Сущность и значение бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение бухгалтерского учета.



Сущность и значение бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документам имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ПБУ),. другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень; законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

1) Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы.

2) Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время, как уже говорилось, в России разработано и утверждено 20-положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

3) Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

4) Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета:

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

 

3. Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»: общие положения, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность.

 

В разделе I " Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В разделе указан также свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы и указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона.

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бух терским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым Предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счет инструкции по их применению, положения (стандарты) по бух терскому учету и другие нормативные акты и методические ния по бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в d низаниях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций. Во разделе II " Основные правили ведения бухгалтерского уча изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязанность двойной записи хозяйственных операций на основе рабо плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского у': икс имущества и обязательств, порядку осуществления инвен-зации имущества и обязательств.

В разделе III " Основные правила составления и представления б/у отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правильной оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представим, основные правила составления сводной бухгалтерской от-ности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

 

Документирование как элемент метода бухгалтерского учета. Обязательные реквизиты документов.

 

Обязательные реквизиты документов.

Документирование - это процесс оформления хоз. операций проводимых организацией оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами для ведения б\у. Первичные учетные документы должны отвечать требованиям ФЗ-129 ст.9.

Альбом унифицированных форм бух. отчетности

п.2 Обязательные реквизиты: наименование организации, наименование документа, дата, содержание хоз. операции, измерители, ответственные должности, личные подписи.

 

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

 

План счетов бухгалтерского учета, его строение.

 

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любо информацией, необходимой не только для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но и для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, источниках, хозяйственных процессах. Дл правильного и четкого построения и организации бухгалтерской учета необходимы четкий перечень и конкретная характеристик каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. В нем приведены наименования и коды синтетически: счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). В Плане счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной последовательности.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учет финансово-хозяйственной деятельности организаций:

регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;

приводит краткую характеристику синтетических счетов открываемых к ним субсчетов;

раскрывает структуру и назначение счетов, экономическое содержание обобщаемых на них фактов;

раскрывает порядок учета наиболее распространенных операций.

В Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов.

I. Внеоборотные активы..

II. Производственные запасы.

III. Затраты на производство.

IV. Готовая продукция и товары.

V. Денежные средства.

VI. Расчеты.

VII. Капитал.

VIII. Финансовые результаты.

Отдельно выделены забалансовые счета. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н и введены с 1 января 2001 г.

 

Классификация затрат.

 

Важное место в системе учета затрат занимает система их классификации.

Основные системы классификации затрат:

прямые и косвенные, в зависимости от технологических процессов и по способу отнесения на себестоимость отдельных видов туристских продуктов;

постоянные и переменные, в зависимости от объемов производства.

Прямыми затратами признаются те, которые можно непосредственно отнести на единицу туристских продуктов, т.е. затраты, которые обусловлены технологическими особенностями производства туристских продуктов (работ, услуг). Они учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", и их можно непосредственно отнести на определенный вид туристских продуктов.

Косвенные расходы связаны с обслуживанием производства, управлением предприятием и организацией продаж. Косвенные затраты связаны с формированием и реализацией туристских продуктов, но в момент возникновения они не могут быть отнесены на определенный их вид. Этот вид затрат включает арендную плату за помещения и расходы по их содержанию; заработную плату с отчислениями работников аппарата управления; затраты на ремонт и содержание основных средств; оплату аудиторских, консультационных услуг; расходы на подготовку кадров и др.

К косвенным расходам относятся общехозяйственные расходы, которые, согласно Плану счетов бухгалтерского учета (18), учитываются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и распределяются в соответствии с принятой в учетной политике методикой (пропорционально заработной плате основного персонала, величине выручки от реализации того или иного вида услуг и т.д.). По окончании периода эти расходы относятся в дебет счета 20 "Основное производство", при этом они распределяются между отдельными видами туристских продуктов или списываются на счет 90 "Продажи".

По роли в производственном процессе все затраты подразделяются на производственные и внепроизводственные, или периодические (или затраты периода).

Производственные затраты туристской фирмы включают затраты на приобретение прав на услуги по размещению, транспортному обслуживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию, а также затраты на оплату труда производственного персонала фирмы, затраты, связанные с освоением новых маршрутов, с совершенствованием технологии и организации рабочего процесса и др. Эти затраты являются активами туристской организации и принесут выгоду в будущих периодах.

Размер внепроизводственных (периодических) затрат зависит не от объемов производства, а от длительности периода и связаны с объемом полученных в течение данного периода услуг. Периодические затраты включают расходы на содержание административно-управленческого персонала фирмы, общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления; расходы на текущий и капитальный ремонт, содержание и эксплуатацию вычислительной техники; плату за аренду офиса и расходы на его содержание; расходы, связанные с реализацией туристских продуктов (реклама, комиссионные агентам); расходы по страхованию и т.п.

Планируемые затраты - затраты, рассчитываемые на определенный объем производства туристских продуктов на основе имеющегося портфеля заказов, заключенных договоров. Планирование затрат представляет собой систему расчетов, отражающих величину затрат, включаемых в себестоимость продуктов.

Непланируемые затраты - затраты, отражаемые только в фактической себестоимости туристского продукта на основе полного и документального оформления фактических затрат в системе счетов бухгалтерского учета. Фактические затраты при этом сравниваются с планируемыми.

Учет готовой продукции.

 

К готовой продукции относится продукция, обработка которой закончена и которая прошла испытание, приемку, укомплектование, согласно условиям договора с заказчиком и отвечает техническим условиям и стандартам. Готовая продукция, подлежащая сдаче заказчикам на месте и не оформленная актом приемки, числится в составе незавершенного производства. В бухгалтерском балансе остатки готовой продукции отражаются по фактической производственной себестоимости. В текущем учете наличие и движение готовой продукции оценивается по принятым учетным ценам: по плановой себестоимости (с обособленным учетом отклонений между фактической и плановой себестоимостью) или по отпускным (оптовым) иенам предприятия (с Обособленным учетом отклонений между фактической производственной себестоимостью и отпускной стоимостью продукции). Второй вариант обеспечивает сопоставимость оценки готовой продукции с отчетностью, а также соблюдение единства оценки в документах на продукцию отгруженную и реализованную. Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой (или от отпускной стоимости) учитываются на отдельных аналитических счетах по однородным группам изделий, которые открываются в составе счета готовой продукции. В регистрах аналитического учета эти отклонения отражаются отдельной позицией. Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции ее реализации являются: своевременное оформление соответствующими документами готовой продукции, выпущенной из производства; обеспечение контроля за ее сохранностью складах предприятия; своевременное отражение операций отгрузке и реализации продукции и расчетов с покупателями; обеспечение контроля за выполнением плана выпуска и ре-продукции. Выпущенная из производства готовая продукция сдается на склад по накладным. Они выписываются в двух экземплярах 1'цехом-сдатчиком и после подписи уполномоченного должностного лица цеха и отдела технического контроля вместе с продукцией сдаются на склад. Один экземпляр накладной с распиской заведующего складом о принятии готовой продукции | возвращается цеху-сдатчику. На основании второго экземпляра накладной, материально ответственное лицо делает записи в карточках складского учета об оприходовании готовой продукции, после чего вместе с материальным отчетом передает накладные в бухгалтерию. На складе учет готовой, продукции в карточках складского учета ведут по наименованиям и сортам (номенклатурным номерам). Записи в карточках делаются по каждому приходному и расходному документу с выведением остатка после каждой записи. В бухгалтерии ведут ведомость (книгу) остатков готовой продукции, как и в учете материалов. В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут Beдомость выпуска готовой продукции за отчетный месяц, в которой выпущенная из производства продукция группируется по видам и сортам (номенклатурным номерам) и отражается в двух оценках: по учетным ценам (как правило, по плановой себестоимости) и по фактической себестоимости (которая определяется в конце месяца после составления отчетной калькуляции). Для учета готовой продукции используется активный счет 26 (готовая продукция). При оприходовании выпущенной из производства готовой продукции в бухгалтерском учете делают запись по дебету счета 26 "Готовая продукция" и кредиту счета 23 "Производство".

 

43. Оценка и учет отгрузки (отпуска) и реализации продукции покупателям.

Учет денежных средств.

 

Денежные средства предприятий - совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относят также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

Денежные средства - единственный вид оборотных средств, обладающий абсолютной ликвидностью, т.е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Платежеспособность предприятия определяется сопоставлением уровня денежных средств с размером текущих обязательств предприятия. Кроме погашения обязательств, необходимы определенные запасы денежных средств для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления выгодных инвестиций.

1) Учет кассовых операций

Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются Центральным Банком РФ (инструкции, положения и пр. нормативные документы). Поступление денег в кассу происходит при их получении с расчетного или других счетов в банках, приеме наличных денег за продукцию и услуги, различных взносов работников предприятия или возврате ранее выданных им авансов. Из кассы деньги расходуются на выплату зарплаты и другие платежи работникам, выдаются на хозяйственные или другие расходы или вносятся на счета в банках.

Основными документами по учету поступления денег и их выдачи являются приходные и расходные кассовые ордера. Расходные кассовые ордера подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Подпись руководителя не обязательна, если она есть на прилагаемых к ордеру документах. Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером. Лицу, которое внесло деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт приходования.

К оформлению всех денежных документов предъявляются особые требования. В них не допускаются никакие исправления. Исполненные кассовые ордера гасятся специальными штампами с указанием даты.

Выдача зарплаты, пособий, пенсий, стипендий оформляется платежными ведомостями, подписанными руководителем и главным бухгалтером предприятия без оформления расходных кассовых ордеров на каждого получателя. По истечении срока выдачи зарплаты и других платежей (3 дня) по ведомости в отношении лиц, не получивших соответствующей выплаты, вместо подписи о получении делается отметка о депонировании, затем подсчитываются и записываются в конце ведомости суммы выплаченных и депонированных средств за подписью кассира. На эти суммы составляются расходные кассовые ордера, на невыданную зарплату - реестр депонированных сумм.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров.

2) Учет операций по расчетному и другим счетам

Количество расчетных счетов, необходимых для осуществления расчетов, определяется самим предприятием. По своему усмотрению предприятие выбирает и банки для их открытия. С любого из них оно может производить все виды операций. Порядок открытия расчетных счетов, совершения и оформления операций определяется Центральным Банком РФ.

При открытии расчетного счета предприятие представляет в банк заявление об открытии счета и нотариально заверенные копии документов о создании предприятия (учредительный договор и устав), справки о регистрации предприятия, о его постановке на налоговый учет в налоговой инспекции и в социальных фондах, карточки с образцами подписей распорядителей кредитов (руководителя предприятия, его заместителя) и главного бухгалтера, которые заверяются нотариусом. Один экземпляр карточки с образцами подписей и печати (первое время без печати) хранится у контроллера банка для постоянного контроля подлинности представляемых денежных документов.

Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается пометка в уставе предприятия, заверенная гербовой печатью банка. Далее этот номер указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств. При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетного счета в указанную документацию вносятся соответствующие изменения.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и банком, в котором оговаривается стоимость банковских услуг, проценты за хранение денежных средств.

3) Учет расчетов с поставщиками по товарным операциям

Расчеты между поставщиком и покупателем за товары, услуги, работы производятся в безналичной форме при помощи платежных поручений, требований-поручений, аккредитивов, чеков. Все формы расчетных документов установлены банком и должны содержать следующие сведения: наименование расчетного документа, номер и наименование банка плательщика, наименование ИНН плательщика, номер счета в банке, наименование получателя средств, номер его счета в банке, номер банка-получателя средств, назначение платежа, сумма платежа цифрами и прописью, в том числе НДС, подписи должностных лиц, печать предприятия.

Каждый вид расчетных документов имеет свои особенности.

Платежное поручение - это поручение предприятия банку о перечислении указанной в нем суммы со своего расчетного счета на расчетный счет другого предприятия. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Плательщик передает поручение в банк, который его обслуживает. Поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем или в порядке предоплаты.

Платежное требование-поручение - это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку произвести оплату указанной в них суммы на основании расчетных и отгрузочных документов поставщика. Поставщик пересылает требование-поручение покупателю (почтой или через банк) для акцепта. После акцепта (соглашения на оплату) покупатель подписывает платежное поручение, заверяет его печатью и передает в банк, который его обслуживает, для перечисления средств поставщику.

Платежные поручения и платежные требования-поручения банк принимает только при наличии средств на расчетном счете плательщика.

Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные покупателю, на условиях, указанных покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив может быть открыт за счет средств покупателя (Д 55.1 - К 51) или ссуды банка (Д 55.1 - К 66). Аккредитив открывается для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неиспользовании или частичном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств на расчетный счет (Д 51 - К 55.1) или банку (Д 66 - К 55.1). При оплате счетов за счет аккредитива банк поставщика проверяет отгрузочные документы, акцептует счета по поручению покупателя и оплачивает их.

 

ФЗ № 164-ФЗ «О лизинге».

 

 

Содержание и порядок формирования показателей бухгалтерского баланса.

 

Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела: разд. I "Внеоборотные активы" и разд. II "Оборотные активы". В пассиве баланса три раздела: разд. III "Капитал и резервы", разд. IV "Долгосрочные обязательства" и разд. V "Краткосрочные обязательства". Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса. Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разд. IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

 

Содержание пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

 

 

Сущность и значение бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.251.51 (0.15 с.)