь и соотношение понятий законности и государственной дисциплины. Разграничьте требования дисциплины и требования законности при пользовании и применении оружия и спецсредств субъектами, которым это право предоставлено действующим законодательством.

 

Задача 5. Избранный на должность губернатора области Л., ознакомившись с разработанной Институтом экономики переходного периода, возглавляемым Г., программой стабилизации и восстановления экономики области дал ей крайне негативную оценку.

По договору область должна была перечислить институту 2 млн рублей. Бывший глава областной администрации К. эту разработку Института принял, но уплатить успел 1 млн рублей. Новый же губернатор категорически отказался от оплаты оставшейся части долга.

Имеет ли в данном случае место нарушение законности или дисциплины? Какой ее конкретной разновидности?

Какие способы и организационно-правовые средства воздействия на губернатора может использовать директор Института Г. по действующему законодательству?

 

Задача 6. Определите, какие из указанных отношений охватываются понятием законности, государственной дисциплины, двумя одновременно, а какие вообще находятся за пределами этих понятий:

а) Президент РФ издал распоряжение погасить задолженность по денежному содержанию военнослужащих в августе – сентябре текущего года;

б) Счетная палата РФ провела проверку соответствия законодательству России производственно-хозяйственной деятельности Московского авиационного производственного объединения «МиГ» и осуществила контроль расходования средств федерального бюджета, выделенных этому объединению;

в) Правительство РФ своим постановлением утвердило соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта содействия реструктурированию предприятий; дало поручения Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить осуществление мероприятий, необходимых для вступления соглашения в силу; обязало Министерство финансов РФ сообщить МБРР о выполнении Российской Федерацией необходимых условий;

г) имеющий двойное гражданство гражданин Б., будучи назначен на государственную должность Секретаря Совета Безопасности отказался от второго гражданства, а другой, также с двойным гражданством, гражданин И. без каких-либо видимых причин отказался от двойного гражданства и сменил фамилию на более благозвучную, по его мнению;

д) два брата и сестра договорились на семейном совете, что все заботы по уходу за их престарелым отцом берет на себя младший сын без каких-либо условий и обязательств со стороны других членов семьи;

е) видный ученый, академик отказался от получения государственной награды, мотивируя этот шаг политическими причинами;

ж) старший государственный пожарный инспектор выдал руководителю коммерческой организации письменное предписание устранить в 15-дневный срок выявленные нарушения, а по истечении этого срока ввиду невыполнения его предписания наложил штраф на этого руководителя за грубые нарушения противопожарных правил;

з) районный суд восстановил на работе незаконно уволенного участкового инспектора милиции и вынес частное определение в адрес начальника РОВД на основании вскрытых при рассмотрении этого дела недостатков в кадровой работе;

и) посол России устроил официальный прием в посольстве по случаю национального праздника;

к) директор Института экономики переходного периода устроил презентацию выхода в свет его книги «Государство и эволюция».

 

Задача 7. Воронежская областная Дума приняла постановление, по которому в школах области было не рекомендовано изучать историю по учебнику А.А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран 1914–1917 гг.» для 9 класса, рекомендованному школам для использования Министерством образования и науки РФ.

Не противоречит ли это постановление некоторым нормам Конституции РФ и Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»?

Если да, то кто, и с использованием каких конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?

 

Задача 8. Законодательное собрание области приняло постановление, в соответствии с которым на территории области запрещалась продажа алкогольной продукции крепостью свыше 18 градусов, если она привезена из других регионов страны, без специальной марки безопасности, выдаваемой поставщику или продавцу алкогольной продукции на платной основе. Стоимость марки, включающая плату за хранение и маркировку на складах, затраты на изготовление, плату за проведение лабораторных анализов на соответствие ГОСТу, утверждалась администрацией области.

Поскольку все эти манипуляции с привозной алкогольной продукцией значительно подняли ее стоимость, против данного постановления выступили граждане и продавцы алкогольной продукции при поддержке профсоюзов. Прокурор области опротестовал постановление, считая его противоречащим Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Депутаты не согласились с протестом, тогда прокурор обратился в областной суд с иском к Законодательному собранию субъекта РФ и выиграл дело.

На какие конкретно нормы Конституции РФ и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ссылался прокурор, считая их нарушенными? Кто и как именно должен был исполнить это решение суда по действующему законодательству, чтобы это дискриминационное постановление Законодательного собрания области прекратило свое действие на ее территории?

 

Задача 9. По искам областного прокурора области Т. на незаконные акты губернатора области Р. только в первой половине 1998 г. суды — общей юрисдикции и арбитражный — признали недействительными более десятка нормативных актов губернатора. Потом последовали уголовные дела, арест двух заместителей губернатора.

В интервью местной газете областной прокурор подчеркнул, «что личного конфликта с губернатором у него не существует, что идет нормальный процесс, когда одна ветвь власти поправляет другую, поскольку та грубо попирает закон. А то, что господин Р. реагирует неадекватно, так это его проблема. В этих реальных условиях по иному вести себя не могу. Я другой ни курянам, ни государству не нужен».

«Деятельность губернатора стала опасной для области» — эти слова прокурора газета «Хорошие новости» вынесла в заголовок. Другие слова губернатора прокурор посчитал личным оскорблением, предъявив иск на 5 млн рублей гражданину Р.

В ответ на это губернатор внес на заседание областной Думы пакет документов, инициирующий отрешение прокурора от занимаемой должности.

Губернатор, по мнению прокурора, неадекватно реагировал на действия прокуратуры.

Оставляя в стороне социально-психологический и характерологический аспекты, сделайте правовой анализ ситуации и дайте четкие юридически обоснованные ответы на вопросы.

Верно ли с правовой точки зрения действует в данном случае прокурор? Соответствовали ли применяемые им формы противоборства с губернатором средствам прокурорского реагирования, предусмотренным законодательством о прокуратуре?

 

Задача 10. Глава районной администрации издал распоряжение, которым поручил заместителю главы администрации и райвоенкому контролировать деятельность районного прокурора по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок учета военнообязанных.

Как должен поступить прокурор, получив такое задание?

 

Задача 11. По результатам обобщения дисциплинарной практики директоров школ различных районов города прокуратурой были выявлены многочисленные факты наложения на учителей и других школьных работников не предусмотренных законодательством дисциплинарных взысканий, таких, например, как замечание с предупреждением, строгое предупреждение, предупреждение об увольнении и другие, включая штрафы.

Какую форму реагирования может и должен избрать в данном случае городской прокурор, чтобы пресечь незаконную дисциплинарную практику?

 

Задача 12. Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 435–р был объявлен выговор заместителю Министра финансов РФ «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в предоставлении средствам массовой информации сведений о высвобождении численности государственных служащих и работников бюджетной сферы, не согласованных в установленном порядке».

Охарактеризуйте законность данного распоряжения.

 

Задача 13. 14 апреля 1998 г. в Екатеринбурге подразделениями ОМОНа была разогнана студенческая манифестация, что вызвало большой общественный резонанс в средствах массовой информации.

16 апреля 1998 г. Государственная Дума РФ принимает постановление со следующим содержанием:

«1. Принять заявление Государственной Думы…

2. Образовать Комиссию Государственной Думы по изучению обстоятельств применения насилия в отношении мирной студенческой манифестации в г. Екатеринбурге в составе депутатов…

3. Избрать председателем комиссии депутата…

4. Поручить комиссии проинформировать Государственную Думу о результатах своей работы не позднее 24 апреля 1998 г.

5. Направить настоящее Постановление и указанное заявление для опубликования в «Российской газете», а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Генеральную прокуратуру РФ».

В первом пункте заявления Государственной Думы «О применении насилия в отношении мирной студенческой манифестации в городе Екатеринбурге» содержалось вполне определенное предложение Генеральной прокуратуре РФ «немедленно возбудить уголовное дело по факту применения насилия в отношении студентов в городе Екатеринбурге».

Соответствует ли это предложение Генеральной прокуратуры РФ Конституции РФ и другому действующему законодательству?

Обязана ли «Российская газета» немедленно опубликовать это заявление Государственной Думы РФ?

Как бы вы на месте Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора РФ в рамках их должностного правового статуса отреагировали на это Постановление и заявление Государственной Думы РФ в соответствии с Конституцией РФ и другим действующим законодательством?

 

Задача 14. В обращении Государственной Думы РФ к Президенту РФ, к Правительству РФ от 16 апреля 1998 г. указывалось, что ряд правительственных постановлений противоречит требованиям Федерального закона «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». Таким образом, в обращении констатировалось, что «Правительство РФ вышло за пределы полномочий, предоставленных ему статьей 115 (часть1) Конституции РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» и указанными федеральными законами».

В резолютивной части обращения говорилось:

«Считая такое положение недопустимым, Государственная Дума предлагает Правительству РФ:

1) в течение месяца отменить Постановление Правительства от 18 января 1992 г. № 33 и от 24 июня 1996 г. № 741, как принятые с нарушением его установленной Конституцией РФ компетенции;

2) в течение месяца принять правовые акты, предусмотренные п. 3 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

3) Государственная Дума просит Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения спора о компетенции Правительства РФ».

Дайте юридический анализ этой резолюции Государственной Думы РФ, обосновав, в частности, ответы на следующие вопросы:

1) наделена ли Государственная Дума РФ по действующему законодательству контрольными и надзорными полномочиями в отношении Правительства РФ, может ли она предлагать Правительству РФ совершение конкретных действий в определенные сроки?

2) надзор за законностью в стране по действующему законодательству осуществляет прокуратура. Могла ли Государственная Дума РФ в этой связи обратиться к Генеральному прокурору РФ с предложением использовать средства прокурорского реагирования?

3) кто по действующей Конституции РФ разрешает споры о компетенции? Можно ли их разрешать через согласительные процедуры? Есть ли здесь вообще спор о компетенции?

 

 

Тема 13. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении (в сфере административно-правового регулирования)

 

1. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

2. Понятие и виды контроля как способа обеспечения законности и дисциплины

3. Понятие и виды надзора как способа обеспечения законности и дисциплины

4. Контрольно-надзорная деятельность как способ обеспечения законности и дисциплины

 

* Нормативные акты [13]

 

  1. Закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2008 г.).
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 13 октября 2008 г.).
  3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции от 5 февраля 2007 г.).
  4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г.).
  5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции от 27 июля 2006 г.).
  6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в редакции от 30 декабря 2006 г.).
  7. Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729.
  1. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (в редакции от 3 июля 2008 г.).

 

**Задачи

Задача 1. Охарактеризуйте понятие контроля с позиции всех составляющих его элементов, перечислите виды контроля по различным классификационным основаниям.

Раскройте соотношение и взаимосвязь следующих понятий: «контроль», «проверка исполнения», «ревизия», «инспектирование». Проиллюстрируйте каждое понятие примерами.

 

Задача 2. Охарактеризуйте понятие надзора и раскройте признаки, отличающие его от контроля. Какие вам известны виды надзора?

Чем надзорная деятельность отличается от контрольно-надзорной деятельности?

Назовите три-четыре органа, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

 

Задача 3. Дайте подробную характеристику общего надзора прокуратуры, форм и методов общенадзорной прокурорской деятельности согласно действующему законодательству.

Покажите различия между протестом прокурора и представлением прокурора, являющимися основными средствами общенадзорного прокурорского реагирования.

 

Задача 4. Используя Конституцию РФ, Устав (Основной закон) субъекта РФ и другое законодательство, назовите и охарактеризуйте основные контрольные полномочия представительных органов власти федерального уровня, уровня субъекта Федерации и муниципального уровня в отношении органов исполнительной власти.

 

Задача 5. Назовите всех субъектов президентского контроля. Охарактеризуйте формы, методы и полномочия осуществляемого ими президентского контроля по действующему законодательству.

 

Задача 6. Охарактеризуйте полномочия Министерства финансов РФ, Центрального Банка России, налоговых органов как важнейших органов надведомственного контроля.

 

Задача 7. Изучите Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280) и на этой основе перечислите, и разграничьте его функции и полномочия как органа надведомственного и внутриведомственного контроля.

 

Задача 8. На общем собрании трудового коллектива НГДУ (нефтегазодобывающее объединение), являющегося закрытым акционерным обществом (ЗАО) многие вступающие критиковали начальника объединения за несоблюдение обязательств по коллективному договору, грубость, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, несвоевременную выплату зарплаты и требовали смещения его с занимаемой должности. Вопрос был поставлен на голосование, и большинство присутствующих поддержало критику и проголосовало за последнее предложение.

Правомерно ли решение общего собрания, и каковы его максимально возможные юридические последствия? Ответ аргументируйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства.

 

Задача 9. Какими контрольными полномочиями обладают граждане и общественные объединения граждан по действующему законодательству?

 

Задача 10. Может ли суд осуществлять предварительный контроль за решениями и действиями государственных органов исполнительной власти?

При положительном ответе приведите два – три примера по действующему законодательству.

 

Задача 11. Назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок вынесения и рассмотрения частных определений суда и сообщений арбитражного суда как своеобразных и специфических форм судебного контроля за соблюдением законности и дисциплины в сфере реализации своих полномочий субъектами исполнительной власти.

 

Задача 12. В федеральные суды общей юрисдикции различных уровней (от районного до Верховного Суда РФ) нередко поступают письма-жалобы от граждан на беззаконие, бюрократизм, отсутствие должной четкости и порядка в деятельности работников домоуправлений и жилищно-коммунальных контор, почтовых отделений, органов и должностных лиц ГИБДД и других органов без предъявления конкретных требований.

Могут ли суды направлять эти письма-жалобы граждан в конкретные организации и органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит рассмотрение затрагиваемых в них вопросов?

 

Задача 13. Какие нормы Конституции РФ, и какие именно федеральные законы составляют конституционные основы судебного контроля в сфере реализации исполнительной власти?

Какие конкретно формы и методы судебного контроля предусматриваются действующим законодательством?

 

Задача 14. В чем принципиальное различие судебно-контрольной деятельности Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда (и территориальных судов), с одной стороны, и Конституционного Суда РФ, а также Уставных судов субъектов Российской Федерации — с другой стороны?

Ответы обосновывайте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства и постановлений судебных органов.

 

Задача 15. Какие функции и полномочия арбитражных судов в обеспечении законности и дисциплины хозяйствующих субъектов во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами исполнительной власти закрепляет Арбитражный процессуальный кодекс РФ?

 

Задача 16. Могут ли быть опротестованы прокурором незаконная резолюция должностного лица на документе или телеграфное распоряжение руководителя органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О Прокуратуре РФ»?

Ответ аргументируйте ссылкой на соответствующую норму закона.

 

Задача 17. Правительство Республики Башкортостан приняло незаконное постановление. Может ли прокурор республики или Генеральный прокурор РФ опротестовать этот незаконный акт органа исполнительной власти субъекта Федерации или использовать какую-либо другую форму прокурорского реагирования?

 

Задача 18. В плане работы прокуратуры района на третий квартал предусмотрена проверка состояния дебиторской задолженности в ряде организаций, систематически задерживающих выплату заработной платы своим работникам.

Обоснованно ли включен такой пункт в план работы прокуратуры?

 

Задача 19. Администрация района обязала районного прокурора «провести в 10-дневный срок расследование дела о массовом пищевом отравлении в кафе села и виновных привлечь к судебной ответственности».

Основано ли на законе это решение? Как должен поступить прокурор, получив это решение?

 

Задача 20. В плане работы районной прокуратуры на один из кварталов была предусмотрена проверка состояния техники безопасности в сельскохозяйственных кооперативах и акционерных обществах района. Копия плана поступила в отдел общего надзора прокуратуры края.

Дайте заключение по этому пункту работы районной прокуратуры.

 

Задача 21. Глава районной администрации предписал районному прокурору совместно с райсельхозотделом администрации провести ревизию в муниципальном ЗАО «Конезавод» и все материалы проверки предоставить в администрацию района.

Соответствует ли предписание главы администрации действующему законодательству?

 

Задача 22. Районный прокурор опротестовал незаконное решение администрации района и направил протест главе районной администрации, но протест был необоснованно, по мнению прокурора, отклонен.

Каковы могут быть дальнейшие действия районного прокурора?

 

Задача 23. Администрация района, рассмотрев вопрос о состоянии и мерах по усилению борьбы с мелкими хищениями материальных ценностей на муниципальных предприятиях, обязала районный отдел внутренних дел, прокуратуру района и районный суд «принять действенные меры к активизации борьбы с лицами, совершающими мелкие хищения муниципального имущества».

Соответствует ли данное решение районной администрации действующему законодательству?

 

Задача 24. Районная администрация своим решением назначила прокурора района председателем районной комиссии по проверке соблюдения уставов сельскохозяйственных кооперативов района.

Законно ли решение администрации?

 

Задача 25. Сформулируйте способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации государственной исполнительной власти.

Дайте характеристику всем способам обеспечения законности и дисциплины: контролю, надзору и контрольно-надзорной деятельности в общей системе правоохранительной деятельности государства.

 

Задача 26. Ярославское территориальное управление МАП России установило, что ЗАО «Центросоль» совершило без предварительного согласования с антимонопольными органами восемь сделок по приобретению крупного пакета акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «Угличский речной порт».

Есть ли нарушения законности в этой ситуации?

Каким государственным органом и как конкретно в данном случае могут быть предприняты меры по устранению нарушений законности?

Какой из способов обеспечения законности и государственной дисциплины представлен деятельностью соответствующего органа исполнительной власти?

 

Задача 27. Закон Республики Калмыкия «Об административной ответственности в области благоустройства населенных пунктов в Республике Калмыкия» от 22 февраля 2002 г., по мнению прокуратуры республики, по ряду моментов противоречит КоАП РФ. Так, в гл. 2–5 Закона содержатся составы правонарушений, которые фактически дублируют составы, описанные соответственно в ст. ст. 7.21, 7.22, 8.15, 8.2, 8.19, а также 8.7, 8.12, 9.2, 11.22 КоАП РФ. Например, названным Законом установлена ответственность за несвоевременное проведение ремонтных работ, несоблюдение правил содержания устройств наружного освещения, складирование тары, материалов, оборудования и так далее, вне территории предприятия; непринятие мер по ликвидации прокладки асфальтобетонного покрытия на проезжей части улиц и т.д.

Кроме того, ст. 12 Закона установлена ответственность за нарушения правил содержания рекламы, вывесок, указателей и афиш, а ст. 19 – за нарушения правил содержания территорий.

Какой акт прокурорского надзора на выявленные нарушения федерального законодательства был избран прокурором Республики Калмыкия?

Чем он должен был мотивироваться? Составьте его проект.

Каковы были бы дальнейшие действия прокуратуры, если бы законодательным органом Республики акт прокурорского надзора был отклонен?

Какова была бы в таком случае итоговая схема восстановления законности?

 

Задача 28. Изучите Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Перечислите гарантии соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, закрепленные данным законом.

 

Задача 29. Назовите правовые основания и виды административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел.

 

 

Задача 30. 11 октября 2003 года в 18 час. 30 мин. на ул. Лежневской в г. Иваново Г. был остановлен инспекторами ДПС К. и Ч., которые потребовали у него предъявления удостоверения личности и документов на автомобиль. Г. отказался предъявить им указанные документы, ссылаясь на то, что предъявит их только в Ленинском РОВД г. Иваново. После доставления в Ленинское РОВД Г. предъявил оперативному дежурному и инспекторам ДПС требуемые документы. В этот же день оперативным дежурным Ленинского РОВД г. Иваново в отношении Г. было составлено два протокола: один об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ, и другой – об административном задержании в порядке ст. ст. 27.3-27.7 КоАП РФ, на основании которого он (Г.) был подвергнут административному задержанию с 19 часов 45 минут 11 октября 2003 года до 9 часов 12 октября 2003 года.

Г., не согласившись с протоколом об административном задержании, обжаловал его в суд.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 9 февраля 2004 года, оставленным без изменения определением судьи Ивановского областного суда от 24 февраля 2004 года, жалоба Г. на протокол об административном задержании оставлена без удовлетворения.

В жалобе Г. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, как вынесенные с нарушением норм КоАП РФ.

Усматриваете ли вы нарушение законности по делу? Подлежит ли удовлетворению жалоба Г.?

 

Задача 31. При проведения совместной проверки ФМС и Роструда иностранных граждан и лиц без гражданства, которые трудятся в ООО «Cloud» в течение двух месяцев, было проверено наличие у компании разре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.017 с.)